«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер


Скачать 248.97 Kb.
Название«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Проектирование современного урока
«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Гербер Спенсер
Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
В связи с этим между традиционной системой образования и требованиями, которые предъявляет стандарт к современному образовательному процессу, существует несколько противоречий.

Во-первых, классическая модель школьного образования основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым учебными предметами (В. Розин). Т.е огромное количество в общем-то необходимой информации не находит применения в реальной жизни.

Во-вторых, еще сильны традиции школьного образования, тяготеющие к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику дается свобода высказываний, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить общепринятую позицию, до одного или нескольких «правильных», выбранных в качестве образца, как правило, соответствующих положениям учебника.

Познавательную активность ученика, интерес к живому обсуждению снижает то, что любой педагог обладает абсолютной компетентностью, владеет «правильными» и «неправильными» ответами. «Верные» ответы, которые надо усвоить (запомнить) ученику, снижают мотивацию к обучению, отбивают желание поиска нестандартных решений, противоречий в изучаемом материале.

В-третьих, школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий) наилучшим образом обеспечивает транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.

Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП

1. Требования к достижению планируемых результатов

2. Требования к структуре ООП ООО.

3. Требования к условиям реализации ООП ООО.

ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Как достичь планируемых результатов?

Как обучать?
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.
В ФГОС ООО, п. 1 прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. До этого момента существовали две оппозицию внутри отечественной психологической науки: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для нового стандарта.

Что значит «деятельность»? Можно ли называть всякую активность человека деятельностью? Нет. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании.

Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в преподавательской практике является «учебная деятельность».
Что такое «учебная деятельность»?
Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:


  1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.

  2. Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.

  3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.

  4. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.

  5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.


Структуру учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом.
Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку – цель.
В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности:
Пробное действие – затруднение - цель
Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг:
Мотивация - пробное действие – затруднение - цель
Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать или научиться что-то делать. Как действовать дальше?
В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:

  • Зафиксировать затруднение и подумать;

  • Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение (исследование - И)

  • Установить, по какой причине оно возникло (критика – К)

  • Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П);

  • Реализовать построенный проект.


Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных.
Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени.

В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача»
Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.
Попытаемся в этом разобраться, сравнив традиционный урок и тот, который должен быть в соответствии с требованиями Стандарта (сопоставление предложено ОС «Школа 2100»)




Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:

1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.

2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.
Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Одним из методов постановки учебной проблемы является Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Он представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах (как тема урока или как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание), побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Это мы с вами и видели на уроке истории.
(показ видеофрагмента урока истории)
Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

На уроке этики в 5 классе учитель использовал ситуацию-оценку — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение.
(показ видеофрагмента урока этики)
В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающегося над заданиями. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия с учителем и одноклассниками. В связи с этим фронтальные формы обучения должны сменяться парными, групповыми, индивидуальными.
(показ видеофрагмента урока географии)
Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

  • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.

  • Комплексный подход к планированию результатов урока.

  • Обновление форм организации учебных занятий.

  • Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.

  • Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.

  • Систематическое использование технологий.



Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности:

  • предметно-методологическую,

  • психолого-педагогическую,

  • коммуникативную,

  • исследовательскую,

  • акмеологическую,

  • в области валеологии образовательного процесса,

  • в сфере трансляции собственного опыта.

Но особенно значимы для учителя две компетентности:

  • компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;

  • компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. [1].

Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.
Конструирование технологической карты
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;

  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса*:

  1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

  2. инструментальный (какими средствами это достижимо);

  3. организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.
Нами (мной и Еленой Владимировной Синотиной) разработана модель анализа современного урока. За основу взята технология анализа, предложенная Н.Л.Галеевой [2]. Мы изменили названия и содержание основных критериев анализа, учитывая требования новых стандартов к организации учебной деятельности. Новыми при анализе современного урока являются критерии, связанные с деятельностью учителя по целеполаганию и мотивации учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий, результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Кроме критериев оценки качества урока мы разработали уровни реализации каждого из выделенных критериев, что позволит оценить качество отдельного урока и проследить в динамике уровень профессиональны компетентностей учителя.

Предложенная нами Технологическая карта является универсальной моделью, которая может быть использована вне зависимости от учебного предмета, выбранной образовательной технологии, типа и формы урока, контингента учащихся.
  1   2   3

Похожие:

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconОсновная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка
«Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconУрока по химии. Класс: 10 Тема: Практическая работа №2 «Распознавание...
Образовательные: совершенствовать практические умения и навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила от и тб. Получить...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер icon«Русский язык» Цикл дисциплин «Общеобразовательный» Специальность
Цель освоения дисциплины «Русский язык» сформировать у студентов знания и умения, указанные в фгос среднего общего образования

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconПравила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой...
Ей рассматриваются базисные знания в системе подготовки провизора высшей школы. Знания клеточной биологии востребованы на таких дисциплинах,...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconУчебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные...
Пособие предназначено для работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства, отведённых на повторение и закрепление...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconПрограмма республиканской научно-практической конференции «великая...
Программа республиканской научно-практической конференции великая отечественная война

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconМетодическая разработка по теме: работа над проектами
ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconТема занятия
...

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер iconКурс лекций по предмету «Программный туризм» Псков 2009г
Цель дисциплины: дать студентам знания в области теории и практики программного туризма

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск