Скачать 248.97 Kb.
|
Проектирование современного урока «Великая цель образования - это не знания, а действия» Гербер Спенсер Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. В связи с этим между традиционной системой образования и требованиями, которые предъявляет стандарт к современному образовательному процессу, существует несколько противоречий. Во-первых, классическая модель школьного образования основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым учебными предметами (В. Розин). Т.е огромное количество в общем-то необходимой информации не находит применения в реальной жизни. Во-вторых, еще сильны традиции школьного образования, тяготеющие к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику дается свобода высказываний, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить общепринятую позицию, до одного или нескольких «правильных», выбранных в качестве образца, как правило, соответствующих положениям учебника. Познавательную активность ученика, интерес к живому обсуждению снижает то, что любой педагог обладает абсолютной компетентностью, владеет «правильными» и «неправильными» ответами. «Верные» ответы, которые надо усвоить (запомнить) ученику, снижают мотивацию к обучению, отбивают желание поиска нестандартных решений, противоречий в изучаемом материале. В-третьих, школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий) наилучшим образом обеспечивает транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом. В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания. Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП 1. Требования к достижению планируемых результатов 2. Требования к структуре ООП ООО. 3. Требования к условиям реализации ООП ООО. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Как достичь планируемых результатов? Как обучать? Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход. В ФГОС ООО, п. 1 прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. До этого момента существовали две оппозицию внутри отечественной психологической науки: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для нового стандарта. Что значит «деятельность»? Можно ли называть всякую активность человека деятельностью? Нет. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании. Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в преподавательской практике является «учебная деятельность». Что такое «учебная деятельность»? Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни. Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:
Структуру учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом. Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку – цель. В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности: Пробное действие – затруднение - цель Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг: Мотивация - пробное действие – затруднение - цель Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать или научиться что-то делать. Как действовать дальше? В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:
Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных. Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача» Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать. Попытаемся в этом разобраться, сравнив традиционный урок и тот, который должен быть в соответствии с требованиями Стандарта (сопоставление предложено ОС «Школа 2100») Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями: 1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности. 2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться. Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из методов постановки учебной проблемы является Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Он представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах (как тема урока или как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание), побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Это мы с вами и видели на уроке истории. (показ видеофрагмента урока истории) Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. На уроке этики в 5 классе учитель использовал ситуацию-оценку — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение. (показ видеофрагмента урока этики) В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающегося над заданиями. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия с учителем и одноклассниками. В связи с этим фронтальные формы обучения должны сменяться парными, групповыми, индивидуальными. (показ видеофрагмента урока географии) Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:
Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности:
Но особенно значимы для учителя две компетентности:
Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока. Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта. Конструирование технологической карты Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: • в ней должен быть описан весь процесс деятельности; • должны быть указаны операции, их составные части. В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса*:
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты. Нами (мной и Еленой Владимировной Синотиной) разработана модель анализа современного урока. За основу взята технология анализа, предложенная Н.Л.Галеевой [2]. Мы изменили названия и содержание основных критериев анализа, учитывая требования новых стандартов к организации учебной деятельности. Новыми при анализе современного урока являются критерии, связанные с деятельностью учителя по целеполаганию и мотивации учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий, результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Кроме критериев оценки качества урока мы разработали уровни реализации каждого из выделенных критериев, что позволит оценить качество отдельного урока и проследить в динамике уровень профессиональны компетентностей учителя. Предложенная нами Технологическая карта является универсальной моделью, которая может быть использована вне зависимости от учебного предмета, выбранной образовательной технологии, типа и формы урока, контингента учащихся. |
«Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые... | Образовательные: совершенствовать практические умения и навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила от и тб. Получить... | ||
Цель освоения дисциплины «Русский язык» сформировать у студентов знания и умения, указанные в фгос среднего общего образования | Ей рассматриваются базисные знания в системе подготовки провизора высшей школы. Знания клеточной биологии востребованы на таких дисциплинах,... | ||
Пособие предназначено для работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства, отведённых на повторение и закрепление... | У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты... | ||
Программа республиканской научно-практической конференции великая отечественная война | ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению... | ||
... | Цель дисциплины: дать студентам знания в области теории и практики программного туризма |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |