Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр»


Скачать 440.56 Kb.
НазваниеПрограмма рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр»
страница1/2
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2
Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»


«Утверждаю»

Директор центра

_____________ Ю.А. Козлова

«____»_________________ г.

Матолыгина Светлана Николаевна


СемьЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся – 13 – 15 лет

Курган

2014

СемьЯ. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа / авт-сост. С.Н. Матолыгина; ГБОУДОД ДЮЦ. Курган, 2014. – 24 с.


Автор составитель

программы


Матолыгина Светлана Николаевна, методист ГБОУДОД «Детско-юношеский центр», Почетный работник общего образования Российской Федерации






Рецензенты:

Воробьева Татьяна Петровна, заведующая кафедрой педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ Курганской области, доцент, к.п.н.





Блудова Лидия Витальевна, специалист по учебно-методической работе Центра информационно-образовательных технологий и менеджмента качества ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», Отличник народного просвещения Российской Федерации



Программа рекомендована к сертификации Методическим советом ГБОУДОД «Детско-юношеский центр» в качестве дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Протокол №4 от 21 мая 2014 г.

Программа прошла экспертизу программно-экспертного совета ГАОУ ДПО ИРОСТ Курганской области.

Выдан сертификат № _______ от «______» __________________ 20 ____ г.

© Матолыгина С.Н.

© ГБОУДОД ДЮЦ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование

программы.

СемьЯ

Автор программы

Матолыгина Светлана Николаевна


Учреждения, где планируется реализация программы

Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей Курганской области


Тип программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа


Направленность программы

Социально-педагогическая


Вид программы


Авторская (не сертифицированная)

Срок обучения


1 год

Возраст обучающихся


13-15 лет

Уровень освоения предметной деятельности


ознакомительный

Цель программы

приобщение подростков к российским традиционным семейным ценностям, воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи программы

обучающие:

- сформировать теоретические знания о традиционной семье как социальном институте;

- познакомить с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни;

- дать понятие о правовых основах семейных отношений;

развивающие:

- развивать способность диалогического, эмоционально-насыщенного толерантного общения;

- развивать интерес к истории семьи, рода;

- развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;

воспитывающие:

- формировать отношение к семье как к базовой ценности общества;

- воспитывать высоконравственные межличностные отношения;

- пробуждать у учащихся желание создать свою крепкую, счастливую семью;

- способствовать росту взаимопонимания между представителями разных поколений в семьях учащихся.



Планируемые результаты

Планируемые предметные результаты

Обучающиеся будут:

- иметь представление о традиционной семье как социальном институте;

- знать базовые понятия, раскрывающие ценности и нормы семейной жизни;

- иметь представление о правовых основах, этике и психологии семейных отношений;

- знать культурные и исторические корни своей семьи;

- уметь составлять родословное древо;

- иметь навыки управления своим здоровьем в семье;

- уметь пользоваться информацией социальных служб помощи семье.

Планируемые метапредметные результаты

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

  • мотивация к созданию в будущем своей крепкой, счастливой семьи на основе базовых семейных ценностей;

  • позитивное отношение к традиционным ценностям в сфере семейной жизни;

  • жизненное самоопределение личности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

  • определение способов, действий для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

  • владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;

  • умение формулировать, аргументировать собственное мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

  • умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция.




С какого года планируется реализация программы


С 1 сентября 2014 года



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья – основа государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. В настоящее время во всем мире наблюдается кризис семейных отношений, в том числе и в российском обществе. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.

С 90-х годов сокращается население и трудовой потенциал России, поэтому обостряется опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения инновационного социально ориентированного развития страны. Таким образом, сегодня демографический вопрос становится вопросом продвижения Российского государства на мировой арене.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания.

В современном российском обществе все более явной становится тенденция распространения ценностей контркультуры. Это является одной из серьезных причин искажения процесса семейного воспитания, рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, в целом негативно отражается на жизни современной российской семьи.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе средствами образования. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, ведомственная целевая программа Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2013-2015 годы» одной из приоритетных задач называют формирование семейной культуры у подрастающего поколения и нацеливают педагогическое сообщество на участие в решении проблемы сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о культурных, психологических и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению.

Для подростка – старшеклассника характерно внутреннее стремление к счастью, к жизни в крепкой, счастливой семье. Но молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представления о правильном устройстве семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака. В окружающем информационном пространстве существует множество антисемейных и антиродительских установок. Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и счастливую семью, в таких условиях ему трудно их реализовать.

Учреждения дополнительного образования детей могут участвовать в решении этой проблемы, используя свой воспитательный потенциал для формирования у подростков отношения к семье как безусловной ценности, подготовки молодежи к осознанному родительству.

Цель дополнительной общеобразовательной программы «СемьЯ» - приобщение подростков к российским традиционным семейным ценностям, воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

обучающие:

- формировать теоретические знания о традиционной семье как социальном институте;

- познакомить учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни;

- дать понятие о правовых основах семейных отношений;

развивающие:

- развивать способность диалогического, эмоционально-насыщенного толерантного общения;

- развивать интерес к истории семьи, рода;

- развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;

воспитывающие:

- формировать отношение к семье как к базовой ценности общества;

- воспитывать высоконравственные межличностные отношения;

- пробуждать у учащихся желание создать свою крепкую, счастливую семью;

- способствовать росту взаимопонимания между представителями разных поколений в семьях учащихся.

Система семейных ценностей, традиционных для

отечественной культуры

В данной программе рассматриваются следующие базовые семейные ценности:

- семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, счастливое детство;

- супружество, мужественность, женственность;

- человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие;

- общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность;

- взаимное уважение членов семьи, взаимоподдержка, взаимопомощь, отзывчивость, милосердие;

- умение прощать, терпимость к недостаткам других;

- мир в семье; духовное единение супругов, радость семейной жизни;

- традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;

- семейный труд, ответственность за семью и перед семьей (ответственное родительство);

- любовь к Родине, служение Отечеству;

- дом, достаток, хозяйственность.
Сроки реализации программы. Условия набора и режим занятий.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «СемьЯ» рассчитана на изучение в системе дополнительного образования детей. Имеет объем 72 часа, предназначена для учащихся 7-9 классов в возрасте 13 – 15 лет. Реализуется в течение 1 года в режиме одно двухчасовое занятие в неделю.

Программа может быть использована при реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС на основе модели дополнительного образования.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс по реализации содержания программы строится на основе гуманистических принципов:

- культуросообразности – учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России;

- системности – использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики как на занятиях, так и в самостоятельной работе обучающихся;

- дополнительности – учет в организации образовательного процесса типологических особенностей дополнительного образования (добровольность, свободный выбор, развитие мотивации и др.);

- доступности – предоставление возможности для знакомства с феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;

- наглядности – использование выразительных средств зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, кино- и видеофильмов и т.п.), слуховых образов (музыкальных произведений, звуковых средств), литературных образов;

- доверительности – решение образовательных задач на основе доверительных отношений между педагогом, обучающимися, родителями;

- диалогичности – раскрытие содержания учебного материала средствами диалога между участниками образовательного процесса;

- индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала обучающимися. Они зависят от жизненного опыта обучающихся, уровня их культуры и других факторов;

- природосообразности – учет половозрастных особенностей обучающихся;

- экзистенциального переживания – раскрытие содержания на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания конкретных явлений семейной жизни;

- ценностного восхождения – раскрытие ценностной картины семейной жизни, создание позитивного восприятия брака.

Содержание программы включает взаимосвязанные разделы:

- современный мир подростка и семейные ценности;

- психология семейных отношений;

- нравственные основы семейной жизни;

- семья – основа жизни, залог здоровья;

- правовые основы семейной жизни.

Педагогическое взаимодействие в процессе реализации программы должно строиться на опережающем рациональное знание переживании той ценности, которая является предметом изучения. Для создания такого эмоционального образа могут применяться художественные средства, примеры реальных событий, непосредственное общение с носителями этих ценностей. На следующем этапе должна происходить вербализация опыта непосредственного эмоционального переживания, что позволит включить процессы осознания и осмысления. И только после такой проработки возможно углубление понимания на основе объяснений педагога, обогащение информации примерами. На завершающем этапе необходимо включить учащихся в активную деятельность по воссозданию ценности в собственном творчестве, в общении со сверстниками, взрослыми и др.

Последовательность изучения материала должна способствовать внутреннему принятию его содержания как личностно значимого.

Этому будет содействовать качественно новая роль семьи при изучении программы: родители - не пассивные наблюдатели или помощники своих детей. Оставаясь вне списочного состава детского объединения, они должны быть полноправными участниками многих учебных творческих событий.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу будет осуществляться за счет применения художественно-образных, диалоговых средств обучения, использования информационных технологий, создающих возможности включения как исторического, так и современного культурного контекста в изучаемый материал.

Реализация перечня тем раздела «Психология семейных отношений» будет осуществляться при участии специалиста-психолога, раздела «Семья – основа жизни, залог здоровья» - специалистов в области медицины.

Для активизации деятельности учащихся предполагается выполнение творческих заданий, участие в дискуссиях, просмотр и обсуждение фильмов, совместное чтение и обсуждение книг, предназначенных для семейного чтения, прослушивание музыкальных произведений, рассказов родственников, работа с семейными архивами и др.
Формы проведения занятий

  • эвристическая беседа;

  • занятие-семинар;

  • тренинг;

  • практические работы;

  • семейная гостиная;

  • презентация творческих работ;

  • выставка;

  • психогимнастика;

  • творческая встреча;

  • виртуальная экскурсия;

  • конкурс;

  • дискуссия, обсуждение;

  • самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;

  • внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.


Форма подведения итогов - праздник семьи.

Итоговое мероприятие может быть проведено с учетом результатов итоговой аттестации. На нем могут быть презентованы итоговые индивидуальные и групповые творческие работы.
Формы итоговой аттестации: 1. Составление своего ценностного портрета.

2. Презентация групповой или индивидуальной творческой работы (по выбору):

- Эссе «Моя будущая семья».

- Сочинение «Какой я вижу счастливую семью».

- Творческая работа, выполненная в любой изобразительной технике, на тему «Семейные ценности».

Планируемые результаты

Показателями результативности освоения программы следует считать достижение воспитательных результатов первого и второго уровней внеурочной деятельности:

Результаты первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Планируемые предметные результаты

Обучающиеся будут:

- иметь представление о традиционной семье как социальном институте;

- знать базовые понятия, раскрывающие ценности и нормы семейной жизни;

- иметь представление о правовых основах, этике и психологии семейных отношений;

- знать культурные и исторические корни своей семьи;

- уметь составлять родословное древо;

- иметь навыки управления своим здоровьем в семье;

- уметь пользоваться информацией социальных служб помощи семье.
Планируемые метапредметные результаты

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

  • мотивация к созданию в будущем своей крепкой, счастливой семьи на основе базовых семейных ценностей;

  • позитивное отношение к традиционным ценностям в сфере семейной жизни;

  • жизненное самоопределение личности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

  • определение способов, действий для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

  • владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;

  • умение формулировать, аргументировать собственное мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

  • умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция.


При оценке результативности необходимо учитывать, что данная программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции в сфере традиционных семейных ценностей, и конечный результат освоения имеет направленность на перспективу жизни, характеризуется эффектом отсроченного действия.
Способы отслеживания результатов освоения программы:

первоначальное и завершающее составление своего ценностного портрета (Приложение 2), анализ результатов выполнения творческих заданий, педагогическое наблюдение.

Технология оценивания результатов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «СемьЯ» представлена в Приложении 1.

Примерный сценарий праздника семьи «Рецепты семейного счастья» содержится в Приложении 3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


пп

Наименование

раздела, темы

Всего часов

в том числе:




теория

1.

Современный мир подростка и семейные ценности

18

5

1.1

Вводное занятие. Теория поколений.

2

1

1.2

Культура как знания и опыт поколений

12

4

1.2.1

Русское детство прошедшего столетия: секреты взросления

7

2

1.2.2

Современная молодежная субкультура и взаимоотношения в семье

5

2

1.3

Связь поколений.

4

-

2.

Психология семейных отношений

14

6

2.1

Личность и межличностные отношения

2

1

2.2

Тайна возраста. Особенности подросткового и юношеского возраста.

3

1

2.3

Мужественность.

2

1

2.4

Женственность.

2

1

2.5

Мир чувств и отношений.

5

2

3.

Нравственные основы семейной жизни.

20

8

3.1

Основные ценности семьи. Современные угрозы институту семьи.

2

2

3.2

Нравственный климат семьи.

2

1

3.3

Жизнь семьи.

4

1

3.4

Кризисы семейной жизни и их причины.

2

1

3.5

Семья в моей жизни.

2

1

3.6

Семейные традиции и праздники.

4

1

3.7

Моя родословная.

4

1

4.

Семья – основа жизни, залог здоровья

10

3

4.1

Я и мое здоровье. Семейные правила сохранения и укрепления здоровья.

2

1

4.2

Диагностика здоровья

2

-

4.3

Управление своим здоровьем

6

2

5.

Правовые основы семейной жизни

6

2

6.

Итоговое занятие.

4

-




Итого:

72

24
  1   2

Похожие:

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма утверждена Директор мбоу дод методическим советом дюц «Прометей»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Прометей»

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconТрудовой договор с работником муниципального автономного образовательного...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, в...

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconРабочая программа дисциплины
Рекомендована Учебно-методическим советом института материаловедения и металлургии

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по дисциплине...
Программа одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса и рекомендована к изданию учебно-методическим советом моси

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по дисциплине...
Программа одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса и рекомендована к изданию учебно-методическим советом моси

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма производственной практики по гражданскому процессу Направление подготовки
Программа предназначена для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция квалификация...

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии...
Рецензент: Муратова Н. Г. – д ю н., профессор Казанского (Приволжского) федерального государственного университета, заслуженный юрист...

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconОбразовательная программа маоу дод «Детско-юношеский центр «Рифей»...
Миссия, приоритетные направления, цели и задачи дюц «Рифей» на 2012-2017 гг

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПоложение о порядке выдачи документов об обучении, заполнении, хранении...

Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по дисциплинам «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право (уголовный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск