1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (далее АООП ООО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Канаш Чувашской Республики (далее Организация) для обучающихся с задержкой психического развития является частью общей образовательной программы Организации, документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные составляющие образовательного процесса на основном этапе общего образования. АООП ООО разработана в соответствии с требованиями проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с задержкой психического развития к структуре адаптированной основной образовательной программы. АООП ООО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся с задержкой психического развития, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с задержкой психического развития в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.
АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития рассчитана на 5-летний срок (5-9 класс) освоения и адресована:
обучающимся с задержкой психического развития и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Организации по достижению каждым обучающимся с задержкой психического развития образовательных результатов; для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности Организации, родителей и обучающихся с задержкой психического развития и возможностей для взаимодействия;
учителям для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов образовательной деятельности; для определения ответственности за качество образования;
администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам образовательной деятельности; в качестве ориентира для создания условий по освоению учащимися АООП; для контроля качества образования; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (учеников, родителей, администрации, педагогических работников и других участников);
всем субъектам образовательного процесса для установления эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
Учредителю и общественности с целью объективности оценивания образовательных результатов Организации в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности Организации.
Функции, права и обязанности участников образовательного процесса определяются нормативно-правовой документацией.
АООП ООО разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с задержкой психического развития, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программ основного общего образования обучающихся с ЗПР направлена на формирование и развитие у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП ООО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником основной школы целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с задержкой психического развития среднего школьного возраста, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
развитие личности обучающегося с задержкой психического развития в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления им трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции;
достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с задержкой психического развития;
создание коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих обучающемуся с задержкой психического развития максимальное развитие личности, удовлетворение особых образовательных потребностей, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья, профилактику и при необходимости коррекцию вторичных нарушений, адаптацию к новым социальным условиям;
выявление и развитие способностей обучающихся с задержкой психического развития, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
участие обучающихся с задержкой психического развития, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; технологий образования обучающихся с задержкой психического развития, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
предоставление обучающимся с задержкой психического развития возможности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
включение обучающихся с задержкой психического развития в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-
познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
В основу разработки АООП ООО обучающихся с задержкой психического
развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. АООП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО обучающихся с задержкой психического развития к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей
нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития среднего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-
практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования знаний, умений и навыков, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП основного общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей. |