Скачать 0.66 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫИнформационное общество и проблемы прикладной информатики Направление — 230700.68, Прикладная информатикаФорма подготовки очнаяШкола естественных наук Кафедра Компьютерные системы курс 1 семестр 1 лекции 6 час. практические занятия 0 час. семинарские занятия - час. лабораторные работы 66 час. консультации всего часов аудиторной нагрузки 72 (час.) самостоятельная работа 72 (час.) реферативные работы (количество) нет контрольные работы (количество) нет зачет семестр экзамен 1 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 г., № 771), образовательного стандарта ДВФУ. Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры компьютерных систем 03 октября 2012 г. Составитель (ли): Н.Е. Петраченко, к.ф.-м.н., доцент П.Г. Рагулин, к.т.н., профессор Содержание УМКД Стр. Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» разработан для студентов 1 курса направление «230700.68, Прикладная информатика» в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» является базовой дисциплиной и входит в цикл «профессиональных» дисциплин для магистерской программы «Системы корпоративного управления». Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (6 часов), практические (66 часов), самостоятельная работа студента (72 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с историей развития концепций информационного общества и современными представлениями о влиянии научно технического прогресса в целом и информационных компьютерных технологий в частности на развитие отношений между людьми. Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Философские проблемы науки и техники», «Методология и технология проектирования информационных систем», «Архитектурный подход к развитию корпораций и информационных систем», «Управление знаниями в современных корпорациях» и др. Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
Достоинством данного УМКД является использование цикла заданий на лабораторных занятиях, ориентированных на методы компьютерного моделирования. Авторы-составители учебно-методического комплекса: к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры компьютерных систем, Школа естественных наук ДВФУ, Н.Е. Петраченко; к.т.н., профессор, профессор кафедры компьютерных систем, Школа естественных наук ДВФУ, П.Г. Рагулин Заведующий кафедрой компьютерных систем Е.Л. Кулешов The Description of scholastic-methodical complex of discipline «Information Society and Problems of Applied Informatics» The scholastic-methodical complex of discipline (SMCD) «Information Society and Problems of Applied Informatics», is designed for 4th year students of specialty «230700.68, Applied Computer Science». The SMCD designed in line with Federal state educational standard of higher professional education and in the normative requirements of Far Eastern Federal University (FEFU) for the educational methodical complexes of the disciplines (approved by Order of the Acting Rector FEFU 17.04.2012 № 12-13-87). Discipline of «Information Society And Problems Of Applied Informatics» is base discipline and it included into cycle «professional» discipline for master program «Corporative management systems». Total training in classroom for discipline is 144 hours. The curriculum provides lectures (6 hours), practical (66 hours), an independent student work (119 hours). Discipline is implemented on 1 course in 1 semesters. The Contents of discipline covers the circle of the questions, in accordance with historian of the development concept information society and modern beliefs about influence scientifically technical progress as a whole and information computer technology in particular on development of the relations between people. Discipline of «Information Society and Problems of Applied Informatics» and meaningfully related to such courses as «Philosophical Problems of Science and Technology», «Architectural Approach to The Development of Corporate and Information Systems», «Knowledge Management In Modern Corporations», etc. The discipline is directed on formation of general-cultural and professional competences of the graduate. The Scholastic-Methodical Complex of Discipline includes:
Lecture notes;
Advantage of this SMCD is an use the cycle of the tasks on laboratory occupation, oriented on methods of computer modeling. The Authors-compilers -composer educational complex: Cand. of phys. and math., associate Professor, associate Professor of the Chair of computer systems, School of Natural Sciences of Far Eastern Federal University, N.E. Petrachenko; Cand. of technical Sciences, Professor, Professor of the Chair of computer systems, School of Natural Sciences of Far Eastern Federal University, P.G. Ragulin Head of the Chair of computer systems E.L. Kuleshov МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Информационное общество и проблемы прикладной информатики Направление — 230700.68, Прикладная информатикаФорма подготовки очнаяШкола естественных наук Кафедра Компьютерные системы курс 1 семестр 1 лекции 6 час. практические занятия 0 час. семинарские занятия - час. лабораторные работы 66 час. консультации всего часов аудиторной нагрузки 72 (час.) самостоятельная работа 72 (час.) реферативные работы (количество) нет контрольные работы (количество) нет зачет семестр экзамен 1 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 г., № 762), образовательного стандарта ДВФУ. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры компьютерных систем 03 октября 2012 г. Составитель (ли): Н.Е. Петраченко, к.ф.-м.н., доцент П.Г. Рагулин, к.т.н., профессор I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ заведующий кафедрой компьютерных систем _______________________ Е.Л. Кулешов (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ заведующий кафедрой компьютерных систем _______________________ Е.Л. Кулешов (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Учебная дисциплина разработана для студентов 1 курса направление «230700.68, Прикладная информатика» в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению. Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» является базовой дисциплиной и входит в цикл профессиональных дисциплин для магистерской программы «Системы корпоративного управления». Цель изучения дисциплины – дать слушателям знания и обеспечить навыки эффективного решения прикладных задач в различных сферах государственной, корпоративной и общественной деятельности на основе учета закономерностей становления и развития информационного общества, общих свойств информации и особенностей информационных процессов. Дисциплина обеспечивает:
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие обще-культурные и профессиональные компетенции (ОК, ПК):
МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества. Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу. Тема 3. Основные характеристики информационного общества. Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе. Возможности и проблемы информационного общества. МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Тема 4. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества. Тема 5. Процессы развития информационного общества. Тема 6. Человек в информационном обществе. Тема 7. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном и муниципальном уровнях. Тема 8. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества. Основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию. МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Тема 9. Экономика информационного общества. Тема 10. Роль государства в развитии информационного общества. Тема 11. Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу. Тема 12. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации.
Лабораторные занятия (66 час.) Работа 1. Нормативные документы по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов (8 час.). Работа 2. Разработка ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89 (8 час.). Работа 3. Работа в современной среде программирования Visual Studio .Net (8 час.). Работа 4. Современные подходы работы со структурами данных (8 час.). Работа 5. Разработка параллельных алгоритмов (8 час.). Работа 6. Технологии виртуального и объектно-ориентированного программирования (10 час.). Работа 7. Современные технологии управления информационными потоками в экономических системах (8 час.). Работа 8. Стандартизация требований к современным интерфейсам пользователей (8 час.).
Методы контроля:
Интерактивные/активные формы проведения занятий:
Вопросы к экзамену
Основная литература
Дополнительная литература Модуль 1 –3
Интернет-ресурсы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» Направление - 230700.68, Прикладная информатикаг. Владивосток 2012 МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Вопросы для дискуссии Предмет и основные понятия теории информационного общества Общество. Информация. Информационные процессы. Информационные системы. Интеллектуальные системы. Информационное общество. Общество знаний. Постиндустриальное общество. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу Существующие концепции информационного общества как научной категории. Варианты интерпретации этого понятия современными учеными. Аксиомы информатизации и их следствия. Постиндустриализм. Теория третьей волны О. Тоффлера. Постмодернизм. Теория гибкой специализации. Теория информационного способа развития Кастельса Неомарксизм. Теория школы регулирования. Гибкая аккумуляция. Теория рефлексивной модернизации. Концепция публичной сферы. Исследования проблем развития информационного общества в России. Основные характеристики информационного общества Энергетическая зависимость. Сетевая информационно-вычислительная инфраструктура. Информация (знания) товар. Знания определяют политику, экономику, социальную жизнь. Глобализация и индивидуализация коммуникаций. Роль информации и знания в развитии современного общества. Технологии информационного общества. Преимущества и проблемы, связанные с информационным обществом. Информационное (цифровое) неравенство. МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Вопросы для дискуссии Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе. Социальные аспекты информационного общества. Возможности и проблемы информационного общества. Процессы развития информационного общества Временные рамки процесса формирования информационного общества (ИО). Противоречия информатизации общества. Информационное общество как тенденция развития современного общества и как политическая цель. Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика). Информационная индустрия. Использование ИКТ для социально-экономического развития (эправительство, эобразование, эздравоохранение, экультура, эбизнес и др.). Значение многосторонних процессов для развития информационного общества. Мониторинг развития информационного общества. Человек в информационном обществе Противоречия, связанные с развитием информационных возможностей (информированности) человека. Характеристика информационного поля человека, тенденции его развития. Методы исследований и подходы к решению проблем. Ценностный контекст информационного общества. Права и свободы личности в информационном обществе. Особенности жизни и работы в информационном обществе. Социальные сети. Информационная культура личности. Проблемы информационно-психологической безопасности. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования ИКТ на региональном и муниципальном уровнях Значимость информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами Совершенствование информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами Доступ к создаваемой государственными органами информации, которая защищена законодательством об интеллектуальной собственности Система факторов, влияющих на развитие информационного общества Основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию. МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.) Вопросы для дискуссии Экономика информационного общества Количество информации. Её стоимость. Информационные ресурсы и их обращение. Электронная коммерция. Глобализация экономических процессов. Сетевая поддержка экономик государств. Информационная индустрия и экономическое развитие. Тенденции развития информационной индустрии. Новые формы организации труда и занятости в информационном обществе. Глобализация экономики. Сетевая экономика. Реорганизация корпораций. Роль информации и знания в развитии современной экономики, понятие «экономики, основанной на знании». Нематериальные ресурсы. Понятие символического капитала. Роль государства в развитии информационного общества Нормативные документы, способствующие развитию информационного общества в России. Использование властью технологии прогнозирования, математического, информационного и сценарного моделирования. Информационная безопасность власти, общества, личности, экономики. Роль государства в формировании информационного общества. Информационное взаимодействие государства и общества. Новые механизмы власти в информационном обществе. Государственная политика в сфере развития и использования ИКТ. Законодательное и правовое регулирование процессов развития информационного общества. Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу Международное сотрудничество и развитие глобального информационного общества. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации Архитектура вычислительных систем и распределенные вычислительные системы; международные стандарты открытых систем. Открытая распределенная обработка информации; развитие вычислительных сетей и телекоммуникаций; информационная безопасность. Учебный материал темы представлен в базовой учебной литературе УМО в области прикладной информатики [1 5]. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Материалы практических занятий по дисциплине «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» Направление - 230700.68, Прикладная информатикаг. Владивосток 2012 ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (66 час.) Цикл работ с использованием методов интерактивного/активного обучения – методов компьютерного моделирования и проектного обучения (24 час.) ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Работа 1. Нормативные документы по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов (8 час.) Цель работы: овладеть навыками анализа нормативных документов по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов с использованием ГОСТ серий 19 и 34. Программа работы
Работа 2. Разработка ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89 (8 час.) Цель работы: овладеть навыками разработки примера ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89. Программа работы
Работа 3. Работа в современной среде программирования Visual Studio .Net (8 час.) Цель работы: овладеть навыками создания простейших приложений средствами Visual Studio.Net. Программа работы
Работа 4. Современные подходы работы со структурами данных (8 час.) Цель работы: овладеть навыками создания структур данных для простейших приложений средствами Visual Studio.Net. Программа работы
Работа 5. Разработка параллельных алгоритмов (8 час.) Цель работы: овладеть навыками создания многопоточных приложений в среде Visual Studio.Net. Программа работы
Работа 6. Технологии виртуального и объектно-ориентированного программирования (10 час.) Цель работы: овладеть навыками разработки механизма выбора данных из внешнего источника данных. Программа работы
Работа 7. Современные технологии управления информационными потоками в экономических системах (8 час.) Цель работы: овладеть навыками разработки прототипа интерфейса пользователя по управлению потоком информации. Программа работы
Работа 8. Стандартизация требований к современным интерфейсам пользователей (8 час.) Цель работы: овладеть навыками оценки качества программного обеспечения и сложности алгоритмов на основе технических условий (ТУ). Программа работы
ЛИТЕРАТУРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Материалы для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» Направление - 230700.68, Прикладная информатикаг. Владивосток 2012 |
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |