Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж»
Общие положения
1.1. Настоящее положение о практике в Областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Братский педагогический колледж» (далее - колледж) разработано в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
«Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г. № 291;
Федеральным государственным образовательным стандартом СПО 2009 г;
Учебными планами образовательного учреждения;
Внутренним «Положением о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ практики» № 84 от 04.03.2013г.
Приказом Министерства образования и науки российской федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Трудовым кодексом Российской Федерации;
Уставом колледжа.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения практики студентов очной и заочной формы обучения, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах, 230701 Прикладная информатика (в образовании), 037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение; 050141 Физическая культура, 050148 Педагогика дополнительного образования; 050139 Изобразительное искусство и черчение, 072501 Дизайн в области культуры и искусства (углублённый уровень подготовки). 1.3. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности, связь практики с теоретическим обучением. 1.4. Видами практики студентов в соответствии с ФГОС СПО, осваивающих ОПОП СПО являются: учебная практика, производственная практика.
Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную.
Особенности организации практики
2.1. К организационным мероприятиям, обеспечивающим необходимый уровень проведения практики, относятся: разработка рабочих программ практики, определение учреждений (организаций) (далее – учреждений) для прохождения студентами практики, подготовка необходимой документации, издание распорядительных актов по распределению студентов по местам практики, организация инструктивных совещаний, мероприятий по подведению итогов практики и т.д. 2.2. Организация практики в соответствии с ФГОС СПО по реализуемым специальностям должна обеспечивать последовательное расширение круга формируемых у студентов умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому; целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций; связь практики с теоретическим обучением. 2.3. Сроки и форма организации учебной и производственной практики устанавливаются в соответствии с ОПОП СПО, учебным планом по реализуемым специальностям, графиком учебного процесса, расписанием. 2.4. Общий объем времени на проведение учебной и производственной практики определяется ФГОС СПО по специальности, рабочим учебным планом, основной профессиональной образовательной программой (ОПОП СПО). 2.5. Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО рабочими программами учебной и производственной практики, рабочими программами модуля, и обеспечивает обоснованную последовательность формирования у студентов системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического.
Рабочие программы практики разрабатываются преподавателями профессионального цикла, рассматриваются на заседании кафедры, согласовываются на научно-методическом совете и утверждаются директором колледжа. Разработка программ практики регламентируется соответствующим положением колледжа.
2.7. Учебная и производственная практика (практика по профилю специальности) проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики по профилю специальности в соответствии с учебными планами 2.8. Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности. 2.9. Цели и задачи, формы отчетности по каждому виду практики определяются рабочими программами практики, программами модулей согласованными с образовательными учреждениями и другими организациями. 2.10. Аттестация по итогам учебной и производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих учреждений (организаций). 2.11. Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа от учреждения об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики (отзыва) на студента по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника и отчета о практике в соответствии с заданием на практику. 2.12. Результаты прохождения практики студентов колледжа учитываются на квалификационном экзамене и на государственной итоговой аттестации. 2.13. Студенты, не прошедшие практику или имеющие отрицательную оценку по какому – либо виду практики, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации. 2.14. Базами практики могут являться учреждения разных типов и видов (средние общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, лицеи, гимназии, спортивные клубы, дворцы творчества, организации и другие), которые соответствуют условиям для организации и проведения практики по профилю специальности. 2.15. Закрепление баз практики осуществляется на основе договоров с учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и приказа по колледжу, утвержденного директором. 2.16. Направление на практику оформляется приказом директора колледжа с указанием закрепления каждого студента за учреждением, с указанием вида и сроков прохождения практики, руководителей практики и преподавателей сопровождения. 2.17. В период прохождения практики с момента зачисления студентов на них распространяются правила охраны труда и пожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, действующие в учреждении, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования. 2.18. Студенты заочного отделения проходят практику самостоятельно (работающие по профилю специальности – по месту работы; не работающие по профилю специальности – по личной договоренности).
студентам заочного отделения, на основании ранее предоставленных справок с места работы, выдаются направления в образовательное учреждение, издается распорядительный акт, в котором указывается вид практики, срок прохождения, наименование учреждения, принимающего студента на практику;
студенты, имеющие стаж работы по профилю специальности, освобождаются от прохождения вида практики «Введение в специальность»;
студенты, не работающие по профилю специальности, проходят практику без отрыва от основной работы с предоставлением отчетной документации согласно графику учебного процесса, которым предусмотрены периоды практической подготовки студентов-заочников. Срок отчетности – в течение трех первых дней лабораторно-экзаменационной сессии, следующей за видом практики;
студентам, обучающимся по индивидуальным учебным планам, этапы и (или) виды профессиональной практики засчитываются путем перезачёта или переаттестации при условии их прохождения в период получения предшествующего профессионального образования, на основании локального акта учреждения.
2.19. Формой контроля по всем этапам и видам практики студентов заочного отделения является дифференцированный зачет, который выставляется в сводную ведомость успеваемости, учебную карточку и зачетную книжку студента. Оценки за практику учитываются в ходе сдачи студентами квалификационного экзамена.
Руководство практикой
3.1. Общий контроль организации и проведения практики в колледже осуществляет директор. 3.2. Общее руководство практикой осуществляет заместитель директора по учебной – производственной работе. 3.3. Непосредственное руководство практикой осуществляют заведующий практикой, заведующий заочным отделением. 3.4. Ответственность за учебно-методическое сопровождение практики несут заведующие кафедрами. 3.5. Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели дисциплин профессионального цикла, МДК (профессиональный модуль), специалисты учреждений и организаций в соответствии с профилем специальности. 3.6. Руководство производственной практикой осуществляют преподаватели МДК (профессиональный модуль), специалисты учреждений и организаций в соответствии с профилем специальности. 3.7. В обязанности заместителя директора по учебно-производственной работе входит:
анализ проблем учебно-производственной работы, ее результатов, хода и развития;
организация процесса разработки и реализации разного вида программ практики;
проектирование и разработка необходимой учебно-методической, нормативной документации по практике;
коррекция учебных планов и программ практики;
подбор баз для проведения практики;
участие в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями по проведению учебно-производственной практики и осуществление контроля за их выполнением;
координация работы преподавателей-руководителей практики и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ практики;
осуществление систематического контроля за качеством образовательного процесса на практике и за объективностью оценки результатов профессиональной подготовки обучающихся, посещение уроков и других видов занятий, проводимых студентами;
контроль правильности и своевременности заполнения журналов практики и другой необходимой отчетной документации педагогами-руководителями практики;
своевременное проведение инструктажа по технике безопасности студентов при выходе на практику с регистрацией в журнале;
консультирование участников учебно-производственного процесса по методическим вопросам;
редактирование подготовленных к изданию методических материалов по практике.
3.8. В обязанности заведующей практикой входит:
планирование и организация совместно с преподавателями кафедр работы по созданию рабочих программ практики, учебно-методических материалов по специальностям, реализуемых в колледже;
составление совместно с преподавателями кафедры планов практики, графиков консультаций и доведение их до сведения руководителей практики и студентов;
проведение установочных конференций, инструктаж студентов и руководителей до начала практики;
проведение инструктажа студентов – практикантов по технике безопасности при выходе на практику с регистрацией в журнале;
контроль прохождения медосмотра студентами перед выходом на практику;
установление связи с базами практики, составление списков студентов и распределение их по местам практики;
контроль реализации программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности в соответствии с правилами и нормами;
участие в работе кафедр при обсуждении вопросов учебной и производственной практики студентов, внесение предложений по совершенствованию практики;
контроль работы руководителей практики, педагогов-наставников организаций, учреждений по руководству практикой;
посещение уроков, занятий и других мероприятий, проводимых студентами;
оценивание качества практической деятельности студентов в ходе посещений;
организация методической работы кабинета практики, мероприятий по подведению итогов практики по специальностям;
составление общего отчета по итогам производственной практики на всех курсах за учебный год с предоставлением его заместителю директора колледжа по учебно-производственной работе;
координация деятельности всех лиц, участвующих в учебно-производственном процессе;
контроль и анализ ведения журналов практики и отчетной документации руководителями практики;
методическое руководство практики, накопление, обновление, систематизация и хранение материалов УММ практики;
участие в работе педагогического совета, кафедр, методического совета, совещаниях руководителей практики.
3.9. В обязанности руководителей практики от колледжа входит:
участие в проведении инструктажа студентов о целях и задачах практики;
ознакомление студентов с программой практики;
участие в распределении студентов по местам прохождения практики;
сопровождение студентов при распределении на рабочие места и проверка соответствия рабочих мест требованиям программ;
инструктаж специалистов учреждений о содержании и планируемых результатах практики, составление графика работы студентов;
консультирование студентов при подготовке к проведению мероприятий, уроков, занятий, внеклассных занятий по предмету, проверяет и утверждает их планы и конспекты;
присутствие на мероприятиях, уроках, занятиях, внеклассных занятиях, анализ и их оценка;
осуществление контроля за выполнением студентами программы практики;
регулярный мониторинг трудовой дисциплины, и соблюдения студентами правил внутреннего распорядка, охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;
регулярный контроль качества ведения студентами дневников практики и другой отчетной документации;
ведение журнала практики;
заполнение зачетных книжек;
регулярное информирование заведующего практикой и заведующего отделением о ходе практики;
сбор и анализ отчетной документации, предоставленной студентами по итогам практики;
подготовка необходимой документации для проведения аттестации студентов по итогам практики;
участие совместно со специалистами учреждений в проведении аттестации студентов по итогам практики;
проведение совместно с преподавателем модуля мероприятия по итогам практики и определение путей ее совершенствования;
подготовка аналитического отчета с предложениями по улучшению содержания, организации и проведения конкретного вида практики.
После подведения итогов практики руководители сдают заведующему практикой следующие документы:
папку с инструктивно-методическими материалами;
отчет по практике (формат А– 4 в печатном и электронном виде);
все отчеты студентов;
отзывы о прохождении практики всех студентов;
аттестационные листы всех студентов.
зачетные книжки всех студентов;
копию приказа о закреплении руководителей практики от организации (наставников);
дневник руководителя;
журнал производственной практики.
3.10. В обязанности преподавателей сопровождения (преподаватели педагогики, психологии, профессионального модуля) входит:
участие в разработке заданий для практики по психолого-педагогическому изучению личности ребенка и (или) детского коллектива в целом, по организации мероприятий в рамках социально-педагогической деятельности;
оказание методической помощи в подготовке студентов к самостоятельной деятельности, консультируя их по вопросам организации основных видов профессиональной деятельности;
присутствие на мероприятиях, уроках, занятиях, внеклассных занятиях, анализ и оценивание их;
участие в установочной конференции и итоговых мероприятиях по всем видам практик, совещаниях по практике;
подготовка аналитического отчета с предложениями по улучшению содержания, организации и проведения конкретного вида практики;
заполнение журнала практики.
3.11. В обязанности специалистов учреждений (наставников) входит:
знакомит закрепленных за ним студентов с основами деятельности, с планом работы, проводит открытые мероприятия, уроки, занятия, внеклассные занятия, организует их обсуждение;
совместно с руководителем практики от колледжа намечает и распределяет между студентами виды деятельности, темы уроков, занятий, внеклассных мероприятий по предмету и др.;
составляет график работы студентов на весь период прохождения практики;
контролирует выполнение работ в соответствии с графиком и обеспечение занятости студентов в течение рабочего дня;
обеспечивает условия для выполнения каждым студентом программы практики в полном объеме, оказание студентам помощи в выполнении практических заданий;
выставляет оценки за выполнение видов работ в дневниках практики;
участвует в заполнении аттестационных листов, отзывов на каждого студента к моменту завершения практики;
участвует (по возможности) в мероприятиях по итогам практики.
3.12. В обязанности заведующего заочным отделением входит:
планирует все этапы учебной и производственной практики в соответствии с ОПОП СПО для включения в план учебного процесса;
обеспечивает ознакомление студентов с программами практики;
своевременно распределяет студентов по организациям;
создает проекты приказов по вопросам организации и проведения практики;
информирует студентов о сроках проведения практики и сдачи дифференцированного зачета;
организует проведение установочной и итоговой конференций;
выявляет, и своевременно принимают меры по устранению недостатков в организации и проведении практики;
контролируют своевременность сдачи отчетной документации;
выставляет дифференцированный зачет после окончания практики.
3.13. В обязанности методиста заочного отделения входит:
участвует в проведении инструктажа студентов о целях и задачах практики;
участвует в распределении студентов по местам прохождения практики;
оказывает методическую помощь студентам в организации и проведении практики;
осуществляет контроль совместно с заведующим отделением за выполнением графика и объема работы студентами, программы практики, перечня обязательных видов работ, предусмотренных программой практики;
информирует заведующего отделением о ходе практики;
готовит необходимую документацию для проведения аттестации студентов по итогам практики;
осуществляет проверку отчетной документации, анализирует качество материалов, проводит зачет;
анализирует результаты выполнения программ практики и на основании этих отчетов составляет справку о качестве проведения практики за учебный год;
3.14. В обязанности заведующих кафедрами входит:
организуют работу по составлению рабочих программ практики;
обсуждают содержание рабочих программ практики на заседаниях кафедры;
организуют работу членов кафедры по методическому обеспечению практики;
обсуждают итоги и анализируют выполнение программ практики на заседаниях кафедр.
4. Права и обязанности, студентов – практикантов 4.1. Студенты имеют право:
использовать условия, созданные для самореализации, самовыражения, самоопределения его личности в профессиональной деятельности;
выбора базы преддипломной практики;
по всем вопросам, возникшим в процессе практики обращаться к заместителю директора по учебно-производственной работе, заведующему практикой, заведующему и методисту заочного отделения, руководителям практики, преподавателям колледжа, работникам учреждений;
вносить предложения по совершенствованию профессиональной подготовки;
на индивидуальный перенос сроков прохождения практики по уважительным причинам. Основанием для приказа о переносе сроков практики, является заявление студента, согласованное с заведующим практикой и заведующим отделением, документы, подтверждающие причины переноса сроков практики. Перенос осуществляется на основании приказа директора;
пользоваться библиотекой, кабинетами образовательного учреждения и находящимися в них учебно-методическими пособиями;
студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы по профилю специальности.
4.2. Студенты, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в учреждениях (организациях) обязаны:
участвовать в установочных конференциях, мероприятиях по подведению итогов практики, проводимых как в колледже, так и на местах прохождения практики;
выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
присутствовать на практике согласно расписанию;
пройти инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда и технике безопасности по месту прохождения практики;
соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; нормы педагогической этики;
выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации учреждения (организации), руководителей практики, наставников;
вести дневник практики по установленной колледжем форме;
оформлять в качестве приложения к дневнику практики графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике;
по окончанию практики составлять отчет о прохождении практики, заверять у руководителя практики или в учреждении;
получить документы, подтверждающие оценку общих и профессиональных компетенций, освоенных в ходе практики (аттестационный лист, отзыв);
предоставить отчетную документацию руководителю практики в течение 3-х-5-и дней после окончания практики;
студент заочного отделения, не прошедший практику в период, определенный графиком учебного процесса, должен предъявить в течение трех первых дней лабораторно-экзаменационной сессии, следующей за видом практики, оправдательный документ с последующим выполнением программы практики в сроки, установленные заведующим заочным отделением.
5. Учебная практика 5.1. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. 5.2. Виды учебной практики по каждой специальности, продолжительность и сроки проведения определяются учебным планом. 5.3. Учебная практика проводится, в учебных мастерских, лабораториях, кабинетах и других вспомогательных объектах колледжа, а так же в учреждениях осуществляющих деятельность по образовательной программе соответствующего профиля, на основе договоров между колледжем и базой практики. 5.4.Учебная практика студентов заочного отделения включается в расписание занятий в период лабораторно-экзаменационных сессий. 5.5. При прохождении учебной практики учебная группа может делиться на подгруппы от 6 до 15 человек. 5.6. Учебная практика может проводиться как концентрированно, так, и рассредоточено путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП СПО по видам профессиональной деятельности. 5.7. Для контроля и оценки практических профессиональных умений, приобретенного первоначального практического опыта используются такие формы и методы контроля, как наблюдение за работой студентов во время учебной практики, анализ результатов наблюдения и качества выполняемых видов работ (заданий), предусмотренных программой практики, экспертная оценка отчетов по практике и др. 5.8. Учебная практика заканчивается дифференцированным зачетом, как формой промежуточной аттестации с выставлением оценки по пятибалльной шкале, либо зачетом, с выставлением «зачтено» «не зачтено», который учитывается при освоении профессионального модуля во время экзамена (квалификационного). Дифференцированный зачет (зачет) выставляется при условии выполнения всех заданий предусмотренных программой практики, предоставления дневника, отчета и отзыва об освоении общих компетенций. 5.9. Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении учебной практики составляет 36 академических часов. 5.10. Пропущенные дни практики ликвидируются студентами в свободное от учебных занятий время в соответствии с содержанием программы и плана практики.
|