Технологическая карта урока
Автор
| Бондаренко Олеся Валерьевна – учитель технологии
| Предмет
| Технология
| Класс
| 6 класс
| Цель и задачи деятельности учителя
Научить
| Цель: Ознакомление обучающих с разнообразием круп, бобовых и макаронных изделий с их пищевой ценностью, с видами и способами приготовления каш.
Задачи:
- Формировать знания и умения по технологии приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
- Научить определению качеству блюд из круп, бобовых и макаронных изделий по органолептическим показателям качества пищи: внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции.
- Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно - технологической картой) приготовлению блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
- Формировать у обучающихся самостоятельность при выполнении, закреплять навык самоконтроля.
- Развивать интерес к культуре своей страны и истории развития русских национальных блюд.
- Воспитывать культуру труда и питания.
| Тема урока
| Раздел кулинария.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
| Тип урока
| Комбинированный
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; определение качества круп, бобовых и макаронных изделий органолептическим методом; формирование представлений о мире профессии повар.
Метапредметные: выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Методы и формы обучения
| Формы организации учебной деятельности: в парах, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
словесные (при формировании теоретических знаний);
практические (при составлении меню и подсчете его калорийности)
наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления);
методы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
| Межпредметная интеграция
| История, биология, русский язык, литература, информатика.
| Образовательные ресурсы
| Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012. Учебник для 5 класса.
| Оборудование
| Ноутбук, проектор, экран.
| Дидактический материал
| - Презентация по теме «Крупы, бобовые и макаронные изделия».
- Рабочие тетради.
- Таблицы по технике безопасности с острыми инструментами и приспособлениями, горячими жидкостями и посудой.
- Образцы круп, бобовых, макаронных изделий для лабораторно-практической работы.
- Учебно-техническая документация (инструкционные карты по приготовлению блюд из круп, бобовых и макаронных изделий).
- Карточки – задания.
| Основные понятия и термины
| Крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено, бобовые; макаронные изделия; рассыпчатая, вязкая и жидкая каша.
|
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Мотивационно-целевой этап
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| - Приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности обучающихся к уроку;
- настрой обучающихся на работу;
- доведение до обучающихся плана урока.
Народная мудрость гласит «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Как вы это понимаете?
Какие полезные продукты нужно употреблять на завтрак?
| Активное слушание.
Выдвижение предположений о теме урока.
| Формулирова-ние собственных ожиданий.
| Слушание собеседника.
| Построение понятных для собеседника высказываний по данной проблеме. Выдвижение гипотез.
| Способность регулировать свои действия.
| Прогнозирова-ние деятельности на уроке.
| II. Актуализация знаний
| Британские ученые считают, что самым полезным завтраком считается яичница!
Врачи-диетологи всего мира утверждают, что очень полезно на завтрак кушать каши.
"Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?".
(Ответы детей подвести к теме урока)
В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?
Сообщение из истории русской кухни.
Какие крупы для приготовления каш вы знаете?
Какие каши из этих круп можно приготовить? (Ответы обучающихся).
Знакомство с ассортиментом и разнообразием круп. (Слайдовая презентация).
Что вы можете сказать о первичной обработке круп? Посмотрите образцы круп, найдите в них примеси. (Работа с карточкой №1).
В процессе заполнения выясняем, что: • Перебирают: все, кроме манной. • Просеивают: только манную; • Моют: все кроме манной, гречневой, «Геркулес»; • Подсушивают: гречневую, манную, «Геркулес»; • Замачивают: Перловую на 2-3 часа.
Отчего зависит густота каш, рассыпчатость? Из ответов обучающихся обобщаем, что бывают жидкие, вязкие и рассыпчатые – зависит от количества жидкости. Из круп можно готовить не только каши, но и закусочные (салаты, пасты), первые блюда (супы), вторые блюда (запеканки, гарниры), сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).
Так же на уроке мы рассмотрим бобовые и макаронные изделия. Которые так же полезны как крупы, и можно употреблять во время завтрака.
Из зерновых культур вырабатывают всеми нами любимые макаронные изделия. Историческая справка.
Давайте посмотрим образцы и определим, какие блюда можно приготовить из макаронных изделий (супы, запеканки, гарниры и т.д.) Макаронные изделия подразделяются: • Трубчатые (макароны обыкновенные, особые, соломка) • Засыпки (рожки, звездочки, ушки и т.д.) • Вермишель (паутинка, обыкновенная, тонкая) • Лапша (узкая, широкая, гофрированная) (Слайдовая презентация, работа в тетради)
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)
I способ варки применяют для гарниров;
II способ - для запеканок и макаронников.
К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица, бобы.
Историческая справка.
Рассмотреть инструкционные карты по последовательности приготовления блюд. Записать в тетрадь.
| Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Ответы на вопросы учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Сравнение точек зрения.
| Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Формирование умения находить ответы на вопросы.
| Взаимодейст-вие с учителем во время опроса. Участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
| Формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.
| Умение регулировать свои действия,
Взаимодей-ствовать в группе
| Формирование умений составлять план и последователь-ность действий, осуществление контроля по результату.
| Практический этап.
|
|
|
|
|
|
|
| III. Проблемное изложение новых знаний.
| Объяснение учителя с опорой на личные знания обучающихся.
Разобрать, что собой представляет органолептический метод. Выяснить, что органолептическим методом определяют цвет, вкус и запах. Определить каким требованиям должны отвечать крупы, бобовые и макаронные изделия.
| Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Развитие умения получать информацию из различных источников и строить сообщения в устной форме.
| Формирование умения осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.
|
|
| Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению.
| Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения работать в группах.
| IV.Первичное закрепление знаний обучающихся.
| (Фронтальный опрос)
1. Как различают каши по густоте?
2. От чего зависит консистенция каши?
3. На какие виды подразделяются макаронные изделия?
4. Какие блюда можно приготовить из круп, бобовых и макаронных изделий?
5. Почему в рацион человека обязательно должны входить блюда из круп и макаронных изделий?
6. Какие пословицы и поговорки вы знаете о каше?
Работа по карточки №2. Крупы получаемые из зерна.
Работа по карточки 3.
|
|
| Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
| Анализирова-ние, доказывание, аргументирова-ние своей точки зрения. Осуществление работы по выполнению заданий.
|
|
| V. Физкультминутка
| Гимнастика для глаз:
Выполнить без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.
- Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех).
- Горизонтальные движения вправо, влево.
- Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки. Затем вдаль.
|
|
|
|
|
|
| VI. Лабораторно-практические работы: «Читать маркировку и штриховые коды на упаковках»,
«Определение качества круп, бобовых и макаронных изделий органолептическим методом» с самопроверкой по эталону и проверкой учителем.
| 1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение обучающимся название лабораторно - практических работ;
разъяснение обучающимся задач по выполнению лабораторно - практических работ;
ознакомление с образцами;
ознакомление обучающихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание;
ознакомление обучающихся с учебно-технической документацией;
инструктаж по технике безопасности.
2. Самостоятельная работа обучающихся по УТД.
3.Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения обучающимися лабораторно - практической работы):
4.Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы обучающихся;
проверка организации рабочих мест обучающихся;
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
5. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования обучающимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
6. Целевые обходы:
инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
рациональное использование учебного времени обучающимися.
7.Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения лабораторно – практической работы обучающимися;
разбор типичных ошибок;
вскрытие причин допущенных ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Л-п работа. Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
Л-п работа. Определять качества круп, бобовых и макаронных изделий органолептическим методом.
| Усвоение нового материала через разные виды получения информации.
| Сравнение и обоснование выполненной работы.
|
|
| Самоконтроль выполнения задания.
Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познаватель-ную деятельность.
| Выполнение лабораторно – практической работы по алгоритму.
| Рефлексивно – оценочный этап.
|
|
|
|
|
|
|
| VII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
| Домашнее задание.
Запомнить понятие «гурьевская каша» и узнать в Интернете историю и рецепт приготовления этой каши.
| Отработка алгоритма по изученной теме.
Поиск информации в компьютерных источниках (в сети Интернет).
| Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Поиск и выделение информации. Применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.
|
|
|
|
| VIII. Уборка рабочих мест
|
|
|
|
|
|
|
| IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Рефлексия учителя и обучающихся о достижении целей урока.
Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке выставление отметок в классный журнал и в дневники обучающихся.
Подведя итог урока делаем вывод, что полноценный завтрак – это залог бодрости и сил, красивой фигуры и вообще фундамент нашего здоровья.
| Умение сформулиро-вать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.
| Обоснование показателей качества конечных результатов.
| Оценка и самооценка учебной деятельности.
Обобщение и систематизация знаний.
| Формирование умений полно и точно выражать свои мысли.
| Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
|
|
Страница
|