Выступление на совещании, проводимом Управлением Федерального казначейства по Республике Коми 17.12.2013 Тема выступления:
Изменения в правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, внесенные приказом Министерства финансов РФ от 12.11.2013 № 107н, вступающим в силу с 01 января 2014 года.
Статья 8. Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О национальной платежной системе"
1. Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств. 4. При приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений В соответствии с Положением Банка России от 12.06.2012 № 383-П «О Правилах осуществления перевода денежных средств»
в распоряжениях о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ информация о плательщике, получателе средств, их ИНН и КПП, назначении платежа, информация в реквизитах 101 – 110 указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России. Правила указания вышеуказанной информации в настоящее время утверждены приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н (с последующими изменениями и дополнениями).
С 01.01.2014 вступает в силу новый приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Приказ № 107н), за исключением положений о порядке указания Идентификатора сведений о физическом лице в реквизите (поле) 108 и указания Уникального идентификатора начислений (далее – УИН) во вновь вводимом реквизите (поле) 22 «Код», которые вступают в силу с 31.03.2014.
Слайд №1
До 31.03.2014 Идентификатор сведений о физ.лице (например номер СНИЛС, номер паспорта и т.д.) может указываться в поле 108
УИН может указываться в поле 24 «Назначение платежа», при этом УИН указывается первым и состоит из 23 знаков:
Первые 3 знака – буквы «УИН»
С 4 по 23 знак – цифровое обозначение непосредственно кода УИН (генерируется информационной системой АДБ).
После УИН используется знак «///» для отделения кода УИН от остального текста.
Порядок применения идентификаторов сведений о физических лицах, УИН (идентификатора платежа) определен приказом Федерального казначейства от 31.11.2012 № 19н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» (ГИС ГМП).
Расширена область применения приказа № 107н. Данные Правила применяются также в отношении распоряжений о переводе платежей за государственные и муниципальные услуги. Кроме того по установленным Правилам осуществляется так же формирование извещения/квитанции ПД-4, ЗКР. На заседании Правительственной комиссии Минфину России дано поручение о внесении изменений в реквизитный состав квитанций ф. ПД-4 до 01.02.2014. За Минфином России закреплены полномочия по установлению формы и реквизитов ПД-4, а также правил приема к исполнению ПД-4 кредитными организациями. Сейчас кредитные организации не вправе отказать в приеме платежей по неправильно оформленным квитанциям ПД-4, после утверждения новой формы и правил приема КО должны отказывать в приеме ПД-4 с неверно заполненными реквизитами.
В Заявках на кассовый расход во 2 разделе будет отражаться информация об УИН для переноса в реквизит 22 платежного поручения. Срок доработки ППО АСФК – 01.01.2014, вводится с 31.03.2014.
В приложении №1 приказа № 107н приведены правила указания информации о реквизитах плательщика и реквизитах получателя платежа (АДБ, ГМУ).
Правила с 2014 года дополнительно распространены:
- на плательщиков страховых взносов, органы контроля за уплатой страховых взносов;
- на все случаи, когда составление распоряжения за плательщика осуществляется кредитной организацией. Закреплено, что по платежам, принятым банковскими платежными агентами, составление распоряжений по установленным правилам осуществляется кредитными организациями;
- в отношении всех удержаний из заработной платы должника в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему, ранее – только задолженность по таможенным платежам.
В соответствии с п.3 приложения № 1 указание значения ИНН и КПП получателя средств, ИНН и КПП плательщика является обязательным. Плательщики – физические лица в реквизите «КПП» указывают ноль («0»).
ИНН плательщика – физического лица (за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств), может не указываться при условии указания в реквизите «108» распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице в соответствии с установленными настоящим приказом правилами.
В случае одновременного отсутствия у плательщика – физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, а также иного идентификатора сведений о физическом лице, указание в распоряжении о переводе денежных средств адреса места жительства или места пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) плательщика – физического лица обязательно.
Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания физического лица в реквизите «Плательщик» не указывается при указании в распоряжении о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления из извещения физического лица, заполненного за налогоплательщика налоговым органом. Акцентирую внимание, что это относиться только к налоговым платежам.
Устранено противоречие, когда при отсутствии в отдельных случаях информации реквизит заполнялся разными значениями, где то проставляются нули, а где то проставляется ноль. Теперь всегда при отсутствии информации проставляется один ноль «0»!
Уточнено, что налоговые органы и органы контроля за уплатой страховых взносов при составлении инкассовых поручений на взыскание задолженности, недоимок, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации со счетов плательщиков указывают в реквизите Плательщик сокращенное наименование плательщика, чья обязанность по уплате вышеуказанных платежей принудительно исполняется.
Установлены правила указания информации о плательщике при составлении налоговыми органами инкассовых поручений в целях взыскания недоимок, пеней и штрафов денежных средств со счетов ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков, банка-гаранта. Изменилось правило выделения информации о плательщике - физическом лице при оформлении расчетных документов кредитными организациями.
При составлении распоряжений о переводе денежных средств без открытия счета, принятых от физических лиц платежей в бюджетную систему Российской Федерации по каждому платежу физического лица (ED101) указывают в реквизитах:
«ИНН» плательщика – значение ИНН плательщика – физического лица. При отсутствии у плательщика – физического лица ИНН в реквизите «ИНН» плательщика указывается ноль («0»);
«КПП» плательщика – указывается ноль («0»);
«Плательщик» – наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств, и информацию о плательщике – физическом лице: фамилия, имя, отчество (при его наличии), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) физического лица. Для выделения информации о плательщике – физическом лице используется знак «//»;Ранее информация о физическом лице указывалась в скобках.
При составлении платежных поручений на общую сумму с реестром (ED108) на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами, указывают в реквизитах платежного поручения:
«ИНН» плательщика – значение ИНН кредитной организации;
«КПП» плательщика – значение КПП кредитной организации (филиала кредитной организации);
«Плательщик» – наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств.
Информация о физ.лице - ИНН, фамилия, имя, отчество и адрес места жительства указываются в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром.
Хочу более подробно остановиться на применении кредитными организациями форматов расчетных документов, установленных Банком России, – ED101 и ED108. В соответствии с п.3.15 Положения о платежной системе Банка России (утв. 29.06.2012 № 384-П), который вступил в силу с 01.07.2013, кредитная организация при переводе денежных средств на общую сумму принятых к исполнению распоряжений физических лиц в рамках сервиса несрочного перевода органу Федерального казначейства составляет платежное поручение формата ED108 на общую сумму с приложением реестра. Электронное платежное поручение формата ED101 используется для перечисления средств отдельно по каждому платежу физического лица с использованием сервиса срочного перевода. В настоящее время мы разбираемся с ситуацией когда ОАО Сбербанк РФ г.Москва перечислил на счет № 40101 УФК по Республике Коми (администратор доходов –МВД по РК) большое количество платежей физ.лиц на общую сумму, использовав при этом формат ED 101 и сервис срочного перевода. При этом информация о плательщиках – физ.лицах осталась в кредитной организации. В результате нарушения банком требований Положения № 384-П администратор доходов не имеет возможности отразить в лицевом счете оплаченные плательщиком штрафы. Возникают проблемы с передачей задолженности на принудительное взыскание и применением статьи 20.25 КОАП РФ о наложении административного штрафа за несвоевременную уплату предыдущего.
Следует отметить, что используемое многими администраторами доходов программное обеспечение до настоящего времени не готово принимать от УФК ЭПД на общую сумму с приложением реестра (ED108).
В аналогичном порядке указывается информация о плательщике организациями федеральной почтовой связи – ИНН физ.лица при формировании распоряжения отдельно по каждому платежу, ИНН организации федеральной почтовой связи – при формировании распоряжения на общую сумму с приложением реестра. С 01.01.2014 ОФПС также должны указывать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). Заполнение остальных реквизитов также является обязательным.
Уточнен порядок заполнения расчетного документа при оформлении расчетного документа в случае если организации, удержавшей задолженность из работной платы должника открыт счет в органе Федерального казначейства или в фин.органе. Хочу обратить ваше внимание на п.11 приложения № 1.
Кредитные организации при составлении распоряжений о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы РФ, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему, указывают в реквизитах при возврате ИНН, КПП плательщика, наименование органа ФК и в скобках наименование плательщика в соответствии с реквизитами, указанными в не исполненных платежных поручениях. Это означает, что, если в платежном поручении на возврат плательщику со счета № 40101 излишне уплаченных (взысканных) платежей, сформированном Управлением ФК на основании Заявки на возврат АДБ, указаны неверные реквизиты получателя, банк возвращает платежи с указанием в реквизите 104 - кода доходов, в реквизите 105 - кода ОКТМО, с которого они были перечислены, в реквизитах 61,103 - ИНН и КПП администратора доходов, в реквизите 108 – номер распоряжения, в реквизите 109 - дата распоряжения, по которому не зачислены средства. Таким образом, при обработке выписки банка указанная сумма будет восстановлена в доход бюджета по КБК, с которого ранее была перечислена. Администратору необходимо будет уточнить реквизиты получателя и сформировать новую Заявку на возврат. По старому приказу порядок возврата неисполненных платежных поручений кредитными организациями не был оговорен. Банки часто указывали неправильные реквизиты (ИНН и КПП УФК по РК) и платежи относились на невыясненные поступления.
В соответствии с Указаниями Банка России от 27.12.2010 № 2550-У кредитные организации направляют в УФК через ГРКЦ электронные запросы об уточнении реквизитов получателя средств в платежных поручениях со счета № 40101, сформированных на основании Заявок на возврат АДБ. Однако УФК информацией о плательщиках, которым администратор возвращает платежи, не располагает. Ор.ФК ведут учет поступивших доходов на лицевых счетах администраторов, а администраторы на лицевых счетах плательщиков. Поэтому отдел доходов УФК в день получения запроса от кредитной организации перенаправляет его в электронном виде АДБ для принятия решения и оперативного взаимодействия непосредственно с кредитной организацией.
В связи с вышеизложенным:
- кредитным организациям необходимо изучить возможность откредитовывать платежи с неверными реквизитами, поступившими со счета № 40101 без направления запросов об их уточнении, т.е до истечения 5-ти дней;
- администраторам доходов ежедневно отслеживать в ППО СУФД сообщения УФК. Приложение №2 Правила, идентифицирующие платеж, администрируемый налоговыми органами
Останавливаться подробно не буду. ИФНС – самые опытные администраторы.
Отмечу только, что 15-значный идентификатор платежа, применяемый в настоящее время налоговыми органами, с 01.01.2014 поддерживаться не будет, можно указывать его в поле 24 «Назначение платежа» - (ВКС).
В реквизите 106 «Основание платежа» 1 значение исключили, 4 - добавили.
В реквизите 110 « Тип платежа» вместо 10 значений по приказу № 106н, оставили только 2: Уплата пени и уплата процентов. По всем остальным типам платежа в поле 110 указывается «0». Приложение №3 Правила, идентифицирующие платеж, администрируемый таможенными органами ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Приложение № 4 определяет правила указания информации, идентифицирующей платеж (поля 104-110, 22 «Код» и 24 «Назначение платежа») при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов, а также иных платежей (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами).
Настоящие Правила распространяются также на:
плательщиков платежей в уплату государственных и муниципальных услуг, при составлении распоряжений о переводе денежных средств, на счета, открытые в том числе территориальным органам Федерального казначейства (далее – органам Федерального казначейства) в Банке России на балансовых счетах:
№ 40302 « Средства, поступающие во временное распоряжение»;
№ 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» с отличительным признаком «2» в четырнадцатом разряде;
№ 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» с отличительными признаками «1», «3» в четырнадцатом разряде;
№ 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» с отличительными признаками «1», «3» в четырнадцатом разряде;
№ 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде;
№ 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде;
№ 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде. В Распоряжении о переводе денежных средств на счет № 40101 в доход бюджетов бюджетной системы РФ в реквизите «104» в обязательном порядке указывается КБК.
В распоряжении о переводе денежных средств на остальные вышеуказанные счета допускается указание в поле 104 значения ноль («0»). В этом случае КБК указывается в поле 24: 17знаков «0» и 3 знака КОСГУ. Операции со средствами бюджетных и автономных учреждении учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления. Обращаю ваше внимание, что в соответствии с п. 4 данного приложения с 01.01.2014 в поле 105 указывается код ОКТМО, а не ОКАТО (8 или 11 знаков). Органы Федерального казначейства будут осуществлять учет по 8 знаками выгрузку АДБ отчетов тоже с 8 знаками. При обработке выписки банка будет применяться ОКТМО 8 знаков из Таблицы соответствия кодов ОКАТО и ОКТМО (будет доведена до администраторов доходов и кредитных организаций после получения соответствующего письма Минфина России). Если плательщик укажет в расчетном документе 11 знаков, перекодировка в УФК производиться не будет, расчетные документы выгружаются в том виде, в котором они поступили из банка.
В реквизитах 106, 107,109 и 110 по платежам, администрируемым налоговыми органами указывается соответствующее значение, по страховым взносам и иным платежам указывается «0».
Наличие незаполненных реквизитов в распоряжении не допускается. Приложение № 5
Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации
Информация в реквизитах 101, является обязательной к заполнению!
уточнены характеристики:
03 - организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;
08 уточнен страховыми взносами, » - плательщик – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
15 - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц; из статуса исключено множество условий, дополнены случаями оформления распоряжений организациями почтовой связи и платежными агентами
«19» - организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке; 20 «20» - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;
Приложение дополнено статусами 21-26.
«21» - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;
«22» - участник консолидированной группы налогоплательщиков;
«23» - органы контроля за уплатой страховых взносов;
«24» - плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
«25» - банки – гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской;
«26» - учредители (участники) должника, собственники имущества должника. В настоящий момент приказ № 107н согласован Банком России и Таможенной службой и находится на регистрации в Минюсте РФ. Приказ будет доведен до АДБ,ФО и КО для ознакомления. Следить за появлением его в «Консультант Плюс» после утверждения в Минюсте РФ. Могут быть внесены поправки.
Прошу Администраторов доходов до конца года активизировать работу по уточнению НП, т.к. в 2014 году могут быть проблемы с уточнением НП прошлых лет из-за смены ОКАТО на ОКТМО.
Кроме того, необходимо провести разъяснительную работу по приказу № 107н:
- с плательщиками;
- со специалистами, осуществляющими оформление инкассовых поручений;
-со специалистами, осуществляющими удержание из заработной платы и пенсий по исполнительным листам. Кредитным организациям, организациям федеральной почтовой связи, ФО, ОрФК необходимо обеспечить формирование распоряжений на перечисление платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Правилами, утвержденными приказом № 7н.
Начальник отдела доходов
УФК по Республике Коми Л.Ю. Дмитраченкова
|