Скачать 373.37 Kb.
|
Краевой комитет Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ В Е С Т Н И К УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА г. Краснодар 2007 г. Уважаемые коллеги ! Настоящий Вестник содержит материалы по вопросам работы уполномоченного по охране труда профсоюзного комитета первичной организации, он адресован председателям территориальных и первичных профсоюзных организаций, внештатным техническим инспекторам труда, руководителям и специалистам образовательных учреждений. Надеемся, что он окажет практическую помощь в работе по улучшению условий труда и учебы. Председатель краевой территориальной организации Профсоюза Л.И. Цей ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Основные направления деятельности уполномоченного лица по охране труда - 3 2. Реализация уполномоченным защитных функций по охране труда - 16 3. Контроль за состоянием охраны труда на объектах - 17 4. Проверка безопасности зданий и сооружений - 17 5. Проверка безопасности производственного оборудования - 18 6. Проверка соблюдения требований безопасности работниками - 19 7. Участие уполномоченного по охране труда в общественно-административном контроле - 19 8. Порядок выдачи представления о выявленных нарушениях - 20 9. Нормативные документы и литература, применяемые при осуществлении контроля за условиями и охраной труда уполномоченным по охране труда профсоюзного комитета - 23 1. Основные направления деятельности уполномоченного лица по охране труда. Одним из приоритетных направлений в деятельности Профсоюза является работа по охране труда с профкомами первичных организаций ,его профсоюзным активом , особенно с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзных комитетов образовательных учреждений. В первичных профсоюзных организациях Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза избраны и работают 3104 уполномоченных по охране труда. В соответствии с действующим законодательством профсоюзная организация образовательного учреждения обязана избрать открытым голосованием на общем собрании членов профсоюза уполномоченное ( доверенное) лицо по охране труда. Согласно «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза» уполномоченных рекомендуется избирать на период полномочий выборного органа, но не менее чем на два года. Уполномоченному предоставляются законодательными и иными правовыми актами по охране труда широкие права по осуществлению контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах и защиты прав членов профсоюза на труд , обеспечивающий им сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Избираться на эту общественную работу должен член профсоюза, понимающий ответственность за порученное дело и желающий помочь коллективу и администрации образовательного учреждения в решении проблем охраны труда. Во всех образовательных учреждениях для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением норм охраны труда , необходимо иметь следующие основные документы: 1. Положение по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (Утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08 апреля 1994 года № 30); 2. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в образовательных учреждениях. (Утверждено постановлением Президиума ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 1.07.87 г. № 7); 3. Положение по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. ( Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 года № 413 ). Данные документы должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения и согласованы председателем профсоюзной организации. Эти документы являются локальными нормативными актами обязательными для исполнения всеми должностными лицами образовательного учреждения. Образцы исполнения данных нормативных актов «Согласовано» «Утверждаю» председатель первичной Директор МОУ СОШ №24 профсоюзной организации __________ А.М. Степанова ________Е.В.Волкова « 16 » августа 2007 г. « 16 » августа 2007 г. М.П. М.П. ПОЛОЖЕНИЕ по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета МОУ СОШ № 24 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации учреждений в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего учреждения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области. При организации общественного контроля за охраной труда в учреждении необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации учреждения, профессиональных или иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. 1. Общие положения Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в учреждениях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином совместном решении работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в учреждении. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. При наличии в учреждении нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по зазанимаемой должности несут ответственность за состоянием охраны труда в учреждении. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда учреждения. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами учреждения, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией учреждения. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных на них функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда. 2. Основные задачи уполномоченных Основными задачами уполномоченных являются: Содействие созданию в учреждении здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда. Осуществление контроля за состоянием охраны труда в учреждении и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда. 3. Функции уполномоченных В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции: 3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке). Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников)по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве. По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и охраны труда в учреждении (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда. 4. Права уполномоченных Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должны быть предоставлены права: Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и учреждения о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных правовых актов по охране труда (приложе- ние № 1). Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. 5. Гарантии прав деятельности уполномоченных Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств учреждения. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет учреждения (с сохранением среднего заработка обучаемому). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (приложение 2). Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные специальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников. Приложение 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда « » 200 г. № Кому ___________________________________________________ (должность, ФИО) (наименование структурного подразделения) В соответствии с _____________________________________________ (наименование законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда) предлагаю устранить следующие нарушения требований:
Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда ___________________________ (дата, подпись) (И О Фамилия) Представление получил ______________________ (дата, подпись) (И О Фамилия) стр. 1 Приложение 2 УДОСТОВЕРЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда стр. 2 _______________________________________ (наименование предприятия, учреждения, организации) _________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда ____________________________________________ (наименование должности и подпись руководителя учреждения или общественного органа, выдавшего удостоверение) « » 200 Г. стр. 3 Фото ______________ (личная подпись) Печать « » 200 г. Действителен до: Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда в ______________________________ (наименование подразделения) и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований нормативных актов по охране труда. Примечание: Рекомендованный размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм. «Согласовано» «Утверждаю» председатель первичной Директор МОУ СОШ №24 профсоюзной организации __________ А.М. Степанова ________Е.В.Волкова « 16 » августа 2007 г. « 16 » августа 2007 г. М.П. М.П. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в МОУ СОШ №24 Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырехступенчатая система контроля: I ступень. Осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля (приложение 1). II ступень. Осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю образовательного учреждения. III ступень. Осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения. IV ступень. Осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы. Приложение 1 ЖУРНАЛ административно-общественного контроля по охране труда ____________________________________________ (название образовательного учреждения)
«Согласовано» «Утверждаю» председатель первичной Директор МОУ СОШ №24 профсоюзной организации __________ А.М. Степанова ________Е.В.Волкова « 16 » августа 2007 г. « 16 » августа 2007 г. М.П. М.П. ПОЛОЖЕНИЕ по организации деятельности совместного комитета (комиссии) по охране труда МОУ СОШ №24 1. Положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников, а также для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности. 2. Положение предусматривает основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда (далее - Комитет). 3. Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства. 4. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов. 5. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации. 6. Положение о Комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа. 7. Задачами Комитета являются: 7.1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; 7.2. организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 7.3. информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты. 8. Функциями Комитета являются: 8.1. рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников; 8.2. оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда; 8.3. участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений; 8.4. информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний; 8.5. доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда; 8.6. информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания; 8.7. содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве; 8.8. содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием; 8.9. участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; 8.10. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ; 8.11. подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья; 8.12. рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу. 9. Для осуществления возложенных функций Комитету предоставляются следующие права: 9.1. получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья; 9.2. заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда; 9.3. заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9.4. участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета; 9.5. вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; 9.6. содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций. 10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. 11. Численность Комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников. 12. Выдвижение в Комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя. 13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда. 14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы. 15. Члены Комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года. 16. Члены Комитета информируют не реже одного раза в год выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из Комитета и назначать вместо них новых представителей. 17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации. Форма приказа руководителя образовательного учреждения о создании совместного комитета по охране труда. ПРИКАЗ № по __________ учреждению (название учреждения) от " " 20 г. О создании комитета (комиссии) по охране труда. В соответствии со ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации , ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить в состав комитета (комиссии) по охране труда от администрации учреждения следующих лиц: __________________________________ __________________________________ __________________________________ 2. Утвердить членами комиссии по охране труда от профсоюзной организации ( избранными на собрании профсоюзной организации , протокол № от "__" ________ 20__ г.) __________________________________ __________________________________ __________________________________ 3. Комитету (комиссии) по охране труда организовать свою работу в соответствии с Положением по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. ( Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 года № 413 ). 4.Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на ___________________ . Руководитель учреждения С приказом ознакомлены: 2. Реализация уполномоченным защитных функций по охране труда Реализация уполномоченным защитных функций по охране труда осуществляется по двум основным направлениям:
Задачи и функции уполномоченных изложены в Положении по организации работы уполномоченного лица по охране труда. Основные направления их деятельности можно сгруппировать следующим образом: - участие в разработке коллективного договора и контроле за его выполнением; - контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда в образовательном учреждении; - участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев , профессиональных заболеваний на производстве; - оказание помощи и разъяснение работникам их законных прав на здоровые и безопасные условия труда. Уполномоченный принимает активное участие в заключении коллективного договора. Уполномоченным рекомендуется не только внимательно ознакомится с проектом коллективного договора проводить обсуждение его в трудовом коллективе но и готовить и передавать в профсоюзную организацию и совместный комитет по охране труда свои предложения для включения их или в сам коллективный договор , или в приложения к нему. Следует добиваться , чтобы соглашение по охране труда было реальным и приближенным к нуждам учебного заведения учитывая предложения с мест. Уполномоченные должны собрать у работников учреждения предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать их в профсоюзный комитет и совместную комиссию. Уполномоченный проводя целевые проверки должен отдельно фиксировать мероприятия , выполнение которых требует финансовых затрат, а затем передавать свои предложения в профсоюзный комитет или совместную комиссию по охране труда, ля включения в коллективный договор. Контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда состоит из: 1. Организации и проведении проверок (обследований) состояния охраны труда в структурных подразделениях образовательного учреждения; 2. Выявления нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов (правил, норм и инструкций) по охране труда; 3. Выдачи руководителям образовательных учреждений представлений об устранении выявленных нарушений; 4. Проверки выполнения мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора и соглашения по охране труда; 5. Контроля за проводимыми мероприятиями по обеспечению безопасности в учреждении.
Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза; Организация уполномоченным проверок соблюдения работодателем действующего законодательства по охране труда начинается с изучения документации образовательного учреждения по охране труда (номенклатуры дел), которая должна определять систему мер по реализации законодательства и иных актов по охране труда, порядок и ответственность за их выполнение, обеспечение нормативно-правовой документацией по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Уполномоченные проверяют: а.) содержание территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасную эксплуатацию производственных зданий и сооружений; б) безопасную эксплуатацию машин, механизмов и другого производственного оборудования; в ) соблюдение требований безопасности работниками.
Проверка содержания территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасной эксплуатации производственных зданий и сооружений включает: - содержание территории, проездов, проходов по территории и внутри производственных помещений, самих рабочих мест (все они должны очищаться от травы , мусора, снега, разливов нефти и нефтепродуктов, не загромождаться складируемыми материалами, деталями и конструкциями, содержаться в чистоте и порядке, в местах проезда транспортных средств должны быть вывешены знаки, соответствующие требованиям правил дорожного движения); - правильность складирования и хранения деталей, инструмента, материалов (их хранение должно быть организовано в штабелях, пирамидах, кассетах, на стеллажах и т. п. так, чтобы предотвращать раскатывание и выпадение, а также обеспечивать удобство работы с ними); - обеспечение производственной территории, участков работ и рабочих мест первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда, наличие и работоспособность необходимых средств коллективной защиты работающих; - наличие защитных ограждений, предупредительных надписей, знаков безопасности на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов; - исправность систем освещения и состояние освещенности рабочих мест; наличие инструкций, плакатов, предупредительных надписей, знаков безопасности (плакаты по охране труда желательно периодически заменять или хотя бы менять места их вывешивания, в противном случае через некоторое время работники перестают их замечать); - содержание путей эвакуации персонала (пути эвакуации должны быть обозначены специальными знаками, в случае необходимости - иметь аварийное освещение, не должны ничем загромождаться, двери не должны быть заперты); - организацию санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обслуживания работников; - соблюдение теплового режима в производственных помещениях.
оборудования. При проверке безопасной эксплуатации машин, механизмов и другого производственного оборудования уполномоченный обращает внимание на: - исправность оборудования, механизмов, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента, наличие на движущихся частях стационарных механизмов сетчатых или сплошных металлических ограждений; - наличие и исправность специальных устройств (блокировок), исключающих случайное снятие или открывание ограждений, люков, щитков и т. п. при работающем механизме; - наличие и исправность заземляющих устройств и устройств для защиты от статического электричества; - наличие и исправность оградительных, предохранительных и герметизирующих устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления и других средств защиты; - наличие обозначений и маркировок пусковых устройств, символов управления; - наличие исправных инвентарных инструментов и приспособлений.
работниками. Проверяя соблюдение требований безопасности работниками уполномоченный во время обходов рабочих мест и в дальнейшем постоянно во время работы обязан контролировать: соблюдение рабочими безопасных методов и приемов работы, технологических режимов, инструкций, нарядов, производственной и трудовой дисциплины; использование специальной одежды и специальной обуви, исправных и прошедших испытание средств индивидуальной защиты; чтобы на станках, машинах и механизмах работали только те работники, у которых имеется допуск к работе на этом оборудовании, не допускать использования работниками неисправных, самодельных инструментов и приспособлений. При проверках состояния охраны труда на объектах следует контролировать своевременное проведение освидетельствований производственного оборудования, своевременность и полноту выполнения мероприятий по улучшению условий труда и ранее выданных уполномоченными представлений. 7. Участие уполномоченного по охране труда в общественно-административном контроле. Согласно Положения об административно – общественном контроле, уполномоченный по охране труда участвует во второй ступени контроля. Периодичность второй ступени 1 раз в квартал. Уполномоченный совместно с ответственным за охрану труда образовательного учреждения не менее 4 раз в год должны провести проверку состояния охраны труда учреждения , вопросы проверки определены в положении об общественно – административном контроле. (показать) По результатам проверки, делаются записи в журнале общественно-административного контроля и уполномоченным выдается представление руководителю образовательного учреждения о выявленных нарушениях норм охраны труда и сроках их устранения.
нарушениях. Каждая проверка образовательного учреждения уполномоченным по охране труда должна найти свое отражение в документе – представлении руководителю о выявленных недостатках, акте проверки, справки, постановлении президиума и др. В выданных представлениях , уполномоченный по охране труда , должен указывать, какие нормы или инструкции по охране труда были нарушены. Пример заполнения представления Форма № 1-ТИПРЕДСТАВЛЕНИЕ №_22_ от « 27 » февраля 2007 года Об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды |
Журналы по охране труда заводятся сотрудниками, на которых возложена обязанность за проведение инструктажа по охране труда | Журналы по охране труда заводятся сотрудниками, на которых возложена обязанность за проведение инструктажа по охране труда | ||
Организация уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста... | Организация уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста... | ||
Примерный перечень документации по охране труда образовательных учреждений, подлежащий проверке по выполнению администрацией и профсоюзной... | Сп 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" и содержит макеты инструкций по... | ||
Итоги проведения областного месячника по охране труда и Всемирного дня охраны труда в Еврейской автономной области в 2012 году | Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 г. №1/29 «Об утверждении... | ||
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя | В помощь руководителям, специалистам по охране труда, председателям профсоюзных комитетов, уполномоченным по охране труда профсоюзных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |