МАССОВЫЕ АКЦИИ
Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов)
ВОРОНЕЖ, 2004 г.
Автор-составитель пособия: Звягина Наталья Алексеевна
Консультанты: Юров А.Ю., эксперт Совета Европы;
Гнездилова О.А., юрист Межрегиональной Правозащитной Группы
Козлов А.Ю., к.ф.н., «Экозащита! – Воронеж»
Массовые акции. Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов). – Воронеж: Центр Поддержки Малой Прессы (ЦПМП), 2004. – 34 с.
В данном пособии представлены основные права граждан, связанные с проведением массовых мероприятий. С помощью этого пособия можно, опираясь на законодательные акты РФ, оформить и подать уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и т.д., а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.
Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.1. Уведомительные процедуры
1.2. Предварительная агитация
Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
2.1.Права и обязанности организаторов и участников
2.2. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел
Глава 3 ОБЩЕНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
3.1. В случае задержания
3.2. После доставления задержанных в отделение милиции
Глава 4 СУД
Глава 5 ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА И ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
5.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции
5.2 Обжалование решения суда
Приложение ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Форма уведомления о проведении массовой акции
Образец выписки из протокола
Регламент проведения публичного мероприятия
Образец ходатайства о допуске защитника
Образец доверенности на право представлять законные интересы в суде
Образец апелляционной жалобы
ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЯ
Список сокращений
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
ВСТУПЛЕНИЕ
Право на свободу мирных собраний закреплено в основных международных документах и является одним из важнейших прав человека и гражданина.
Принятие летом 2004г. в России нового Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», значительно изменило ставший уже привычным порядок организации и проведения публичных мероприятий. Создатели пособия постарались заострить внимание на нововведениях.
С помощью этого пособия можно в соответствии с законом оформить и подать уведомление о проведении митинга, шествия, демонстрации, пикетирования, а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.
Здесь читатель найдет образцы оформления уведомления о проведении публичного мероприятия; выписки из протокола собрания, где принято решение о ее проведении; форма доверенности на право представлять законные интересы обвиняемого в совершении административного правонарушения.
Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.
Авторы пособие надеются на то, что оно повысит общую культуру проведения публичных мероприятий в России.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
Право на свободу мирных собраний закреплено в различных документах, как международных, ратифицированных РФ, так и российских. Вот основные из них:
1. Всеобщая декларация прав человека
«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», статья 20.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах
«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц», статья 21.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция прав человека)
«Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов», статья 11.
4. Конституция РФ
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования», статья 31
5. Декларация прав и свобод человека и гражданина (РСФСР, 1991 г.)
«Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей», статья 19.
6. Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
«Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования».
Указанные документы имеют высшую юридическую силу. Указы, постановления и инструкции не могут им противоречить. В случае если противоречие все же имеет место, суд или иной государственный орган обязан применить вышестоящий документ и проигнорировать нижестоящий.
Реализовать свое право на свободу собраний граждане могут посредством организации публичного мероприятия или участия в нем.
Публичное мероприятие - это открытая, мирная, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Термины "митинг", "демонстрация", "шествие", "пикетирование" в соответствии с Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» означают:
1) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
2) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
3) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
4) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В данном пособии подробно рассматриваются моменты, связанные со спецификой организации и проведения именно этих форм публичного мероприятия.
В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» особо оговаривается такая форма публичного мероприятия, как собрание.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Организатором собрания в соответствии с законодательством может быть человек, достигший 16 лет. Для проведения собрания не требуется предварительно уведомлять власти.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
В данный момент проведение публичных мероприятий регулируется:
1. Федеральным Законом (ФЗ) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 18.06.2004.
2. Соответствующими законами субъектов РФ
Организаторами публичного мероприятия (организатором) могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов – 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по подготовке и проведению публичного мероприятия.
Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политические партии, общественные и некоммерческие организации, религиозные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия имеет право:
1) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
2) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) использовать звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео- установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
Место и время проведения публичного мероприятия
Публичное мероприятие в соответствии со ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» может проводиться в любых пригодных для его целей местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данной акции. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Действующий закон устанавливает места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Это:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ (на территории Московского кремля резиденция президента размещается в нескольких зданиях, морская резиденция президента – это Константиновский дворец в Стрельне, есть резиденции президента в субъектах РФ, например, «Шуйская тропа» в Карелии и т.д.), к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку не относятся!);
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». До тех пор, пока особый порядок не определен, применяется общий порядок.
Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Постановления органов местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций с учетом местных условий и в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору.
Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
К организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
1.1. Уведомительные процедуры
Организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (Уведомление) - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Областная администрация) или органу местного самоуправления (Администрация города и др.) сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником, и собрания) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения публичного мероприятия. При пикетировании группой лиц Уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до проведения акции.
Таблица сроков подачи Уведомления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества участников.
Кол-во\ участников\форма
| собрание
| митинг
| демонстрация
| шествие
| пикетирование
| 1 участник
| Уведомление не подается
| 10-15 дней
| 10-15 дней
| 10-15 дней
| Уведомление не подается
| Более одного участника
| Уведомление не подается
| 10-15 дней
| 10-15 дней
| 10-15 дней
| за 3 дня
|
В Уведомлении указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата и время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение Уведомления, указав при этом дату и время его получения. Документальным подтверждением может служить: уведомление о вручение почтового отправления, отметка органа, принявшего уведомление, на копии уведомления (желательно с живыми подписями), особый документ, если таковой будет установлен региональным законодательством, дополнительно регламентирующим порядок организации и проведения публичного мероприятия;
2) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
3) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия;
4) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
5) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении.
Внимание! Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно (точные сроки устанавливаются региональным законодательством о порядке организации и проведения публичных мероприятий) отправляется организатору;
6) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Согласно Конституции РФ и международным документам, право на свободу собраний может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, в случае введения режима чрезвычайной ситуации или военного положения).
Поскольку массовые акции проводятся в уведомительном порядке, отказать организаторам в проведении мероприятия, если для его проведения выбрано место допустимое ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нельзя.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора в течение трех дней со дня получения Уведомления (а при уведомлении о пикетировании группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени акции, а также рекомендовать устранить несоответствия указанных в Уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эти предложения должны быть выданы организаторам акции в письменном виде, быть мотивированным и содержать ссылки на соответствующие нормативные акты. Этот документ может быть обжалован в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте Уведомления, и иные сведения дают основание предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные уголовным или административным законодательством, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что его, а также иных участников публичного мероприятия могут привлечь к ответственности.
Не позднее чем за три дня до проведения публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) организатор обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении условий проведения акции, указанных в Уведомлении.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если Уведомление не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не были согласованы изменения.
Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
1. Статья 5.38, КоАП РФ предусматривает ответственность за «препятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них» в виде штрафа от одного до трех МРОТ.
2. Статья 149, УК РФ Незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или участию в ней, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятисот до семисот МРОТ, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
1.2. Предварительная агитация
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», т.е. для раздачи листовок, сбора подписей и проведения опроса граждан на улицах города специального разрешения не требуется.
В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым подано Уведомление, о принятом решении.
|