Приложение 5 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Аннотации рабочих программ дисциплин
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации Направление подготовки
38.06.01 - Экономика Направленность образовательной программы
Бухгалтерский учет, статистика (08.00.12)
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения
Очная Нижний Новгород
2015
Бухгалтерский учет, статистика (кандидатский экзамен)
| (название дисциплины)
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Бухгалтерский учет, статистика»» относится к вариативной части профессиональных дисциплин учебного плана образовательной программы аспирантуры. Она является неотъемлемой частью состава классических дисциплин базового курса экономики. Входные знания – освоение знаний в области современной экономической теории и методологии, в сфере структурирования бизнес-процессов в коммерческих организациях, в государственных и муниципальных учреждениях , в банковской и страховой сферах.
Дисциплина читается в течение 5 семестра на 3-м курсе аспирантуры и готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по специальности
Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) (компетенции)
Освоение аспирантами профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-педагогической деятельности по избранному направлению. Это предполагает изучение аспирантами истории формирования и развития концептуальных основ бухгалтерии как системы научных знаний и способов их практического воплощения; эволюцию научной парадигмы бухгалтерии; системного подхода к реализации управленческих функций и позиционирование учетной функции в этом процессе; единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета; принципов регулирования современных бухгалтерских систем; структурирование информационного пространства и инструментальных средств современного бухгалтерского учета.
Задачи дисциплины:
§ ознакомить аспирантов с основными этапами структурирования современной системы научных бухгалтерских и статистических знаний и направлений их использования в решении практических задач;
§ рассмотреть основные проблемы развития бухгалтерского учета в отраслевом контексте ;
§ изучить общие требования к ведению бухгалтерского учета, в том числе : основы формирования учетной политики хозяйствующего субъекта; принципы и технологические основы первичных документов и учетных регистров ; структуру бухгалтерской (финансовой) отчетности и нормативные требования к процессу ее генерирования;
§ рассмотреть основы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов этого процесса и их функции, технологию стандартизации учета (российский и международный аспекты).;
§ определить порядок проведения статистического анализа себестоимости продукции, работ услуг
Учебный курс обеспечивает освоение понятийно-терминологической базы, методологии и методики бухгалтерского учета. Итогом освоения дисциплины будет формирование у аспирантов следующих компетенций:
ПК - 4. Готовность к принятию адекватных экономических решений в условиях неопределенности;
ПК-5. Способность определять адекватные процедуры контроля в действующих условиях хозяйствования.
Структура дисциплины
Объем дисциплины «Бухгалтерский учет, статистика» составляет 3 зачётные единицы, всего - 108 часов, из которых 12 часов – занятия лекционного типа, 6 часов – практические занятия, 36 часов – промежуточная и итоговая аттестация, 54 часа – самостоятельная работа обучающегося. 4. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Формирование и эволюция парадигм, концепций и принципов бухгалтерского учета в процессе его исторического развития
Этапы становления бухгалтерской науки. Понятия парадигм, концепций, принципов бухгалтерского учета. Эволюция подходов к оценке, учету и отражению в отчетности объектов и хозяйственных операций, к принципам классификации видов оценки, счетов и регистров бухгалтерского учета. Формирование различных научных школ бухгалтерского учета Раздел 2. Современные парадигмы, концепции и принципы бухгалтерского учета и классификации его моделей
Особенности современного этапа развития бухгалтерского учета. Основные современные парадигмы. Соотношения концептуальных основ и принципов учета в различных национальных системах. Модели современного бухгалтерского учета и их классификации различными учеными Раздел 3. Гармонизация бухгалтерского учета в соответствии с МСФО как основное направление его дальнейшего развития
Понятие, предпосылки и цели гармонизации бухгалтерского учета и отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) как основа гармонизации учета и отчетности. Концептуальные основы и принципы системы МСФО. Современные проблемы гармонизации учета и отчетности Раздел 4. Концептуальные основы и принципы реформирования российского бухгалтерского учета
Современная нормативная база и концептуальные основы российского бухгалтерского учета. Особенности требований к учетной политике организаций. Соотношение бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. Место бухгалтерского учета в системе эффективного управления российских организаций. Принципы и проблемы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности. Теоретические проблемы бухгалтерского учета в трудах современных ученых. Раздел 5. Статистика себестоимости продукции (работ, услуг)
Задачи статистического изучения себестоимости продукции. Состав и структура затрат на производство продукции. Индексы себестоимости. Динамика себестоимости единицы продукции. Расчет суммы плановой, сверхплановой и фактической экономии от снижения себестоимости единицы продукции. Показатели затрат и индексы затрат на 1 рубль произведенной продукции (доходов). Статистическая отчетность о затратах на производство продукции (работ, услуг), ее показатели, источники данных для заполнения, анализ.
Аттестация по дисциплине
Занятия по дисциплине «Бухгалтерский учет, статистика» проходят в лекционной форме и в форме практических занятий, а также в форме самостоятельной работы обучаемых.
Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена, в ходе которого обучаемые должны представить развёрнутый ответ на вопросы экзаменационного билета. Авторы: д.э.н., проф. Дружиловская Т.Ю., к.э.н., доц. Лохина И.Н.
Методология современного управленческого учета
| (название дисциплины)
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Методология современного управленческого учета» относится к вариативной части профессиональных дисциплин учебного плана образовательной программы аспирантуры. Она является неотъемлемой частью бухгалтерского учета хозяйственной деятельности и базовой дисциплиной классического курса экономики. Входные знания – освоение знаний в области современной экономической теории и методологии, в сфере структурирования бизнес-процессов в коммерческих организациях, в государственных и муниципальных учреждениях , в банковской и страховой сферах.
Дисциплина читается в 5 семестре
Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) (компетенции)
Освоение аспирантами профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-педагогической деятельности по избранному направлению. Это предполагает изучение аспирантами исторических этапов структурирования современного управленческого учета; его места и роли в управлении предприятием; подходов к организации и ведению управленческого учета; основ управления затратами и финансовыми результатами, учета затрат и калькулирования себестоимости продукции ( работ, услуг, товаров), принципов бюджетирования (сметного планирования) обычной деятельности предприятия в целом и в разрезе центров ответственности.
Задачи дисциплины:
§ ознакомить аспирантов с основными этапами развития управленческого учета и его значением в системе управления предприятием;
§ рассмотреть основные проблемы развития управленческого учета;
§ изучить понятие и классификацию затрат, приемы и способы калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), основные подходы к структурированию бюджетов (смет).
§ рассмотреть отраслевую специфику составления калькуляций и бюджетов, приемы и способы формирования внутренней (управленческой) отчетности .
Учебный курс обеспечивает освоение понятийно-терминологической базы, методологии и методики бухгалтерского учета. Итогом освоения дисциплины будет формирование у аспирантов следующих компетенций:
ПК - 4. Готовность к принятию адекватных экономических решений в условиях неопределенности
ПК-5. Способность определять адекватные процедуры контроля в действующих условиях хозяйствования
Структура дисциплины
Объем дисциплины «Методология современного управленческого учета» составляет 1 зачётная единица, всего - 36 часов, из которых 12 часов – занятия лекционного типа, 24 часа – самостоятельная работа обучающегося. 4. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет и метод бухгалтерского (управленческого) учета. Этапы формирования современного бухгалтерского (управленческого) учета.
Раздел 2. Принципы бухгалтерского (управленческого) учета. Место и роль (задачи) бухгалтерского (управленческого) учета в системе эффективного управления организацией (отраслевой аспект).
Раздел 3. Объекты бухгалтерского (управленческого) учета. Классификация затрат. Производственные и внепроизводственные затраты. Виды калькуляций. Группировка затрат по статьям калькулирования.
Раздел 4. Экономические элементы расходов. Места возникновения и носители затрат. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг, товаров). Особенности систем «стандарт-кост» и «директ-костинг».
Раздел 5. Состав и общие требования к формированию внутренней (управленческой) отчетности. Учет затрат по центрам ответственности.
Раздел 6. Бюджетирование (сметное планирование). Виды бюджетов предприятия и способы контроля их исполнения.
Аттестация по дисциплине
Занятия по дисциплине «Методология современного управленческого учета» проходят в лекционной форме, а также в форме самостоятельной работы обучаемых.
Итоговая аттестация проводится в форме устного зачета. Авторы: д.э.н., профессор И.Е. Мизиковский, к.э.н., доцент И.Н.Лохина
Актуальные проблемы экономической теории
| (название дисциплины)
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Актуальные проблемы экономической теории» относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам вариативной части учебного плана образовательной программы подготовки аспирантов по специальности 08.00.01 Экономическая теория. Она является продолжением дисциплин «Экономическая теория», включенной в программу вступительного экзамена в аспирантуру. Входные знания – углубленные представления об экономических процессах, закономерностях развития общественного производства, о принципах и законах функционирования рыночной экономики; умение анализировать и прогнозировать экономические ситуации на микро и макроэкономическом уровне экономической системы; навыки применения теоретических знаний при исследовании широкого круга проблем экономики.
Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Политическая экономия», «Микроэкономическая теория», «Макроэкономическая теория», «Институциональная и эволюционная экономическая теория», «История экономических учений», «Экономическая история» и «Методология экономической науки».
Дисциплина изучается в первом семестре на 1-м курсе аспирантуры и готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по «Экономической тории».
Данная дисциплина относится к группе обязательных общепрофессиональных дисциплин отрасли науки и научной специальности аспиранта образовательной компоненты ООП ППО (в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ)).
Знание актуальных проблем экономической теории – важная составная часть гуманитарного, социального и экономического кругозора экономиста-исследователя. Данная дисциплина логически связана с дисциплинами, дающими представление о современном хозяйстве, такими как «Современные проблемы функционирования организаций» и «Математические методы моделирования в гуманитарных и социально-экономических исследованиях», и отражает современное представление о методах и подходах к анализу рыночной экономики. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми понятиями и теориями философии и экономической теории.
Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) (компетенции)
Целью изучения дисциплины «Актуальные проблемы экономической теории» является формирование знаний и умений в области исследования методологических и теоретических проблем, связанных с выявлением устойчивых, повторяющихся связей в социально-экономических процессах, их структурных характеристик, закономерностей функционирования и тенденций развития экономических отношений, объяснение на этой основе существующих фактов и феноменов социально-экономической жизни, понимание и предвидение хозяйственно-политических событий.
Изучение дисциплины «Актуальные проблемы экономической теории» призвано способствовать освоению аспирантами методологии экономической теории, сформировать представление о потенциале методов познания экономических процессов.
При освоении дисциплины ставятся следующие задачи:
- формирование навыков и умений использования при решении конкретных исследовательских задач теоретического и прикладного арсенала современных экономических концепций и моделей;
- изучение и применение методов анализа экономических процессов и показателей;
- понимание содержания и характера функционирования механизмов современных экономических отношений;
- осмысление ключевых микро- и макроэкономических проблем России.
Учебный курс обеспечивает углубленное освоение понятийно-терминологической базы, логики и методологии экономической теории. Итогом освоения дисциплины является формирование у аспирантов следующих компетенций:
- готовность реализовать предпринимательские инициативы при управлении проектами в научных образовательных организациях, высокотехнологических предприятиях и учреждениях социальной сферы (УК-7);
- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
- готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
- способность проводить анализ и оценку мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне, используя методологию экономического исследования (ПК-1);
- способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин (ПК-2).
Структура дисциплины
Объем дисциплины «Актуальные проблемы экономической теории» составляет 2 зачётные единицы, всего - 72 часа, из которых 6 часов – занятия лекционного типа, 12 часов – практические занятия, 54 часа – самостоятельная работа обучающегося. 4. Содержание разделов дисциплины
|