Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа


НазваниеМетодика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа
страница1/15
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Зубова Кристина Владимировна
Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы

Выпускная квалификационная работа
Образовательная программа

«Теория обучения иностранным языкам

и межкультурная коммуникация»
Профиль

«Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация»

Научный руководитель:

кандидат педагогический наук,

доцент Копыловская М.Ю.

Рецензент:

кандидат педагогических наук,

доцент Гуманитарного института

СППУ Петра Великого

Кабанова Н.А.

Санкт-Петербург

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические основы методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении школьников 5-7 классов 5

1.1 Обучение иностранным языкам с помощью компьютерных технологий 5

1.2 Интеграция мультимедийный и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в средней школе 11

1.2.1 Использование мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку как реализация требований ФГОС второго поколения 11

1.2.2 Возрастные и психологические особенности современного поколения учащихся 5-7-х классов средней школы 14

1.3 Дидактические возможности применения мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку 17

1.3.1 Определение и структура компетенций, развиваемых на базе мультимедийных и цифровых технологий 17

1.3.2 Классификация мультимедийных и цифровых ресурсов и методические возможности их использования в обучении английскому языку 27

1.3.4 Критические аспекты интеграции мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам 30

Выводы по Главе 1 33

Глава 2. Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы 34

2.1. Специфика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы 34

2.2. Развитие цифровой лингвистической компетенции 38

2.3. Развитие цифровой технической компетенции 42

2.4. Развитие телекоммуникационной компетенции 45

2.5. Развитие цифровой мультимедийной компетенции 49

Выводы по Главе 2 56

Заключение 57

Список использованных источников 58




ВВЕДЕНИЕ


В XXI веке информационные технологии активно используются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовательной. С появлением первых персональных компьютеров, преподаватели стали использовать их для интенсификации процесса обучения как средство наглядности, инструмент отработки навыков, источник дополнительной информации и т.д.

Компьютерные технологии используются в обучении иностранным языкам начиная с 80-х гг. ХХ века, что привело к появлению особого направления в методике преподавания иностранных языков, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России данное направление получило название «компьютерная лингводидактика», за рубежом наиболее распространен термин CALL (Computer-assisted language learning).

С ходом технического прогресса, появлялись все более и более совершенные технические средства, обладающие значительным лингводидактическим потенциалом. Сегодня, в практике обучения иностранным языкам используется широкий спектр технических средств, как стационарных (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильных (планшетные компьютеры, смартфоны), которые объединены под понятием «цифровые технологии». Появление этих технических средств также повлияло на способы представления информации, которая сегодня чаще всего преподносится в мультимедийном формате, то есть в нескольких формах одновременно: текстовой, графической, видео, аудиальной, интерактивной. Таким образом, современные технологии, используемые в обучении иностранным языкам, могут быть объединены под термином «мультимедийные и цифровые технологии».

Однако, многолетняя практика использования различных подобных технологий в обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они не делают процесс обучения более эффективным. Для использования мультимедийных и цифровых технологий в их полном потенциале необходима разработка специальной методики.

Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образовательный процесс и их эффективного использования в ходе обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей М.А. Бовтенко, Р.К. Потаповой, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, С.И. Титовой, А.В. Зубова, Р.К. Пиотровской, Р.Г. Пиотровского, О.А. Усковой, С.В. Фадеева, А.В. Хуторского и др. В западной науке информатизация процесса обучения иностранным языкам легла в основу исследований G. Dudeney, M. Pegrum, D. Boyd, D. Crystal, M. Warshauer, G. Davis, P. Brett, M. Levy, D. Healey и др.

Тем не менее, в силу активного хода технического прогресса и появления все новых видов мультимедийных и цифровых технологий на фоне смены образовательных парадигм, практика использования этих технологий по-прежнему опережает теорию. Более того, существующие исследования в данной области в основном сфокусированы на методике обучения иностранному языку взрослых. Однако, анализ литературы в области психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) показал, что младший школьный возраст является важнейшей ступенью развития человека, на которой формируются основы сознательного познавательного интереса к обучению. Более того, эмпирический опыт авторов данного исследования доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных и цифровых технологий, в т.ч. в учебных целях.

Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:

  • заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т.ч. основного общего;

  • активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;

  • недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.

Наличие данного противоречия побудило нас к исследованию в рамках данной диссертации проблемы разработки использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.

Предметом нашего исследования является методика использования методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.

Объектом нашего исследования выступает процесс обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий учащихся 5-7-х классов средней школы.

Целью нашего исследования является научно-теоретическое обоснование и разработка методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.

Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

  1. провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по теме нашего исследования;

  2. обосновать необходимость использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы;

  3. изучить содержание отечественных и зарубежных образовательных стандартов;

  4. изучить психолого-возрастные особенности современного поколения учащихся 5-7-х классах средней школы;

  5. проанализировать имеющиеся определения понятия мультимедийных и цифровых технологий, а также определить перечень ресурсов относящиеся к ним;

  6. определить дидактический потенциал мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранным языкам;

  7. проанализировать существующие исследования на тему компетенций, развиваемых на базе использования мультимедийных и цифровых технологий

  8. уточнить структуру и содержание этих компетенций с учетных возрастных особенностей учащихся 5-7-х классов;

  9. изучить критические аспекты использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранным языкам;

  10. разработать методические рекомендации по организации процесса обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий на ранней ступени средней школы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике, психологии, лингвистике в рамках исследуемой проблемы;

  2. анализ статистических данных, отражающих отношение современных подростков к мультимедийным и цифровым технологиям;

  3. методический анализ существующей практики использования мультимедийных и цифровых технологий, используемых в обучении иностранным языкам.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые рассмотрен вопрос обоснования и целенаправленной разработки комплексной методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку учащихся 5-7-х классов средней школы.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что:

  • во-первых, на основании существующих теоретических источников было предложено рабочее понятие цифровой компетентности на английском языка, его содержание и структура;

  • во-вторых, была предложена методика использования мультимедийных и цифровых технологий для младшего подросткового возраста.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные в ходе данного исследования методические рекомендации по организации обучения и упражнения могут быть использованы в процессе обучения английскому языку учащихся 5-7-х классов средней школы.

Структура работы. Данная диссертация содержит 92 страницы основного текста и включает в себя введение, две главы и заключение. К диссертации прилагается список использованной литературы и 12 приложений.

Первая глава включает в себя 3 параграфа, содержащие теоретические основы по теме данного исследования. Вторая глава состоит из 5 параграфов, содержащих методические рекомендации, направленные на эффективную интеграцию мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в 5-7-х классах средней школы.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа icon1 общие положения выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для...

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по английскому...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по английскому языку, утвержденного приказом Минобразования...

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconПрограмма по английскому языку для получения основного общего образования...
Настоящая рабочая программа по английскому языку для средней общеобразовательной школы 5 класса составлена на основе

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconМетодическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе»
При обучении иностранному языку в начальных классах важно, чтобы уже в этом юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным...

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconКафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 4+004. 6 Управление...
Использование автоматизированных систем в службах технического обслуживания 6

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 класса на 2017-2018 учебный год
Стандартом основного общего образования по английскому языку, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconЧто входит в состав егэ по английскому языку?
Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырёх разделов, включающих 46 заданий

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа
Виды анестезии при различных стоматологических манипуляциях у детей

Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы Выпускная квалификационная работа iconПермский филиал Факультет бизнес-информатики Кафедра информационных...
Данные гис – данные, полученные в результате геофизического исследования скважин. Синоним к термину «Каротажные данные»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск