Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Оренбургский институт (филиал)
Кафедра уголовного права и криминологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности»
М2.В.ДВ.5.2
Наименование магистерской программы: «Теория и практика квалификации и расследования коррупционных преступлений»
Направление подготовки: 40.04.01 – «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: заочная Оренбург – 2015
СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели освоения учебной дисциплины...................................………………..........3
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП……………………………… .. 6
3. Структура и содержание учебной дисциплины .................................................. 8
3.1 Содержание дисциплины (программа курса)..................................................... 12
3.2 Лекции ....................................................................................................................13
3.3 Практические занятия ...........................................................................................14
3.4. Самостоятельная работа магистранта …………………………………… …....18
4 Образовательные технологии ……………...........................................................19
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы магистрантов……… ………...………………… . ……………………………….........21
6 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………………..27
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………….28
7.1. Основная литература ..............................................................................................28
7.2 Дополнительная литература ..................................................................................28
7.3. Нормативно-правовые акты и постановления судебных органов ……….….....29
7.4. Программное обеспечение и электронные ресурсы ………………………........34
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ........................................36
Цели освоения учебной дисциплины
Виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи Реализация в дисциплине «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ГОСВПО по специальности 40.04.01. «Юриспруденция» должна учитывать следующее:
1) Область профессиональной деятельности магистров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.
2) Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
3) Магистрант по направлению подготовки 40.04.01. «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
нормотворческая;
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
4) Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном готовится магистрант, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
5) Магистр по направлению подготовки 40.04.01. «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
участие в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность:
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Профессиональные задачи
Пронумерованные цели и задачи курса представлены в таблице 1. Таблица 1
Номер
цели
| Содержание задачи (цели)
| 1
| 2
| В результате изучения курса магистрант будет иметь представление:
| 1
| о роли и месте процессуальных актов в государственных, негосударственных и международных институтах
| 2
| о правовой и социальной природе различных видов процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности
| 3
| о порядке организации и деятельности участников уголовного судопроизводства
| 4
| о назначении и тенденциозности процессуальных актов
| В результате изучения курса магистрант будет знать:
| 5
| основные понятия, используемые дисциплиной «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» (уголовно-процессуальный акт, законность, обоснованность, мотивированность и т.д.)
| 6
| перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность специально уполномоченных лиц, наделенных правом составления различных видов процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности
| 7
| порядок вынесения уголовно-процессуальных актов, их структуру, содержание, форму
| В результате изучения курса магистрант будет уметь:
| 8
| классифицировать нормативно-правовые акты, регулирующие условия и порядок вынесения уголовно-процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности, правильно понимать их содержание
| 9
| анализировать практические ситуации, возникающие в процессе составления и вынесения уголовно-процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности (на основе положений науки, нормативных актов, данных практики)
| 10
| ориентироваться в наиболее актуальных проблемах науки и практики, связанных с реализацией различных видов уголовно-процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности в уголовном судопроизводстве РФ и зарубежных стран
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины 1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
уяснение нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства (ОК-7);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в правотворческой деятельности:
готовность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1).
- в правоприменительной деятельности:
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способность юридически правильно квалифицировать факты и
обстоятельства (ПК-6);
владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
- в правоохранительной деятельности:
готовность обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества, государства (ПК-8);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- в экспертно-консультационной деятельности:
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе с точки зрения их соответствия УПК РФ (ПК-14);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовно-процессуального права (ПК-16);
- в педагогической деятельности:
способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся по изучению профессиональных навыков юристов (ПК-18);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание с учетом знаний, умений и навыков по уголовно-процессуальному праву (ПК-19).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» входит в профессиональный цикл дисциплин магистратуры.
Дисциплина «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» тесно взаимосвязана с другими юридическими дисциплинами и изучается магистрантами после освоения такой дисциплины как «Уголовный процесс», которая исследует предметно-направленную область правоотношений возникающих, изменяющихся и прекращающихся между различного рода субъектами (участниками) уголовного судопроизводства, где, анализируя процессуальное положение различных участников уголовного процесса, можно понять их главное функциональное предназначение, в условиях формирования состязательного уголовного судопроизводства, наряду с действием, по-прежнему, приоритетного публично-правового начала.
Рабочей программой по дисциплине «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» предусмотрено изучение существующих критериев классификации процессуальных актов в уголовно-правовой сфере.
Изучение многообразия процессуальных актов по делам о преступлениях коррупционной направленности, в частности, процессуальных актов досудебного и судебного производства по уголовному делу, создает основу для более глубокого изучения других юридических дисциплин, а именно: криминалистики, уголовно-исполнительного права, международного частного и публичного права.
В рамках курса «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» изучаются ряд тем, которые позволяют провести сравнительный анализ с проблемными правовыми вопросами, сформировать правовое мировоззрение магистрантов в духе идей правового государства. Примечательно, что многие вопросы, изучаемые смежными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности», что обеспечивает преемственность изучения ряда процессуальных актов и этих дисциплин. К примеру, при рассмотрении порядка изучения уголовного дела и формирования прокурорского или адвокатского досье, нельзя оставить в стороне вопросы квалификации преступного деяния (бездействия), а участвуя в судебном разбирательстве, следует проецировать возможность исполнения предполагаемого наказания.
Из всех направлений юридической, правоприменительной деятельности, наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм и принципов, защищающих человека от произвола государства здесь наиболее важно. По этой причине столь большое внимание в рамках изучения курса «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» уделяется вопросам деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Тесно взаимосвязана, рассматриваемая нами дисциплина, с дисциплиной «Конституционное право России», в рамках которой раскрывается, в частности, право граждан на оказание квалифицированной юридической помощи, дается общая характеристика государственных органов Российской Федерации, затрагиваются вопросы о правах и свободах человека и гражданина, которые могут всяческим образом нарушаться, либо ограничиваться, в виду чего, нуждаются в защите. На основе изучения норм глав II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти, которые позволяют в определенной степени понять их назначение, выражающееся в необходимости принятия решения, и как следствие вынесения соответствующего акта или процессуального документа.
Теснейшим образом связан курс «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» с изучением таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Административное право». Эти дисциплины, по сути, конкретизируют ряд важных тем курса «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности», расширяют те познания, которые получили магистранты в процессе его изучения. Так же, следует отметить особую связь в соответствии с уголовно-правовым профилем с такими дисциплинами, как – «Уголовно-исполнительное право», «Экспертиза в уголовном судопроизводстве», «Доказывание и принятие решений в уголовном процессе», «Прокурорский надзор», «Судоустройство и правоохранительные органы», «Профессиональные навыки юриста в уголовном судопроизводстве» и др.
Требования к уровню подготовки магистранта (выходные знания)
магистрант должен успешно освоить:
программу общего образования (в частности, историю, русский язык и литературу, юридические и социальные дисциплины);
теорию государства и права;
историю отечественного государства и права;
историю государства и права зарубежных стран;
философию;
логику;
конституционное право;
уголовное право;
уголовный процесс;
криминалистику.
Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетных единицы (72 часа)
Таблица 2
Общая трудоемкость
| 72
| Аудиторная работа
| 8
| Лекции (Л)
Практические занятия (П)
| 2
6
| Самостоятельная работа
| 60
| Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарам, рубежному контролю и т.д.) (СР)
| 60
| Вид итогового контроля
| Зачет (4)
|
Структура курса Структуру дисциплины «Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности» можно представить в виде пяти взаимосвязанных разделов (Рисунок 1).
| Раздел 1
Предмет и задачи дисциплины
«Обвинительные процессуальные акты по делам о преступлениях коррупционной направленности»
|
|
| Раздел 2 Процессуальные
акты: понятие, их виды и
значение
| Раздел 3
Механизм принятия решения по
уголовному делу. Порядок
составления и культура
оформления обвинительных уголовно-
процессуальных актов
| Раздел 4
Уголовно-процессуальные акты досудебного производства
|
| Раздел 5 Уголовно-процессуальные акты судебного производства
|
|
|
Рисунок 1
|