Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62


НазваниеУчебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62
страница1/34
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Таганроге



М.В. Воронцова, В.Е. Макаров, Т.В. Бюндюгова
ТЕОРИЯ ДЕСТРУКТИВНОСТИ

 
Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» (бакалавр)

Профиль: «Социальная работа в системе социальных служб»
»)



Таганрог

2014

УДК 159

ББК 88.3
Печатается по решению редакционно-издательского совета филиала РГСУ в г. Таганроге
Авторы-составители: Воронцова М.В., к.п.н., доцент (РГСУ, г. Таганрог); Макаров В.Е., д.полит.н., профессор (РГСУ, Москва), Бюндюгова Т.В., к.пс.н., доцент (РГСУ, г. Таганрог)
Рецензенты: Кайгородова Л.А., к.соц.н., профессор кафедры социальных технологий ЮФУ (Ростов-на-Дону); Холина О.А., к.пс.н., доцент (Таганрог)

Воронцова М.В., Макаров В.Н., Бюндюгова Т.В. Теория деструктивности. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2014. – 360 с.
ISBN 978-5-91241-263-9

В пособии представлена программа курса «Теория деструктивности», лекционный материал по темам курса, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

Рассматриваются основные виды проявления деструкций: агрессивное поведение, девиантное и делинквентное поведение, виды аддиктивного поведения, суицидальные проявления. Отдельные разделы посвящены вопросам терроризма и смертной казни. Пособие призвано сформировать у студентов научные представления об основных видах деструктивного поведения, о его множественной детерминации.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400 «Социальная работа».

ISBN 978-5-91241-263-9


© Воронцова М.В., Макаров В.Е., Бюндюгова Т.В., 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Программа учебной дисциплины

5

Тема 1. Мотивация поведения человека

10

1.1. Понятие социальной нормы

10

1.2. Классификации социальных норм

21

1.3. Понятие и формы деструктивности

30

1.4. Защитные механизмы и деструктивность личности

36

1.5. Мотивы созидания и разрушения в теории деструктивности

43

1.6. Борьба мотивов в теории деструктивности

47

1.7. Критерии оценки моральных поступков

50

1.8. Моральный выбор и деструктивность

53

1.9. Моральные ценности, нормы и деструктивность

61

Тема 2. Природа агрессивности

67

2.1. Природа агрессии, концепции проявления агрессивности

57

2.2. Классификация типов агрессивного поведения

79

Тема 3. Девиантное поведение

89

3.1. Виды, классификации и уровни социальных отклонений

89

3.2. Теории девиантного поведения

95

3.3. Понятие девиантного поведения

103

Тема 4. Делинквентное поведение

111

4.1. Делинквентное поведение: понятийный аппарат

111

4.2. Причины преступности

119

4.3. Социальные функции преступности

128

4.4. Статистика преступлений

130

4.5. Виктимизация личности, причины

137

Тема 5. Смертная казнь: аргументы "за" и "против"

143

5.1. Смертная казнь как правовое ограничение

143

5.2. Смертная казнь: история и современность

144

5.3. Смертная казнь: против

148

5.4. Смертная казнь, как фактор сдерживающий преступность

153

5.5. Альтернатива смертной казни

154

5.6. Россия в Совете Европы

154

5.7. Смертная казнь и общественное мнение

156

5.8. Помилование

161

5.9. Пределы ограничения применения смертной казни

162

5.10. Смертная казнь: за

172

Тема 6. Аддиктивное поведение

180

6.1. Теории и концепции формирования аддиктивного поведения

180

6.2. Факторы формирования зависимости

193

6.3. Алкоголизм

197

6.4. Наркотизм

213

6.4.1. Теории наркотизма

213

6.4.2. Накромания как социальное явление

215

6.4.3. Статистика наркотизма

219

6.5. Токсикомания

221

6.6. Табакокурение

224

6.7. Нехимические аддикции

229

6.7.1. Азартные игры

230

6.7.2. Интернет-зависимости

239

6.7.3. Сексуальные аддикции

246

Тема 7. Элементы суицидологии

260

7.1. Суицид как социальная проблема

260

7.2. Исторический обзор суицидального поведения

261

7.3. Система понятий суицидологии

262

7.4. Факторы и мотивы суицидального поведения

266

7.6. Закономерности суицидального поведения

273

Тема 8. Терроризм как социальная проблема

279

8.1. Насилие и террор

282

8.2. Индивидуальный и массовый террор

291

8.3. Мотивация террористических актов

296

8.4. Личность террориста

306

8.5. Патологический компонент

314

8.6. Радикализм, экстремизм, фанатизм, терроризм

320

8.7. Проблема отношения к террору

347

Литература

357


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.ДВ10 Теория деструктивности
Курс:

Форма обучения: очная

Семестр: 6

Количество часов на дисциплину: 108

Количество аудиторных часов на дисциплину: 48 часов, из них лекций – 38 часов, интерактивных занятий - 10 часов, самостоятельная работа - 60 часов

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
1. Цели освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Теория деструктивности» является формирование у студентов научных представлений об основных видах деструктивного поведения, о его множественной детерминации и возможных способах профилактики.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Содержание учебного курса имеет междисциплинарный характер, что обеспечивается тесными межпредметными связями с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, которые яв­ляются базовыми компонентами государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Социальная работа» бакалавр.

Учебный курс «Теория деструктивности» входит в состав курсов по выбору Б3.ДВ10. В итоге изучения дисциплины будущие бакалавры социальной работы приобретают основные знания и практические умения для организации социально-психологической деятельности в системе учреждений социальной сферы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– готов к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

– готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

– готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

– готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);

– готов к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

готов к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

– готов к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ*

Феноменологию и корни основных видов деструктивного поведения

УМЕТЬ*

Анализировать проблемы, связанные с различными проявлениями деструктивного поведения.

Выбирать социальные технологии, адекватные различным проявлениям деструктивного поведения

ВЛАДЕТЬ*

Анализа проблем, связанных с различными проявлениями деструктивного поведения.

Использования имеющихся научных данных.

Проведения информационного поиска с привлечением современных информационных технологий.

Быть компетентным*

В анализе причин деструктивного поведения и выбора адекватных социальных технологий решения проблем


Принципы отбора содержания и организация учебного материала. Основными принципами отбора содержания программы являются принципы: научности, доступности, системности, связи теории с практикой, профессиональной направленности, преемственности, интеграции содержания, технологической направленности научно-методического обеспечения.

Содержание курса определено системой лекционных и интерактивных занятий, самостоятельной работой студента. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, обеспечивающим методологические и теоретические аспекты.

Информационный материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации студентом, извлекается им из рекомендованной литературы и лекции преподавателя.

Текущая аттестация качества усвоения знаний. Текущая аттестация предполагает проверку качества усвоенных знаний в течение семестра в устной (зачет) и письменной формах (выполнение творческих индивидуальных заданий, кейсов, тестирование). Проведение разных по форме и объему работ:

  • дает преподавателю основания для объективной оценки знаний студента при выведении среднего балла «допуска»;

  • позволяет самому студенту представить уровень собственных знаний по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы учесть их при подготовке к экзамену;

  • наполнить конкретным содержанием абстрактное понятие «высокие требования».

Итоговая аттестация. Дисциплина завершается зачетом (6 семестр), на котором проверяется усвоение основных методических знаний и умений, профессиональных умений применять дидактические, методологические и технологические знания на практике.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Учебная дисциплина «Теория деструктивности» предназначена для изучения бакалаврами методологических и дидактических основах деструктивного поведения, о его множественной детерминации и возможных способах профилактики.

В структуре курса содержится теоретическая часть, включающая в себя лекционный курс и практические (интерактивные) занятия.

В лекционном курсе раскрываются теоретические основы деструктивного поведения и различных форм его проявления. В ходе самостоятельного выполнения практических заданий студенты применяют общие теоретические положения науки к решению конкретных практических вопросов и задач, что ведет к формированию методических умений и навыков.

Усвоение курса «Теория деструктивности» предполагает широкую опору на знания по другим предметам психолого-педагогического цикла и цикла общепрофессиональных дисциплин.

Программа и содержание курса создают возможности для чтения проблемных лекций по отдельным темам. Эти возможности обеспечены, во-первых, вниманием к теоретическим и методологическим вопросам науки; во-вторых, рассмотрением разных точек зрения по нерешенным методическим проблемам; в-третьих, опорой на знания студентов по другим учебным предметам.

При составлении вопросов для контрольных работ, зачета, тестов, рекомендуется использование перечня «Требования к методическим знаниям и умениям студентов». Для студентов обращение к этому перечню служит средством самоконтроля.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconПрограмма производственной практики студентов, обучающихся по направлению...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 19. 03....
Дипломное проектирование : учеб пособие для студентов, обучающихся по направлению 19. 03. 04 «Технология продукции и организация...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие Челябинск 2014 Министерство образования и науки Российской...
Допущено умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск