1.Общие положения
Область применения и нормативные ссылки
Научно-педагогическая практика магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в соответствии с утвержденным рабочим учебным планами и графиком учебного процесса. Научно-педагогическая практика организуется с целью выработки у магистрантов навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы. Научно-педагогическая практика для студентов направлению 040100.68
«Социология», магистерская программа «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества» проводится на 2-м курсе в соответствии с учебным планом и требованиями Образовательного стандарта государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» по направлению 040100.68
«Социология».
Научно-педагогическая практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных магистров социологии.
Длительность научно-педагогической практики составляет на 2 курсе 2 учебных недели, учебная нагрузка составляет 72 часов. Сроки проведения научно-педагогической практики устанавливаются в соответствии с графиком практик.
Учебно-методическое руководство научно-педагогической практикой студентов по направлению «Социология» осуществляется кафедрой Социологии. После прохождения практики студенты представляют на кафедру отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в установленном порядке, и защищают его на заключительном семинаре по итогам практики.
Настоящая программа определяет содержание и виды занятий и отчетности студентов 2 курса магистратуры в период прохождения научно-педагогической практики.
Программа предназначена для преподавателей, отвечающих за научно-педагогическую практику, и студентов 2 курса направления подготовки 040100.68 , квалификация «магистр», магистерская программа «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества»
2. Цели и задачи научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика магистров проводится на 2 курсе с целью выработки у магистрантов навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы
1.
Научно-педагогическая практика как важнейший элемент учебного процесса имеет своей целью решение следующих задач:
систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний,
полученных студентами в процессе обучения;
опыт самостоятельной разработки тематического плана семинарских занятий, составления списков обязательной и дополнительной литературы, вопросов к семинарам.
выработки у магистрантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий — разработка и проведение семинарского занятия в аудитории студентов, проходящих научно-педагогическую практику, продолжительностью 2 академических часа;
приобретения опыта организационной работы;
приобретение опыта решения практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
анализ полученных в ходе практики навыков для подготовки отчета по практике.
В результате прохождения научно-педагогической практики магистрант должен:
Принципы педагогической работы со студентами.
Организовать работу со студентами-бакалаврами 3го курса, 1 курса магистратуры;
Координировать сбор социологических данных в студенческом исследовательском коллективе;
Мотивировать студентов 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры и решать возникающие конфликтные ситуации;
Контролировать работу студентов 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры.
Иметь навыки (приобрести опыт)
Организации коллективной работы;
Проведения семинарских занятий;
Координирования работы студентов 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры;
Письменного и устного представления полученных результатов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Научно-педагогическая практика даст студентам навыки применения полученных знаний в сфере преподавания социологических дисциплин. Работа подразумевает обучение методикам преподавания и ведения семинарских и практических занятий: разработка плана семинарского занятия, составление списков обязательной и дополнительной литературы по теме занятия, составление списка вопросов к семинару
Студенты в период практики должны научиться
:
анализировать методики преподавания, которые использовали преподаватели в ходе обучения данной группы студентов;
применять полученные в университете знания в решении практических задач преподавания дисциплин по специальности «Социология», магистерская программа «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества»;
самостоятельно разрабатывать программу семинарских занятий, проводить семинарские и практические занятия;
к проводимым занятиям самостоятельно готовить тексты, презентации и другие материалы;
формулировать практические задачи в виде, доступном для студентов и/или школьников;
документально оформлять результаты выполненных заданий и работ;
осуществлять поиск необходимых дополнительных информационных данных, сведений по тематике семинарских занятий.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста
| ОК-1
| Студент демонстрирует продвижение в работе над исследовательским проектом, успехи в организации полевой работы студентов
| Регулярные собрания с практикантами, самостоятельная работа практикантов со студентами 3го курса бакалавриата,1 курса магистратуры
|
Способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности, способность к социальной адаптации
| ОК-4
| Студент демонстрирует навык разрешения спорных/конфликтных ситуаций со студентами 3го курса бакалавриата,1 курса магистратуры
| Регулярные собрания с практикантами, самостоятельная работа практикантов со студентами 3го курса бакалавриата,1 курса магистратуры
|
Умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководством коллектива
| ОК-5
| Научится работать в коллективе, ставить задачи и распределять задания участникам группы
| Работа в составе исследовательской группы
|
Способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин
| ПК-13
| Студент демонстрирует педагогические навыки в процессе организации работы исследовательского коллектива студентов, проводит с ними инструктаж, учит их использовать социологические методы.
| Регулярные собрания с практикантами, самостоятельная работа практикантов со студентами 3го курса бакалавриата,1 курса магистратуры
|
4. Организационно-методические рекомендации по проведению научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика у студентов магистратуры 2го курса проходит в форме организации и проведения семинарских занятий со студентами 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры в рамках их производственной практики.
Перед началом практики со студентами магистратуры проводится вводное занятие, на котором руководитель практики знакомит студентов с основами педагогической работы со студентами, а также объясняет принципы организации полевой работы.
В ходе практики магистранты выбирают тему коллективного исследовательского проекта, в котором должны принять участие студенты бакалавры 3го года обучения, магистры 1 курса. Данный проект может совпадать с проектом магистерской диссертации, либо являться отдельным самостоятельным исследованием. Студенты должны подготовить и провести два семинарских занятий по выбранному тематическому направлению производственной практики бакалавров 3 курса.
4.1. Организация руководства научно-педагогической практики
Руководство практикой осуществляют:
куратор от Кафедры, отвечающий за научно-педагогическую практики,
куратор от Кафедры, отвечающий за Практику на специализации (может совпадать с куратором, отвечающим за научно-исследовательскую и научно-педагогическую часть практики)
Основную ответственность за содержание научно-педагогической практики и формулирование требований к форме представления ожидаемых результатов несет куратор от Кафедры.
Куратор научно-педагогической части практики назначается заведующим кафедрой. Куратор отвечает за общую организацию практики, регулярные встречи со студентами для обсуждения хода работ, разрешение спорных ситуаций в период прохождения научно-педагогической практики студентами, проведение публичной защиты результатов практики, составление отчетности о результатах прохождения практики студентами.
В соответствии с требованием учебной программы подготовки магистра, руководитель выдает студенту индивидуальное задание на практику и помогает составить календарный план работы на период практики. Индивидуальное задание заносится в дневник практики и подписывается руководителем практики. Календарный план утверждается у руководителя практики от НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
В период прохождения научно-педагогической практики студент должен своевременно сообщать руководителю практики обо всех проблемах, возникших в его взаимоотношениях с представителями организации, обо всех сложностях препятствующих нормальному ходу практики и выполнению индивидуального задания.
По окончании практики, но не позднее 5 календарных дней со дня окончания практики студент должен предоставить на кафедру следующие документы:
Заполненный индивидуальный план-дневник (Приложение 1). В случае прохождения практики во внешней организации, дневник должен быть заверен подписью ответственного лица и круглой печатью этой организации;
Аналитический отчет по практике (Приложение 2), составленный в соответствии с разделом 4 данной программы.
Программы двух семинарских занятий (план семинарских занятий, включая обязательную литературу, дополнительную литературу, вопросы для обсуждения на семинаре).
В случае прохождения практики в сторонней организации — характеристику с места прохождения практики (Приложение 3).
План-дневник, отчет по практике, программа семинарских занятий подписываются студентом, проверяется и визируется руководителем практики. Сдача отчётов на проверку и их защита производится в течение 5 дней после окончания практики в соответствии с установленным кафедрой графиком. Нарушение сроков прохождения практики и сроков защиты считается невыполнением учебного плана. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в предусмотренном порядке.
Отчет по научно-педагогической практике защищается перед руководителем научно-педагогической практики. На основании результатов защиты отчёта, а также отзыва с места прохождения практики студенту выставляется оценка по научно-педагогической практике (см. п.4.1.4.).
4.2 Функции и обязанности структурных подразделений, должностных лиц и студентов при организации и проведении научно-педагогической практики
Общее руководство научно-педагогической практикой осуществляет руководитель (координатор) практики от факультета.
Текущее руководство практикой осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры и высококвалифицированными специалистами организаций, учреждений и предприятий – баз прохождения педагогической практики.
Для руководства практикой студентов утверждаются руководители практики:
от кафедр НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – преподаватели кафедры социологии.
от вузов, школ и образовательных учреждений (баз практики) – руководители структурных подразделений, ведущие специалисты.
Ответственность за организацию и проведение практики несут сотрудники кафедры, назначенные руководителями практики, заведующий кафедрой и координатор практики от факультета.
Координатор, ответственный за проведение практики от факультета:
На основе предоставленных кафедрами списков мест потенциальных мест практики, формирует банк данных организаций для проведения практики;
поддерживает связь с организациями, с которыми заключается договор о практике;
участвует в заключении договоров о проведении практики;
инициирует издание приказа о направлении студентов на практику;
участвует в формировании списка-распределения студентов по местам практики.
Список прикладывается к приказу о практике;
разрабатывает график практики;
участвует в разработке программы практики;
участвует в проведении мероприятий, связанных с подготовкой студентов к практике;
участвует в организации инструктивных занятий со студентами перед практикой и консультаций во время практики;
организует подготовку отчета факультета о прохождении практики, с замечаниями и предложениями по её совершенствованию в УМО НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и заместителю директора НИУ ВШЭ Санкт-Петербург по учебной работе.
Руководитель практики от кафедры:На начальном этапе
передает куратору практики от факультета списки потенциальных мест практики;
участвует в разработке программы практики и заданий для студентов;
проводит установочные лекционно-семинарские занятия, знакомит студентов с программой педагогической практики;
участвует в формировании списка-распределения студентов по местам практики. Список прикладывается к приказу о практике.
В период прохождения практики:
организует проведение практики в соответствии с программой и сроками проведения практики;
осуществляет текущий контроль за прохождением практики и проверяет выполнение студентами индивидуальных заданий;
наблюдает за тем, чтобы вопросы, изучаемые студентом в период практики, соответствовали целям и задачам обучения;
поддерживает связь с руководителями практики от образовательных учреждений;
контролирует соблюдение дисциплины и мер безопасности студентов на местах прохождения практики;
оказывает необходимую методическую помощь и консультации студентам по вопросам прохождения практики;
На заключительном этапе
принимает и проверяет дневники практики и отчеты о прохождении педагогической практики;
организует защиту отчетов, проведение зачета по практике и подготовку отчета кафедры по итогам прохождения практики;
отчитывается на кафедре и представляет письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.
Руководители практики от организации:На начальном этапе
представляют на кафедру согласие организации о предоставлении места прохождения практики с указанием её срока;
обеспечивают условия для выполнения студентами программы практики.
В период прохождения практики
знакомят студентов с основными направлениями деятельности организации (структурного подразделения), принципами и методами работы;
контролируют выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации;
предоставляют возможность студентам пользоваться имеющейся литературой, отчетной, технической и текущей документацией (в соответствии с действующими правилами внутреннего распорядка) для изучения и выполнения заданий практики;
проводят консультации, а также создают необходимые условия для получения студентами дополнительных знаний по специальности.
На заключительном этапе:по окончании практики принимают и подписывают отчет студента о практике и дают характеристику о результатах прохождения практики.
Студент, проходящий педагогическую практику, должен:На начальном этапе:
присутствовать на всех установочных лекционно-семинарских занятиях и консультациях по практике;
познакомиться с программой прохождения практики;
получить документацию по практике (программу практики, форму плана дневника практики, форму аналитического отчета по практике, при необходимости направление на практику и форму характеристики) в сроки, определенные программой;
согласовать индивидуальное задание (тему семинарских занятий) с научным руководителем по практике и согласовать с ним календарный план работы на период практики.
В период прохождения практики:
активно овладевать практическими навыками работы по специальности;
качественно и полностью выполнять индивидуальное задание;
выполнять правила внутреннего распорядка организации;
собирать и обобщать необходимый материал, который нужен для подготовки отчета по практике;
систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях;
качественно выполнять выданные поручения и возложенные на него должностные обязанности по месту прохождения практики;
регулярно вести дневник практики.
На заключительном этапе:
подготовить план семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы;
провести два семинарских занятия со студентами 3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры;
полностью оформить дневник по установленной форме;
подготовить отчет (включая программы семинарских занятий) по практике в соответствии с требованиями программы научно-педагогической практики;
защитить в установленные сроки отчёт по практике (включая программы семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы, вопросы к семинарам) — предоставить совокупность документов руководителю практики в срок установленный кафедрой (не позднее 5 дней после окончания практики).
5. Тематический план научно-педагогической практики
Приблизительное содержание практики по отдельным направлениям научно-педагогических работ:
| Содержание работы
| Приблизительный объем работы, единиц
| Приблизительные затраты учебного времени, час.
|
1
| Курирование магистрантами прохождения исследовательской практики студентов 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры
|
|
|
1.1.
| Разработка программы семинарского занятия со студентами 3 курса бакалавриата, 1 курса магистратуры
| 1 программа 2 семинаров, включая вопросы для обсуждения, задания для семинара, список обязательной и дополнительной
| 20
|
1.2.
| Организация и проведения семинарских занятий (2) со студентами 3го курса бакалавриата, 1 курса магистратуры по тематическим направлениям производственной практики бакалавриата
|
10-12 студентов
| 20
|
2
| Составление отчетности, написание нарративного отчета подготовка материалов практики к защите
| Power Point презентация, заполнение дневника практики, написание отчета о прохождении практики
| 32
|
| Всего
|
| 72
|
6. Методические рекомендации студентам по выполнению заданий научно-педагогической практики и подготовке отчета по практике
Задания по научно-педагогической практике подразделяются на общие, обязательные для всех студентов направления и индивидуальные или групповые. Индивидуальные задания студентов формулируются на основе общего задания по научно-педагогической практике и оформляются в дневнике.
Студенты, обучающиеся по направлению «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества» могут проходить педагогическую практику в одной из следующих организаций, учреждений:
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург,
Другие вузы г. С.-Петербурга, в которых осуществляется преподавание по направлению «Социология»,
Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии.
6.1. Научно-педагогическая практика для магистрантов 2-го курса (2 недели) 72 часа.
6.1.1. Примерная рабочая программа научно-педагогической практики для студентов 2 курса магистратуры
Цель данного вида практики – содействие профессиональному самоопределению студента-социолога как педагога; формирование возможно более полного и целостного представления о профессии.
Задачи:
выполнить задачи, поставленные руководителем практики от организации, куда студент командирован на практику;
познакомиться с нормами делового этикета и профессиональной этики практикующего педагога;
познакомиться с методиками преподавания по специальности «Социология» (в школах - «Обществознание»);
познакомиться с реальной практикой преподавания по специальности «Социология» (в школах - «Обществознание»);
самостоятельно разрабатывать и проводить в присутствии преподавателя семинарские и практические занятия (деловые игры, тренинги);
к проводимым занятиям и к курсу в целом, самостоятельно готовить тексты, презентации и другие материалы;
формулировать практические задачи в виде, доступном для студентов и/или школьников;
документально оформлять результаты выполненных заданий и работ;
осуществлять поиск необходимых дополнительных данных, сведений, литературы.
В ходе практики студенту поручается выполнение заданий, способствующих достижению студентом целей практики.
По согласованию с руководителем практики от факультета задачи практики для отдельных студентов могут быть частично видоизменены.
6.1.2. Дневник научно-педагогической практики магистрантов 2-го курса и порядок его представления
Итоги научно-педагогической практики обобщаются в дневнике практики установленной формы (Приложение 1), в котором фиксируются выполнение конкретных работ по практике.
В случае прохождения научно-педагогической практики в сторонних организациях студент прикладывает к отчету характеристику (Приложение 3).
Характеристика руководителя практики от организации должна быть заверена его подписью и печатью организации.
Перед тем как студент приступит к практике, руководитель научно-педагогической практики от организации заверяет в дневнике факт и дату начала практики своей подписью и печатью организации. По завершении практики этот факт и дата также заверяются подписью руководителя практики от организации и ее печатью. Дневник научно-педагогической практики должен быть оформлен аккуратно, разборчиво, без помарок и подчисток.
6.1.3. Примерный план отчета о научно-педагогической практике для магистрантов 2 курса: отчет и программа семинарских занятий
По итогам практики студент пишет аналитический отчет (Приложение 2). Примерный перечень тем и вопросов, которые необходимо отразить:
1) Тема семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы к каждому семинару, вопросы к каждому семинарскому занятию.
2) Объем работы, который был выполнен по подготовке, организации и проведении семинарских занятий.
4) Личный опыт освоения педагогических навыков:
- личные трудности в овладении педагогическими навыками (что было трудно?).
- какие виды работ в рамках практики были наиболее интересными, успешными и т.д.
5) Общая оценка полезности полученного опыта и рекомендации по улучшению организации научно-педагогической практики магистров второго года обучения.
Отчет должен состоять из двух основных частей – собственно текста отчета и программы семинарских занятий, которую студент разрабатывает самостоятельно.
План семинарских занятий (2 семинаров по 2 академических часа).
Списки обязательной и дополнительной литературы к курсу и семинарам.
Вопросы к семинарским занятиям.
Материалы для чтения (ридер) к курсу (бумажные копии обязательных для прочтения текстов с выходными данными).
По согласованию с руководителем практики от факультета, в случае видоизменения задач практики для отдельных студентов, требования к отчету могут быть также скорректированы.
7. Оценка за прохождение практики
После завершения практики и получения отзыва руководителя практики от организации дневник практики и отчет о практике сдается руководителю практики от кафедры. Защита отчета проводится в виде собеседования с руководителем практики от кафедры, возможно также присутствие руководителей практики от организации, факультета, а также магистров 2 курса. Итоговая оценка руководителя формируется следующим образом:
№
| Вид контроля
| Параметры
|
Текущий
| Ведение дневника практики
| 0,3 накопленной оценки
|
Оценка руководителя практики:
Разработка программы семинарских занятий
Семинарское занятие
Аналитический отчет по практике
| 0,7 накопленной оценки
|
Итоговый
| Защита студентом отчёта о научно-педагогической практике (предоставление всех документов)
| Отчетный семинар
|
Результат округляется до целого значения по правилам округления после сложения всех компонентов оценки. Результирующая оценка выставляется по следующей формуле, где:
Орезультирующая = 0,6 Онакопленная + 0,4 Озащита.(отчетный семинар) , гдеОнакопленная= 0,3 Одневник + 0,7 Ооценка руководителя Каждая из форм контроля оценивается по 10-бальной системе. Итоговая оценка определяется исходя из набранных баллов и их весов и переводится в пятибалльную систему следующим образом: 1, 2, 3 – «неудовлетворительно», 4, 5 – «удовлетворительно», 6, 7 – «хорошо», 8, 9, 10 – «отлично».