МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ, КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТЧелябинск 2014
Одобрено учебно-методической комиссией факультета управления
Методические указания содержат требования и рекомендации по оформлению рефератов, отчетов о практиках, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ. Предназначены для студентов, бакалавров и магистрантов очной и заочной форм обучения. Методические указания составлены на основе ГОСТ 7.32 – 2003, 7.1 – 2003, Р 7.05-2008, ГОСТ 2.105-95.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 6
2 НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ, РАЗДЕЛОВ,
ПОДРАЗДЕЛОВ, ПУНКТОВ И ПОДПУНКТОВ 7
3 ТАБЛИЦЫ 9
4 ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 10
5 ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ 11
6 ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ 12
7 СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ 13
8 ССЫЛКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК 13
9 ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ 15
10 ПРИЛОЖЕНИЯ 15
ВВЕДЕНИЕВ период обучения в университете студентам предстоит выполнять много различных учебных заданий в форме письменных работ. В ходе их выполнения студенты приобретают навыки оформления текстовых и графических материалов, использования сокращений, сносок и ссылок на использованную литературу, разработки и размещения материалов в приложениях. Эти навыки обеспечивают компетентность выпускников университета при оформлении документов в последующей профессиональной деятельности.
Выполнение всех письменных работ должно подчиняться общим требованиям и рекомендациям, которые формируют область профессионального взаимодействия студентов и преподавателей, а также всех участников профессиональной трудовой деятельности.
Настоящий документ содержит общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ. Эти требования и рекомендации должны использоваться и при оформлении контрольных работ. Содержащиеся в документе нормативно-методические указания предназначены для студентов, бакалавров и магистрантов очной и заочной формы обучения всех направлений и профилей подготовки на факультете управления ЧелГУ, а также для студентов дистанционного обучения, выполняющих учебные задачи на данном факультете.
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.1 Основные образовательные программы факультета управления предусматривают выполнение рефератов, отчетов по практике, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций. Они относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и др.).
1.2 Оформление письменных работ должно быть произведено по ГОСТ и с учетом рекомендаций внутриуниверситетских нормативных документов.
1.3 Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах писчей бумаги формата А4 (210х297мм). Стиль шрифта - Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, цвет шрифта – черный. Размеры полей: 10 мм - правое поле, 30 мм - левое, верхнее и нижнее поля по 20 мм. Текст работы следует печатать через 1,5 интервала, сноски оформляются через один интервал.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, выводах и др., применяя шрифты разной гарнитуры.1.4 Для выполнения курсовых работ и проектов разработаны специальные методические рекомендации, оформление работ должно соответствовать нижеприведенным общим требованиям и рекомендациям.
1.5 Выпускная квалификационная работа выполняется с учетом специально разработанных методических рекомендаций, оформление работ должно также соответствовать нижеприведенным общим требованиям и рекомендациям.
1.7 Магистерская диссертация выполняется с учетом специально разработанных методических рекомендаций по подготовке выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Оформление работ должно также соответствовать нижеприведенным общим требованиям и рекомендациям.
1.8 При оформлении титульных листов ВКР обратить внимание на следующие моменты: указать кафедру, на которой выполнена работа; указать направление подготовки или специальность с шифрами:
080504.65 Специальность «Государственное и муниципальное управление»;
080507.65 Специальность «Менеджмент организации»;
080505.65 Специальность «Управление персоналом»;
080500.62 Направление подготовки «Менеджмент»;
081100.62 Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»;
080200.62 Направление подготовки «Менеджмент»;
080400.62 Направление подготовки «Управление персоналом»;
081100.68 Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Управление развитием муниципального образования»;
080200.68 Направление подготовки «Менеджмент» Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами».
Пример оформления титульных листов приведен в приложении В.
2 НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ, РАЗДЕЛОВ,
ПОДРАЗДЕЛОВ, ПУНКТОВ И ПОДПУНКТОВ
2.1 В студенческих и магистерских письменных работах нумерация страниц, разделов и подразделов, пунктов и подпунктов, рисунков, таблиц, формул осуществляется арабскими цифрами без знака №.
2.2 Страницы работы нумеруются с соблюдением
сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы указывается
в нижнем правом углу страницы без точки.Титульный лист, аннотация и задание в выпускных квалификационных работах
не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы, раздел «СОДЕРЖАНИЕ» начинается с 4-ой страницы. После титульного листа приводится аннотация, содержащая краткую характеристику работы.
Студенты очной формы обучения приводят аннотацию и на изучаемом иностранном языке. Пример оформления находится в комплекте методических документов по подготовке ВКР и магистерской диссертации в методическом кабинете факультета управления и на сайте факультета.
2.3 Текст основной части письменной студенческой работы может быть разделен на разделы и подразделы, пункты и подпункты. Заголовки разделов основной части (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ГЛАВ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ) работы следует располагать по центру страницы
прописными буквами, не подчеркивая и без точки в конце. Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая – прописная), располагая по всей ширине страницы с отступом слева на 1,25см и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений, переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки разделов, подразделов выделяются жирным шрифтом. Образец оформления содержания письменной работы приведен в приложении А.
2.4 Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом – 3-4 межстрочных интервала, расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала. Межстрочный интервал – 1,5 см.
2.5 Каждую структурную часть работы необходимо начинать с новой страницы.
2.6 Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста (1, 2 и т.д.). Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (1.1 или 1.1.2 и т.д.). Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенные точкой (1.1.1.3 и т.д.). После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы
точка не ставится. Пример:
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ1.1 Общие требования1.1.11.1.1.1 3 ТАБЛИЦЫ
3.1 Таблицы обладают большой информационной емкостью и наглядностью. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к выпускникам Вузов. Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово «Таблица» и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы через тире.
3.2. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела (Таблица 1.3 или Таблица 2.2). На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом слово «Таблица» приводится полностью и указывается ее номер (в соответствии с таблицей 2.1 и т.д.).
3.3 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
3.4 Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и строки первой части таблицы. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями в правом верхнем углу пишут «Продолжение таблицы» с указанием ее номера.
3.5 Располагают таблицы на странице обычно вертикально, но ввиду специфики содержания таблица может располагаться на отдельной странице горизонтально. Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.
3.6 Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, знаки, обозначения не рекомендуется. При отсутствии отдельных данных в таблице рекомендуется ставить тире. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. Примечания к таблице размещают непосредственно под таблицей в виде общего примечания или сноски. Образец оформления таблиц представлен в приложении Б.
4 ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
4.1 В текстовом документе для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать иллюстрации – схемы, диаграммы, графики и др. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе (представлен на рисунке 2.1)
4.2 Все иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы (Рисунок 1.2). Нумерация рисунков в пределах раздела будет состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка (Рисунок 1.3). Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст – тематическое наименование рисунка.
4.3 Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею предмета, устройства, процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. Общие правила построения схем даны в ГОСТ 2.701-84.
4.4 Диаграмма – это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин. Общие правила построения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88 и в прикладных компьютерных программах. Пример оформления иллюстраций приведен в приложении Б. Пример оформления титульных листов приведен в приложении В.
5 ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ
5.1 Внутри пунктов или подпунктов работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует применять маркированный список, знак маркера допускается любой. Например:
Заключение по данной работе содержит:
краткие выводы;
оценку принятых решений;
разработку рекомендаций.
Если на перечисления необходимо делать ссылку, то используется строчная буква или цифра, после которой ставится скобка (а), б) или 1),2) …).
5.2 Примечания – это краткие дополнения к основному тексту или пояснения, носящие характер справки. Примечания делятся на внутритекстовые и подстрочные. Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют; начинают его со слова «Примечание».
Подстрочное примечание размещается внизу страницы в виде сноски.
6 ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ
6.1 Формулы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: в формуле (1.4). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.2).
6.2 Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, выше и ниже формулы необходимо оставлять не менее одной свободной строки. В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, принятые в нормативных документах (или учебниках). Пояснения символов должны быть приведены непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле.
Пример оформления формулы:
Статистической характеристикой, используемой при контроле качества продукции, является размах (Р), определяемый по формуле
Р = Хmax - Х min, (3.3)
где Х max – максимальное значение контролируемого параметра;
Х min - минимальное значение контролируемого параметра.
7 СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ
7.1 В студенческих письменных работах допускаются общепринятые сокращения, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами (Приложение Г).
7.2 Принятые в студенческих работах малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы и термины, представленные более трех раз, должны быть приведены в отдельном перечне, помещаемом после структурного элемента работы «СОДЕРЖАНИЕ». Текст располагают столбцом, слева в алфавитном порядке приводят условные сокращения, справа – их расшифровку.
8 ССЫЛКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК
8.1 Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или к фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул, таблиц и иллюстраций.
8.2 Библиографическую ссылку в тексте на литературный источник осуществляют путем приведения номера по библиографическому списку источников или номера подстрочной сноски. Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в косых скобках порядковый номер, под которым ссылка значится в библиографическом списке. Обязательно указывается в ссылке номер страницы - например /3, с.21/.
8.4 Подстрочные ссылки – это текст пояснительного или справочного характера, который отделяют от текста короткой (15 печатных знаков) тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Например:
1____________________
1 Иванов, И.И. Экономика труда. / И.И. Иванов. М.: Юристъ, 2007. С.57
8.4 Допускается вместо цифр делать сноски звездочками (применение более четырех звездочек не допускается). Внутритекстовые ссылки следует сопровождать словами: в соответствии с…, согласно…, согласно рисунку…и др.
8.5 Примеры сокращения повторных ссылок:
Первичная ссылка: Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления / Р.В. Бабун. М.: Московский общественный научный фонд, 2010.С.56.
Повторная ссылка:Бабун, Р.В., Организация местного самоуправления. С. 56.
Первичная ссылка:Летрицкий, В. А. Книга и время / В.А.Летрицкий // сб.ст.. М.: Книга, 2005. С.151.
Повторная ссылка:Книга и время. С.151.
там же, с.151 (если повторная ссылка на то же произведение на той же странице).
9 ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
9.1 В письменных студенческих работах использованные источники литературы следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов (заглавий) после приведения перечня использованных нормативно-правовых актов. Электронные ресурсы указываются в конце списка.
9.2 Примеры оформления библиографического описания источников приведены в приложении Д. При оформлении списка литературы подзаголовки указывать не нужно, нумерация страниц сквозная.
10 ПРИЛОЖЕНИЯ
10.1 Приложения оформляются как продолжение работы в виде отдельной части,
со сквозной нумерацией страниц. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номера.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, И О, Ч, Ь, Ы, Ъ (например ПРИЛОЖЕНИЕ А)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления содержания письменной работы
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…..3
11 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
И ДОСУГА…………………………………………………………………….…...6
1.1 Характеристика сферы культуры……………………………………………6
1.2 Основные направления государственной политики
в сфере культуры и досуга……………………….…………………………….13
1.3 Особенности муниципального управления сферой культуры и досуга...19
2 УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЛИНИНСКОМ
РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА………………..………...………………...26
2.1. Общая характеристика Администрации Калининского района
города Челябинска………………………………………...……………….26
2.2 Анализ состояния сферы культуры и досуга в Калининском
районе города Челябинска………………………………………………….35
2.3 Выявление проблем управления сферой культуры и досуга………….....43
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА………………...….52
3.1 Основные направления совершенствования управления сферой
культуры……………………………………………..……………………..52
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления
сферой культуры Калининского района г. Челябинска………….………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Образцы оформления рисунков и таблиц
Рисунок 3.1 - Распределение миграционного прироста по федеральным округам в 1996 – 2000 годах
Таблица 3.1 - Общая схема организационно-управленческого анализа
Направления анализа
| Содержание анализа
| Источники информации
|
1.Анализ миссии, системы целей и стратегий их достижения
| 1. Выявление и анализ миссии организации
2.Определение целей и ограничений их выполнения
3.Определение, анализ и оценка стратегии развития организации
| 1.Организационные документы
2.Интервью
3.Плановая документация
4.Результаты предыдущих исследований
|
2. Анализ организационной структуры
| Исследование существующих организационно-структурных единиц и их взаимосвязей
| 1.Организационная документация
2.Наблюдения
3.Интервью
4.Анкетирование
|
3.Анализ организационной культуры
| Исследование внутриорганизационных символов, церемоний, традиций
| 1.Наблюдения
2.Интервью
3.Анкетирование
4.Организационная документация
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Образцы оформления титульных листов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙпо дисциплине «Разработка управленческих решений»
Выполнил студент
И
ванов Иван Ивановичакадемическая группа______,курс ___
_____________________________
очной/заочной формы обучения____________________________________
(подпись)
«_
_» ________ 20____г.
|
Научный руководитель
Петров Алексей Сергеевич
Должность _____доцент________
Ученая степень ___канд.экон.наук_
Ученое звание ___доцент________ ______________________________________
(подпись)
«___» _________ 20____г.
|
Челябинск
20__
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТАКАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯпо дисциплине «Основы управления персоналом»
080400.62 Направление подготовки «Управление персоналом»
Выполнил студент
Иванов Иван Ивановичакадемическая группа
______, курс ___
_______________________________
очной/заочной формы обучения____________________________________
(подпись)
«_
_» ________ 20____г.
|
Научный руководитель
Петров Алексей Сергеевич
Должность _____доцент________
Ученая степень ___канд.экон.наук_
Ученое звание ___доцент________ ______________________________________
(подпись)
«___» _________ 20____г.
|
Челябинск
20__
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАСовершенствование кадрового обеспечения органов местного самоуправления(на примере ………………….)
080504.65 Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Выполнил студент
Иванов Иван Ивановичакадемическая группа
______, курс ___
_______________________________
очной/заочной формы обучения____________________________________
(подпись)
«_
_» ________ 20____г.
ДОПУЩЕН(А) К ЗАЩИТЕ
Протокол заседания кафедры от «__» _____ 20__г. № ____
Заведующий кафедрой
Колмакова Ирина Дмитриевна ___________________________
(подпись)
«___» _________ 20____г.
|
Научный руководитель
Петров Алексей Сергеевич
Должность _____доцент________
Ученая степень ___канд.экон.наук_
Ученое звание ___доцент________ ___________________________________
(подпись)
«___» _________ 20____г.
|
Челябинск
20__
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)Факультет управления
Кафедра менеджмента
О Т Ч Е ТПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ080507.65 Специальность «Менеджмент организации»
Выполнил студент
Иванов Иван Ивановичакадемическая группа
______, курс ___
_______________________________
очной/заочной формы обучения____________________________________
(подпись)
«_
_» ________ 20____г.
Оценка_____________
Руководитель практики от кафедры:
__________________________________
Ф.И.О
________________________
подпись
Дата «___»_____20___г.
Руководитель практики от организации:
__________________________________
Ф.И.О
__________________________________
занимаемая должность, подпись, печать
Челябинск
20 ___
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Общепринятые сокращения и аббревиатуры