ТРЕБОВАНИЯ К КОЛИЧЕСТВУ, ПЕРЕЧНЮ И УРОВНЮ СЛОЖНОСТЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО СТУПЕНЯМ РОСТА ПИОНЕРА, ЧЛЕНА МГПО
ПИОНЕР: 4 обязательных на уровне «ликбез» и 1 по выбору на уровне «ликбез». ИТОГО: 5 специальностей на уровень «ликбез».
СТАРШИЙ ПИОНЕР: 4 обязательных на уровне «ликбез» +2 по выбору на уровень «ликбез» и 1 – по выбору на уровне «знаток». ИТОГО: 6 специальностей на уровень «ликбез» и 1 специальность на уровень «знаток»
ПИОНЕР-ИНСТРУКТОР: 2 обязательных на уровне «ликбез» +1 – на уровне по выбору «знаток» и 1 – по выбору на уровне «мастер». ИТОГО: 2 специальности на уровень «ликбез», 1 специальность на уровень «знаток» и 1 специальность на уровень «мастер». Обязательные специальности
1.
ПИОНЕР
Обязательные (4)
Пионерия (Моя организация)
Символика
Игра
Барабан
2.
СТАРШИЙ ПИОНЕР
Обязательные (4)
История Пионерии
Командир дела
Люди!
Ведущий дела (массовых дел)
3.
ПИОНЕР-ИНСТРУКТОР
Обязательные (2)
Современный пионер (Пионерские проблемы)
Помощник инструктора
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СТУПЕНЬ «ПИОНЕР» 1.
ПИОНЕРИЯ (Моя организация)
Ликбез
Знать:
общие сведения об МГПО (дату воссоздания, структуру, органы самоуправления; функции сбора и совета, коллективы МГПО и их география, главные традиционные дела МГПО, традиции);
тексты и понимать суть девиза, Торжественного обещания пионера, и Законы члена МГПО; понимать смысл обычаев, прав и обязанностей пионера, члена МГПО.
Азы системы членства в МГПО: возраст, с которого принимают в пионеры, порядок подготовки и приёма в организацию, кто такой «кандидат».
перечень ступеней роста, авангардных званий ступеней, за что и как они присваиваются, как осуществляется перевод со ступени на ступень; обязательные специальности
что произошло 19 мая 1922 года?
когда и что и где появлялось в Пионерии впервые: сборы, Слёт, важнейшие дела (Экспедиции, акции, «Зарница», Марши и т.п.), традиции (Тимуровская работа и др.), пионерские СМИ, всесоюзные и всероссийские лагеря…
имена пионеров-Героев Советского Союза
год и причины преобразования ВПО в СПО-ФДО, воссоздания МГПО; год последнего из проведённых Слётов МГПО
символы, ритуалы и атрибуты МГПО в перечислении и основном символическом значении, а также, где они используются в нашей организации
где ещё в РФ и в сопредельных странах действуют пионерские организации.
несколько (3-5) пионерских песен
Уметь:
отдавать пионерский салют и отвечать на призыв.
описать символику галстука, эмблему МГПО, форму пионера.
завязать галстук
обращаться с отрядным флагом.
рассказать о порядке проведения пионерской линейки; подавать команды и сдать рапорт, показать место командира, флагового и звеньвых на линейке.
различать на слух основные сигналы горна
сделать рамку для Боевого листка
написать заметку-информацию.
играть в несколько (3-5) пионерских игр разного типа
Суметь
рассказать о своём пионерском коллектива, его названии, внутренних символах (девиз, песня…), о делах и людях.
разъяснить, что означает «пионер – первый, первопроходец»; как это отражается в делах, жизни и отношениях пионеров.
2. СИМВОЛИКА Ликбез: Символы:
Знать общее понятие термина «Символ»;
Суметь описать внешний вид всех символов МГПО, знать их значение, символический смысл, роль в организации;
Иметь общее представление о правилах хранения, почестях символам.
Знать, где и когда отдаётся и не отдаётся салют, знать правила отдачи салюта коллективно, в строю. Уметь правильно отдать салют (индивидуально, в строю и вне строя).
Ритуалы:
Знать значение термина «Ритуал»;
Суметь перечислить пионерские ритуалы и иметь общее представление об их проведении и значении.
Суметь описать и показать в группе порядок (ход) отрядной и дружинной рабочей линейки и описать дружинную торжественную линейку. Выделить отличия.
Уметь в качестве знаменосца и ассистента участвовать в выносе знамени.
Уметь выполнить смену знамени сзади, преклонение знамени в качестве знаменосца и ассистента.
Атрибуты:
Знать общее значение термина «Атрибут»,
Суметь перечислить пионерские атрибуты, описать их роль и значение в организации.
Строй: Уметь выполнять индивидуально (и в составе группы):
команды «Становись», «Смирно», «Вольно», «Равняйсь», «Рассчитайсь», «Разойдись».
перестроения в две и в три шеренги, смыкание вперёд.
повороты на месте.
держать строй в составе отряда
выполнить в составе отряда команду «Смирно!» с равнением.
знать 2 - 3 речёвки и 2 - 3 строевые песни (спеть).
3. ИГРА Ликбез Теоретические вопросы:
Общие вопросы:
Что такое игра?
Зачем люди играют?
Откуда берутся игры?
Неполная классификация игр.
Подвижные игры. Спортивные и неспортивные игры.
Когда, как и какие игры можно использовать в пионерской организации? (снять напряжение, заполнить паузу, игры на знакомства, деловые игры – общее представление о ролевых играх, кругосветках и «свободном поиске»)
Практические умения:
Знать правила и уметь играть в:
Игры на знакомства («Снежный ком», «Змея», «Алфавит имен»)
Устные игры («Города», «Контакт», «Слова»)
Полуподвижные игры («сантики-фантики», «меня укусил гиппопотам», «Охотник и егерь»)
Игры на скорость («салки», «колдунчики», «горелки»)
Игры на ловкость («золотые ворота», «колечко», «третий лишний»)
Игры со стульями («стульчики», «зоопарк», «моргалки»)
Игры с мячом («горячая картошка», «инвалид»)
Игры с залом («рыбка», «ипподром», «гол-мимо», «чайничек с крышечкой»)
Подвижные игры (Пионербол, снайпер)
Знать положенные припевки и по 2-3 считалки, кричалки.
Суметь предложить игру для конкретной ситуации, объяснить правила, показать основные действия.
4.
БАРАБАН
Ликбез:
знать:
устройство,
внешний вид барабана.
историю барабана (откуда барабан пришёл в пионерскую организацию).
правила обращения с барабаном (как одеть, держать и т.п.) и правила его хранения.
функции барабана как атрибута пионерской организации.
как правильно держать палочки
уметь играть на месте:
сигнал «внимание» (дробь)
сигнал «сбор!»
марш «Походный»
марш «Выход на линейку»
марш «Знамённый»
знать и суметь спеть песню на ст. В.Крапивина «Барабанщики»
уметь выполнять строевые команды на месте и в движении и специальные команды («готовьсь!», «равняясь!», «смирно!») с барабаном
СТУПЕНЬ «СТАРШИЙ ПИОНЕР»
1. ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ Ликбез
Знать важнейшие исторические события периода существования ВПО имени В.И.Ленина (1922-1990): Создание организации, Слёты, важнейшие Акции, Смотры, соревнования пионеров, пионерские Марши и другие пионерские дела.
Знать и уметь рассказать о том, как и чем жили пионеры в разные периоды истории советской Пионерии, как это было связано с жизнью страны;
Иметь представление об изменении Законов пионеров, пионерской символики.
Знать имена (уметь показать на фото) и деяния пионеров-Героев войны и труда, первых пионерских вожатых, выдающихся руководителей организации.
Уметь назвать «пионерских» писателей, поэтов, композиторов и их произведения, а также фильмы, снятые о пионерах советского времени в годы существования СССР.
Знать основные общие дела пионерских организаций РФ, а также МГПО в период с 1990 по н.в. (Слёты, акции, программы).
Знать о наличии Пионерской Декларации и Договора «О взаимодействии пионерских объединений РФ».
Уметь назвать крупнейшие пионерские объединения РФ и сопредельных стран, а также организации, с которыми МГПО поддерживает наиболее тесную связь.
2.
КОМАНДИР ДЕЛА
Ликбез
Знать:
Что такое коллективное творческое дело, чем отличается от «воспитательных мероприятий» и просто «мероприятий»
Типы и виды коллективных творческих дел, применяемых в пионерской организации
Общие требования к подготовке коллективных творческих дел в пионерской организации
Общий алгоритм – этапы и важнейшие составляющие этапов коллективной организации КТД от предварительной работы организатора до последействия
Что такие «задача», «содержание», «форма» дела и как они взаимосвязаны.
Знать и уметь рассказать на примерах:
Обязанности командира дела (совета дела)
Обязанности и функции Совета дела
Типичные действия командира дела на всех этапах коллективной организации КТД
Суметь:
Составить таблицу (логическую схему – алгоритм) действий командира дела на всех этапах организации КТД
Составить план подготовки дела (на предложенном примере)
Описать «мозговую атаку» и «цветопись», подготовить типовой вопросник для планирования и для подведения итогов дела;
Иметь опыт участия в «мозговой атаке», в подготовке КТД своего коллектива, участия в рабочей (творческой) группе при подготовке дела, в сборе подведения итогов дела
3.
ЛЮДИ!
Ликбез
Иметь представление (понимать):
Особенности человека как био-социального существа
Что такое темперамент, характер, способности человека и как эти характеристики людей должны быть учтены в работе пионерской организации
Возрастные особенность детского, подросткового и юношеского возрастов, и что должны знать организаторы, работающие с подростками.
Возрастные особенности пожилых людей, и что должны знать и учитывать пионеры, работая с ветеранами и пожилыми людьми.
Понятие «группа», основные типы психологических групп, понятие и характеристику коллектива
Что такое малая группа, какие могут быть отношения группы к коллективу, как они могут помогать и мешать коллективу.
о межличностных отношения людей, какими они бывают и как они могут помогать и мешать коллективу
Иметь представление о возможностях пионерской организации:
Для развития способностей подростков
Для коррекции отдельных черт характера пионера
Для пропаганды коллективизма и товарищества как принципов отношений
Иметь представление:
О ступенях роста коллектива (по А.Н. Лутошкину)
О понятиях: «лидер», «звезда», «отверженный»
О простейших методиках исследования коллектива (социометрия, цветопись, наблюдение)
Уметь:
Различать в своём окрружении людей с чертами флегматиков, холериков, сангвиников и меланхоликов.
увидеть и выделить основные качества характера у себя и у своих товарищей по отряду.
определить ступень, на которой находится твой отряд сегодня
организовать простейшие психологические игры, помогающие быстро узнать друг друга, сплотить коллектив.
4.
ВЕДУЩИЙ ДЕЛА (массовых дел)
Ликбез
СТУПЕНЬ «ПИОНЕР-ИНСТРУКТОР» 1.
ПИОНЕРСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (Современный пионер)
Темы:
Пионерство, современный пионер, современная пионерская организация (сущность и признаки)
История и современность Пионерии (от чего отказываемся, что берём в будущее, что обогащаем – опыт и проблемы, пути их решения)
Пионеры и современное детское общественное движение – принципы взаимодействия (как не раствориться, где искать союзников, как поддерживать и развивать имидж пионерских объединений)
Пионеры и государство, партии, общественные структуры, система образования и церковь – принципы взаимодействия; можно и нельзя.
Пионерское движение начала нового века: проблемы существования и пути дельнейшего развития. Проблема пионерского единства и интеграции.
Новации и опыт жизни и деятельности современных пионерских объединений России и ближнего зарубежья.
2.
ПОМОЩНИК ИНСТРУКТОРА (младший инструктор)
Темы:
Сущность понятия младший инструктор; позиция и функции младшего инструктора
Облик младшего инструктора, требования к нему, к его личности, к его работе в организации. Личный пример – важнейшее оружие младшего инструктора
Младший инструктор и инструктор: принципы взаимодействия, разница в функциях и позиции.
Методы, приёмы и формы работы младшего инструктора с коллективом – практическое применение принципов коллективной творческой деятельности.
Методы, приёмы и формы индивидуальной работы младшего инструктора с людьми по их личностному росту и росту как пионера; по решению индивидуальных проблем ребят.
Веер форм и методов работы младшего инструктора в той или иной ситуации в жизни коллектива, группы, в работе с каждым (опыт и его обогащение).
|