1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения


Скачать 271.5 Kb.
Название1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения

Безопасность автотранспортных средств (АТС) определяется их конструктивными свойствами, реализованными при проектировании и изготовлении промышленностью, а также эксплуатационными свойствами, связанными с уровнем технической эксплуатации АТС.

Конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, определяющие безопасность, подразделяют на несколько групп по различным аспектам обеспечения безопасности движения: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая.

Активная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, способствующие предотвращению ДТП при возникновении опасных дорожно-транспортных ситуаций, а также предотвращению возникновения таких ситуаций.

Пассивная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, влияющие на предупреждение, либо уменьшение тяжести травмирования участников дорожного движения, а также снижение тяжести всех видов механических повреждений при возникновении ДТП.

ПБ подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ПБ направлена на предупреждение или снижение травматизма пассажиров, водителя и обеспечение сохранности грузов.

Внешняя ПБ уменьшает травматизм других участников движения - пешеходов, водителей и пассажиров, других транспортных средств, вовлеченных в ДТП, а также сокращает механические повреждения других транспортных средств.

Послеаварийная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, уменьшающие тяжесть последствий после остановки АТС в результате ДТП. Это свойства, позволяющие быстро эвакуировать пассажиров, погасить пожар, ликвидировать последствия ДТП и предотвратить возникновение новых аварийных ситуаций.

Замки дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажира при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем, они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (послеаварийная безопасность).

Экологическая безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, определяющие уровень вредного воздействия на участников движения и окружающую среду в процессе эксплуатации автомобиля. Экологическая безопасность, проявляющаяся во время повседневной работы автомобиля, коренным образом отличается от перечисленных выше трех видов безопасности, которые проявляются лишь при ДТП.

Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.

Далее рассмотрим основные свойства автомобиля, влияющие на безопасность движения.

Компоновочные параметры автомобиля.

К важнейшим компоновочным параметрам АТС, оказывающим влияние на активную безопасность, относят: габаритные и весовые параметры.

Габаритная длина и ширина АТС оказывают влияние на параметры транспортного потока, а, следовательно, на возникновение различных опасных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС).

Габаритная длина крупнотоннажных грузовых автомобилей с прицепами в сочетании с более низкой по сравнению с легковыми автомобилями тяговой динамикой приводит к опасным ситуациям при обгонах. Кроме того, необходимо рассматривать длину АТС в связи с его тормозной динамикой, т.к. сочетание этих параметров определяет, так называемый, динамический габарит (по длине).

Габаритная ширина АТС оказывает наряду со скоростью определяющее влияние на ширину габаритного коридора, которым называют ширину, занимаемую АТС в движении. Во время прямолинейного движения автомобиль все время совершает небольшие «рыскания» относительно основной траектории. Водитель все время подруливает, выполняя задачу стабилизации траектории. В результате автомобиль движется по вытянутой синусоидальной кривой (с небольшими переменными амплитудами и относительно большими, также переменными, периодами).

Соответственно, ширина динамического коридора превышает ширину автомобиля.

На рис. 16 приведена зависимость приращения динамического коридора от скорости движения автомобиля.

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x032.jpg

Рис. 16. Приращение динамического коридора в зависимости 
от скорости движения автомобиля.

Динамический габаритный коридор Bq определяется по формуле:

Bq = Ba + q

где: Вa - габаритная ширина автомобиля;

q - приращение динамического коридора.

Чем больше длина автомобиля, чем больше число прицепов, тем более увеличивается динамический габарит.

Еще более динамический габарит увеличивается при прохождении поворотов и составляет 1,5 - 2 ширины автомобиля. Задние колеса при повороте движутся по меньшему радиусу, чем передние (рис. 17).

На рис. 18 (А, Б, В, Г, Д, В) приведены примеры ДТП, связанные, в основном, с габаритными параметрами АТС.

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x034.jpg

Рис. 17. Увеличение динамического габарита Bq при повороте.

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x036.jpg

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x038.jpg

А. Столкновение при встречном разъезде. Габаритный коридор увеличен из-за высокой скорости.

Б. Столкновение при встречном разъезде. Габаритный коридор увеличен из-за «рыскания» прицепа грузового автомобиля

 

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x040.jpg

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x042.jpg

В Касательное столкновение, Габаритный коридор увеличен при повороте длинномерного грузового автомобиля.

Г. Касательное столкновение. Габаритный коридор увеличен вследствие заноса прицела

 

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x044.jpg

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x046.jpg

Д. Столкновение при встречном разъезде с негабаритным транспортным средством. Сочетание повышения габарита транспортного средства и сужения проезжей части

Е. Столкновение с негабаритным ТС. Особая опасность в темное время суток.

Рис. 18. Примеры ДТП, обусловленных в основном габаритными 
параметрами транспортных средств.

Высокие автомобили при движении имеют значительные поперечные колебания, что также может сократить зазор безопасности, например, при встречном разъезде, и привести к касательному столкновению либо задеванию столбов опор и т.д. (рис. 19) (А, Б).

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x048.jpg

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x050.jpg

А. Задевание перекрытия мостового перехода негабаритным ТС.

Б. Касательное столкновение при наезде на неровность покрытия дороги

Рис. 19. Тяговая динамичность автомобиля.

Вероятность совершения ДТП и тяжесть его последствия существенно зависит от скорости автомобиля. На рис. 20 (А, Б) приведены характеристики влияния скорости автомобиля на вероятность возникновения и тяжесть последствий ДТП.

 

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x052.jpg

http://meganorm.ru/data2/1/4293849/4293849282.files/x054.jpg

А. Влияние скорости движения на возникновение ДТП.

Б. Влияние скорости движения на тяжесть последствий ДТП.
  1   2   3

Похожие:

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconПостановление Правительства РФ от 23. 10. 1993 n 1090 (ред от 14....
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconСовет министров правительство российской федерации постановление...
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconПереподготовки водителей транспортных средств с категории
«Основы законодательства в сфере дорожного движения» являются предметом обучения, преподавание которого должно обеспечить курсантам...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconОбразовательная программа переподготовки водителей транспортных средств...
Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления"

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconПорядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных...
Настоящий Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconПорядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных...
Настоящий Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconК Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных...
Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconПрограмма интегрированного курса по изучению правил дорожного движения...
Дополнительная учебная программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconРабочая программа переподготовки водителей транспортных средств с...
Фз «О безопасности дорожного движения» на основании правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных...

1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения iconОбразовательная программа переподготовки водителей транспортных средств...
Минобрнауки РФ от 26. 12. 2013г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск