Социологические методы исследования современных детей и современного детства


НазваниеСоциологические методы исследования современных детей и современного детства
страница1/10
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Как изучать детство?

С.Н. Щеглова

Как изучать детство? 

Социологические методы исследования современных детей и современного детства. 

Москва, 2000 

ЮНПРЕСС - по заказу и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) 

Москва, 2000

Автор: Светлана Николаевна Щеглова - доктор социологических наук, доцент кафедры социологии Института молодежи. 

Художник - Людмила Чернова 

Дизайн и верстка - Сергей Щеголев

Данная книга содержит изложение методологических и методических подходов к исследованию детства как социального явления, в нем собраны практические находки прикладной социологии детства, представлены материалы конкретных социологических исследований детей и подростков современной России.

Для специалистов, работающих с детьми в социальной сфере, школе, детских объединениях, в средствах массовой информации.

(с) С.Щеглова, 2000. 

(с) ТО ЮНПРЕСС, 2000.

Введение

У каждого поколения свое детство и свой особый тип детства. "Детство - страна, откуда каждый родом, но куда никто не может вернуться", - так часто образно характеризуют детство в обыденном сознании. Вернуться в детство действительно невозможно, но совершить попытку изучить и понять сегодняшних детей возможно. Более того, нам представляется это крайне актуальным именно в современных условиях.

Государственная политика в интересах детей, становление которой происходит в нашем государстве сегодня, предполагает заботу о материальных и духовных условиях развития подрастающего поколения. Эта политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечению при этом гарантий соблюдения прав детей.

Последовательное осуществление норм Конвенции о правах ребенка и перспективная цель улучшения на этой основе положения детей в России делают необходимым постоянное изучение мнения самих детей по основным проблемам их жизни. Конвенция о правах ребенка - важный международный документ, принятый Организацией Объединенных Наций в 1989 году, где изложены позиции мирового сообщества на современное детство и его защиту. При оценке эффективности общих мер становится невозможным руководствоваться лишь анализом законодательства, демографическими показателями, данными ведомственной статистики. Современное общество осознало свою обязанность считаться с мнением детей в соответствии с их возрастом и степенью их зрелости. Важным в этой связи представляется демоскопическое изучение самих детей и подростков по проблемам их жизнедеятельности, интересов, потребностей и притязаний к обществу и взрослому миру. Демоскопия- изучение общественного мнения.

Эта книга адресована специалистам, работающим с детьми в социальной сфере, школе, детских объединениях, она может быть полезна журналистам, пишущим о детстве, студентам и преподавателям факультетов социальной работы, социологии, психологии, педагогики.

В книге нет готовых рецептов работы с детьми, процедур воспитательного воздействия на умы и души юных. С помощью предложенных в ней методов и приемов исследователь сможет получить новую информацию о детях и использовать ее в своей деятельности.

Как работать с книгой

В зависимости от задачи, которую имеет перед собой читатель, могут быть предложены три алгоритма работы с книгой. Определив свою основную задачу, вы можете "пройти по тексту собственным маршрутом".

Если вас интересуют теоретические проблемы изучения детства

Если вы хотите получить новые фактические данные о детстве и детях последнего десятилетия

Если вы планируете организовать и провести свое собственное социологическое исследование

В тексте книги даются также многочисленные ссылки: разъясняются слова и термины, предлагаются вопросы для самоконтроля, перечисляются дополнительные источники.

Что такое детство 

Какие науки изучают детство

Как изучают детство социологи

Социальный мир подлежит научному анализу, иными словами, его возможно исследовать с помощью конкретно-научных процедур. Детство как часть социального мира также можно исследовать. Социологи изучают детство на теоретическом и практическом (эмпирическом) уровнях. Сегодня в обществе и научной сфере существуют несколько взглядов на возможности социологии детства. Выделим два полярных. Ряд ученых полагает, что возможно лишь теоретическое осмысление этого социального явления с использованием экспертного - взрослого мнения, они отрицают возможность проведения социологических опросов детей, основываясь на том, что эта группа населения не включена в социальные отношения в обществе, не имеет сформировавшегося мнения. Приверженцы этого взгляда считают достаточным получать информацию о детях от их родителей и воспитателей. Другие исследователи полагают естественным выяснять мнение детей по всем возможным вопросам, включая политику и экономику. "Как ты относишься к Президенту Путину? Какая армия нужна нашей стране?" - обращаются уже к ребенку-дошкольнику и ждут от него истины, считая, что она глаголит именно устами младенцев.

Выбор методов исследования зависит от многих факторов. Один из них - подход самого социолога к детству. При всем множестве подходов мы полагаем, что существуют четыре основных, используемых при эмпирическом изучении детства.

1. Детство как далекая звезда. Социолог изучает детство как нечто далекое, отстраненное от нашего взрослого мира, часто делает это без непосредственного контакта с самими детьми, пользуясь как инструментом мнениями родителей, педагогов, других взрослых, окружающих детей. 

2. Детство как неизвестное племя. Социолог исследует детей как новое неизвестное ему племя, внедряясь в него и наблюдая за ними, фиксируя их обычаи, язык, моду, правила общения, клички и др., а также задавая специальные вопросы. 

3. Прогулки с динозаврами. При этом подходе социолог изучает "следы детства", оставляемые юными подобно следам динозавров. Изучение ведется без непосредственного контакта, в качестве следов выступают дневники, граффити, рисунки и др. 

4. Секретный эксперимент. Социолог организует и проводит специальные социальные эксперименты, изучая особенности поведения детей в необычных для них ситуациях.

Наш подход к изучению детства состоит в следующем: 

1. Для всестороннего изучения детства необходимы не только теоретические, но и эмпирические исследования. 

2. Возможно проведение эмпирических исследований в самой детской среде при соблюдении ряда условий. 

3. Получаемое при этом знание можно считать в большой мере адекватным (соответствующим) реальному состоянию детского сообщества.

Мы полагаем, что современное детство можно исследовать лишь соединив вместе и теоретический и практический подходы. При этом нужно знать, что просто сложить все известные методы не получится, нужно правильно подобрать для раскрытия разных сторон детской жизни свой метод. На практическом уровне данные о современном статусе детства могут быть получены опросными и неопросными путями, с применением мнения самих детей и с привлечением экспертов, качественными и количественными методами, о которых будет рассказано ниже.

Выделим некоторые методические сложности прямого изучения детского сообщества. При проведении подобных исследований требуется: 

* обосновать возрастные границы допустимости и возможности получения информации по интересующей проблематике от детей, например по социальным проблемам; 

* определить процедурные подходы к изучению мнений и представлений детей разного возраста; 

* адаптировать традиционные методики изучения общественного мнения для применения их к детям; 

* сконструировать нестандартные, игровые, рисуночные и иные мягкие методики; 

* разрешить проблему неискренности респондентов-детей при общении со взрослым исследователем; 

* выяснить, в каких случаях взрослые могут быть экспертами по проблемам детства, разработать методические и процедурные подходы таких исследований.

Современные подходы к периодизации детства

При сборе и обработке информации достоверность получаемого знания во многом зависит от полноты и всестороннего учета характеристик объекта исследования, его психологических, этнических, социальных и других особенностей, в нашем случае прежде всего необходим учет возрастных особенностей. В связи с этим возникает необходимость иметь четкие ориентиры возрастной периодизации внутри детской группы. Возраст во многом определяет границы допустимости и возможности получения от детей информации по интересующей нас проблематике, оптимальность использования того или иного метода.

С точки зрения психологии категория "возраст" обозначает определенную, качественно-своеобразную ступень развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. По определению Л.С.Выготского, основными характеристиками возраста являются "социальная ситуация развития", отражающая место ребенка в системе социальных отношений, его деятельность, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов. В нормативно-ценностном плане каждый возраст характеризуется особыми жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода к следующему возрастному этапу (например, осознанный выбор профессии, создание семьи и др.).

Конвенция о правах ребенка определяет возрастные рамки детства от 0 до 18 лет, если по закону, действующему в данной стране, ребенок не достигает совершеннолетия ранее. Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти границы детского возраста.

В России сегодня принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); ранняя юность (15-17 лет); второй период юности (17-21 год).

Как изучать детей разного возраста?

Обратимся к данным психологической науки, позволяющим выделить возрастные особенности разных периодов детства и определить подходы к обоснованному выбору методов изучения детей.

Основой для рассмотрения данной проблемы в отношении детского возраста считаем положения теоретических и научно-практических разработок Жана Пиаже, изложенных им в книгах "Речь и мышление ребенка", "Суждение и рассуждение ребенка", и работы Л.С.Выготского "Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование". Работы швейцарского исследователя были написаны в 20-е годы XX века на основе его деятельности (наблюдений, тестирования, интервьюирования) в Институте Руссо. Ученый выделил несколько возрастных периодов, в которые проявляются специфические особенности речи и мышления ребенка. Л.С.Выготский провел в своей работе критический анализ подходов Пиаже, во многих случаях именно его уточнения подходов к развитию детского мышления служат для нас определяющими в обосновании выбора того или иного метода исследования.

До семилетнего возраста мысль ребенка проникнута тенденциями игры, чрезвычайно трудно отличить выдумку от мысли, принимаемой за правду. Ребенок этого возраста склонен считать, что он все знает, даже вопросы, которые он задает сам, - в значительной мере риторические, ребенок на них ответа со стороны взрослых и не ожидает.

При обмене мыслями между ребенком и взрослым роли двух сторон неравны. Ребенок чувствует себя ниже взрослого и в то же время у него долго остается впечатление, что взрослый его вполне понимает. Поэтому он никогда не старается уточнить свою мысль, разговаривая со взрослыми, а из речей взрослых он удержит лишь то, что ему понравится, за невозможностью проникнуть в мир взрослых. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что предпочтительным методом изучения детей этого возраста можно считать наблюдение.

Применение анкеты до семилетнего возраста признается полностью невозможным, проведение интервьюирования серьезно ограничено. Эти ограничения связаны прежде всего с содержательными моментами. Согласно данным Пиаже, до 7-8 лет у ребенка развивается лишь так называемая эгоцентрическая мысль: отсутствует дедукция, образные схемы, схемы аналогий. Эгоцентрическая мысль затем не исчезает в одночасье, остается в наиболее отвлеченной, вербальной части речи. Только с 7-8-летнего возраста, постепенно начинают появляться навыки социализированной мысли. Здесь позволим себе обратиться к одному из моментов полемики Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Солидаризируясь со швейцарским ученым по вопросу о преобладании у детей этого возраста эгоцентрической мысли и речи, российский исследователь стоит на позиции определяющего влияния социального. По его мнению, развитие речи происходит от социальной через эгоцентрическую к внутренней. Пиаже считает, что речь и мышление ребенка этого возраста являются аутистическими, т.е. личными, направленными только на внутренние переживания. Л.С.Выготский уточняет, что мысль детей такова только в отношении тех объектов, явлений, где он не способен еще мыслить связно и логично. Но если ребенка спросить относительно вещей, доступных его опыту, его практической проверке, то возможно получение адекватных ответов. Поэтому мы полагаем, что в этом возрасте возможно проведение кратковременных интервью по вопросам, напрямую связанным с актуальным поведением детей.

Как уже было сказано выше, применение анкеты для детей до 7-8-летнего возраста полностью невозможно, в более старшем доподростковом возрасте она серьезно ограничена по тематике. При изучении мнения детей этого возраста необходимо конструирование особых методик с применением игры, графики, рисунков, которые учитывали бы специфику психического и общего развития личности, т.е. "мягких" методов.

Между 9 и 10 годами, по мнению психологов, начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции "Я и общество", когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. По Л.С.Выготскому, ребенок переходит от житейских понятий к научным. Постепенно, по данным современных российских психологов к 10-11 годам, ребенок осознает определенные понятия, им употребляемые, он становится способным к наблюдению над собственными мыслительными опытами. Возникает так называемая формальная мысль. Развивается дедукция, мысль становится такой же, как мысль взрослого. До подросткового возраста физическая реальность не оттеняется субъективной реальностью (ребенок не осознает личного характера своих мнений, своих определений, даже слов и т.д.). С этого возраста дети могут становиться на позиции, ими самими и не разделяемые.

Обращает на себя внимание быстрое приспособление детского сознания и поведения к изменениям социальной среды, например, принятие подростковой средой идей прав ребенка, распространение "компьютерной картины мира". Динамичность изменения сознания подростков - особенность данной социально-демографической группы, подтверждающаяся исследованиями последних лет. Подростки меняются быстрее, чем наши представления о них, а значит, необходимы оперативные исследования этой группы. Как показывают практические наблюдения, предпочтительным методическим инструментом для проведения изучения в подростковом возрасте является анкета. Незнакомому для ребенка взрослому-социологу практически невозможно сразу установить доверительный, рабочий контакт с подростками для проведения индивидуального интервью, это может быть объяснено спецификой взаимоотношений детей этого возраста со взрослым миром. Считаем, что только с младшего подросткового возраста возможно широкое применение анкетного метода практически по всему спектру проблем. При этом обязательным условием выступает соблюдение особых правил составления анкет и проведения опросов, о которых будет сказано ниже.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconКурсовая работа по дисциплине: «Социологические методы исследования...
«русофобия» (впервые применен поэтом Федором Тютчевым), а также отношения студентов к русофобии и проблеме, что стоит за ним. Для...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconБийский технологический институт В. М. Корнилов Конкретно социологические исследования
В. М. Корнилов. Конкретно-социологические исследования: Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconМетоды исследования деятельности сердца
Современные методы исследования многообразны – это электрокардиография, в том числе высокого разрешения (экг вр), мониторинг Холтера,...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Социологические методы исследования современных детей и современного детства icon«Современный менеджмент организации: инструменты исследования и методы преподавания»
Прошу принять меня на платное обучение в состав слушателей программы «Современный менеджмент организации: инструменты исследования...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconТема современные методы системных исследований
Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconРич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова
Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,...

Социологические методы исследования современных детей и современного детства iconРич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова
Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск