Ход урока по теме: «Преобразование информации»
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Мы с вами живем в информационном обществе, объем информации в котором, постоянно увеличивается.
- Давайте вспомним: «Что такое информация?»
- Для этого у вас на парте есть карточки со словами, работая в паре, сложите их в таком порядке, что бы получилось определение понятия «информация». Молодцы.
- А теперь сравните с тем определением, которое записано в Рабочих листах урока, которые лежат у каждого на парте. Поднимите руку те, кто правильно выполнил задание.
- В определении мы сказали, что в получении информации нам помогают органы чувств. Назовите мне их и покажите, для этого я попрошу вас встать.
Дети называют и показывают органы чувств, на слайде они высвечиваются
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
- С полученной информацией мы можем выполнять действия, назовите их пожалуйста.
Дети называют
- А что значит обработать информацию?
- Обработать, значит изменить форму представления информации или ее содержание.
- Давайте рассмотрим пример. Скажите, можем ли мы так преобразовать звуковую информацию, что сможем ее увидеть, например: музыку? Дети отвечают
- А что нам для этого необходимо?
- Правильно необходимо знать нотную грамоту и правила записи.
Ярким примером может служить великий композитор Людвиг ван Бетховен, который потерял слух, но не переставал писать гениальные музыкальные произведения.
- Таким образом, для преобразования информации нам необходимы правила.
- Рассмотрим еще один пример. Вы решаете задачу по математике. Из текста задачи вы выбираете цифры и их обозначения. Как мы можем назвать эти значения Исходные данные, а что мы хотим получить в конце Результат, а между ними будет Решение, которое состоит из правил математики (сложение, вычитание, умножение, деление)
- Правила нам могут быть уже известны, т.е мы их знаем. А могут быть не известны, и тогда мы их можем выработать самостоятельно.
- Я попрошу вас заполнить пустые прямоугольники в схеме на Рабочем листе.
- Скажите, где чаще всего дети используют правила? Правильно в игре. И я вам предлагаю поиграть в одну очень старую логическую игру, которая называется «Ханойские башни»
- Но прежде чем начать игру я расскажу вам небольшую легенду.
- И опираясь на эту легенду, французский математик Эдуард Люк в 1883 году придумал эту игру и продавал ее как забавную игрушку.
- Правила игры очень просты, а значит если мы обратимся к схеме, то в каком прямоугольнике мы разместим их – Правильно «Знать». В Рабочем листе есть место для них, приклейте пожалуйста.
- Рассмотрим эту задачу на 3 кольцах. Задача только на первый взгляд кажется простой, сложность заключается в том, что переложить эти кольца необходимо за минимальное количество шагов, а вот для того что бы узнать это количество нам необходимо, исходя из схемы что сделать – Правильно «Выработать» правила.
- Вот этим мы с вами сейчас и займемся.
- К каждому кольцу мы можем применить только два действия, какие? Правильно «Переложить» или «Нет».
- Так вот, система, в которой для представления информации, используется только два состояния или две цифры называется Двоичной системой, которая лежит в основе решения задачи, а также в работе любого компьютера.
- Для того, чтобы выработать правило, нам необходимо вспомнить из курса предмета математики определение степени числа.
- Итак, раз мы можем выполнить только два действия, значит, основанием степени будет число 2. А показателем степени – количество колец, которые необходимо переложить. Но к последнему кольцу мы должны применить только одно действие «Переложить». Это значит, что из полученного результата возведения в степень мы будем вычитать 1. В результате мы получили правило расчета минимального количества шагов для любого количества колец. Формула будет выглядеть следующим образом 2n – 1
- Значит, сколько необходимо сделать шагов для 3 колец?
Давайте подтвердим это решение действием. Я приглашаю выйти к доске того, на чьем рабочем листе есть изображение монаха.
Одеть монаха
- Переложи кольца пирамиды с синей платформы на желтую за 7 шагов.
- Рассчитайте минимальное количество шагов для 5 колец.
- Эту задачу выполните пошагово при помощи компьютерной программы Роботландия.
- Навигация работы в программе проста: для этого нам понадобятся клавиши на клавиатуре: (перечислить). На каждом рабочем месте лежит памятка, которая напоминает о них.
- Все, кроме монаха, займите, пожалуйста, места за компьютерами, а монах эту работу будет выполнять при помощи колец пирамиды.
- Скажи, пожалуйста, ты сможешь воспроизвести сейчас все свои шаги? Почему?
- Ребята, а вы? Почему?
- Запись шагов, сделанных при выполнении задания, является программой, сохранив которую, мы легко и многократно можем повторить выполнение этой задачи, не решая ее заново.
- Займите, пожалуйста, места за партами. Что же такое программа?
- Запишите данное определение в рабочем листе.
Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.
- Написанием компьютерных программ занимаются профессионалы. Как называется эта профессия?
Программисты
- Это значит, что сегодня на уроке, вы оказались в роли программистов. Как вы считаете, вы успешно справились с этой ролью? Перед вами на партах лежит «лестница успеха» и фигурка человека, поставьте ее на тот уровень, который вами был достигнут сегодня.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Что для вас было необычным? |