Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение


НазваниеВопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение
страница1/13
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
Расселение.

Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, была подсечно-огневая система. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IXв. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Культура восточных славян

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.
Вопрос 2. Древняя Русь: от варяга Рюрика до Владимира Святого.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. 882г.- приемник Рюрика, воряжский конунг (князь) Олег(879-912) пришел в Киев, здесь он вероломно убил князей днепровских полян Аскольда и Дира. У Рюрика был сын Игорь(912-945). (Он умер во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга.) В результате объед.земель ильменских славян и днепровских полян, было создано Др.Русс. гос-во, Киевская Русь. Первоначально оно протянулось довольно узкой полосой вдоль торгового пути, кот.связал Балтийское море с Черным(из варяг в греки)( Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии.)

Великий князь Святослав Игоревич(957-972) нанес сокрушительный удар по враждебному Хазарскому каганату.965- он уничтожил столицы Хоз.ког. Итиль на Волге, Семендер на Терике.971- Свят.попытался создать Русско-Болгарское гос-во. Однако этот замысел ему не позволила воплотить в жизнь Византийская империя. К концу Хв. завершилось объединение Вост. Славян в сост.Др.Руси это произошло в период Вел.княжения Владимира Святославича(980-1015). 982-он покорил окских вятичей, а в 992г. Владимир Святой завоевал карпатских хорват.
Вопрос 3. Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.
Расцвет Др.Руси пришелся на время великого княжения Ярослава Владимировича Мудрого.(1019-1054).С ним стремились породниться лучшие королевские семьи Европы. Шведский король выдал за него свою старшую дочь Ирину.1036г.-у стен Киева рус.армия под командованием Яр.Мудрого окончательно разгромила печенегов. Яр.Муд. утвердил «Правду Ярослава». Она ограничила кровную месть, допуская ее лишь за убийство близких родственников. Сыновья Яр.Муд. приняли «Правду Ярославичей». Этот док.полностью отменял кровную месть и всячески защищал княжеское хоз-во.

В начале сущ-я Др.Руси кр-не явл.свободными членами сельской общины. Однако постепенно кр.стали попадать в личную зависимость от феодалов. Самыми обездоленными были холопы наход-ся на положении домашних рабов. В 1097г. сост. съезд русс.князей в г.Любече на нем они провозгласили принцип: «каждый держит вотчину свою». Создание местных княж.династий привело к тому что Др.русс. гос-во двинулось по пути феод.раздробл. В1103г. Русск. армия под командованием вел.князя Святополка Изяславовича нанесла половцем сокрушит.поражение у р.Сутень. Одним из самых выдающихся полководцев и управленцев был великий кн.Владимир Всеволодович Мономах. При нем появился «устав» запретивший ростовщикам брать больше 50%. Этот док.заметно снизил соц.напряженность. В 1132г. скончался вел.кн. Мстислав Владим. После смерти М.В. Др.Р. прекратила свое сущ-е, как единие гос-во.
Вопрос 4. Крещение Др.Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено вХерсонесе(византия)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Вопрос 5. Формир.нов.полит.центров в период феод.раздр.
Первый удар по единой Киевской Руси нанесли удельные князья – феодалы. 1097г. – Любечский съезд («Каждый да держит вотчину свою»). С этого момента началась борьба за обособление от власти Киевского князя.

Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Сложный порядок престолонаследия

-Порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию

  1. Относительная политическая самостоятельность удельных княжеств

-Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве

  1. Утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»

-Падение престижа Киева было связано с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море

  1. Рост вотчинного землевладения

-Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

  1. Усиления боярской олигархии в Новгороде и Пскове

-Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

  1. Внешнеполитический фактор

-Ослабление внешней угрозы — половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
Вопрос 6. Борьба С-З Руси с нем-швед агрессией.
В 1238г. между немецкими и датскими крестоносцами было заключено соглашение о союзе против Руси. К походу присоединилась и Швеция. Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями возглавил новгородский князь Александр Невский, родившийся в 1220г. В 1235г. его отец предпринял успешный поход против немцев на Днепр. Там был и Александр. Вскоре отец выделил Александру на княжение Новгород. Первой наступление на Русь начала Швеция. Цель – захват тер-ий по Неве и Ладоге, даже Новгорода. Прикрытие – распространение католицизма. Шведская флотилия остановилась на Неве у притока Ижоры для отдыха. 15 июля 1240г. русские скрыто подошли и напали. Всё решили внезапность нападения и талант полководца. Быстрая и славная победа русских. Битва за устье Невы была битвой всей Руси за сохранение выхода к морю. В том же 1240г. немецкие и датские рыцари, собранные из крепостей Ливонии, вновь двинулись на Русь. Разбили крепость Изборск, после осады взяли Псков. Новгородское боярство вступило в конфликт с Александром, он уехал. В начале 1241г. рыцари продвинулись дальше. Население захваченных тер-ий бежало в Новгород. По требованию Новгородского вече пригласили Александра. Он освободил Копорье и Псков. На побережье Чудского озера были встречены главные немецкие силы. Русские отступили на лёд, сконцентрировав основные силы на флангах. 5 апреля 1242г. немецкие рыцари напали на русское войско, но проиграли сражение. Победа русских была полной и решительной. В отношении Золотой Орды Александр Невский старался проводить мирную политику, насколько это было возможно. Сам неоднократно ездил к хану. Прекрасно понимая неготовность страны открыто противостоять Орде, Александр стремился улаживать все конфликты мирным путём.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconЗащита жилищных прав граждан: системные проблемы и системные решения...

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconЭкзаменационные вопросы Восточные славяне. Образование Древнерусского государства
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconПравила проживания и внутреннего распорядка в общежитии гбоу спо...
Расселение обучающихся в студенческом общежитии колледжа осуществляется преимущественно по отделениям, специализациям и курсовому...

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconРазмещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя...
Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете и установить причины неравномерного размещения; ознакомить...

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconБилет Восточные славяне в древности: быт, нравы, религия, отношения с соседями
Так, известия о венедах и антах, которых многие историки и археологи относят к славянам, достаточно спорны. Существуют веские основания...

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconОбобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел...
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является расселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, наличие которого...

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconЗадание №4. Вопросы на понимание темы занятия
В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconЛитература: Ход занятия № элемента занятия Элементы занятия Время,...
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconВопрос Понятие «Охота»: Вопрос Что приравнивается к охоте
Вопрос Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на принципе

Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение iconОценка учебного занятия в системно – деятельностном подходе
«Экспертный лист оценки учебного занятия» является инструментом самоконтроля, взаимоконтроля и административного контроля и определяет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск