Скачать 2.88 Mb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Учебные материалы подготовлены в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»Факультет государственного и муниципального управленияРИДЕР ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДРСТВЕНЫЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКАЗАМИ» для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Модуль 1. «Общие принципы размещения заказов для государственных нужд» Модуль 2. «Нормативная правовая база формирования, размещения государственных и муниципальных заказов» Модуль 3. «Процедуры размещения государственных и муниципальных заказов» Модуль 4. «Государственные и муниципальные контракты» СОСТАВИТЕЛИ: Цариковский А.Ю., Кузнецова И.В., Евраев М.Я. Москва, 2007
I. Формирование заказа Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок. Куликовский Александр Андреевич - координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD Вступивший в силу с 1-го января 2006 года новый закон о государственных закупках (94-ФЗ) обладает существенным недостатком – закон не регламентирует правила формулирования технических спецификаций, т.е. фактически разрешает государственным заказчикам описывать при помощи технических характеристик устройство определённого продукта определённого производителя, существенно ограничивая возможности участия в конкурсе конкурирующих технических решений других производителей. При этом полностью соблюдается запрет на упоминание в конкурсной документации наименований производителей, товарных знаков и т.п. Мы все знаем, что конкурс – родственник конкуренции. Слово конкуренция (competition) встречается в директиве Европейского Союза (2004/18/EC) о государственных закупках более 35 раз, в то время как в новом законе – только один, в преамбуле. И как ни умозрительно звучит такое сравнение – оно очень точно описывает различие этих законов в решении вопросов защиты конкуренции. Новый закон 94-ФЗ в значительной мере защищает права поставщиков, забывая об основном поле – конкуренции между производителями, т.е., между товарами и услугами. Сравнивая законы, мы видим, что в законодательстве ЕС основой защиты конкуренции является в первую очередь определение и регулирование "технических спецификаций", задачей которых является формулирование предмета всякого конкурса на поставку товаров или услуг. Более того, мировая практика противопоставляет технические характеристики – характеристикам производительности, так как технические характеристики способны лишь описать определённый продукт, тогда как характеристики производительности (ключевое понятие закона ЕС) ориентированы на определение скорости выполнения заданной функциональности. Для наилучшего сравнения этих двух понятий уместно вспомнить Платона с его философией идеи и воплощения предметов. Российский закон оперирует на уровне воплощения (технических характеристик), в то время как западное законодательство открыто для инноваций и конкуренции – оно требует от государственных заказчиков описывать идею, т.е. функциональность и производительность, при, разумеется, полном соответствии государственным техническим стандартам. В новом законе о государственных закупках 94-ФЗ понятия, "технические спецификации", "производительность" и "конкуренция", к сожалению, отсутствуют. Статья 22 пункт 2 слишком проста и непосредственна: "Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком … к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг … к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара". Итак, именно технические спецификации определяют предмет любого конкурса на поставку оборудования или услуг и, на сегодняшний день, являются основой всех злоупотреблений. Что только не "загадывают" государственные заказчики при помощи технических характеристик – "разгадыванием" заранее выбранного товара, как правило, занимается целая группа сотрудников в штате участника конкурса. Налицо проблема – отсутствие определения и правил формулирования технических спецификаций, а также отсутствие контроля над избыточными требованиями, приводящие к самым тяжёлым для рынка последствиям: Отсутствие конкуренции – при помощи технических характеристик "загадывается" определённая модель определённого производителя, что практически исключает участие конкурирующих предложений Увеличение нагрузки на бюджет – избыточные требования, т.е., применительно к нашей тематике, дорогие комплектующие, периферийные устройства, а также роскошные автомобили и т.п. Таким образом, цена остаётся "стандартной", т.е. на 10-20% ниже потенциальной, конкурентной, а избыточность требований приводит к существенному увеличению стоимости решения. Плюс – частое отсутствие оценки соответствующего товарного рынка антимонопольной службой и, как следствие, ощутимое влияние олигополий. Анализ европейского опыта показывает, что для решения подобной задачи требуется введение в закон определений "технических спецификаций", "производительности", "функциональности", "эквивалентности" и регулирование правил оформления технических спецификаций. Необходимо не только запрещать указание наименований производителей и товарных знаков, но и предоставлять государственным заказчикам средства объективного описания предмета конкурса. Необходимо также закрепить за антимонопольными органами роль защитника конкуренции при надзорном органе в сфере государственных закупок. Так, например, "Соглашение о государственных закупках ВТО", рекомендуемое для ратификации всеми членами организации, содержит требования к формулированию технических спецификаций с целью предотвращения дискриминации государственными заказчиками товаров иностранных производителей при помощи технических характеристик закупаемых товаров или услуг. Технические спецификации должны описывать не особенности конструкции, но параметры производительности закупаемых товаров; они должны основываться на международных стандартах, или, в случае их отсутствия, на положениях национального технического регулирования, общепринятых национальных, в том числе строительных стандартах. Более точные определения вводятся директивой Европейского союза 2004/18/EC, положения которой будут введены в национальное законодательство всеми членами ЕС до 31.01.2006: Приведённые примеры красноречиво показывают, что введение определения и правил формулирования «Технических спецификаций» является приоритетной задачей, требующей законодательного регулирования. Открытие равноправного доступа к участию в конкурсах технических решений различных производителей позволит государству не только добиваться подлинной конкуренции (способствующей, прежде всего, существенному снижению цен), но и успешно контролировать избыточные требования заказчиков при помощи дополнительного нормативного регулирования.
http://europa.eu.int/eur-lex/lex/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004L0018:EN:HTML Рекомендации по оформлению конкурсной документации – как составляются технические характеристики закупаемой компьютерной техники в странах Европейского Союза. Куликовский Александр Андреевич – координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD Отделение по развитию бизнеса корпорации АМД в течение нескольких лет занимается мониторингом конкурсной документации в сфере государственных закупок компьютерной техники по всему миру. Накопленный опыт позволяет с уверенностью утверждать – действующее законодательство нарушается или неверно истолковывается повсеместно – как в Европе, так и в России. При этом причина большинства нарушений заключается не в сознательном желании ограничить конкуренцию, но в отсутствии прочной методической базы, способной поддержать основные тезисы законодательства и помочь государственному заказчику разобраться в «мегагерцах» и «гигабайтах». Рынок x86-совместимых процессоров, используемых в абсолютном большинстве персональных компьютеров и серверов, является одним из самых показательных с точки зрения конкуренции. Извечное соперничество корпораций AMD и Intel стимулирует развитие отрасли – компьютерные системы стремятся к увеличению производительности при постоянном снижении цены. Однако, вступающий в силу с 1-го января 2006 года новый российский закон о государственных закупках (равно как и многочисленные уже действующие нормативные акты) поставит государственных заказчиков перед вопросом: «Если при проведении открытых конкурсов запрещается упоминать торговые марки, патентованные названия и технические характеристики, способные привести к ограничению количества участников конкурса, то, как описать производительность системы, не прибегая к понятиям тактовой частоты, количества операций за такт, объёма L2 кэш-памяти и скорости шины FSB?» К сожалению, на данный момент помимо прямого упоминания торговых марок AMD и Intel используются целый набор методов, каждый из которых, так или иначе, приводит к нарушению законодательства:
Практика государственных закупок компьютерной техники в Европейском союзе уже давно имеет в своём арсенале надёжное средство защиты конкуренции – тесты производительности Bapco Sysmark (www.bapco.com - Business Applications Performance Corporation, набор тестов для персональных компьютеров и рабочих станций) и SPEC (www.spec.org, Standard Performance Evaluation Corporation - набор специализированных тестов для серверов), разрабатываемые при участии всех основных производителей компьютерного оборудования - AMD, ATI, Dell, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Microsoft, NVIDIA и др. Процедура проведения закупок с использованием тестов производительности предельно проста. Государственные заказчики самостоятельно выбирают необходимый им уровень производительности и указывают в конкурсной документации количество баллов (согласно тестам из пакетов Sysmark или Spec) и ожидаемую функциональность – порты, сетевой адаптер, устройства чтения/записи компакт-дисков и т.п. Так, например, выглядит документация для конкурса на поставку рабочих станций, приобретаемых муниципальными властями города Дублин (Ирландия) для образовательных учреждений: 6.3.2 Стандартная модель компьютера
Ознакомившись с подобными техническими требованиями, поставщик подготавливает необходимую конфигурацию и запускает на оцениваемом компьютере тесты производительности, создающие нагрузку, идентичную реальным действиям пользователей при работе с офисными приложениями, графическими редакторами, мультимедиа, антивирусными программами и т.д. (пакет тестов производительности Sysmark) или же стандартными серверными задачами – базами данных, различными вычислениями и т.п. (пакет тестов производительности SPEC). Разъяснение о необходимости использования реальных (основанных на использовании наиболее популярных приложений) тестов производительности при составлении конкурсной документации уже зафиксировано на уровне нормативных актов в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Швеции и Великобритании. Более того, в Италии в качестве стандарта оценки производительности персональных компьютеров и рабочих станций был избран именно Sysmark 2004, так как результаты данного пакета тестов признаются всеми крупнейшими производителями в индустрии, включая AMD и Intel. Основные причины необходимости использования подобных тестов при проведении государственных закупок в России просты и очевидны:
На сегодняшний день абсолютно вся доступная нам конкурсная документация, так или иначе, нарушает законодательство – закон о государственных закупках, закон о конкуренции и нормативные акты (рекомендации МЭРТ), регулирующие проведение закупок компьютерного оборудования. Мы уверены, что введение системы объективной оценки производительности приведёт к снижению количества нарушений. Мы также надеемся, что европейский опыт организации конкурентных торгов позволит государственным закупщикам в России снизить расходы бюджета за счёт открытой конкуренции между поставщиками и неизбежного снижения цены закупаемой техники. Технические характеристики многофункциональных устройств для малых рабочих групп Трефилова Татьяна Николаевна – заместитель директора Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, канд. псих. наук, член-корреспондент РАЕН Мы поговорим о многофункциональных устройствах (далее по тексту - МФУ). Если принтер, по-нашему мнению, должен находиться на столе каждого служащего, то устройство для высокоскоростного копирования, позволяющее также осуществлять печать документов, сканирование и отправку их по факсу, должно быть одно на отдел (департамент и т.п.), т.е. на несколько сотрудников. Это связано с тем, что не в каждом кабинете возможно установить подобное устройство из-за отсутствия свободных площадей, это устройство чаще всего не используется каждым отдельно взятым сотрудником ежедневно (при условии, что у него на рабочем месте есть персональный лазерный принтер). В нашем обзоре мы будем ориентироваться на новые или последние модели у каждого производителя. Подобные МФУ преимущественно используются в качестве копировальных аппаратов. Мы и начнем наш обзор с технических характеристик режима копирования. Итак, выбираем многофункциональное устройство со следующими техническими характеристиками:
У некоторых производителей заданным техническим характеристикам удовлетворяют несколько моделей. Для целей нашего обзора мы выбрали следующие модели МФУ: WorkCentre M118i (фирма-производитель Xerox); bizhub 210 (фирма-производитель Konica Minolta); AR-M205 (фирма-производитель Sharp); KM-2050 (фирма-производитель Kyocera Mita); iR2020i (фирма-производитель Canon); Aficio 2020D (фирма-производитель Ricoh). Сравнительная таблица приведена ниже. Как следует из таблицы, указанные модели различаются между собой прежде всего временем прогрева (т.е. временем между включением копировального аппарата и его готовности к работе). Самое большее время прогрева у модели AR-M205 (45 секунд), быстрее всех прогревается модели bizhub 210 и Aficio 2020D (15 секунд). Для пользователя это достаточно большое различие, так как стоять рядом с копиром фирмы Sharp и почти минуту ждать, пока он прогреется, в ряде случаев не очень удобно. Рассмотрим теперь совместно время прогрева и время выхода первой страницы. У моделей bizhub 210 и Aficio 2020D здесь также есть некоторое преимущество: суммарное время от момента включения копировального аппарата до времени выхода первой копии минимально – 22 секунды. Почти такое же время показывает модель КМ-2050 – 25 секунд. Дольше всего мы будем ждать, пока выйдет первая копия у модели AR-M205 фирмы Sharp – 52 секунды, что почти в 2 раза превышает время у первых двух моделей. Кроме того обращает на себя внимание высота устройств. На самом деле все эти устройства относятся к настольным, а нижние лотки докупаются, как правило, отдельно. Также отдельно могут быть приобретены тумбы, которые бывают обычно двух типов: высокие и низкие, и производятся либо из дерева, либо из пластика. Отметим также, что в стандартную комплектацию могут не входить: крышка сканера, автоматический дуплекс (устройство, обеспечивающее возможность двусторонней печати. Из сравниваемых моделей дуплекс входит в стандартную комплектацию у моделей WorkCenter M118i, Aficio 2020D, AR-M205), устройство для факсимильной связи (приобретается отдельно для bizhub 210), плата сетевого принтера, финишер (устройство, автоматически скрепляющее документы скобкой). Все МФУ, вошедшие в обзор имеют следующие функции:
Ценовой сегмент у многофункциональных устройств, которые удовлетворяют заданным нами техническим характеристикам, составляет в среднем 1700-1900 долларов США. Наименьшая стоимость МФУ фирмы Konica Minolta – ориентировочно 1680 долларов США, наибольшая у фирм Sharp и Kyocera Mita - 1920 долларов США. (Средние цены не являются результатом серьезного статистического исследования и могут меняться в зависимости от объема закупки, скидок дилеров и производителей, стоимости установки и транспортировки МФУ. Цены не указываются в валюте Российской Федерации вследствие того, что у различных фирм-поставщиков установлены свои курсы пересчета рублей к доллару). Стоимость владения складывается из стоимости самого многофункционального устройства, стоимости расходных материалов и узлов, имеющих ограниченный ресурс (фотобарабан, тонер или тонер-картридж, принт-картридж, и др.), которые приходится менять в процессе эксплуатации устройства. |
Проректор государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет... | Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | ||
Основные итоги реализации Инновационной образовательной программы гу-вшэ во втором квартале 2007 г | |||
Министерство экономического развития и торговли РФ государственный университет высшая школа экономики | Правительство российской федерации национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» | ||
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для поступающих на обучение по образовательным программам высшего... | «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный... | ||
Ледовательский университет «высшая школа экономики» для обучения по основным образовательным программам подготовки бакалавров по... | По выполнению выпускных квалификационных работ на базовой кафедре информационных бизнес-систем (ibs) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |