Тема «Гражданские правоотношения» Цель урока: сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений;
Развивать навык анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи;
Создавать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам. Учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами
Организационный момент
Проверка домашнего задания.( Опрос по вопросам после параграфа)
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.
Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.
А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.
А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.
Вопросы к учащимся:
Хотели бы вы жить в данном городе?
Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?
Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Сегодня мы поговорим об отрасли права и ее правоотношениях, которые регулируют вопросы права собственности и имущества. (может кто-то уже догадался о какой отрасли права идет речь?)
Изучение нового материала
Что такое гражданское право?
В чем особенности гражданских правоотношений?
Работа над понятием гражданское право. (стр. 124)
Гражданское право - это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Гражданское право регулирует два вида отношений:
Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 124-125 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»
| Гражданские правоотношения
| Название отношений
| Имущественные отношения
| Личные неимущественные отношения.
| По поводу чего возникают
| По поводу имущества, материальных благ (вещи,
работы, бытовые услуги)
| По поводу нематериальных благ (изобретения, произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни)
|
Заполнение таблицы, обсуждение результатов работы.
Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):
1. заключение брачного договора
2. заключение договора о поставке продукции
3. конфискация имущества
4. установление авторства
5. нарушение дисциплины труда
6. совершение покупки в магазине
7. публикация стихов в газете
8. признание права собственности на объект недвижимости
9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.
Имущественные отношения
| Личные неимущественные отношения
| 2,6,8
| 4,7,9
|
Заполнение таблицы, обсуждение результатов работы.
В каких источниках мы можем найти нормы права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения:
Международные документы;
Конституция РФ;
Федеральные законы и подзаконные акты;
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Давайте попробуем дать определение гражданским правоотношениям. Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.
Особенности гражданских правоотношений (работа в группах):Давайте с вами вспомним элементы правоотношений: (субъекты, объект и содержание (права и обязанности субъектов правоотношений).
Работа в группах. Изучите текст учебника на стр. 125-127 и заполните таблицу «Элементы гражданских правоотношений»:
| Элементы гражданских правоотношений
| Название
| Субъекты
| Объекты
| Содержание
| Сущность
| Участники ГП:
Физические (граждане) и юридические лица (предприятия, организации)
| То, по поводу чего участники вступают в ГП:
- вещи,
- работы,
- бытовые услуги изобретения,
- произведения науки, литературы, искусства,
- право на честь и достоинство,
- право на неприкосновенность частной жизни
| Закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности участников правоотношений, выражающие юридическую связь участников.
|
Обсуждение результатов работы групп. Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.
Гражданка Панина заказала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.
17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.
Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.
Обсуждение результатов работы в группах.
(права одной стороны ГП корреспондируют обязанности другой)
Чаще всего ГП возникают на основе сделок.
Работа с определением сделка (стр. 126) – это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Итак, как мы видим из определения сделка включает в себя три действия:
На примере конкретной ситуации разберите действия сделки, а также права и обязанности сторон, которые порождает заключение сделки:
По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.
-
Действие
| Юридический факт
| Права и обязанности
| Установление права собственности
| Завещание дедушки
|
| Изменение права собственности
| Сдача квартиры в наем
|
| Прекращение права собственности
| Обмен квартиры на загородный дом.
|
|
Виды сделок (стр. 127)
-
Вид
| Односторонние
| Двух и многосторонние
(договоры)
| Особенность
| Сделки, для заключения достаточно волеизлияния одной стороны.
| Сделки в которых выражается согласованная воля двух и более сторон.
| Пример
| Завещание
| Договор аренды, мены.
|
Работа с текстом учебника на стр . 127-128. Изучите текст учебника и заполните схему виды договоров.
Заполнение схемы «Виды договоров»Хранения Дарения
Купли-продажи
Найма жилья
Аренды
Перевозки
Возмездного оказания услуг
Подряда
Проката
ВИДЫ ДОГОВОРОВ Мены
Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
IV. Подведение итогов урока
Рефлексия
Плюс
| Минус
| Интересно
| что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
| что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
| любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
|
Отметьте нужный ответ (лист самооценки и рефлексии для учащихся)
-
1.
| На уроке я работал
| Активно
| Пассивно
| 2.
| Своей работой на уроке я
| Доволен
| Не доволен
| 3.
| Урок для меня показался
| Коротким
| Длинным
| 4.
| За урок я
| Устал
| Не устал
| 5.
| Мое настроение
| Стало лучше
| Стало хуже
| 6.
| Материал урока
| Понятен
| Не понятен
|
|
| Полезен
| Бесполезен
|
|
| Интересен
| Скучен
|
|
| Был легким
| Был трудным
|
Домашнее задание
Параграф 16, стр. 124-132, Задание из рубрики «В классе и дома» № 5,стр. 132.
* Обсуди с родителями и друзьями вопрос: собственность – это благо или бремя? Подготовь небольшое сообщение на эту тему.
ПРИЛОЖЕНИЕ Рабочий лист по теме «Гражданские правоотношения»
1. Изучите текст учебника на стр. 124 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»
| Гражданские правоотношения
| Название отношений
|
|
| По поводу чего возникают
|
|
|
2. Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):
1. заключение брачного договора 2. заключение договора о поставке продукции 3. конфискация имущества 4. установление авторства 5. нарушение дисциплины труда 6. совершение покупки в магазине 7. публикация стихов в газете 8. признание права собственности на объект недвижимости 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.
Имущественные отношения
| Личные неимущественные отношения
|
|
|
3. Изучите текст учебника на стр. 125-127 и заполните таблицу «Элементы гражданских правоотношений»:
| Элементы гражданских правоотношений
| Название
| Субъекты
| Объекты
| Содержание
| Сущность
|
|
|
|
4. На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.
Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.
17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.
Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.
6. Заполните схему «Виды договоров»
ВИДЫ ДОГОВОРОВ
7. Определите, какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа. |