Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт


НазваниеЛабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт
страница1/10
ТипЛабораторная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Лабораторная работа №1

Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт

Цель: Освоить методику получения и обозначения топографических карт с учетом заданных масштабов.

Материалы и принадлежности: Топографическая карт, индивидуально каждому студенту, схема рядов и колонн на территорию РФ.

Содержание:

1. Показать на схемах в пределах листа карты масштаба 1:1.000.000 расположение листов карт масштаба 1: 500.000, 1:300.000, 1:200.000, 1:100.000. Указать географические координаты углов рамок трапеций в градусах и минутах для каждого листа.

2. Показать на схемах листа М 1:100.000 расположение листа карт 1:50.000, 1:25.000, 1:100.000. указать номенклатуру и географические координаты для каждого листа карты.

3. Определить номенклатуру листа карты М1:25.000 и координаты, если известны географические координаты точек расположенных на этом листе.

4. Определить номенклатуру листов карт прилегающих к листу карты из пункта №3
Контрольные вопросы :


  1. Карты каких масштабов называют обзорными?

  2. Лист карты какого масштаба составляет основу разграфки и номенклатуры топокарт в РФ?

  3. Топографические карты, каких масштабов применяются в нашей стране?

  4. Что называется номенклатурой и Разграфкой топокарт.

  5. Как получают листы карт М 1:1.000.000, 1:500.000, 1:300.000, 1:200.000, 1:100.000, 1:50.000, 1:30.000, 1:200.000, 1:100.000, 1:50.000, 1:25.000, 1:10.000, 1:5.000, 1:2.000.

  6. Что такое Ряд и Колонна?

  7. Что такое карта?

  8. Что такое План?


Материалы к сдаче:

Схемы, показывающие процесс получения топокарт разных масштабов, с указанием географических координат рамок трапеций.

Блок-схема получения топокарты, выданой в задании № 1.

Ответы на контрольные вопросы, письменно с необходимыми рисунками и пояснениями

Порядок выполнения лабораторной работы № 1
Основой для разграфки топографических карт указанных масштабов является лист карты масштаба 1:1000000. Он получается в результате деления поверхности земного шара параллелями через 40 меридианами через 6° (рис.1).


Рисунок 1. Деление поверхности Земли параллелями и меридианами
Параллель-след сечения поверхности Земли плоскостью, параллельной экватору.

Меридиан – окружность проходящая через северный и южный полюса Земли и перпендикулярная плоскости экватора.

Колонна- поверхность между двумя соседними меридианами. Колоны нумеруются слева направо от начального меридиана арабскими цифрами.

Ряд-поверхность между двумя соседними параллелями. Ряды обозначаются латинскими буквами к северу и югу от плоскости экватора.

Схема рядов и колонн представлена на рисунке 2.



Таким образом, лист карты масштаба 1:1000000 имеет номенклатуру, соответствующую ряду и номеру колонны. (т.е. обозначается) А-33, L-49 и т.п. Например город Новосибирск находится на листе топографической карты масштаба 1 : 1 000 000, имеющим номенклатуру N-44, т.е. ряд- N, колонна 44.

Размеры рамок миллионного листа по широте I ∆φ=4°, по долготе - ∆λ=6°.

Лист карты масштаба 1:500000 получается в результате деления миллионного листа карты на четыре части (рис.3), и каждая часть обозначается заглавными буквами русского алфавита.



Номенклатура листа карты масштаба 1:500000 получается в результате добавления к номенклатуре листа карты масштаба 1:1000000 соответствующей буквы выбранного листа.

Размер по широте - ∆φ=2°, по долготе - ∆λ=3°.

Листы карт масштабов 1:300000, 1:200000 и 1:100000, получаются в результате деления листа карты 1:1000000 на соответственно 9, 36 и 144 части (рис. 4, 5, 6).


Листы карты масштабов 1:50000, 1:25000, 1:10000 получаются в результате деления предыдущего листа карты на соответствующее число. Так лист карты масштаба 1:50000 получается при делении листа карты масштаба 1:100000 на 4 части. При этом к номенклатуре полученного листа карты добавляются большие буквы русского алфавита (рис.7)


Лист карты масштаба 1:25000 получается при деление листа карты 1:50000 на 4 части, каждая из которых обозначается маленькими буквами русского алфавита а, б, в, г (рис.8).


Номенклатура листа карты масштаба 1:25000 будет иметь вид:

Р-47-144-Г-г

Лист карты масштаба 1:10000 получается при делении листа карты масштаба 1:25000 на 4 части. Части обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4. Размеры рамок составляют φ=2΄30˝ ; λ=3΄45˝. Номенклатура листа карты масштаба 1:10000 будет иметь вид Р-47-144-Г-г-2(рис.9)



Лист карты масштаба 1:5000 получается в результате деления листа карты масштаба 1:100000 на 256 частей. Части обозначаются арабскими цифрами. Номенклатура имеет вид Р-47-144-(16)



Лист карты масштаба 1:2000 получается при делении листа карты масштаба 1:5000 на 9 частей, которые обозначаются маленькими буквам русского алфавита от “а” до “и”. Номенклатура имеет вид Р-47-144-(256-и), (рис.11)


РЕШЕНИЕ

Решение задачи №1 сводится к выбору из соответствующего рисунка с вариантом "своей" номенклатуры.

Например.

Необходимо показать, как получается лист масштаба 1:10000 с номенклатурой L-49-1 ЗЗ-Б-г-4


Пример получения листа карты масштаба М 1:10000 c номенклатурой L-49-133-Б-г-4 из карты масштаба 1:1000000 показана на рис.13.



Лабораторная работа №2

Тема: Масштабы. Измерения длин линий на карте

Цель: Научиться измерять расстояния на топографических картах различными способами.

Материалы и принадлежности: Топокарта, геодезический транспортир, измеритель, линейка, простой карандаш 2Т.
Содержание:

Даны численные масштабы карт, вычислить в метрах горизонтальное проложение линий соответствующее одному сантиметру на карте.

  1. Определить точность заданных масштабов.

  2. Определить масштабы карты по заданной точности.

  3. Определить расстояния между заданными точками с помощью линейки и масштабного коэффициента.

  4. Определить расстояния между теми же точками с помощью линейного масштаба.

  5. Определить расстояния между точками с помощью поперечного масштаба.

  6. При помощи поперечного масштаба отложить заданные расстояния.


Контрольные вопросы:

  1. Какой масштаб называется численным?

  2. Что показывает знаменатель численного масштаба?

  3. Как построить линейный масштаб?

  4. Что такое точность масштаба?

  5. Как построить поперечный масштаб?

  6. Какой масштаб называют нормальным сотенным?


Материалы к сдаче:

Таблица с результатами определений, ответы на контрольные вопросы (письменно) с необходимыми рисунками и пояснениями.

Порядок выполнения работы.

Студенту выдается таблица типа:


Масштабы

1: 500

1: 10 000

1: 25 000

1: 50 000

1 см на карте соответствует на местности …. метров

5 м










Точность масштаба

0,5 м










Имеем точность масштаба

1 мм

2 см

3 дм

10 мм

Ей будет соответствовать масштаб













Определить расстояния между заданными точками на карте

Линия А-В

Линия В-С

Линия С-Д

Линия Д-А

Расстояние, определенное с помощью:

численного масштаба













линейного масштаба













поперечного масштаба














Студент должен не только правильно заполнить таблицу, но и уметь выполнять определение расстояний по карте с графической точностью 0,1 мм.

Масштабом называется степень уменьшения горизонтальных проложений линий местности при изображении их на плане, карте или аэроснимке. Различают численный и графические масштабы; к последним относятся линейный, поперечный и переходный масштабы.

Для того чтобы вычислить горизонтальное проложение линии местности, соответствующее на топокарте 1 см, необходимо решить пропорцию:

Например для масштаба 1: 25 000 , имеем ; 1 линейному отрезку на местности соответствует на топокарте отрезок, уменьшенный в 25 000 раз. Т.е. 1 отрезку на карте соответствует 25 000 отрезков на местности. В России, как и в европейских странах принята международная система измерений СИ, согласно которой расстояния измеряются в мм, см, метрах, километрах, поэтому принято внизу топокарты указывать соответствие в 1 сантиметре 250 метров (для масштаба 1: 25 000). Для масштаба 1: 500, будем иметь; соответствие в 1 сантиметре 5 метров. Для масштаба 1 : 50 000, будем иметь в 1 см 500 метров. Нетрудно заметить что из правой части «убирается» два нуля. Таким образом, опираясь на чувство юмора, для определения горизонтального проложения линии местности соответствующему 1 см на карте можно использовать «правило двух нулей», т.е. осуществлять деление правой части масштаба на 100.

Понятие точности масштаба обусловлено тем, что «нормальный» глаз человека может уверенно различать толщину линии размером 0,1 мм, обычно это толщина линий школьной тетрадки в клетку (иногда толщина линий в тетрадке 0,2 мм).

Если решить пропорции для определения горизонтального проложения линии местности, соответствующей на топокарте отрезку в 0,1мм, то обнаружим, что правую часть масштаба необходимо поделить на 10 000. Т.е. можно говорить о правиле «четырех нулей». Действительно, ведь 0,1 мм это 10 000 часть метра.

Таким образом точность масштаба для топокарты с маштабом 1:500 составит 0,5 м.

Объекты размеры которых меньше точности масштаба при выполнении топографических съемок не «снимаются». Если точность масштаба равна 1 дециметру, то для определения масштаба мы должны проделать следующее:

Дано: 0.1 мм на топокарте соответсвует 1 дм на местности.

Решение: правую часть переводим в метры . Имеем 0, 1 мм на топокарте соответсвует 0,1 м, воспользуемся «правилом четырех нулей» , имеем масштаб 1 : 1 000.

Ответ: масштаб 1: 100.
Численный масштаб. Численный масштаб выражается в виде дроби, числитель которой равен единице, а в знаменателе стоит число, показывающее степень уменьшения горизонтальных проложений линий местности при изображении их на карте или плане.. На топографических картах численный масштаб подписывается внизу листа карты в виде 1:М, например, 1:10000.т.е.

В 1 см 100 метров. На топокарте линейкой измеряем расстояние, при этом доли мм оцениваем «на глаз». Пусть расстояние получилось равным 13,24 см

Можем записать S = 13,24 x 100 = 1 324 метра.
Линейный масштаб. Линейный масштаб - это графический масштаб; он строится в соответствии с численным масштабом карты в следующем порядке:

  • проводится прямая линия и на ней несколько раз подряд откладывается отрезок a постоянной длины, называемый основанием масштаба (при длине основания a=2 см линейный масштаб называется нормальным); для масштаба 1:10 000 a соответствует 200 м,

  • у конца первого отрезка ставится нуль,

  • влево от нуля подписывают одно основание масштаба и делят его на 20 частей,

  • вправо от нуля подписывают несколько оснований,

  • параллельно основной прямой проводят еще одну прямую и между ними прочерчивают короткие штрихи (рис.1).



Рис..1

Линейный масштаб помещается внизу листа карты, под численным масштабом.

Чтобы измерить длину линии на карте, фиксируют ее раствором циркуля-измерителя, затем правую иглу ставят на целое основание так, чтобы левая игла находилась внутри первого основания. Считывают с масштаба два отсчета: N1 - по правой игле и N2 - по левой; длина линии равна сумме отсчетов.

Поперечный масштаб. Проведем прямую линию CD и отложим на ней несколько раз основание масштаба - отрезок a длиной 2 см (рис.5.2). В полученных точках восстановим перпендикуляры к линии CD; на крайних перпендикулярах отложим m раз вверх от линии CD отрезок постоянной длины и проведем линии, параллельные линии CD. Крайнее левое основание разделим на n равных частей. Соединим i-тую точку основания CA с (i-1)-й точкой линии BL; эти линии называются трансверсалями. Построенный таким образом масштаб называется поперечным.



Рис.2
Если основание масштаба равно 2 см, то масштаб называется нормальным; если m = n = 10, то масштаб называется сотенным.

Порядок пользования поперечным масштабом:

  • циркулем-измерителем зафиксировать длину линии на карте,

  • одну ножку циркуля поставить на целое основание, а другую - на любую трансверсаль, при этом обе ножки циркуля должны располагаться на линии, параллельной линии АВ,

  • длина линии составляется из трех отсчетов: отсчет целых оснований, умноженный на цену основания, плюс отсчет делений левого основания, умноженный на цену деления левого основания, плюс отсчет делений вверх по трансверсали, умноженный на цену наименьшего деления масштаба. Точность измерения длины линий по поперечному масштабу оценивается половиной цены его наименьшего деления.

Лабораторная работа №3

Тема: Определение координат точек по карте. Условные знаки топокарт.
Цель : Освоить методику определения прямоугольных и географических координат точек на топокарте

Материалы и принадлежности: Топографическая карта, линейка 30 см, прямоугольный треугольник большого размера.
Содержание:

  1. Определить географические и прямоугольные координаты точек φ; ; X; Y.

  2. Показать на чертеже с какой стороны осевого меридиана и на каком расстоянии от него находится точка (для одной из заданных точек) H; W; E; Z.

  3. Определить прямоугольные координаты точек XH YH; XW YW; XE YE; XZ YZ; в системе соседних зон.

  4. Дать описание ситуации и рельефа на заданном участке карты.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое зона.

  2. Сущность проекции Гаусса.

  3. Почему применяют 6-и градусные зоны.

  4. Система плоских прямоугольных координат в проекции Гаусса.

  5. Что понимают под географической широтой, долготой ? (φ; ;)

  6. Дайте определение геодезической широты, долготы . (B; L;)

  7. Назначение условных знаков и требования предъявляемые к ним.

  8. Типы условных знаков.

  9. Масштабные условные знаки.

  10. Внемасштабные условные знаки.

  11. Линейные условные знаки.



Материалы к сдаче:

Таблица с прямоугольными и географическими координатами для заданных точек. Ответы на вопросы (письменно, с необходимыми рисунками и пояснениями.

Порядок выполнения работы
Необходимо знать, что одним из главных элементов географической карты является сетка координатных линий. Существуют два вида координатной сетки: картографическая, образуемая линиями меридианов и параллелей, и сетка прямоугольных координат, образуемая линиями, параллельными осям координат OX и OY.

Географическая широта (φ )- это угол между отвесной линией проходящей через заданную точку и плоскостью экватора. Отвесная линия- это прямая проходящая через заданную точку и центр тяжести Земли. На рисунке для простоты он совпадает с центром Земли. Широты бывают северные, (выше плоскости экватора) и южные (ниже плоскости экватора). Изменяются в пределах от 0 до 90 градусов.

Географическая долгота (λ) – это двухгранный угол между плоскостью начального (Гринвчского, нулевого) меридиана и плоскостью географического меридиана проходящего через заданную точку.



Долготы бывают западные и восточные, изменяются от 0 градусов до 180 градусов. На топографических картах меридианы и параллели являются границами листа карты; в углах карты подписываются их долгота и широта. Внутри листа вычерчивается сетка прямоугольных координат в виде квадратов, называемая иногда километровой сеткой, так как на картах масштаба 1:10 000 и мельче линии сетки проводятся через целое число километров. Для того чтобы определить географические координаты точки на топокарте необходимо от нее опустить перпендикуляры на минутную рамку карты.


Так как широты направлены с юга на север, то в левом нижнем углу находим 54 градуса 40 минут, а в верхнем 54 градуса 42 минуты 30 секунд

Географическая широта точки 1(φ1 ) = 54 градуса 41 минута 26 секунд.

Географическая долгота (λ) направлена с запада на восток(слева, направо) и для точки 1 составит 18 градусов 02 минуты 30 секунд.
Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиану зоны (оси OX) и направлена с юга на север. Горизонтальные линии сетки параллельны оси OY и направлены так же как долготы.

Лабораторная работа №4

Тема: Ориентирование линий местности по топографической карте.

Цель: Научиться определять азимуты истинные и магнитные, в том числе на текущую дату, дирекционные углы заданных линий.
Содержание:

  1. а.) Измерить по карте геодезическим транспортиром дирекционные углы линий HW, WE, EZ, ZH.
    Б.) Азимуты линий HW, WE, EZ, ZH.

  2. Пользуясь результатами задачи 1, вычислить Гауссова сближение меридианов для каждой линии и найти среднее значение; сравнить его со значением сближения на карте.

  3. Для заданных линий вычислить:
    а.) Магнитные азимуты (уметь на текущую дату).
    Б.) Обратные дирекционные углы и румбы.
    (Результаты решения поместить в таблицу).



Название

Линий

Дирекц.

углы (i)

Азимут

истины )

Сближение

мерид. (о)

Обр. дир.

уг. (обр.)

Румбы

(r)

Аз. магн.

маг)

H-W

W-E

E-Z

Z-H






















  1. Измерить геодезическим транспортиром углы поворотов (либо левые, либо правые).

  2. Используя дирекционный H-W, из задачи 1, вычислить через углы поворота, дирекционные углы всех остальных линий.
    (Результат решения поместить в таблицу).



Название

Линий

Левый угол

Повор. (лев.)

Дирекц.

углы (i)

Название

линий

Правый угол

повор. (пр.)

Дирекц.

углы (i)

H-W

W-E

E-Z

Z-H







H-Z

Z-E

E-W

W-H








Контрольные вопросы:

  1. Что значит ориентировать линию?

  2. Дать определения: А; i; r; Aмаг; о;  - склонение магнитной стрелки.

  3. Какая существует взаимосвязь между азимутом и румбом ?

  4. Какова взаимосвязь между дирекционным углом и азимутом линии ?

  5. От чего зависит сближение меридианов ?

  6. Поясните взаимосвязь между истинным и магнитным азимутом.

Лабораторная работа №5

Тема: Изображение рельефа на топокартах и решение задач по топографической карте.

Цель: Научиться читать по топокарте рельеф и строить продольный профиль заданной линии.
Содержание:

  1. Изучить основные формы рельефа (уметь находить на карте: лощину, хребет, седловину, гору, впадину). Зарисовать горизонталями.

  2. Определить отметки точек H, W, E, Z и вычислить превышение между ними.
    Результаты поместить в таблицу.

Название точек

Н, (м) (высота)

hi, (м) (превышение)

H

W

E

Z




hH-W=

hW-E=

hE-Z=

hZ-H=




  1. Построить на миллиметровке продольный профиль по направлению заданным преподавателем. Определить, есть ли видимость между конечными точками профиля; расстояние между ними и уклон (в ; в  - промилях). Горизонтальный масштаб профиля принять равным масштабу карты. Вертикальный масштаб, либо в 10 раз крупнее, либо согласовать с преподавателем.

  2. Таблица профиля должна включать параметры:

    • Отметки точек (Н, (м))

    • Расстояние (S, (м))

    • Общее расстояние (S, (м))

    • Уклон (в )

    • Ситуация по линии профиля, в условных знаках.


Контрольные вопросы:

  1. Основные формы рельефа.

  2. Сущность изображения рельефа по способам горизонталей.

  3. Что называется горизонталью.

  4. Что такое высота сечения рельефа.

  5. Как задаётся уклон линии местности.

  6. Определение высот точек по топокарте и превышение между заданными точками.


Материалы к сдаче:

1. Таблицы с результатами измерений.

2. Продольный профиль заданных линий.

Лабораторная работа № 6
Тема: Проверка и исправление цилиндрического уровня.

Приборы и оборудование: Теодолиты 2Т-30, Т-30, шпилька.
Содержание:

  1. Ознакомиться с основными частями и винтами ( с их назначением) теодолита 2Т-30, Т-30.

  2. Проверить и исправить уровень при алидаде горизонтального круга.

  3. Выполнить нивелирование теодолита.

  4. Установить зрительную трубу “по глазу” и по предмету.

  5. Выявить не перпендикулярность оси вращения трубы WW1 к оси вращения прибора ZZ1.


Контрольные вопросы:

  1. Назначение уровней теодолита.

  2. Устройство цилиндрического и круглого уровня.

  3. Ось цилиндрического и круглого уровня.

  4. Что называется ценой деления уровня.

  5. Что называется чувствительностью уровня.

  6. Порядок выполнения поверки уровня.

  7. Поверка наклонности оси вращения.

  8. Влияние наклонности оси вращения трубы на измеряемое направление.


Материалы к сдаче:

  1. Описание проверки уровня при алидаде горизонтального круга.

  2. Рис. Последовательного положения пузырька при выполнении проверки уровня.

  3. Схема и описание проверки наклонности осей вращения зрительной трубы.


Лабораторная работа №7

Тема: Коллимационная погрешность

Цель: Освоить методику определения и исправления коллимационной ошибки

Приборы и оборудование: Теодолиты 2Т-30, Т-30, шпилька.
Содержание:

  1. Изучить требования инструкции к величине коллимационной ошибки для различных типов теодолитов.

  2. Подготовка теодолита к определению коллимационной ошибки, (нивелирование теодолита, устранение параллакса сетки нитей.)

  3. Определить коллимационную ошибку на две визирные цели.

  4. Уметь вычислить «правильный отсчет» и при необходимости исправить положение сетки нитей в теодолите 2Т-30.



Контрольные вопросы.

  1. Нарушение какого геометрического условия приводит к возникновению коллимационной ошибки.

  2. Формулы и допуски при определении коллимационной ошибки.

  3. Методика исправления коллимационной ошибки.

  4. Влияние коллимационной ошибки на измеряемое направление.


Материалы к сдаче :

1 . Страница журнала с определением коллимационной ошибки.

2 . Ответы на контрольные вопросы, с необходимыми рисунками.

Лабораторная работа №8.
Тема: Измерение горизонтальных углов.

Цель: Освоить методику измерения горизонтальных углов техническими теодолитами.

Приборы и оборудование: Теодолиты 2Т-30, Т-30, шпилька.
Содержание:

  1. Принцип измерения горизонтальных углов.

  2. Подготовка теодолита к измерениям горизонтальных углов. (Центрирование, нивелирование теодолита)

  3. Методика измерения горизонтального угла. (Круг «Лево», Круг «Право»)

  4. Измерить горизонтальный угол одним полным приемом.

  5. (Для отличной оценки на 4 визирные цели т.е. 2 горизонтальных угла.


Контрольные вопросы.

  1. Принцип измерения горизонтальных углов.

  2. Пример взятия отсчета для теодолита Т-3-, 2Т-30.

  3. Порядок измерения горизонтальных углов при проложении теодолитного хода. (Согласно инструкции)

  4. Контроли и допуски.


Материалы к сдаче :

Страница журнала измерения горизонтальных углов, с подписью преподавателя.
Лабораторная работа №9
Тема: Измерение углов наклонов

Цель: Освоить методику измерения вертикальных углов техническими теодолитами.

Приборы и оборудование: Теодолиты 2Т-30, Т-30, шпилька.
Содержание:

  1. Устройство и теория вертикального круга.

  2. Определение и исправление «Места нуля» вертикального круга.

  3. Методика измерения угла наклона.

  4. Измерить вертикальный угол одним полным приемом (на 2 визирные цели).


Контрольные вопросы.

  1. Устройство вертикального круга технического теодолита..

  2. Пример взятия отсчета по вертикальному кругу для теодолитов Т-3, 2Т-30.

  3. Порядок измерения углов наклона (согласно инструкции).

  1. Контроли и допуски.


Материалы к сдаче :

1 . Страница журнала измерения углов наклона, с подписью преподавателя.

2. Ответы на контрольные вопросы, письменно (схемы, рисунки, пояснения ).

Лабораторная работа №10

Тема: Изучение нивелира Н-3.

Приборы и оборудование: нивелир Н-3,
Содержание:

  1. Принципиальное устройство нивелира Н-3.

  2. Основные части нивелира, их название и назначение.

  3. Закрепительные, наводящие и исправительные винты нивелира Н-3 .

  4. Главное условие нивелира. (Допустимая величина угла I ).

  5. Поле зрения нивелира Н-3., с примером отсчета.

  6. Определить расстояние от нивелира до рейки.

  7. Изучить способы и требования «Инструкции по нивелированию» при определении угла « i » .

  8. Определить для нивелира Н-3 угол « i ».

  9. Сравнить с допустимым значением, при необходимости «отъюстировать» цилиндрический уровень нивелира Н-3.

  10. Выполнить контрольное определение угла « i » .

  11. Определить расстояние от нивелира до рейки.

  12. Порядок работы на станции при техническом нивелировании.

  13. Определить превышение между заданными точками по программе

  14. Технического нивелирования.

  15. Контроли и допуски при работе на станции.

  16. Правила оформления журнала технического нивелирования.


Контрольные вопросы.

  1. Геометрическая сущность нивелира Н-3.

  2. Общий вид прибора, основные части и винты.

  3. Основные поверки Н-3.

  4. Пример взятия отсчета в нивелире Н-3, по рейке.

  5. Назначение элевационного винта.

  6. Методика определения угла «I» для нивелира Н-3.

  7. Способы определения угла « i » , согласно требований инструкции.

  8. Формулы для вычисления угла « i » .

  9. Порядок юстировки цилиндрического уровня нивелира Н-3.

  10. Нитяной дальномер в зрительных трубах геодезических приборов.

  11. Требования инструкции при техническом нивелировании.

  12. Что такое «пяточная разность»?

  13. После выполнения какого «контроля» можно осуществлять переход на следующую станцию в техническом нивелировании?

  14. Приведите примеры нарушения допусков, и «неправильных» записей в журнале технического нивелирования..


Материалы к сдаче:

1. Страница журнала технического нивелирования с отсчетами, подписанная преподавателем.

2. Ответы на вопросы письменно. Схемы, рисунки.
Семестр III

Нивелирование iii и iv классов
Лабораторная работа № 15
Тема: Исследование метровых делений реек
Цель работы:

Изучить методику исследования реек для нивелирования III и IV классов
Пособия и принадлежности:

- трёхметровые деревянные рейки РН3;

- контрольные линейки.
Содержание работы:

1 Определить среднюю длину метровых интервалов шкал пары шашечных реек

2 Вычислить поправку за длину контрольной линейки и температуру

3 Сделать вывод о пригодности данной пары реек к нивелированию III и IV классов
Вопросы для самоподготовки:

1 Перечислите задачи нивелирования

2 Что принято за исходную уровенную поверхность для высот пунктов государственной нивелирной сети?

3 Расскажите о схеме и принципах построения государственной нивелирной сети

4 Как разделяется государственная нивелирная сеть по степени точности и каково назначение различных классов?

5 Требования, предъявляемые к рейкам для производства нивелирования III и IV классов

6 С какой целью выполняют исследование реек?

7 Какие исследования реек выполняют перед началом полевых работ?

8 Как вычисляются поправки в превышения по секциям за среднюю длину метра комплекта реек?

9 Каким образом выполняют поверку установки круглого уровня на рейке?
Порядок выполнения исследования:

  1. При помощи линейки и остро оточенного карандаша отмечаются на рейке тонкими штрихами края шашечных делений, по которым предстоит делать отсчёты, например, 1, 10, 20 и 29 дециметры чёрной стороны рейки в соответствии с рисунком 1.




Рисунок1 - Схема измерения метровых интервалов рейки в прямом ходе



  1. На рейку параллельно её краям укладывается контрольная линейка, общая длина шкалы которой равна 1 м. Контрольная линейка представляет собой металлическую пластину со скошенными краями, на одном из которых нанесены деления через 1мм, а на другом через 0,2мм, то есть каждый миллиметр разделён штрихами на 5 частей. Для исследований берётся шкала с ценой деления 0,2мм. Отсчёты берутся с помощью двух луп, перемещающихся вдоль линейки. При отсчитывании с помощью лупы наименьшее деление, равное 0,2мм, делится на глаз на 10 частей, то есть отсчёты берутся с точностью 0,02мм. Исследуемая рейка кладётся горизонтально таким образом, чтобы она не провисала и «0» рейки и контрольной линейки находились слева.

После отсчитывания температуры по термометру линейки с точностью до 0,1°С, определяются длины интервалов чёрных сторон реек между делениями 1-10, 10-20, 20-29 дм, а красных соответственно 47- 56, 56-66, 66-75 или 48-57, 57-67, 67-76 дм. При измерении каждого интервала сначала берётся отсчёт по левому концу, а затем по правому.

Каждый интервал измеряется дважды, сдвигая немного линейку перед вторым измерением. Расхождения между полученными дважды значениями длин измеряемых интервалов не должны различаться более чем на 0,1 мм. При получении больших расхождений, контрольная линейка сдвигается ещё раз и повторяются измерения. Грубые отсчёты вычёркиваются, а из оставшихся отсчётов вычисляется среднее значение. Пример взятия отсчёта по контрольной линейке приведён на рисунке 2. Отсчёты по линейке могут быть только чётными цифрами.

Рисунок 2 - Пример взятия отсчёта по контрольной линейке
Результаты исследований записываются в ведомость, форма которой приведена в таблице 1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №8 распределенный udp сервер/ udp клиент 38 Лабораторная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №1
Лабораторная работа Выполнение расчетов с использованием программирования в среде Visual Basic for Applications (vba). 8

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №1
Лабораторная работа №8. Структурирование таблицы с автоматическим подведением итогов

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №1. Изучение основ микроструктурного анализа...
...

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconПроверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс». Номенклатура
К заданиям дается четыре варианта ответа, выберите один верный (задания выполняются без использования карт атласа)

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconПроверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс». Номенклатура
К заданиям дается четыре варианта ответа, выберите один верный (задания выполняются без использования карт атласа)

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №1 (одномерные массивы) 27
Лабораторная работа №6 (статические массивы, знакомство с графическим режимом. Возможно будет изменена) 49

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа Создание и использование запросов (продолжение)....
Задания на экзамен выполняются студентом в компьютерном классе при наличии конспектов под руководством преподавателя

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа №1 Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel
Цель. Приобрести практические навыки по созданию и оформлению эт, вводу данных, использованию функции Автосумма

Лабораторная работа №1 Тема: Разграфка и номенклатура топографических карт iconЛабораторная работа уважаемые студенты! Сейчас вам предстоит выполнить...
«Бухгалтерский учет и анализ». Она состоит из нескольких частей, каждая из которых относится к разделу 3 «Первичные бухгалтерские...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск