В торговых организациях


Скачать 114.76 Kb.
НазваниеВ торговых организациях
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридиче­ских или физических лиц и предназначенные для продажи. То есть главным при принятии материально-производственных запасов к учету в качестве товаров является цель их использова­ния – они предназначены для продажи.

Продажа товаров осуществляется предприятиями оптовой и розничной тор­говли.

Оптовая торговляэто продажа товаров крупными партиями торго­вым организациям для дальнейшей их реализации, а также другим эконо­мическим субъектам для дальнейшей их переработки.

Розничная торговляэто торговля товарами поштучно или в неболь­ших количествах населению для личного потребления и другим конеч­ным потребителям для некоммерческого использования.

Торговой деятельностью могут заниматься производственные организации, приобретающие товары у других организаций для перепродажи. У этих организаций товарны­ми являются также операции по комплектующим изделиям, которые приобретаются у других организаций для укомплектования своей про­дукции без включения их стоимости в себестоимость продукции.
Документальное оформление товарных операций и отчетность материально-ответственных лиц о наличии и движении товаров
Товарные операции совершаются на основании договоров купли-продажи. В оптовой торговле продажа товаров осуществля­ется на основании договора поставки, в розничной – по договору розничной купли-продажи.

Договор поставки заключается между организациями, т. е. юридическими лицами, например, между оптовой организацией и магазином. В договоре поставки регламентируются условия про­дажи товаров, обязанности продавца (оптовой организации) и по­купателя (магазина), переход права собственности на товары, рис­ка их случайной гибели, цена, последствия нарушения договора и т. п. Договор заключается в письменном виде, к нему прилагает­ся спецификация, в которой приводятся перечень товаров, предъ­являемые к ним требования, продажная цена, стоимость каждого наименования и общая сумма, которая указывается в договоре.

По договору розничной купли-продажи покупателю передают­ся товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Такой договор считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового чека или иного документа, подтвер­ждающего оплату товаров.

Продажа товаров производится по наличному и безналичному расчету. В оптовой торговле, как правило, расчеты между организа­циями осуществляются в безналичном порядке с расчетных счетов в обслуживающих банках, в розничной сети (магазинах, универма­гах, универсамах и т. п.) оплата товаров происходит наличными де­ньгами через контрольно-кассовую машину с выдачей покупателям кассового чека. Кроме того, товары могут быть проданы в кредит с рассрочкой платежа или с использованием пластиковых карт.

Продажа товаров может осуществляться:

· по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС;

· по государственным регулируемым оптовым ценам, увеличен­ным на сумму НДС;

· по государственным регулируемым розничным ценам, включа­ющим НДС.

Если продажа товаров осуществляется за наличный расчет, то к ценам, увеличенным на НДС, добавляется налог с продаж.

Товарные операции оформляются первичными документами. Порядок документального оформления продаж в оптовых организациях зависит от способа отпуска и доставки товаров покупателям. Товары могут быть отпущены представителю покупателя со склада торговой ор­ганизации, отправлены автомобильным, железнодорожным, во­дным и другими видами транспорта.

Для получения товаров в месте нахождения поставщиков необходимо заполнить доверенность.

Основные унифицированные формы первичных документов по учету товаров утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря № 132 (далее – Постановление № 132).

Оприходование товара осуществляется на основании на­кладной поставщика.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляет­ся товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет или счет-фактура.

Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформле­нии отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и крат­кое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска това­ра. Накладная подписывается материально ответственными ли­цами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарная накладная выписывается в двух экземплярах:

· первый экземпляр передается на склад для отпуска товаров;

· второй экземпляр передается получателю товаров.

Оформленную накладную кладовщик, отпустивший това­ры, должен передать в бухгалтерию.

Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель (покупатель-посредник) обязан приостановить при­емку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предот­вращению его смешения с другим однородным товаром (продук­цией), вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если по каким-то уважитель­ным причинам работа по приемке прерывалась, причины, усло­вия хранения и перерывы фиксируются в акте соответственно.

Количество составляемых актов и комплектность докумен­тов обосновывается фактической ситуацией.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в со­ответствии с фактическим наличием товаров данным, содер­жащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в дого­воре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами ко­миссии и экспертом организации, на которую возложено про­ведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-по­лучателя с участием компетентного представителя незаинтере­сованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспорт­ному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установле­ны расхождения по количеству и по качеству, в актах не пере­числяются, о чем делается отметка в конце акта следующего со­держания: “По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет”.

При приемке товарно-материальных ценностей акты о при­емке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т. д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направле­ния претензионного письма поставщику или транспортной орга­низации, доставившей груз.

Если товары поступили без сопроводительных документов, то составляют акт о приемке товара, поступившего без счета по­ставщика. Этот же акт составляется, если то­вары приобретены у физического лица.

Акт составляют в день поступления товаров в двух экзем­плярах:

· первый экземпляр передают материально ответственному работнику, принявшему товары;

· второй экземпляр передают в бухгалтерию.

Акт подписывают члены комиссии, принимавшие товары, и утверждает руководитель организации.

Для складского учета товаров используются:

· журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-18);

· карточка количественно-суммового учета (форма № ТОРГ-28);

· товарный отчет (форма № ТОРГ-29).

В журнале учета товаров на складе кладовщик отражает каждую операцию по приходу или расходу товаров. Для каждого наименования товаров в журнале отводится отдельная страница.

Бухгалтерия ежемесячно сверяет данные бухгалтерского учета товаров с данными, отраженными в журнале.

Карточка количественно-суммового учета применяется в ор­ганизациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета тех товаров, которые учитываются в количественно-сто­имостном выражении.

Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединенно на одной карточке.

Записи в карточке производятся в количественном и сто­имостном выражении на основании проверенных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами.

Товарный отчет применяется для учета товарных докумен­тов в организациях торговли за отчетный период, который ут­верждается руководителем организации.

Он составляется материально ответственным лицом в срок от 1 (ежедневно) до 10 дней, установленный руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.

Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета.

В адресной части товарного отчета указывается наименование орга­низации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, но­мер отчета, период, за который составляется товарный отчет.

В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выра­жении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отче­та и поступление товаров и тары по сопроводительным документам.

Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно, затем рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).

Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка. Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправда­тельными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распис­кой бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.

Все приходные и расходные документы, на основании которых со­ставляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом по­рядке.

Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с нача­ла и до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально от­ветственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.

При перемещении товаров внутри организации (например, при передаче со склада на склад или со склада в торговый зал) со­ставляется накладная на внутреннее перемещение, передачу то­варов, тары (форма № ТОРГ-13). Накладную составляет работ­ник, выдающий товары со склада, в двух экземплярах:

· первый экземпляр остается на складе;

· второй – передается работнику, получающему товары.

Оба экземпляра накладной сдаются в бухгалтерию.
Учет поступления и реализации товаров
Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 “Товары”. Этот счет используют в основном организации, осуществляющие торговую деятельность и оказывающие услуги общественного питания.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 “Товары” применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.

Организации торговли на счете 41 учитывают помимо товаров по­купную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной тары, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учи­тываемой на счетах 01 “Основные средства” или 10 “Материалы”).

К счету 41 “Товары” могут быть открыты субсчета:

41-1 “Товары на складах”;

41-2 “Товары в розничной торговле”;

41-3 “Тара под товаром и порожняя”;

41-4 “Покупные изделия” и др.

На субсчете 41-1 “Товары на складах” учитывают наличие и дви­жение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги обществен­ного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.

На субсчете 41-2 “Товары в розничной торговле” учитывают на­личие и движение товаров в организациях розничной торговли (мага­зинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организа­ций общественного питания. На этом же субсчете указанные органи­зации учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.).

На субсчете 41-3 “Тара под товаром и порожняя” учитывают на­личие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стек­лянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах органи­заций общественного питания).

На субсчете 41-4 “Покупные изделия” учитывают наличие и дви­жение товаров организаций, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Учет товаров ведется в порядке, пре­дусмотренном для учета производственных запасов.

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 “Товары” по стоимости их приобретения.

Оприходование прибывших на склад товаров и тары отра­жается по дебету счета 41 “Товары” в корреспонденции со сче­том 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” по стоимости их приобретения.

Дебет счета 41 Кредит счета 60 – оприходованы товары;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 – выделен НДС.
Товары, переданные для переработки другим организаци­ям, не списываются со счета 41 “Товары”, а учитываются обособ­ленно.
Пример. 000 “Ласточка” приобрело для перепродажи 2 кг кан­целярских скрепок стоимостью 1200 руб., включая НДС – 200 руб., а также 40 коробок для упаковки стоимостью 24 руб., включая НДС – 4 руб. Скрепки и коробки переданы ЗАО “Синица” для упаковки. Стоимость упаковки составила 1,2 руб. за коробку, включая НДС – 0,2 руб.

В бухгалтерском учете 000 “Ласточка” данные операции отражаются следующим образом:

Дебет счета 41-1 субсчет “Скрепки” Кредит счета 60 – 1 000руб. – оприходованы скрепки;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 200руб. – выделен НДС;

Дебет счета 41-3 субсчет “Коробки для скрепок” Кредит счета 60 – 20 руб. – оприходованы коробки;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 4 руб. – выделен НДС;

Дебет счета 41 субсчет “Товары, переданные для упаковки” Кредит счета 41-1 субсчет “Скрепки” – 1 000руб. – переданы скрепки для упаковки;

Дебет счета 41 субсчет “Товары, переданные для упаковки” Кредит счета 41-1 субсчет “Коробки для скрепок” – 20 руб. – переданы коробки для упаковки скрепок;

Дебет счета 44 Кредит счета 60 – 40 руб. – начислены затраты по упаковке скрепок (1 руб. х 40 коробок);

Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 8 руб. – начислен НДС (0,2 руб. х 40 коробок);

Дебет счета 41-1 субсчет “Скрепки в коробках” Кредит счета 41 субсчет “Товары переданные для упаковки” – 1 020 руб. – приняты на учет скрепки, упакованные в коробки (40 коробок по 25,5 руб. за штуку).

Аналитический учет по счету 41 “Товары” ведется по от­ветственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, то­варов по продажным ценам одновременно с записью по оприхо­дованию товаров делается запись по дебету счета 41 “Товары” и кредиту счета 42 “Торговая наценка” на разницу между сто­имостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки).

На счете 42 “Торговая наценка” учитываются также скид­ки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществ­ляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных рас­ходов.

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам про­данным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., сторнируются по креди­ту счета 42 “Торговая наценка” в корреспонденции с дебетом счета 90 “Продажи” и иных соответствующих счетов. Относя­щиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточня­ются на основании инвентаризационных описей путем определе­ния полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Похожие:

В торговых организациях iconПояснительная записка Практические занятия по пм 01 «Управление ассортиментом товаров»
Организация и проведение работ по товародвижению в производственных, торговых, и экспертных организациях, испытательных лабораториях,...

В торговых организациях iconДействия успешных торговых представителей
Рассмотрим основные моменты, связанные с обслуживанием торговых точек. Сокращенно весь процесс обслуживания, можно представить как...

В торговых организациях iconОхраны труда на торговых складах
Правила предназначены для руководителей торговых складов, баз, холодильников и их структурных подразделений независимо от форм собственности,...

В торговых организациях icon«Оборудование торговых предприятий»
Я заданной цели решаются задачи приобретения знаний и практических навыков в области рациональной организации технологических и торговых...

В торговых организациях iconИнформация об изменениях в налоговом законодательстве с 2015 года
Речь идет об объектах, указанных в п. 1 ст. 378. 2 Нк рф: административно-деловых и торговых центрах и помещениях в них, нежилых...

В торговых организациях iconРазвития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
Оренбургской области с использованием стационарных и нестационарных торговых объектов (включая объекты аптечной сети и автозаправочные...

В торговых организациях iconАдминистрация города постановление
«Городской округ Дзержинский», постановлением администрации города от 27. 11. 2013 №1221-пга «Об утверждении Схемы размещения нестационарных...

В торговых организациях iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы для студентов...
Морозова Н. И. Бухгалтерский учет в торговых организациях. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы. Спб.: Спбглта,...

В торговых организациях icon«Оборудование торговых предприятий»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Оборудование торговых предприятий» для студентов направления подготовки 080100. 62 «Экономика»...

В торговых организациях iconПримерный образец доверенности на ведение дела в суде доверенность...
Мвд, гибдд, уфмс, службе судебных приставов, банковских (кредитных) организациях, страховых организациях, оценочных и экспертных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск