Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики»
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
описание: описание: описание: лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Информационное общество и проблемы прикладной информатики
Направление — 230700.68, Прикладная информатика
Форма подготовки  очная

Школа естественных наук

Кафедра Компьютерные системы

курс 1 семестр 1

лекции 6 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия - час.

лабораторные работы 66 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 72 (час.)

самостоятельная работа 72 (час.)

реферативные работы (количество) нет

контрольные работы (количество) нет

зачет семестр

экзамен 1 семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 г., № 771), образовательного стандарта ДВФУ.

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры

компьютерных систем 03 октября 2012 г.

Составитель (ли): Н.Е. Петраченко, к.ф.-м.н., доцент
П.Г. Рагулин, к.т.н., профессор

Содержание УМКД

Стр.


Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» разработан для студентов 1 курса направление «230700.68, Прикладная информатика» в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» является базовой дисциплиной и входит в цикл «профессиональных» дисциплин для магистерской программы «Системы корпоративного управления».

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (6 часов), практические (66 часов), самостоятельная работа студента (72 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с историей развития концепций информационного общества и современными представлениями о влиянии научно технического прогресса в целом и информационных компьютерных технологий в частности на развитие отношений между людьми.

Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Философские проблемы науки и техники», «Методология и технология проектирования информационных систем», «Архитектурный подход к развитию корпораций и информационных систем», «Управление знаниями в современных корпорациях» и др.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • конспекты лекций (краткие опорные конспекты);

  • материалы для лабораторных занятий;

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов (методические рекомендации к лабораторным работам);

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

  • глоссарий;

  • дополнительные материалы.

Достоинством данного УМКД является использование цикла заданий на лабораторных занятиях, ориентированных на методы компьютерного моделирования.

Авторы-составители учебно-методического комплекса:

к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры компьютерных систем, Школа естественных наук ДВФУ, Н.Е. Петраченко;

к.т.н., профессор, профессор кафедры компьютерных систем, Школа естественных наук ДВФУ, П.Г. Рагулин
Заведующий кафедрой компьютерных систем Е.Л. Кулешов

The Description of scholastic-methodical complex of discipline «Information Society and Problems of Applied Informatics»

The scholastic-methodical complex of discipline (SMCD) «Information Society and Problems of Applied Informatics», is designed for 4th year students of specialty «230700.68, Applied Computer Science». The SMCD designed in line with Federal state educational standard of higher professional education and in the normative requirements of Far Eastern Federal University (FEFU) for the educational methodical complexes of the disciplines (approved by Order of the Acting Rector FEFU 17.04.2012 № 12-13-87).

Discipline of «Information Society And Problems Of Applied Informatics» is base discipline and it included into cycle «professional» discipline for master program «Corporative management systems».

Total training in classroom for discipline is 144 hours. The curriculum provides lectures (6 hours), practical (66 hours), an independent student work (119 hours). Discipline is implemented on 1 course in 1 semesters.

The Contents of discipline covers the circle of the questions, in accordance with historian of the development concept information society and modern beliefs about influence scientifically technical progress as a whole and information computer technology in particular on development of the relations between people.

Discipline of «Information Society and Problems of Applied Informatics» and meaningfully related to such courses as «Philosophical Problems of Science and Technology», «Architectural Approach to The Development of Corporate and Information Systems», «Knowledge Management In Modern Corporations», etc.

The discipline is directed on formation of general-cultural and professional competences of the graduate.

The Scholastic-Methodical Complex of Discipline includes:

  • Working training program of discipline;

Lecture notes;

  • Materials for practical work;

  • Materials for students independent work;

  • Control and measuring materials;

  • List of references;

  • Additional materials.

Advantage of this SMCD is an use the cycle of the tasks on laboratory occupation, oriented on methods of computer modeling.

The Authors-compilers -composer educational complex:

Cand. of phys. and math., associate Professor, associate Professor of the Chair of computer systems, School of Natural Sciences of Far Eastern Federal University, N.E. Petrachenko;

Cand. of technical Sciences, Professor, Professor of the Chair of computer systems, School of Natural Sciences of Far Eastern Federal University,
P.G. Ragulin
Head of the Chair of computer systems E.L. Kuleshov

описание: описание: описание: лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Информационное общество и проблемы прикладной информатики
Направление — 230700.68, Прикладная информатика
Форма подготовки  очная

Школа естественных наук

Кафедра Компьютерные системы

курс 1 семестр 1

лекции 6 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия - час.

лабораторные работы 66 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 72 (час.)

самостоятельная работа 72 (час.)

реферативные работы (количество) нет

контрольные работы (количество) нет

зачет семестр

экзамен 1 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 г., № 762), образовательного стандарта ДВФУ.

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры компьютерных систем 03 октября 2012 г.

Составитель (ли): Н.Е. Петраченко, к.ф.-м.н., доцент
П.Г. Рагулин, к.т.н., профессор

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

заведующий кафедрой компьютерных систем _______________________ Е.Л. Кулешов

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

заведующий кафедрой компьютерных систем _______________________ Е.Л. Кулешов

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Учебная дисциплина разработана для студентов 1 курса направление «230700.68, Прикладная информатика» в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению.

Дисциплина «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» является базовой дисциплиной и входит в цикл профессиональных дисциплин для магистерской программы «Системы корпоративного управления».

Цель изучения дисциплины – дать слушателям знания и обеспечить навыки эффективного решения прикладных задач в различных сферах государственной, корпоративной и общественной деятельности на основе учета закономерностей становления и развития информационного общества, общих свойств информации и особенностей информационных процессов.

Дисциплина обеспечивает:

  • изучение основ современных теорий информационного общества, его особенностей как этапа общественного развития;

  • овладение методами междисциплинарного анализа социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности;

  • освоение навыков организации сетевых информационных процессов, обеспечения устойчивости и целенаправленности обработки информации, построения технологий анализа и синтеза управленческих решений в территориально-распределенных системах с учетом закономерностей преобразования информации.

Задачи изучения дисциплины:

  1. передать студентам знания, необходимые для решения актуальных практических задач;

  2. обеспечить набором инструментариев и методов, построенных с учетом закономерностей развития и использования информационно-коммуникационных технологий;

  3. дать понимание предмета, научить студентов соотносить знания с целями, задачами анализа проблем и синтеза решений, потребностями руководителей, заказчиков, сегментов рынка;

  4. научить применять знания на практике, в том числе анализировать, синтезировать и оценивать результат принятия управленческих решений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные положения современных теорий информационного общества, предпосылки и факторы формирования информационного общества;

  • содержание, объекты и субъекты информационного общества; основные закономерности развития информационного общества; характерные черты информационного общества, его связь с предшествующими типами обществ;

  • теоретические проблемы прикладной информатики, современные методы, средства, стандарты информатики для решения прикладных задач различных классов;

  • сущность и структуру интеллектуального капитала, проблемы инвестиций в экономику информационного общества и методы оценки эффективности;

  • особенности процессов информатизации различных сфер деятельности; возможности информационно-коммуникационных технологий для личностного развития и профессиональной деятельности; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации деятельности организационно-экономических систем.

Уметь:

  • понимать и правильно использовать терминологию современных теорий информационного общества;

  • самостоятельно оценивать и анализировать различные точки зрения на особенности информационного общества и пути его развития;

  • исследовать закономерности развития и использования информационно-коммуникационных технологий в конкретной прикладной области;

  • проводить анализ и синтез методов и средств информатики для решения прикладных задач различных классов.

Владеть:

  • навыками моделирования информационных процессов на глобальном и локальном уровнях;

  • навыками обеспечения устойчивости развития процессов на основе использования информационных закономерностей;

  • навыками управления процессами принятия групповых решений в территориально-распределенных.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие обще-культурные и профессиональные компетенции (ОК, ПК):

  • способен использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-5);

  • способен управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-7);

  • способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);

  • способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);

  • способен формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий (ПК-19);

  • способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);

  • способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов (ПК-27).

  1. содержание теоретической части курса

МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества.

Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу.

Тема 3. Основные характеристики информационного общества.

Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе. Возможности и проблемы информационного общества.

МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Тема 4. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества.

Тема 5. Процессы развития информационного общества.

Тема 6. Человек в информационном обществе.

Тема 7. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном и муниципальном уровнях.

Тема 8. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества.

Основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию.

МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Тема 9. Экономика информационного общества.

Тема 10. Роль государства в развитии информационного общества.

Тема 11. Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу.

Тема 12. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации.

  1. содержание практической части курса

Лабораторные занятия (66 час.)

Работа 1. Нормативные документы по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов (8 час.).

Работа 2. Разработка ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89 (8 час.).

Работа 3. Работа в современной среде программирования Visual Studio .Net (8 час.).

Работа 4. Современные подходы работы со структурами данных (8 час.).

Работа 5. Разработка параллельных алгоритмов (8 час.).

Работа 6. Технологии виртуального и объектно-ориентированного программирования (10 час.).

Работа 7. Современные технологии управления информационными потоками в экономических системах (8 час.).

Работа 8. Стандартизация требований к современным интерфейсам пользователей (8 час.).

  1. контроль достижения целей курса

Методы контроля:

  • обсуждение теоретических концепций;

  • представление отчетов по работам в электронной форме;

  • обсуждение промежуточных результатов по программам работ;

  • презентация, защита отчетов по лабораторным работам.

Интерактивные/активные формы проведения занятий:

  • компьютерное моделирование;

  • выполнение лабораторных работ (проектно-исследовательских работ).

Вопросы к экзамену

  1. Предмет и основные понятия теории информационного общества.

  2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу.

  3. Основные характеристики информационного общества.

  4. Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе.

  5. Возможности и проблемы информационного общества.

  6. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества.

  7. Процессы развития информационного общества.

  8. Человек в информационном обществе.

  9. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном и муниципальном уровнях.

  10. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества.

  11. Основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию.

  12. Экономика информационного общества.

  13. Роль государства в развитии информационного общества.

  14. Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу.

  15. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации.

  16. Содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.

  17. Кибернетическое определение процесса управления.

  18. Логический уровень информационной технологии.

  19. Процесса обработки данных.

  20. Инфологическая модель предметной области.

  21. Локальные и глобальные вычислительные сети.

  22. Базовые топологии вычислительных сетей.

  23. Протоколы обмена данными в компьютерной сети.

  24. Кодирование сообщений при передаче, принципы кодирования.

  25. Электронный рынок.

  26. Знания, каковы их основные свойства.

  27. Понятие предметной области, способы ее описания.

  28. Модели представления знаний.

  29. Методы приобретения знаний.

  30. Основные функции интеллектуальной информационной технологии.

  31. Экономическая эффективность информационных технологий (ИТ).

  32. Характеристика корпоративных информационных систем.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем : Учеб. пособие / В.Н. Бугорский, Р.В. Соколов. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Гагарина, Л. Г. Современные проблемы информатики и вычислительной техники : учеб. пособие / Л. Г. Гагарина, А. А. Петров. - М. : ФОРУМ, 2011.  367 с.

  3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии.  М. : КНОРУС, 2006. – 344 с.

  4. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, Г.З. Залаев [и др.] ; под ред. Р.С. Гиляревского ; авт.-сост. В.А. Цветкова.  М. : ФАИРПРЕСС, 2006

  5. Колин, К. К. Философские проблемы информатики : монография : / К. К. Колин. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2010.  264 с.

  6. Корнейчук Б.B. Информационная экономика: учеб. пособие. – СПб: ПИТЕР, 2006. – 400 с.

  7. Стрелец, И.А. Сетевая экономика : Учебник / И.А. Стрелец. – М. : Эксмо, 2006.

  8. Ясницкий, Л.Н. Современные проблемы науки : учеб. пособие / Л. Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 294 с.

Дополнительная литература

Модуль 1 –3

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994.

  2. Апокин И. А., Майстров Л. Е. История вычислительной техники. От простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем. М.: Наука, 1990.

  3. Винер Н. Кибернетика и общество.  М. : Изд. иностр. лит., 1958.

  4. Гультяев А.К., Мишин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса.  СПб. : КОРОНА-принт, 2000.

  5. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: Логос, 2000.

  6. Информационное общество. Антология. – М.: АСТ, 2004.

  7. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Ред. М.А. Вус.  СПб. : 1999.

  8. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 432с.

  9. Кристофер, Д. Маннинг. Введение в информационный поиск / Маннинг Д. Кристофер, Рагхаван Прабхакар, Шютце Хайнрих. – М. : Вильямс, 2011.  528 с.

  10. Левин, В.И. История информационных технологий : учеб. пособие /В.И. Левин. - М. : Интернет-Ун-т Информационных Технологий, 2007.

  11. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. – М. : Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

  12. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах.  Киев: КИТ. 1994.

  13. Очерки истории информатики в России. / Ред.-сост. Поспелов Д. А., Фет Я. И.  Новосибирск: Научн.-изд. центр ОИГГИМ СО РАН, 1998.

  14. Урсул А.Д. Информатизация общества (введение в социальную информатику). – М. : АОН при ЦК КПСС, 1990. – 192 с.

  15. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

  16. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М. : АСТ, 2004.

  17. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира.  СПб.: «БХВ -Петербург», 2002.

  18. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М. : Дашков и К°, 2003. – 232 с.

Интернет-ресурсы

  1. Воройский, Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). / Ф.С. Воройский. - 3-е изд. - М. : Физматлит, 2003 . - 760 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=23007

  2. Информационные системы в экономике. / Под ред. Г.А. Титоренко. - 2-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2010. - 463 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=24705

  3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении : учебник для вузов. / Под ред. В.В. Трофимова.  3-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 521 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=22500

  4. Когаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем. / М.Р. Когаловский. - М. : ДМК Пресс, 2010. - 288 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=22430

  5. Макарова, Н. Информатика : учебник для вузов. / Н. Макарова, В. Волков. - СПб. : Питер, 2011. - 576 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=23133

  6. Могилев, А. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. / А. Могилев, Л. Листрова. - СПб. : БХВ-Петербург, 2010. – 240 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=18486

  7. Олейник, П. Корпоративные информационные системы : учебник для вузов. / П. Олейник. - СПб. : Питер, 2011. - 176 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=26272

  8. Петров, Ю. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. / Ю. Петров. - СПб. : БХВ-Петербург, 2010. - 448 с. - Электронное издание. - Доступно из URL : http://ibooks.ru/reading.php?productid=18489



описание: описание: описание: лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Информационное общество и проблемы прикладной информатики»
Направление - 230700.68, Прикладная информатика



г. Владивосток

2012
МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Вопросы для дискуссии

Предмет и основные понятия теории информационного общества

Общество.

Информация.

Информационные процессы.

Информационные системы.

Интеллектуальные системы.

Информационное общество.

Общество знаний.

Постиндустриальное общество.

Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу

Существующие концепции информационного общества как научной категории.

Варианты интерпретации этого понятия современными учеными.

Аксиомы информатизации и их следствия.

Постиндустриализм.

Теория третьей волны О. Тоффлера.

Постмодернизм.

Теория гибкой специализации.

Теория информационного способа развития Кастельса Неомарксизм.

Теория школы регулирования.

Гибкая аккумуляция.

Теория рефлексивной модернизации.

Концепция публичной сферы.

Исследования проблем развития информационного общества в России.

Основные характеристики информационного общества

Энергетическая зависимость.

Сетевая информационно-вычислительная инфраструктура.

Информация (знания)  товар.

Знания определяют политику, экономику, социальную жизнь.

Глобализация и индивидуализация коммуникаций.

Роль информации и знания в развитии современного общества.

Технологии информационного общества.

Преимущества и проблемы, связанные с информационным обществом.

Информационное (цифровое) неравенство.

МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Вопросы для дискуссии

Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества

Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе.

Социальные аспекты информационного общества.

Возможности и проблемы информационного общества.

Процессы развития информационного общества

Временные рамки процесса формирования информационного общества (ИО).

Противоречия информатизации общества.

Информационное общество  как тенденция развития современного общества и как политическая цель.

Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика).

Информационная индустрия.

Использование ИКТ для социально-экономического развития (эправительство, эобразование, эздравоохранение, экультура, эбизнес и др.).

Значение многосторонних процессов для развития информационного общества.

Мониторинг развития информационного общества.

Человек в информационном обществе

Противоречия, связанные с развитием информационных возможностей (информированности) человека.

Характеристика информационного поля человека, тенденции его развития.

Методы исследований и подходы к решению проблем.

Ценностный контекст информационного общества.

Права и свободы личности в информационном обществе.

Особенности жизни и работы в информационном обществе.

Социальные сети.

Информационная культура личности.

Проблемы информационно-психологической безопасности.

Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования ИКТ на региональном и муниципальном уровнях

Значимость информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами

Совершенствование информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами

Доступ к создаваемой государственными органами информации, которая защищена законодательством об интеллектуальной собственности

Система факторов, влияющих на развитие информационного общества

Основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию.
МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе, с использованием методов интерактивного/активного обучения - дискуссия (2 час.)

Вопросы для дискуссии

Экономика информационного общества

Количество информации.

Её стоимость.

Информационные ресурсы и их обращение.

Электронная коммерция.

Глобализация экономических процессов.

Сетевая поддержка экономик государств.

Информационная индустрия и экономическое развитие.

Тенденции развития информационной индустрии.

Новые формы организации труда и занятости в информационном обществе.

Глобализация экономики.

Сетевая экономика.

Реорганизация корпораций.

Роль информации и знания в развитии современной экономики, понятие «экономики, основанной на знании».

Нематериальные ресурсы.

Понятие символического капитала.

Роль государства в развитии информационного общества

Нормативные документы, способствующие развитию информационного общества в России.

Использование властью технологии прогнозирования, математического, информационного и сценарного моделирования.

Информационная безопасность власти, общества, личности, экономики.

Роль государства в формировании информационного общества.

Информационное взаимодействие государства и общества.

Новые механизмы власти в информационном обществе.

Государственная политика в сфере развития и использования ИКТ.

Законодательное и правовое регулирование процессов развития информационного общества.

Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу

Международное сотрудничество и развитие глобального информационного общества.

Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации

Архитектура вычислительных систем и распределенные вычислительные системы; международные стандарты открытых систем.

Открытая распределенная обработка информации; развитие вычислительных сетей и телекоммуникаций; информационная безопасность.

Учебный материал темы представлен в базовой учебной литературе УМО в области прикладной информатики [1  5].

Литература

  1. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем : Учеб. пособие / В.Н. Бугорский, Р.В. Соколов. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Гагарина, Л. Г. Современные проблемы информатики и вычислительной техники : учеб. пособие / Л. Г. Гагарина, А. А. Петров. - М. : ФОРУМ, 2011.  367 с.

  3. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, Г.З. Залаев [и др.] ; под ред. Р.С. Гиляревского ; авт.-сост. В.А. Цветкова.  М. : ФАИРПРЕСС, 2006

  4. Корнейчук Б.B. Информационная экономика: учеб. пособие. – СПб: ПИТЕР, 2006. – 400 с.

  5. Стрелец, И.А. Сетевая экономика : Учебник / И.А. Стрелец. – М. : Эксмо, 2006.



описание: описание: описание: лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Материалы практических занятий

по дисциплине

«Информационное общество и проблемы прикладной информатики»
Направление - 230700.68, Прикладная информатика



г. Владивосток

2012
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (66 час.)

Цикл работ с использованием методов интерактивного/активного обучения – методов компьютерного моделирования и проектного обучения (24 час.)

ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Работа 1. Нормативные документы по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками анализа нормативных документов по формированию требований к составу и функциям разрабатываемых информационных продуктов с использованием ГОСТ серий 19 и 34.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 2. Разработка ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89 (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками разработки примера ТЗ на проект приложения и интерфейса пользователя АИС в соответствие с требованиями ГОСТ 34.602-89.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 3. Работа в современной среде программирования Visual Studio .Net (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками создания простейших приложений средствами Visual Studio.Net.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 4. Современные подходы работы со структурами данных (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками создания структур данных для простейших приложений средствами Visual Studio.Net.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 5. Разработка параллельных алгоритмов (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками создания многопоточных приложений в среде Visual Studio.Net.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 6. Технологии виртуального и объектно-ориентированного программирования (10 час.)

Цель работы: овладеть навыками разработки механизма выбора данных из внешнего источника данных.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 7. Современные технологии управления информационными потоками в экономических системах (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками разработки прототипа интерфейса пользователя по управлению потоком информации.

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

Работа 8. Стандартизация требований к современным интерфейсам пользователей (8 час.)

Цель работы: овладеть навыками оценки качества программного обеспечения и сложности алгоритмов на основе технических условий (ТУ).

Программа работы

  • задание исходных данных;

  • разработка модели;

  • компьютерное моделирование;

  • анализ полученных данных;

  • составление отчета, защита работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем : Учеб. пособие / В.Н. Бугорский, Р.В. Соколов. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Гагарина, Л. Г. Современные проблемы информатики и вычислительной техники : учеб. пособие / Л. Г. Гагарина, А. А. Петров. - М. : ФОРУМ, 2011.  367 с.

  3. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем : учеб.пособие / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.  300 с.

  4. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления : Учеб. пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  403 с.

  5. Гришин, А.Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности : Учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2007.  416 с.

  6. Информационные технологии в экономике / Под общ. ред. Ю.Ф. Симионова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 352 с.

  7. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса.  М.: ДМК Пресс, 2001.



описание: описание: описание: лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Материалы для организации самостоятельной
работы студентов

по дисциплине

«Информационное общество и проблемы прикладной информатики»
Направление - 230700.68, Прикладная информатика


г. Владивосток

2012

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору б дв 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск