Российской Федерации "Об образовании"


Скачать 452.52 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации "Об образовании"
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для руководителей.
Прошу прокомментировать пункт 5 статьи 19 закона Российской Федерации "Об образовании". Исходя из текста статьи, предельный возраст для получения основного общего образования - 18 лет. Просим ответить, является ли этот возраст предельным и для учащихся 10 - 11 классов, получающих среднее (полное) образование по очной форме? Могут ли учащиеся 10 – 11 классов оканчивать обучение по общеобразовательной программе в очной форме и после достижения ими 18 лет или учащиеся 10-11 классов, достигшие 18 лет, должны быть исключены из школы? И, если они должны быть исключены, то по каким основаниям.
Пункт 5 ст. 19 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", о котором идет речь в вопросе, и который устанавливал предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения (18 лет), утратил силу с 1 сентября 2007 г.
Соответствующее изменение в закон "Об образовании" было внесено Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования". С момента его вступления в силу (01.09.2007 года) названный выше пункт не действует.

Таким образом, достижение обучающимся 18-летнего возраста не может являться основанием для его исключения (отчисления) из общеобразовательного учреждения.
Каков порядок расследования несчастных случаев с учащимися школы в период учебного процесса, на уроке трудового обучения?

 

На сегодняшний день является действующим "Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР", утв. Приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639.
В соответствии с требованиями названного Положения руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы, и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего.

Руководитель органа управления образованием обязан немедленно:
- сообщить вышестоящему органу управления образованием.
- назначить комиссию по расследованию несчастного случая в составе: председатель комиссии - представитель органа управления образованием, члены комиссии - представитель администрации, отдела охраны труда или инспектор по охране труда и здоровья, педагогического коллектива.
Согласно п.2.4. Положения, комиссия по расследованию несчастного случая обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
Комиссия составляет акт о несчастном случае по форме Н-2 в 4 экземплярах, разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая и направляет на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием. К акту прилагаются объяснения очевидцев, пострадавшего и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая, наличие вредных и опасных факторов, медицинское заключение и т.д.

В соответствии с п. 1.4. Положения, несчастный случай, происшедший во время учебно - воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом по специальной форме (Н-2) Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-2, регистрируются органом управления образованием в журнале (Положение содержит форму Н-2 и образец журнала регистрации несчастных случаев).
Руководитель органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра акта формы Н-2 и по одному направляет: в учреждение, где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда (инспектору по охране труда и здоровья), в архив органа управления образованием, пострадавшему (его родителям или лицу, представляющему его интересы), - пункт 2.5. Положения.
Несчастный случай, о котором пострадавший при отсутствии очевидцев не сообщил руководителю или последствия от которого проявились не сразу, должен быть расследован в срок не более месяца со дня подачи письменного заявления пострадавшим (его родителями или лицами, представляющими его интересы). В этом случае вопрос о составлении акта по форме Н-2 решается после всесторонней проверки заявления о происшедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере травмы, возможной причины ее происхождения, показаний участников мероприятия и других доказательств. Получение медицинского заключения возлагается на администрацию учебного заведения, учреждения.

Следует обратить внимание, что групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими (независимо от тяжести телесных повреждений) либо несчастный случай со смертельным исходом, подлежат специальному расследованию.

 

Что подпадает под понятие "жестокое обращение с детьми"? Какими нормативными документами руководствоваться по этой теме? Как должна себя вести школа при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителей? Какие действия учителя могут трактоваться как жестокое обращение с детьми? Какая мера ответственности может быть?

 

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина "жестокое обращение с детьми". Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение:
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы. Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Составители комментариев к Уголовному кодексу указывают, что жестокое обращение с несовершеннолетним - понятие «оценочное»; оно может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, избиении, унижении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т.д.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком, сотрудникам образовательного учреждения следует:
- немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
- специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
- по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
- руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Мы остановимся на статье 156 Уголовного кодекса РФ, поскольку она предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Совершение такого преступления наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Такое преступление может совершаться только умышленно; но по отношению к наступлению вредных последствий, вина может состоять и в неосторожности.
Обращаем внимание, что педагоги могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение подобного преступления, т.к. об этом есть четкое упоминание в названной ст. 156 УК РФ.
В качестве наглядного примера можно назвать Определение Свердловского областного суда от 28.11.2007 по делу № 22-М-668/2007, когда учитель был привлечен к уголовной ответственности за жестокое обращение с учениками.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Довольно часто встречаются случаи, когда в дошкольном образовательном учреждении имеется ребенок с неадекватным, агрессивным поведением по отношению к сверстникам, воспитателям. Родители не осознают проблем, несмотря на все возможные действия педагогического коллектива по оказанию квалифицированной помощи (проведение консультаций, родительских собраний, индивидуальной работы, медико-педагогического консилиума и др.).
Какие управленческие решения может принять руководитель дошкольного учреждения в этой ситуации? Существуют ли законодательные акты, позволяющие отчислить ребенка? 

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (для негосударственных дошкольных образовательных учреждений данное Типовое положение является примерным).
В соответствии с пунктом 27 Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется его учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе учреждения. Согласно пункту 39 Положения, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития детей,и другие вопросы.

Примерные Устав и договор содержатся в приложении к Письму Минобразования РФ от 30.03.1994 № 212/19-12 "О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о ДОУ в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2.8. Примерного устава, отчисление ребенка из ДОУ может производиться в следующих случаях:
- по заявлению родителей (лиц, их заменяющих);
- по медицинским показаниям;
- за несвоевременную плату родителей (лиц, их заменяющих) за содержание ребенка в ДОУ;
- за невыполнение условий договора между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка.

Договоры эти, как правило, составляются по названной выше типовой форме. Если в договоре предусмотрено отчисление ребенка из дошкольного учреждения за агрессивное поведение, это может быть основанием для отчисления ребенка из ДОУ.

Проверьте, что записано в договоре между ДОУ и родителями. Названным выше Примерным договором предусмотрена обязанность родителя:
- соблюдать Устав ДОУ и договор;
- взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка;
- Оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач (охрана жизни ребенка; оздоровление; гигиеническое, культурно - эстетическое, экологическое воспитание и т.п.).
Наконец, в соответствии с п.3.1. Примерного договора, "ДОУ имеет право "расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении "Родителем" своих обязательств, уведомив "Родителя" об этом за _____ дней" ("систематическое" в данном случае означает "регулярно повторяющееся").

Таким образом, в случае если родители ребенка в описанной Вами ситуации не находят нужным предпринимать адекватные действия (не ведут ребенка к психологу и т.п.), при наличии в договоре описанного выше условия Вы имеете основание расторгнуть с ними договор досрочно в одностороннем порядке, что, естественно, повлечет за собой фактическое отчисление ребенка из ДОУ.

Если же в договорах между родителями и ДОУ нет соответствующих пунктов, можно воспользоваться общей нормой статьи 1065 ГК РФ, предусматривающей возможность "предупреждения причинения вреда". В соответствии с ней, родители вправе требовать создания условий, исключающих причинения вреда в будущем (правда в этом случае речь идет о запрещении какой-либо деятельности в
  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации \"Об образовании\" iconПоложение разработано на основании Федерального закона Российской...
Фз «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. №455...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconРоссийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – фз ( ред. От 07. 05. 2013 )

Российской Федерации \"Об образовании\" iconПояснительная записка нормативно-правовую базу разработки аоп обучающегося...
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» n 273-фз (в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconОб утверждении правил подтверждения документов об образовании
В соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconПоложение разработано на основании Федерального закона Российской...
Фз «Об образовании в Российской Федерации», действующего законодательства Российской Федерации в области образования, нормативных...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о гимназии в городе Москве...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconРоссийской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012г. №273-фз (статья 30, 55, часть...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconРоссийской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012г. №273-фз (статья 30, 55, часть...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconПоложение о подготовке к выдаче документов об основном общем и среднем общем образовании
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 г., Приказа Министерства образования и науки РФ от 15...

Российской Федерации \"Об образовании\" iconПорядок выдачи документов государственного образца об основном общем...
Ст. 60 «Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении» Федерального закона Российской Федерации от 29. 12....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск