Скачать 114.75 Kb.
|
МБОУ СУЕТОВСКАЯ СОШЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ« УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА»( УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ) ПОДГОТОВИЛА УРОК:УЧИТЕЛЬНАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВВОРОНЦОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА2013 г Цели:- познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей; - письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; - с правилами и вежливыми формами переписки; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Оборудование. Конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки ; мультфильм « Простоквашино», детские журналы с письмами детей, Презентация «Учимся писать письма» , образцы писем. Литература:
3. Школьный толковый словарь русского языка. 4.А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г. Ход урока I. Организационный момент II. Вводная беседа Раздается стук в дверь. Учитель. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? (С. Маршак. «Почта») -Это он, это он... Кто, ребята? Дети. Почтальон. Входит почтальон. Почтальон. Здравствуйте, дети! Я веселый почтальон! Детям я давно знаком. Много писем и газет Возит мой велосипед! Разноцветные конверты, И открытки, и пакеты, И посылки, телеграммы -Доставляю все их вам я! Почтальон вручает письмо и детские журналы. - До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем , газет и журналов. Мне нужно их вовремя всем доставить . Почтальон уходит. Учитель: - Ребята, у нас письмо одной из наших учениц - Степченковой Ангелине, оно из детского журнала. Давайте его прочитаем. Дети отвечают. Учитель открывает 1 слайд с правилами переписки: _______________________________________________________________ Правило 1 Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Получателя письма называют адресат. Адресат — от немецкого слова адрес. Нельзя читать чужие письма! У. Значит , Ангелина сама прочитает полученное письмо. Ангелина: Ребята, это ответ на мое письмо. В одном из детских журналов проводился конкурс рассказов о домашних любимцах. Я написала письмо, в котором рассказала о своей кошке. Мой рассказ очень понравился и я получу приз. Слайд 2 на доске: ================================================== Правило 2 Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3—5 дней после получения и в вежливой форме. Дети: Это так просто – написать письмо. Ангелина : Нет ребята, не все так просто существует определенный порядок написания писем. Мне о нем рассказала мама. Учитель: Ребята, а вы хотите научиться правильно, писать письма? Ответы детей. III. Сообщение цели урока У. Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем, соблюдается выработанный веками порядок, с которым вы познакомитесь. IV. Актуализация знаний детей Учитель:- Кто уже получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем? - Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему? - С какой целью люди пишут письма? - Кому из вас приходилось писать ответ? - Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе? Дети отвечают. На доске слайд ____________________________________________________________________________________ Правило 3 Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь. __________________________________________________________________________ V. Знакомство со структурой письма Просмотр отрывка из мультфильма « Простоквашино» . - Какие чувства испытывали родители дяди Федора, когда начали читать письмо? А потом? Почему? - Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. Пишут письма только в хорошем настроении. - А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит? Чтение писем ребят в детских журналах. - Можете ли вы определить, к кому обращены письма - к ровесникам или ко взрослым? Как начинал свое письмо дядя Федор? - Что вам помогло догадаться? На доске появляются слова здравствуйте, привет. - Прочитайте, как обращаются в письмах к вам ребята? - Какое обращение было бы приятно вам прочитать в письме? - Как выделяется обращение? - «Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком: Здравствуй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свидания, Люда. Здравствуйте, бабушка и дедушка! В «приступе» описывается причина написания письма: Я очень скучаю... Мне необходим твой совет... Получила от тебя письмо...» - О чем можно рассказать в основной части письма? Подумайте, как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано: - учителю; - другу или подруге; -родителям, бабушке, дедушке; - инопланетянину. По ходу беседы на доске демонстрируется слайд. __________________________________________________________ СХЕМА ТЕКСТА ПИСЬМА 1. Обращение (начальная фраза о состоянии переписки) Дорогие мама и папа! Получила ваше письмо. 2. Основное содержание письма, сообщение о новостях Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. 3. Вопросы адресату Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Благодарность. Просьбы. Приветы. Спасибо за то, что положили мне теплые вещи. Я прошу вас писать мне чаще. Передайте большой привет Юре и Тане. 4. Прощание (подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)). До свидания. Любящая вас Катя. 10 июля 2010 г __________________________________________________________________________ VI. Физкультминутка VII. Работа в группах Класс делится на группы. Каждая группа пишет письмо по выбору: - другу; - заболевшему учителю; - бабушке, живущей в другой местности; - из летнего лагеря маме; - другу по переписке; - в детский журнал Дети читают письма. Учитель:- Чье письмо вам понравилось? Почему? Какое письмо легче читать адресату? Д. Письмо, в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись. VIII. Знакомство с правилами оформления конверта Учитель: - Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес. Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты. Работа со слайдами . Письмо само Никуда не пойдет, Но в ящик его опусти - Оно пробежит, Пролетит, Проплывет Тысячи верст пути. (С. Маршак) - Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение. Например: 215810. 215 – Смоленская область, 8107 - номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте. Письма - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.( Работа со слайдом ) Затем письмо необходимо опустить в почтовый ящик или отнести на почту. IX. Итог урока Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова. Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах -этом старинном способе общения людей. Какие правила составления писем вы узнали на уроке? Дети работают со слайдом «Проверь себя». 1. Для письма используй __... _бумаги. 2. Письмо - это текст. Назови его части___... _________________ 3. Отвечать на письмо нужно _...______________________ 4. Письмо складывается текстом _...___________________ 5. Адрес нужно писать____... ________________________ 6. Не забывай указать на конверте _... _________________ |
Русский язык и литература. Русский язык: Рабочая тетрадь. Часть 2 /авт сост. Л. В. Левандовская – Иркутск: гбпоу ио иркпо 2015 –... | «Журналистика» и «Филология» (профили: «Зарубежная филология», «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Прикладная... | ||
Дисциплина «Иностранный язык» тесным образом связана с целым рядом гуманитарных и естественных дисциплин (русский язык, литература,... | История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,... | ||
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальностей... | ||
Республики Алтай создает предметные комиссии (подкомиссии) по общеобразовательным предметам (химия, история, русский язык, математика,... | «Русский язык в формате егэ» в 11 классе разработана на основе Программы А. И. Власенкова «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское... | ||
Предметная область: математика, русский язык, литература, окружающий мир, задания на логику, конструирование | Главным условием решения этой задачи является введением государственного стандарта общего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |