Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров


Скачать 276.02 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска

товаров

Предметом рассмотрения настоящих Методических рекомендаций являются вопросы, наиболее часто встречающиеся при проведении проверок полномочий лиц, подающих таможенную декларацию.

Исходя из положений пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) декларирование товаров является таможенной операцией и производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК России, сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование производится декларантом или таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 124 ТК России таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим и подписывается работником этого лица. Следовательно, в соответствии с вышеуказанной нормой таможенная декларация от имени декларанта - юридического лица/индивидуального предпринимателя заполняется и подписывается его работником, с которым заключен трудовой договор. При этом лицом, составившим таможенную декларацию, является юридическое лицо/индивидуальный предприниматель, от имени которого и действует на основании доверенности работник.

Кроме этого, в соответствии со статьями 18, 139 ТК России право на декларирование товаров от имени декларантов по их поручению предоставлено таможенным брокерам, при этом необходимым условием осуществления лицом деятельности в качестве таможенного брокера является включение такого лица в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Таким образом, от имени декларанта - юридического лица/ индивидуального предпринимателя осуществлять действия по декларированию товаров, кроме его работника, может только таможенный брокер - российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Учитывая изложенное, физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых договоров (например, договора поручения, договора возмездного оказания услуг и др.) или доверенностей декларировать товары от имени юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. Подача таможенной декларации от имени декларанта на основании гражданско-правовых договоров или доверенности физическим лицом, не являющимся при этом работником такого декларанта, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем, ТК России установлено два случая, когда физические лица вправе без требования о включении их в Реестр таможенных брокеров (представителей) представлять интересы третьих лиц (как физических, так и юридических) при осуществлении таможенных операций: представление от имени

и по поручению перевозчика документов на товары и транспортные средства при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 5 статьи 72 ТК России) и декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, от имени другого физического лица на основании его доверенности (пункт 6 статьи 286 ТК России).

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) и Постановлением Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 под работником понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем на основе трудового договора, лично выполняющие определенную работу, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка и состоящие в штате организации.

При осуществлении на этапе таможенного контроля после выпуска товаров

проверки полномочий лица, подающего таможенную декларацию, выяснению

подлежат следующие обстоятельства:

Является ли физическое лицо, подавшее таможенную декларацию от имени

декларанта:

а) штатным работником декларанта;

б) штатным работником таможенного брокера.

Документами, свидетельствующими о том, что лицо, подавшее таможенную декларацию, является работником декларанта, согласно пункту 14 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. № 1356, являются трудовой договор и приказ о назначении на должность. В случае если таможенная декларация подается работником декларанта или работником таможенного брокера (представителя), полномочия таких работников на совершение действий от имени указанных лиц подтверждаются доверенностью, а при подаче декларации руководителем декларанта или руководителем таможенного брокера (представителя) - документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя.

На этапе таможенного контроля после выпуска товаров полномочия лиц на подачу таможенной декларации, могут проверяться посредством:

  • проверки достоверности сведений и документов, представленных при таможенном оформлении;

  • получения пояснений от декларантов, таможенных брокеров и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, и располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенной ревизии;




  • ознакомления с документацией и информацией, представленных по требованию таможенных органов при проведении таможенной ревизии;

  • сбора и анализа сведений, поступивших (в том числе по запросам таможенных органов) из налоговых, иных государственных контролирующих органов, а также организаций.

В отношении представленных документов проводится формальная и нормативная проверки. При формальной проверке производится внешний осмотр всех документов, проверяется их соответствие установленным законодательством формам, наличие в них всех необходимых реквизитов, а также отсутствие каких-либо посторонних записей, пометок. Представленные документы должны быть исполнены на стандартных бланках, либо содержать достаточное количество реквизитов для идентификации выдавшего их органа. При нормативной проверке определяется соответствие содержания документов, представленных при таможенном оформлении, требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Принимая во внимание, что проверка полномочий лиц, подавших таможенную декларацию, требует комплексного применения норм таможенного, трудового и гражданского законодательств, необходимо проводить детальный анализ представленных документов с привлечением в каждом конкретном случае специалистов правовых отделов и отделов административных расследований таможенных органов.

1. Проверка достоверности сведений и документов, представленных при таможенном оформлении.

/./. Трудовой договор

Анализ проводимых подразделениями таможенной инспекции проверок документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию, свидетельствует о том, что особую сложность представляет оценка надлежащего оформления трудового договора.

Оценивая представленные при таможенном оформлении трудовые договоры (соглашения) на предмет их соответствия требованиям трудового законодательства следует иметь в виду, что работником признается физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, lie могут выступать в качестве работодателей обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства), поскольку они не имеют статуса юридических лиц и действуют только от имени юридического лица.

Согласно части 1 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в трудовом договоре должны быть указаны следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя
(фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших
трудовой договор;

- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и
работодателя - физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей);

  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Что касается условий трудового договора, то к числу обязательных для включения в трудовой договор часть 2 статьи 57 Трудового кодекса относит следующие условия:

  • место работы (в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);

  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами (в соответствии со статьей 58 Трудового кодекса трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок);

  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- условие об обязательном социальном страховании работника в
соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права.

В то же время согласно статье 57 Трудового кодекса, если трудовой договор не содержит какие-либо сведения и (или) условия, из числа предусмотренных данной статьей в качестве обязательных, то это не является основанием для признания такого трудового договора незаключенным. На этом основании суды, рассматривающие жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, расценивают факты ненадлежащего оформления трудовых договоров (отсутствие в трудовом договоре таких существенных условий как место работы, дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации, в соответствии со штатным расписанием организации, условия оплаты труда), как упущения, недоработки работодателей, что исключает вину субъекта административного правонарушения. В связи с этим суды отменяют постановления таможенного органа и прекращают производство по делу.

Учитывая складывающуюся судебную практику, следует иметь в виду, что согласно части 3 статьи 57 Трудового кодекса, трудовой договор должен быть

дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. Не внесение таких сведений и (или) условий в трудовой договор, является нарушением требований трудового законодательства и влечет ответственность по статье 5.27 КоАП РФ в виде наложения на должностных лиц штрафа.

На практике часто встречаются случаи заключения формального трудового договора, за которым фактически скрывается гражданско-правовой договор, в частности договор возмездного оказания услуг, как наиболее часто используемый работодателями для привлечения лиц к осуществлению декларирования от имени такого работодателя. В целях установления действительности трудового договора требуется проведение анализа содержания трудового договора для отграничения его от гражданско-правового договора, связанного с оказанием услуг.

Основные элементы (признаки), позволяющие отличить трудовой договор
от гражданско-правового договора, приведены в таблице:

Договор на оказание услуг

Трудовой договор

Регулируется нормами гражданского права
Стороны договора - заказчик и

исполнитель
Отношения сторон строятся на

условиях равенства
Предмет договора - конечный результат (оказанная услуга)
Для выполнения услуги исполнитель может привлекать третьих лиц при сохранении личной ответственности за результаты работы

Исполнитель может пользоваться определенными льготами, если об этом имеется договоренность с заказчиком и это условие отражено в тексте договора
Исполнитель получает вознаграждение после принятия заказчиком выполненных работ, оказанных услуг

Регулируется нормами трудового права
Стороны договора - работодатель и

работник
Отношения сторон строятся на

условиях подчиненности
Предмет договора - трудовая деятельность работника
Трудовая функция выполняется лично работником с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации
Работнику полагаются льготы, предусмотренные трудовым законодательством, независимо от того, упоминаются ли они в договоре

Работнику гарантирована ежемесячная выплата заработной платы, в дни, определенные правилами внутреннего трудового распорядка



За нарушение условий договора стороны несут имущественную ответственность

За нарушение условий договора работник может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности, а работодатель - к материальной, административной и уголовной ответственности

В целях профилактики заключения работодателем и физическим лицом формального трудового договора (без намерения создать соответствующие правовые последствия) для оказания услуг по декларированию товаров следует о фактах нарушения законодательства, выявленных в ходе проверок, информировать с приложением копий соответствующих документов налоговые органы, органы по надзору за соблюдением трудового законодательства (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации) по месту государственной регистрации работодателя для принятия к нему соответствующих мер воздействия.

1.2. Приказ о назначении на должность

На основании заключенного трудового договора работодателем издается приказ (распоряжение), которым оформляется прием на работу.

В приказе приводится наименование структурного подразделения, должность, условия приема на работу и характер работы (в порядке перевода из другой организации, по совместительству, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.)- Приказ о назначении на должность должен издаваться по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Несоответствие приказа о назначении на должность условиям заключенного трудового договора, как того требует статья 68 Трудового кодекса, является нарушением требований трудового законодательства и влечет в качестве меры ответственности по статье 5.27 КоАП РФ наложение штрафа на должностных лиц.

1.3. Доверенность на совершение действий от имени декларанта либо от
имени таможенного брокера


Гражданский кодекс Российский Федерации (далее - ГК России), определяет доверенность как документ, который одно лицо (доверитель) выдает другому (представителю) для представительства перед третьими лицами. Доверенности могут оформляться от имени юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или от физических лиц.

Юридическую силу имеет только правильно оформленная доверенность. Общие требования к оформлению доверенности изложены в статьях 185 - 187 ГК России.

Согласно ГК России доверенность от имени юридического лица должна составляться в письменной форме, заверяться подписью руководителя или иного

лица, уполномоченного на это учредительными документами, и удостоверяться печатью организации. Такой порядок применяется независимо от организационно-правовой формы доверителя и содержания полномочий. Доверенность должна содержать следующие сведения:

- дату совершения;

- реквизиты доверителя и представителя (в соответствии с документами,
удостоверяющими личность). В доверенности, выдаваемой от имени
юридического лица, указываются его полное наименование, место нахождения, а
также должностное положение лица, подписавшего доверенность;

- содержание полномочий.

Использование фирменного бланка организации или указание номера доверенности не является обязательным в соответствии с гражданским законодательством. В то же время согласно пункту 35 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762, в случае, если ГТД заполняется работником декларанта или таможенного брокера (представителя) в графе 54 комплекта ТДЗ в качестве сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, заполнившего ГТД, следует наряду с датой выдачи доверенности, указывать также номер доверенности.

Оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между юридическими/физическими лицами и таможенными органами действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Доверенность оформляется на определенный срок. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает максимальный срок ее действия - три года (ст. 186 ГК России). Отсутствие в доверенности указания на срок ее действия не означает, что данный документ недействителен, также как и не может служить основанием для отказа к ее приему. Если срок действия доверенности не указан, то она считается выданной на один год с даты ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи - ничтожна, т.е. не имеет юридической силы.

1.4. Подтверждение полномочий руководителя декларанта/таможенного брокера на подачу таможенной декларации

Согласно статье 53 ГК России органы Юридического лица действуют в соответствии законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В случае подачи таможенной декларации руководителем декларанта/таможенного брокера полномочия такого руководителя, действующего от имени юридического лица без доверенности, могут быть подтверждены:

  • уставом юридического лица (оригиналом либо нотариально заверенной копией);

  • протоколом (выпиской из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) акционерного общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров

(наблюдательного совета) (статьи 63, 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

- выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др. (статьи 37, 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (статья 113 ГК России).

1.5. Договор таможенного брокера (представителя) с декларантом

Одним из факторов, способствующих созданию условий для деятельности фирм-однодневок, оказывающих услуги по таможенному оформлению не имея специального разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, является оформление отношений декларанта с таможенным брокером (представителем) через посредников с использованием, например, агентского договора, договора поручения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 и пунктом 4 статьи 139 ТК России таможенный брокер (представитель) вправе декларировать товары от имени и по поручению декларанта (на основе договора), а не по поручению посредника (агента, поверенного), которому таможенным законодательством не предоставлено право на осуществление действий по декларированию товаров.

Договор таможенного брокера (представителя) с декларантом отнесен Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356 (далее - Инструкция), к документам, обязательным для представления таможенному органу при декларировании товаров. То есть представление договора таможенного брокера (представителя) с декларантом является условием принятия таможенной декларации.

О выявленных при таможенном контроле после выпуска товаров фактах невыполнения должностными лицами таможенных органов условий принятия таможенной декларации, установленных Инструкцией, следует информировать подразделения собственной безопасности таможенных органов.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconМетодические указания для самостоятельной работы со студентами Дисциплина...
Тема Место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе таможенного регулирования Российской Федерации

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров icon«О некоторых аспектах проведения проверочных мероприятий после выпуска...
М товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенного оформления, переходу таможенных органов на передовые...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconII. Особенности совершения таможенными органами таможенных операций,...
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconПравила заполнения декларации таможенной стоимости формы дтс-2
Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее – Соглашение), Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Кодекс), Порядка декларирования...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconОписание электронной копии описи документов к грузовой таможенной декларации
Гтд документах или не вытекают из них. Опись документов подается при каждом представлении документов: сопровождающих подачу грузовой...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconУтвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г....
Настоящий Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации разработан в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса таможенного...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconСтатья 64. Общие положения о таможенной стоимости
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconФорма тд-6 порядок заполнения пассажирской таможенной декларации раздел 1 Общие положения
Настоящий Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации разработан в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса таможенного...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconФорма тд-6 порядок заполнения пассажирской таможенной декларации раздел 1 Общие положения
Настоящий Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации разработан в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса таможенного...

Методические рекомендации по проверке полномочий лица на подачу таможенной декларации на этапе таможенного контроля после выпуска товаров iconПорядок заполнения пассажирской таможенной декларации Раздел 1 Общие положения
Настоящий Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации разработан в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса таможенного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск