МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск
Гуманитарный факультет
Кафедра профессионального обучения
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала в г Тобольске
Короткова Е.А
20 января 2016 г.
Протокол № 5
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование Профиль подготовки
Правовое и экономическое образование Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Тобольск 2016 Содержание:
1.
| Цели и задачи дисциплины…………………………………………………….......
| 3
| 2.
| Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………
| 3
| 3.
| Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….
| 5
| 4.
| Содержание дисциплины………………………………………………………….
| 5
| 4.1.
| Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………………….
| 5
| 4.2.
| Содержание разделов дисциплины……………………………………………….
| 6
| 4.2.1.
| Лекционный курс………………………………………………………………….
| 6
| 4.2.2.
| Практические (семинарские) занятия…………………………………………….
| 7
| 4.2.3.
| Задания для самостоятельной работы студентов………………………………...
| 10
| 5.
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………...
| 23
| 5.1.
| Рекомендуемая литература……………………………………………………….
| 23
| 5.2.
| Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………………
| 28
| 6.
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………..
| 29
| 7.
| Содержание текущего и промежуточного контроля…………………………….
| 30
| 7.1.
| Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы…………………………………………………………...
|
30
| 7.2.
| Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену…………………………
| 31
| 7.3.
| Примерная тематика рефератов, курсовых работ …………………………….
| 33
| 7.4.
| Методика проведения контрольных мероприятий……………………………….
| 38
|
|
|
| Приложение 1. Лекционный курс по дисциплине «Гражданское право» …………….
| 40
| Приложение 2. Содержание практических (семинарских) занятий и методические указания для студентов…………………………………………………………………….
|
54
| Приложение 3. Содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к ее выполнению…………………………………………………………………
|
106
| Приложение 4. Содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению……………………………………………………………….
|
151
| Приложение 5. Методические материалы для преподавателей……………………….
| 176
| Приложение 6. Методические указания студенту по изучению дисциплины…………
| 178
| Приложение 7. Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов информационных и педагогических технологий………………………………………………………………………………….
|
180
|
1.Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины (модуля) «Гражданское право» являются формирование у студентов знаний о содержании и месте гражданского права в системе права РФ, об основных принципах, категориях и положениях науки гражданского права, а также выработка умений применения гражданского законодательства в педагогической деятельности.
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, культурно-просветительный, научно-методический виды профессиональной деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «Гражданское право» относится к вариативной части учебного цикла – Б.1гуманитарного, социального и экономического.
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: обществознание, всеобщая и отечественная история, всеобщая история государства и права, основы государства и права.
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: семейное право, хозяйственное право, предпринимательское право, гражданский процесс, дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла, а также для последующего прохождения правовой практики, подготовки к итоговой государственной аттестации 3. Требования к результатам освоения дисциплины 3.1.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: -- способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
- готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК - 9);
- способностью развивать профессионально важные и значимые качества будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК - 2).
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- о месте и роли гражданского законодательства в регулировании общественных отношений; о созидательных и защитных функциях данной отрасли права; сущность содержания и особенности институтов и понятий гражданского права, их правовое регулирование по действующему законодательству о взаимосвязях этой отрасли с другими отраслями и изучаемыми v учебными дисциплинами;
- структуру гражданского кодекса, гражданского законодательства. Предмет и метод гражданского права, принципы. Общую характеристику вещного, обязательственного лично-неимущественного наследственного и интеллектуального права. Основные положения о гражданско-правовом договоре;
- основные этапы возникновения и развития гражданского права в России;
- предмет и методы гражданского права;
- возможности использования систематизированных теоретических и практических знаний в решении социальных и профессиональных задач;
- особенности современного экономического, политического и культурного развития России; возможности использования теоретических и практических знаний в организации культурно-просветительской деятельности;
- судебную и правоприменительную практику региона;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.
уметь:
- формулировать основополагающие понятия и термины учебной дисциплины «Гражданское право», толковать нормы ГК и иных специальных федеральных законов, проводить анализ гражданско-правовых норм, применять их в практической деятельности;
- толковать нормы, анализировать иерархическую взаимосвязь и соподчиненность нормативно-правовых актов, а также их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц, составлять проекты основных гражданско-правовых договоров;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые правовые проблемы, извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения в отношении культурного наследия и традиций;
- применить полученные знания в процессе работы со специальными федеральными законами;
- осуществлять эффективный поиск информации и уметь обрабатывать ее;
- понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития; определять собственную позицию по отношению к государственно-правовым явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития, уметь преподать их слушателям с максимальной объективностью, уметь использовать приобретенные знания в межличностном общении;
- проводить комплексный поиск юридической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения государственно-правовых процессов и явлений.
Владеть навыками:
- навыками использования специальной юридической терминологии в процессе объяснения сущности правовых явлений, обозначаемых теми понятиями, освоение которых представляет собой одну из основных целей изучения данной дисциплины и способностью к постановке цели, выбору путей ее достижения, восприятию информации и ее обобщению;
- навыками поиска научной и нормативно-правовой информации;
- навыками анализа нормативно-правовых исторических источников, навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям;
- навыками систематизации юридической информации на основе своих представлений об общих закономерностях развития гражданского права;
- навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности в дисциплине «Гражданское право» и смежных дисциплин гуманитарного профиля;
- навыками ведения дискуссии, выявления причинно-следственных связей; навыками риторики, навыками ведения полемики и дискуссии образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
- навыками риторики, различными способами вербальной и невербальной коммуникации, навыками коммуникации в родной и иноязычной среде;
- навыками правового и источниковедческого, юридического анализа; формирования собственного алгоритма решения государственно-правовых задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных правовому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными знаниями.
Приобрести опыт исследовательской деятельности, анализировать ситуации. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| Общая трудоемкость
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Аудиторные занятия
В том числе: Лекции, Практические занятия (семинары). Лабораторные работы, КСР
| 180
|
|
| 108
| 72
|
| Самостоятельная работа, в том числе: Курсовые работы/ рефераты, Домашнее задание. Самостоятельная работа и подготовка к контрольным работам
| 36
|
|
| 18
| 18
|
| Вид отчетности по дисциплине
Контрольная работа, Зачет, Экзамен
| 34
|
|
|
|
|
| Контроль
|
|
|
|
|
|
| |