РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Медицинский факультет
Кафедра управления и экономики фармации Раздел: Основы фармацевтического менеджмента Тема: РАЗРАБОТКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ АПТЕЧНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ Цель занятия: Научиться умению формулировать цель кадровой политики, оценивать состояние фармацевтических кадров и планировать их пополнение, готовить документы для проведения аттестации работника. Решать оперативные задачи кадровой политики: прием, увольнение, заключение контрактов, оформление личных дел сотрудников. Готовиться к проведению личной презентации, составлять резюме и планировать карьеру. Практическое занятие предназначено для подготовки к следующим видам деятельности специалиста-провизора:
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской и информационно-просветительской. Освоение данной темы направлено на решение следующих профессиональных задач:
- выполнение функций по организации деятельности организаций, занятых в сфере обращения лекарственных средств и управлению их структурными подразделениями;
- организация труда работников фармацевтических предприятий, принятие исполнительских решений, определение порядка выполнения работ;
- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования. Изучение учебного материала по теме занятия способствует формированию следующих
общекультурных компетенций:
- способности и готовности использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7)
- способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
профессиональных компетенций:
- способности и готовности принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций (ПК-13)
- способности и готовности к подбору, расстановке кадров и управлению работниками фармацевтических предприятий и организаций, осуществлению эффективной кадровой политики с использованием мотивационных установок и соблюдением норм трудового права (ПК-14)
- способности и готовности организовывать работу аптеки по отпуску лекарственных средств и других фармацевтических товаров населению и медицинским организациям (ПК-15)
- способности и готовности работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).
1. Ответьте на вопросы исходного уровня
1. К основным концепциям кадрового менеджмента относятся:
а) управление кадрами;
б) кадровая политика;
в) управление человеческими ресурсами;
г) групповое взаимодействие;
д) управление персоналом;
2. Концепция человеческих ресурсов включает все, кроме
а) нецелесообразность капиталовложений в формирование и развитие персонала;
б) повышение лояльности работников;
в) непрерывное обучение;
г) улучшение качества трудовой жизни;
д) создание условий для проявления способностей личности; 3. Система управления человеческими ресурсами организации включает все процессы, кроме
а) формирование;
б) использование;
в) стабилизация;
г) аттестация;
д) развитие; 4. Целостная стратегия и тактика работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы с целью создания коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды называется
а) кадровой политикой
б) управлением персоналом;
в) расстановкой персонала;
г) групповой динамикой;
д) управлением человеческими ресурсами; 5. Кадровый менеджмент в аптечной организации складывается из разработки и реализации всех задач, кроме
а) стратегических;
б) тактических;
в) оперативных;
г) штабных; 6. К стратегическим задачам управления человеческими ресурсами в аптеке относятся:
а) формулирование миссии кадровой политики аптеки
б) определение потребности в фармацевтических кадрах
в) адаптация сотрудников;
г) увольнение работников;
д) установление норм и принципов взаимоотношений в коллективе; 7. Укажите последовательность действий при планировании потребности в фармацевтическом персонале:
(1) анализ структуры и оценка состояния персонала организации;
(2) разработка программы пополнения персонала;
(3) расчет потребности в персонале;
а) 1,3,2;
б) 2,3,1;
в) 1,2,3; 8. К тактическим задачам кадрового менеджмента аптечной организации относится все, кроме
а) подбор персонала;
б) расстановка;
в) увольнение и перемещение работников;
г) обучение и повышение квалификации;
д) аттестация;
е) охрана труда; 9. К оперативным задачам кадрового менеджмента аптеки относится все, кроме
а) прием на работу;
б) распределение работы;
в) заключение договоров о материальной ответственности;
г) адаптация;
д) перемещение, увольнение; 10. Процесс приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности на новом рабочем месте называется:
а) аттестация;
б) адаптация;
в) сертификация;
г) расстановка;
д) повышение квалификации; 11. Механизм государственного контроля за качеством подготовки специалистов, который проводится для определения уровня их квалификации и соответствия его профессионально-должностным требованиям называется
а) аттестация;
б) адаптация;
в) сертификация;
г) расстановка;
д) повышение квалификации; 12. Аттестация провизоров на присвоение квалификационной категории регламентируется:
а) приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.04.2013. №240н;
б) приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011. №808н;
в) приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007. №526;
13. В номенклатуру специальностей для высшего и послевузовского специального образования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 023.04.2009. №210н включены:
а) управление и экономика фармации;
б) фармакология;
в) фармацевтическая химия и фармакогнозия;
г) фармацевтическая технология; 14. Для обучения и повышения квалификации специалистов в аптеке используется все, кроме
а) общее усовершенствование;
б) тематическое усовершенствование;
в) ротация и дублирование;
г) аттестация;
д) инструктаж; 15. Аттестация проводится:
а) один раз в три года;
б) один раз в пять лет;
в) ежегодно; 16. Квалификационный экзамен на получение квалификационной категории включает в себя:
а) тестирование;
б) собеседование и оценку навыков;
в) экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности;
г) изучение личного дела специалиста; 17. Требования при проведении аттестации:
а) наличие определенного профессионального стажа у работника;
б) наличие отчета о профессиональной деятельности специалиста;
в) наличие пакета документов, оформленных в соответствии с требованиями;
18. Аттестация фармацевтического персонала для получения сертификата специалиста проводится по всем направлениям, кроме
а) фармакология;
б) фармацевтическая технология;
в) управление и экономика фармации;
г) фармацевтическая химия и фармакогнозия; 19. Сертификат специалиста необходимо подтверждать каждые
а) 2 года;
б) 3 года;
в) 4 года;
г) 5 лет;
д) ежегодно; 20. В соответствии с ТК РФ для заключения трудового договора необходимы все документы:
а) характеристику с последнего места работы;
б) резюме;
в) паспорт;
г) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
г) трудовая книжка;
д) документы об образовании, квалификации; 21. В трудовом договоре (контракте), заключаемом с работником оговаривается все, кроме
а) права;
б) семейное положение;
в) занимаемая должность;
г) обязанности;
д) срок действия; 22. Трудовая книжка сотрудника должна быть заведена в течение
а) 3 дней;
б) 5 дней;
в) 7 дней;
г) 10 дней;
д) 15 дней; 23. Трудовая книжка сотрудника имеет для записей следующие разделы, кроме сведений о
а) работе;
б) работнике;
в) взысканиях;
г) поощрениях; 24. При увольнении по собственному желанию работник аптеки письменно предупреждает администрацию за
а) месяц;
б) неделю;
в) один день;
г) две недели;
д) 10 рабочих дней; 25. Ночным временем по трудовому законодательству считается:
а) с 11 ч. вечера до 7 ч. утра;
б) с 10 ч. вечера до 6 ч. утра;
в) с 10 ч. вечера до 7 ч. утра;
г) с 11 ч. вечера до 6 ч. утра; 26. Записи в трудовой книжке производятся на основании всех перечисленных документов,
кроме
а) паспорта;
б) приказа о поощрении;
в) приказа о приеме на работу;
г) приказа о наложенном взыскании;
д) подлинника документа об образовании; 27. Трудовой договор (контракт) администрацией аптеки заключается с работником на срок
а) не более 5 лет;
б) не более 10лет;
в) неопределенный;
г) выполнения определенной работы;
д) декретного отпуска сотрудника; 28. Материальная ответственность работника перед работодателем может быть любой, кроме:
а) коллективной (бригадной);
б) полной;
в) ограниченной;
г) общей; 29. Личное дело сотрудника аптеки должно содержать все, кроме
а) заявление о приеме на работу;
б) контракт (трудовой договор);
в) листок по учету кадров по форме Т-2;
г) приказ о приеме на работу;
д) трудовую книжку;
е) копии дипломов;
ж) военный билет;
з) медицинскую книжку; 30. Удовлетворение важных личных потребностей с помощью работы в данной организации называется
а) управлением персоналом;
б) мотивацией персонала;
в) качеством жизни;
г) групповой динамикой;
г) качеством трудовой жизни; 31. Правила внутреннего трудового распорядка аптеки обязательно должны все содержать разделы, кроме:
а) порядок заключения и расторжения трудового договора;
б) основные права и обязанности работодателя;
в) основные права и обязанности работника;
г) оплата труда;
д) особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями;
рабочее время и время отдыха;
ж) охрана труда;
з) график прохождения медицинских осмотров;
и) поощрение работников и применение дисциплинарной и материальной ответственности.
2. Решите ситуационные задачи ЗАДАЧА 1. При приеме на работу фармацевта директор аптеки "Вишневый сад" попросила написать ее свою автобиографию, затем выяснила, что у нее есть ребенок 2-х лет и отказала в приеме на работу, хотя в аптеке была вакантная ставка.
В данной ситуации нарушены положения ТК РФ
_______________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 2. Директор аптеки приняла на работу провизора по приему рецептов и отпуску лекарств с испытательным сроком 1 месяц. С первых дней работы стало ясно, что провизор не знает регламентов по приему рецептов и отпуску лекарств, грубит посетителям и коллегам. Через две недели (по согласованию с профсоюзной организацией аптеки) она была уволена.
Имела ли право директор аптеки уволить сотрудника до окончания испытательного срока, сделайте ссылку на статью ТК РФ
________________________________________________________________________________
Перечислите категории работников, которым в соответствии с ТК РФ запрещено устанавливать испытательный срок при приеме на работу
_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 3. Директор аптеки без согласия провизора по внутриаптечному приготовлению лекарств, работающую в отделе запасов, перевела ее на рабочее место по приему рецептов и отпуску лекарств. Провизор возмутилась, стала жаловаться на неправомерные действия администрации, угрожать судом.
Определите, кто прав в данной ситуации, сошлитесь на статью ТК РФ
____________________________________________________________________
Подумайте, что необходимо делать директору аптеки, чтобы избежать конфликтов по подобному поводу в дальнейшем
________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 4. Директор аптеки уволила за систематическое нарушение трудовой дисциплины фармацевта. Фармацевт обратилась в суд и через некоторое время была восстановлена на работу, так как в аптеке не было обнаружено документов, подтверждающих эти нарушения.
Как должна поступать администрация аптеки в случае нарушения трудовой дисциплины работником?
________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 5. Директор аптеки уволила в связи с достижением пенсионного возраста провизора. Последняя обратилась в суд, считая свое увольнение незаконным. Какое положение ТК РФ нарушено директором аптеки?
_____________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 6. Фармацевт из отдела безрецептурного отпуска, которую приняли на работу 7 месяцев назад, обратилась к директору аптеки с просьбой о предоставлении оплачиваемого отпуска, т. к. наступило лето и ей нужно вывезти детей на отдых. Должен ли, в соответствии с трудовым законодательством, директор аптечной организации предоставить оплачиваемый отпуск работнику в данной ситуации? При ответе сошлитесь на ТК РФ.
_____________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 7. Спустя полтора месяца после обнаружения недостачи товарно-материальных ценностей в аптеке с открытой выкладкой товара директор этой организации издал распоряжение о взыскании причиненного ущерба с работников этого отдела, с которыми был заключен договор о коллективной материальной ответственности. Работники отказались добровольно его возмещать, мотивируя это тем, что не были обеспечены надлежащие условия для хранения вверенного им имущества. Кто прав в данной ситуации? Воспользуйтесь гл. 39 ТК РФ при ответе.
_____________________________________________________________________________________________ |