2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев


Название2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев
страница1/20
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Основы русской речевой культуры


Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный

Москва

Российский университет дружбы народов

2013

Авторский коллектив:

М.Б. Будильцева, И.Ю. Варламова, Н.С. Новикова, И.А. Пугачев


Учебное пособие предназначено для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме I Сертификационного уровня. Основная цель пособия - помочь иностранным учащимся овладеть основами русской речевой культуры в условиях современной российской действительности, познакомить с нормами современного русского литературного языка, функциональными стилями, со стереотипами речевого поведения русских в типичных ситуациях общения.

Доступный теоретический комментарий и материал практических заданий способствуют развитию навыков быстрого понимания стереотипных реплик, адекватной реакции на них и естественного речевого поведения в социально-бытовой, учебно-профессиональной и деловой сферах.

Пособие также может быть интересным и полезным для иностранных специалистов разных сфер, работающих в России или сотрудничающих с российскими компаниями, в которых «рабочим языком» является русский.

Предисловие
Предлагаемая книга представляет собой практическое пособие для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме I Сертификационного уровня. Пособие также может быть интересным и полезным для иностранных специалистов разных сфер, работающих в России или сотрудничающих с российскими компаниями, в которых «рабочим языком» является русский.

Учет конкретных условий обучения и проживания иностранных граждан в России обусловил требования к учебным пособиям подобного характера: методически обоснованная минимизация представления теоретических сведений; намеренно упрощенные формулировки правил, коммуникативный характер и практическая направленность учебных заданий, продуманность системы промежуточного и итогового контроля, введение языкового материала в виде схем и таблиц.

В пособии авторы попытались решить задачу создания условий формирования и развития языковой личности иностранного учащегося, при которых особое значение приобретает знание современных норм и особенностей функциональных стилей русского литературного языка, обеспечивающих адекватное речевое поведение в аспекте межкультурного взаимодействия. Для достижения поставленной цели в пособие включен материал, помогающий решить ряд конкретных задач, связанных со спецификой восприятия явлений русского языка представителями других этнокультур, а именно: 1) преодоление трудностей разных языковых уровней, характерных для иностранной аудитории в целом; 2) преодоление языковой и культурной интерференции, вызванной влиянием конкретного языка (родного или языка-посредника) и культуры; 3) формирование межкультурной компетенции с учетом сходств и различий языковых картин мира носителей русского языка и других языков; 4) предупреждение так называемого культурного шока, возникающего в результате недостаточного внимания к проблемам межкультурной коммуникации.

Актуальность данного учебного пособия связана также с тем, что большинство имеющихся сегодня учебных пособий по русскому языку как иностранному созданы на базе стилистически нейтральной русской лексики, далекой от живой реальной речи носителей языка. В результате этого у иностранцев образуется разрыв между теоретическими знаниями и реальной практикой речевого общения на русском языке. Данное пособие ориентировано на живую, естественную речь русских людей в её стилевом разнообразии. По замыслу авторов, пособие должно, прежде всего, сформировать у учащихся четкое представление о культуре русской речи современного носителя языка, о принятых сегодня стереотипах речевого поведения русских в типичных ситуациях.

Учебное пособие содержит 12 уроков, в которых предлагаются к изучению необходимые сведения о нормах современного русского литературного языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических и синтаксических) и пяти функциональных стилях. Каждому уроку предшествует словарь урока, в который включены основные лексические понятия по данной теме, необходимые для понимания и изучения теоретических комментариев и для правильного выполнения практических заданий. Упражнения пособия воспроизводят типовые ситуации и демонстрируют, каким образом языковой материал может быть использован в реальном речевом общении.

В отличие от существующих книг по культуре речи, ориентированных на русскоговорящих учащихся, в предлагаемом пособии делается особый акцент на особенностях разговорной речи, на стандартных этикетных формах, используемых в реальных речевых ситуациях. Серьезное внимание уделяется также такому актуальному аспекту предмета, как правила оформления некоторых видов документов.

Широкий спектр предлагаемых тем и типов учебных и контрольных заданий дает преподавателю возможность гибкого подхода к обучению в зависимости от уровня группы и конкретных целей: материал пособия организован таким образом, что позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно.


Тема 1
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Основные понятия:


русский

Английский

французский

испанский

язык

Language

la langue

la lengua; el idioma

языковая система

language system

le système de langue


el sistema de lengua


языковые средства

means of language

les moyens de langue


los medios de lengua


языковой уровень

language level

le niveau de langue

el nivel de lengua

языковая единица

language unit

l'unité de langue

la unidad de lengua

литературный язык

literary language

la langue littéraire

la lengua literaria

Норма

Norm

la norme


la norma


типы норм

types of norms

les types des normes

los tipos de las normas

нелитературные разновидности языка

colloquial dialects

les variétés non littéraires de la langue

Las variedades no literarias de la lengua

просторечие

common language

le langage populaire

el lenguaje popular

диалект

Dialect

le dialecte


el dialecto


Жаргон

Slang

l'argot

la jerga

функциональный стиль

functional style

le style fonctionnel

el estilo functional

сфера употребления

area of use

la sphère de l'utilisation

la esfera del uso

мировая классификация языков

world classification of languages

la classification mondiale des langues

la clasificación mundial de las lenguas

культура речи (речевая культура)

language culture

la culture des paroles

la cultura del habla


I.Читаем комментарий.

1. Современный русский литературный язык. Языковые нормы
Понятие современный русский литературный язык состоит из четырёх элементов.

Что такое язык? Язык – это система знаков, которая используется в обществе для получения, накопления и передачи информации. Язык – это средство общения между людьми, он возникает в определённом обществе и развивается вместе с ним. В языке, как в зеркале, отражаются культура и традиции народа, его взгляд на мир.

Язык выполняет в обществе разные функции. Основные функции языка – это когнитивная (познавательная), коммуникативная и эмоциональная. Рассмотрим функции языка в таблице.


Функции языка


Функция

Значение

Когнитивная (познавательная)


Получение новых знаний о мире


Коммуникативная

Обмен информацией в процессе общения

Эмоциональная

Воздействие на собеседника, выражение чувств и эмоций



Что такое литературный язык? Это язык, который построен в соответствии с определёнными нормами.

Нормы – это правила образования и употребления языковых средств. Существуют следующие типы норм:



Типы норм

Нормы

Комментарий

Орфоэпические

постановка ударения и произношение слов

Лексические

знание значений слов и правильное их употребление

Грамматические:
А) Морфологические

Б) Синтаксические



правила образования и употребления грамматических форм слова
правила построения словосочетаний и предложений

Словообразовательные

знание и правильное употребление основных моделей разных частей речи

Орфографические

правильное написание слов


Языковые нормы закрепляются в словарях и справочниках. Каждому типу норм соответствует свой тип словаря. Например, существуют словари орфоэпические, орфографические, толковые, словари трудностей русского языка, словари иностранных слов и другие.

На литературном языке пишут книги и газеты, составляют документы, говорят дикторы радио, телевидения и все образованные люди. Но в русском национальном языке есть разновидности, которые не относятся к литературному языку: это диалекты, жаргон и просторечие.


Нелитературные разновидности языка

Определение

Примеры

Диалект

Разновидность языка, характерная для жителей одного региона

1.был у сестре (вместо у сестры)

2. особенное произношение, например, северное [хорошо́] вместо

[хърошо́]

Жаргон

Разновидность языка, характерная для определённой социальной или профессиональной группы людей

общага – общежитие;

препод – преподаватель;

студак – студенческий билет;

не въезжать - не понимать что-либо

Просторечие

Разновидность языка с нарушением языковых норм, не ограниченная территориально или социально

транвай и тролебус (вместо трамвай и троллейбус);

они хочут (вместо хотят);

ихний дом (вместо их дом);

башка (вместо голова)




Запомните! Литературный язык – это нормированный общенациональный язык.

Литературный язык традиционно делится на функциональные стили. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, которая связана с определённой сферой общественной жизни и имеет свои особенности. В современном русском языке выделяют пять функциональных стилей:


Функциональный стиль

Где используется

Научный стиль

Сфера научного и учебного общения

Публицистический стиль

Сфера общественно-политических отношений)

Официально-деловой стиль

Сфера правового и административно-делового общения

Художественный стиль

Сфера художественной литературы

Разговорно-бытовой стиль

Сфера повседневного, неформального общения


Итак, мы рассмотрели понятие «язык» и определили, что такое русский литературный язык. Что же такое современный язык?

Понятие современный русский язык обычно рассматривают двояко - в узком и широком смыслах.

Современный русский язык в узком смысле – это язык конца XX – начала XXI века, то есть язык, на котором говорят и пишут живущие в наше время люди – носители языка.

Современный русский язык в широком смысле – это язык «от Пушкина до наших дней», то есть сложившаяся грамматическая, фонетическая и лексическая система, которая имеет определённые особенности и правила.


2. Место русского языка в системе языков мира. Его международный статус.
Какое место русский язык занимает в классификации языков мира?

Языки мира группируются в семьи языков, семьи делятся на группы (или ветви) и подгруппы. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи языков. Языки одной семьи имеют больше сходства, чем языки разных семей. Рассмотрим основные семьи языков мира в таблице.


Языковые семьи

Языки

Индоевропейская

см. следующую таблицу

Финно-угорская

финский, венгерский, эстонский, мордовский, коми, ханты и др.

Тюркская

турецкий, татарский, казахский, киргизский, азербайджанский, башкирский, чувашский и др.

Монгольская

монгольский, бурятский, калмыцкий

Семитская

арабский, амхарский, языки Северной и Восточной и Центральной Африки (хауса, сомали и др.), иврит

Нигеро-конголезская

языки Африки к югу от Сахары

банту, суахили

Китайско-тибетская

китайский, тибетский, тайский, бирманский

Кавказская

грузинский, абхазский, адыгейский, чеченский и др.

Аустроазиатская

вьетнамский, кхмерский

Малайско-индонезийская

малайский, малагасийский, полинезийские и папуасские языки

Японский

Японский

Корейский

Корейский
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconС выраженным недоразвитием интеллекта
Авторский коллектив: Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин am., Комарова св

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторно-практических занятий
...

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconАвторский коллектив лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Электронный конструктор как средство проектирования деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации фгос

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconСтихийных бедствий федеральное государственное учреждение «всероссийский...
Авторский коллектив: И. Д. Чешко, В. Ф. Бондарев, Н. Н. Копейкин, С. А. Кондратьев, В. П. Белобратова, А. О. Антонов

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconК написанию и оформлению курсовой работы по экономической теории...
Авторский коллектив: д э н., профессор Посталюк М. П. (руководитель), к э н., доценты: Нигматуллина Л. Г., Посталюк Т. М., Сибгатуллина...

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconМетодическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка...
Авторский коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Костёнковская средняя общеобразовательная школа» Кемеровской...

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconМетодическое пособие «Проектирование и организация развивающей предметно-пространственной...
Римашевская Лариса Сергеевна, канд пед н., руководитель оэр гбдоу детский сад №29 Выборгского района Санкт-Петербурга

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconЛицензионный договор о предоставлении права использования произведения
«Лицензиат», в лице ректора А. В. Белоцерковского, действующего на основании Устава, с одной стороны и авторский коллектив в составе...

2013 Авторский коллектив: М. Б. Будильцева, И. Ю. Варламова, Н. С. Новикова, И. А. Пугачев iconМетодическое пособие Москва 2013 Авторский коллектив: Руководитель...
Руководитель авторского коллектива: Заведующий отделом проблем прокурорской деятельности нии академии Генеральной прокуратуры: Амирбеков...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск