Доцент кафедры финансового права и правового регулирования


Скачать 11.98 Mb.
НазваниеДоцент кафедры финансового права и правового регулирования
страница1/97
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   97



ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
В.К.СИДОРЧУК,

доцент кафедры финансового права

и правового регулирования

хозяйственной деятельности

юридического факультета БГУ,

кандидат юридических наук
Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 29 июня 2012 г.
Данное пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебной литературе государственными стандартами высшего юридического и экономического образования. Его содержание основано на анализе отечественных и зарубежных научных разработок по проблемам хозяйственного права, законов Республики Беларусь, других нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности. Особое место отведено нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), которые, как правило, субсидиарно применяются для регулирования хозяйственных отношений. Настоящее пособие основано на дуалистическом подходе к регулированию экономических отношений нормами частного и публичного права.

В пособии использованы разъяснения и постановления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты международного права.

Действующее хозяйственное законодательство предоставляет широкий простор для частной инициативы. Поэтому в пособии делается акцент на возможные способы самостоятельного правомерного поведения предпринимателей.

Адресуется студентам и преподавателям высших юридических и экономических вузов, слушателям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических работников субъектов хозяйствования, сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления, всем, кто интересуется проблемами правового регулирования современной экономики.
ВВЕДЕНИЕ
С принятием 28 мая 1991 г. Закона Республики Беларусь N 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь" (далее - Закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь") положено начало формированию обширного массива хозяйственного законодательства. В связи с этим действующие в сфере экономики субъекты вынуждены применять и исполнять многочисленные законы, которые им прежде были мало либо вообще неизвестны. В пособии предметно показана взаимодополняющая связь хозяйства и права.

Правопорядок предполагает не только выполнение требований законов, но и формирование необходимой правовой культуры граждан. Представления о свободе и персональной ответственности в предпринимательской деятельности должны быть усвоены точно таким же образом, как и значимость собственности как основы современного хозяйства.

Структура пособия с учетом систематизации охватывает ключевые темы хозяйственного права, такие как: правовые основы хозяйственной деятельности; направления и формы участия государства и субъектов местного самоуправления в сфере хозяйствования; виды субъектов хозяйствования; имущественная основа хозяйствования; ограничение монополизма и защита от недобросовестной конкуренции; хозяйственные обязательства; ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования, правовые основы рынка ценных бумаг. Содержание ограничено изложением основополагающих начал правового регулирования соответствующих сфер хозяйственных отношений. Этим достигается цель предоставить студентам-юристам необходимый для подготовки к экзамену исходный базис. Пособие также содержит рабочий материал для более полного восприятия студентами лекций, однако не предлагает детализированных знаний по различным дискуссионным вопросам. В связи с этим пособие не в состоянии заменить самостоятельного изучения многочисленных нормативных правовых актов, важнейших постановлений и решений Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, деловой практики, научных публикаций. Оно призвано побудить к самостоятельному углубленному изучению обозначенных вопросов. Усвоение исходных принципов без собственной познавательной деятельности не может обеспечить достижение цели изучения хозяйственного права.

Хозяйственное право отличается стремительными темпами развития. При этом судопроизводство расставляет акценты на наиболее значимых моментах, усвоение которых необходимо для правильного понимания и оценки нормативного материала.

Пособие подготовлено при поддержке коллег с юридического факультета Белорусского государственного университета и с учетом изучения опыта преподавания курса европейского хозяйственного права в Университете Эрланген-Нюрнберг (Германия) и Карл-Франц Университете г. Грац (Австрия).
Тема 1

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Предмет и понятие хозяйственного права
При изучении хозяйственного права рассматриваются три его понятия:

- хозяйственное право как система общих и специальных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения в области экономической деятельности с целью систематического получения прибыли или достижения иного социально полезного эффекта;

- хозяйственное право как учебная дисциплина является самостоятельным учебным предметом, предусмотренным Государственным стандартом высшего образования. В Большом энциклопедическом словаре записано, что "учебный предмет (учебная дисциплина) - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки для изучения в учебном заведении". Из данной учебной дисциплины специалисты получают необходимые знания о правовом регулировании экономических отношений на макро- и микроуровнях;

- хозяйственное право как наука представляет собой систему теоретических знаний о хозяйственном праве, его месте в системе права и основных институтах. Она изучает юридические концепции, правоприменительную практику, вырабатывает рекомендации по совершенствованию хозяйственного законодательства. В учебном процессе не могут использоваться не доказанные теоретические гипотезы и предположения. Они могут только упоминаться.

Вопрос о хозяйственном праве как науке и учебной дисциплине не вызывает дискуссий среди ученых. Концепция хозяйственного права воспринимается юридической наукой Германии, Франции, США, Японии и других экономически развитых стран, она наиболее полно отражает современные социально-экономические отношения. Хозяйственное право является фундаментальной отраслью знаний, приобретает значение абсолютно необходимого, главного компонента подготовки и профессиональной деятельности юристов.

В то же время хозяйственное право как система норм, регулирующих экономические отношения, понималось и трактуется по-разному. Существуют различные представления о содержании, функциях и месте хозяйственного права в общей правовой системе с момента появления его первой концепции. Однако бесспорным является то, что повсеместно функционирует хозяйство как объективная социально-экономическая предпосылка для существования и перманентной модернизации хозяйственного права.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности складывалось в Европе еще в средние века в связи с развитием торговли и выражалось в издании специальных правовых актов, ее регулирующих. Торговля означает в отличие от натурального (потребительского) хозяйства деятельность в рамках общественных отношений. (Право - есть принудительный порядок общественных отношений (Г.Кельзен)). Торговое право регулировало отношения, связанные с переходом правомочий на товары на возмездной основе от одних лиц к другим. Эти акты получили название "Торговое право". По мнению Г.В.Шершеневича, в своем развитии торговое право прошло три периода: итальянский, французский и германский.

На первом этапе торговое право с ХI в. развивалось как купеческое право городов средневековой Италии. В этот период торговые споры купцов рассматривались особыми лицами (консулами), которые назначались купеческими гильдиями (корпорациями). Именно консульская юрисдикция и послужила базой для развития купеческого права, а соответствующие решения переносились в городские уставы и статуты купеческих гильдий. Например, известны Рагузинские статуты (1272 год), сборник торговых обычаев городов Средиземноморья Consulato del mare. Городами Ганзейского союза применялось Висбейское морское право (по названию шведского города Висбю). На территории Беларуси привилегии на самоуправление городских поселений преимущественно состояли из предписаний торгового права. Показательна автономия купеческого права по отношению к традиционному феодальному и каноническому праву. Торговое право развивалось как право особого купеческого сословия.

С XV в. ведущие позиции в торговле занимают Англия, Голландия, Испания. В XVII в. во Франции осуществляется кодификация разрозненных норм торгового права в Ordonance de commerce (ордонанс "О торговле" 1673 года) и Ordonance de la marine (ордонанс "О мореплавании" (1681 года). Указанные законодательные акты называются также по имени автора как ордонансы Ж.Б.Кольбера, который являлся контролером финансов при королевском дворе. Этим положено начало второму (французскому) этапу в развитии торгового права. Французская буржуазная революция 1789 года ликвидировала сословия и сословный характер торгового права. Закон от 2 - 17 мая 1791 г. провозгласил свободу промыслов.

Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хозяйственной деятельности: промышленность, транспорт, банковское дело, на которые также распространялось "Торговое право". Его предметом явилась вся профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность. Во Франции в сентябре 1807 г. был принят Французский торговый кодекс (Code de commerce), вступивший в силу с 1 января 1808 г. В этом проявился дуализм частного права континентальной правовой системы, которое включает предписания гражданского и торгового права. Хозяйственное законодательство отличалось большим масштабом вмешательства государства в сферу экономических отношений. Правовое регулирование отношений предпринимателей друг с другом всегда осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Современное хозяйственное право тесно переплетено с правом гражданским, но сохраняет свою автономность. Лишь при отсутствии необходимых норм в хозяйственном праве отношения регулируются гражданским правом. Институты хозяйственного права принадлежат либо к частному праву, либо к публичному праву.

С середины XIX в. наступает германский период в развитии торгового права. Развитие производства и торговли требовали унификации и кодификации предписаний экономического характера. В 1861 году был принят Общегерманский торговый кодекс (Allgemeines deutsches Handelsgesetzbuch). В немецком языке слово handeln прежде всего означает действие, активность. В 1897 году был принят Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch), вступивший в силу с 1 января 1900 г. Кодифицированные акты, регулирующие хозяйственные отношения между предпринимателями, были приняты в Португалии (1833 год), Голландии (1838 год), Испании (1886 год) и других странах.

В некоторых государствах хозяйственные отношения регулируются разрозненными документами (о собственности, о продаже товаров, о защите потребителей, о компаниях и другими). В США по инициативе деловых кругов был подготовлен и одобрен Национальной конференцией уполномоченных по унификации законов, Американским институтом права и Ассоциацией адвокатов Единообразный торговый кодекс (Uniform Commercial code, 1952 год). Данный неофициальный Кодекс служит основой кодификации хозяйственного законодательства отдельных штатов.

В отличие от примитивных форм закрытого домашнего хозяйства, которое независимо от других хозяйственных единиц производит предметы и услуги, которые оно само и потребляет, развитая экономика основывается на принципах разделения функций труда, кооперации и составляет интегрированное общественное хозяйство, в котором отдельные хозяйствующие субъекты вследствие необходимости взаимного обмена должны согласовывать свои планы и задачи друг с другом. В связи с этим законодательно решается проблема о том, как согласуется план отдельного участника хозяйства с процессами во всем народном хозяйстве, которое в свою очередь вливается в мировое хозяйство.

Экономическая история также показывает, что в любой экономике с разделением труда существует объективная потребность в установлении правового порядка и дисциплины. Сегодня нет хозяйства, свободного от вмешательства государства. Однако есть другая проблема: это содержание и пределы правового и функционального государственного регулирования.

По мнению ряда ученых, хозяйственное право призвано регулировать все отношения, возникающие в связи с воздействием государства на экономику. В его состав предлагается включить торговое право, трудовое право, право промышленной собственности и т.д., а также отдельные нормы и институты гражданского права. За пределами хозяйственного права остается лишь классическое гражданское право, регулирующее семейные отношения и отношения граждан, непосредственно не связанные с профессиональным предпринимательством (личное потребление).

Предмет правового регулирования в экономической сфере последовательно расширялся. После обособления торговой деятельности был обозначен ее главный субъект - торговый человек, или коммерсант. В связи с этим торговое право во второй половине XVIII века стали именовать по главному субъекту как право коммерсантов, или коммерческое право. В начале XIX века место главного субъекта экономической деятельности занял человек, организующий производство, или предприниматель. Этот содержательный момент нашел отражение в понятии "предпринимательское право". Со второй половины XIX столетия в связи с усилением государственного воздействия на стихийное предпринимательство (антитрестовское регулирование, защита труда, потребителей и др.) складывается публичная составляющая экономического законодательства. Это обстоятельство находит отражение через применение термина "хозяйственное право", который впервые в научный оборот был введен в Германии в 1921 году профессором Хоссманом и позднее получил применение в законодательстве. Кроме того, наряду с частным предпринимательством получает правовое оформление сектор публичного хозяйства, основной задачей которого является не создание и распределение прибыли, а производство товаров и услуг публичной значимости безотносительно коммерческого результата (пути сообщения, общественный транспорт и др.). Эти области хозяйства не то что не приносят доход, они еще и требуют затрат. Однако они необходимы для всех и без них общество не может существовать. Это области, где имеет место "коммерческий дефицит", и ими вынуждено заниматься государство. Хозяйство включает два вида деятельности:

1) предпринимательство, имеющее целью получение, распределение и потребление прибыли;

2) некоммерческую деятельность экономического характера.

Соответствующая деятельность государства регулируется не частным хозяйственным правом, а хозяйственно-административным правом.

Истоки отечественной науки хозяйственного права берут начало на рубеже XVIII - XIX вв. В этот период в Российской империи высказывается идея (К.Д.Ушинский) о выделении из гражданского права в качестве самостоятельной правовой отрасли торгового права. В 1876 году в Московском университете по инициативе Н.О.Нересова основана кафедра торгового права, в 1896 году опубликован учебник "Торговое право". На кафедре велись исследования сочетания частноправовых и публично-правовых начал в сфере регулирования торговых и производственных отношений (И.И.Янжул). В дореволюционной России торговое право рассматривалось либо как специальная часть гражданского права, которое стремится к обособлению в научном и законодательном отношении (Шершеневич, Г.Ф. Курс торгового права. - М., 1908), либо в качестве самостоятельной отрасли права (Цитович, П.П. Учение о предпринимательской прибыли. - Киев, 1889; Цитович, П.П. Очерки по теории торгового права. - СПб., 1902; Каминка, А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование. - СПб., 1902; Каминка, А.И. Предпринимательские союзы (очерки картельного права). - СПб, 1909; Каминка, А.И. Основы предпринимательского права. - Петроград, 1917). Источниками торгового права выступали Устав торговый, Устав промышленности, Устав кредитный, Устав судопроизводства торгового и другие акты.

В условиях советской власти частная предпринимательская деятельность была запрещена. Субъектами хозяйствования в соответствии с плановыми заданиями выступали в основном государственные предприятия. Возникла необходимость формирования законодательства, соответствующего принципиально новым социально-экономическим условиям. В.И.Ленин в записке Д.Курскому 20 февраля 1922 г. сформулировал следующее требование: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а наше революционное правосознание". Это положение обосновывалось разработанной в 20-е годы XX в. во время НЭПа П.И.Стучкой концепцией двухсекторного права. В соответствии с ней имущественные отношения регулировались как гражданским, так и хозяйственно-административным правом; причем гражданское рассматривалось как право капиталистического хозяйства, а хозяйственное - как право социалистической экономики, характеризующейся плановостью и подчиненностью. Разработанный правительством народно-хозяйственный план, на первый взгляд, представляется более эффективным регулятором, нежели стихийный рынок, где конкурируют миллионы предпринимателей с риском для своего существования. Гражданское и хозяйственно-административное право находились в непримиримой борьбе, которая должна закончиться ликвидацией гражданского права. Хозяйственное право должно развиваться и укрепляться вместе с социализмом.

Основная ошибка теории двухсекторного права заключалась в противопоставлении двух отраслей единой, существующей в любом современном обществе системы права. Неоправданно умалялась роль гражданского права в регулировании личных и имущественных отношений с участием граждан.

В начале 30-х годов XX в., в условиях безраздельного господства социалистической экономики, теории двухсекторного права была противопоставлена и стала господствующей теория единого хозяйственного права, исходившая из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. Ее авторы (Л.Я.Гинзбург, Е.Б.Пашуканис) назвали концепцию П.Стучки "левацким загибом". Они указывали на проблему собственности граждан на жилой дом, иное личное имущество, проблему наследования. Предлагалось принять Хозяйственный кодекс и Закон о планировании, в которых урегулировать все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями. Обосновывался подход о недопустимости деления единого хозяйственного права на две части - хозяйственно-административное и гражданское. Отраслью советского права должно быть только хозяйственное право, и в его предмет подлежат включению горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Вследствие принятия теории единого хозяйственного права в 1931 - 1937 годах гражданское право и административное право были исключены из учебных программ вузов и заменены курсом единого хозяйственного права.

В 1938 году в результате дискуссии о системе права отказались от идеи единого хозяйственного права и вернулись к гражданскому и административному праву в традиционном понимании. Теория единого хозяйственного права по инициативе А.Я.Вышинского была признана вредительской, а ее авторы репрессированы. Против них выдвигалось обвинение в попытке ликвидации гражданского права. Реальная причина гонений состояла в непринятии уже сложившейся советской бюрократией попыток введения правовых начал в сфере хозяйствования. Теоретические просчеты в оценке хозяйственного права неизбежно сказываются на хозяйственной практике. Гражданско-административная модель позволяет лишь фрагментарно, бессистемно регламентировать исключительно сложную, разнообразную, масштабную по содержанию хозяйственную деятельность. Во взглядах Е.Б.Пашуканиса проницательно и глубоко раскрыты ключевые аспекты взаимосвязей права и экономики. Он отмечал, что развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, а потребностью торгового оборота, а само право он рассматривал как общение автономных субъектов, связанных между собой отношениями эквивалентного обмена (Пашуканис, Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1980. - С. 111).

В 1956 - 1958 годах в ходе очередной дискуссии по вопросам системы права на страницах журнала "Советское государство и право" была вновь выдвинута идея хозяйственного права как самостоятельной отрасли права (такой учебный предмет не прекращал существования в зарубежных странах и, более того, стало складываться европейское хозяйственное право). Сторонники концепции социалистического хозяйственного права (Лаптев В.В., Мартемьянов В.С., Мамутов В.К.) исходили из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности между государственными предприятиями (по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (по вертикали). Эта концепция сочетала элементы публичного и частного права в целях обеспечения самостоятельности субъектов хозяйствования в рамках выполнения плановых заданий. На базе данной концепции в начале 60-х годов XX в. был разработан проект Хозяйственного кодекса СССР, направленный на укрепление законности в хозяйственном управлении. Этим корректировалась бы ситуация, когда народное хозяйство с сотнями тысяч предприятий функционировало без специального законодательства. Однако аргументы о необходимости закрепления общих начал хозяйственно-правового регулирования не были восприняты практикой.

С 60-х годов XX в. были обоснованы другие концепции хозяйственного права, а именно:

- хозяйственно-административного права как подотрасли административного права (Братусь С.Н., Халфина Р.О. и др.);

- хозяйственного права как вторичной по отношению к гражданскому и административному структуре в форме комплексной отрасли права (Алексеев С.С., Толстой Ю.К.);

- предпринимательского права как подотрасли гражданского права (Пугинский Б.И., Иоффе О.С.), регулирующей отношения в сфере коммерческой, или торговой, деятельности (цивилистическая концепция);

- хозяйственного права как нормативного массива (Красавчиков О.А.), включающего нормы разных отраслей права, функционально взаимосвязанных между собой;

- хозяйственное (предпринимательское) право - это самостоятельная отрасль, которая не имеет ничего общего с другими отраслями права (Лаптев В.В., Мамутов В.К., Мартемьянов В.С. и др.);

- хозяйственное право - это экономическое право, поскольку оно включает в себя все правовые нормы, регулирующие процесс создания материальных и нематериальных благ (Олейник О.М., Толстошеев В.В. и др.).

Этапное значение для хозяйственного права сыграло принятие в 1975 году постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства".

Экономические реформы 90-х годов XX в. сопровождались легитимацией предпринимательства, появлением различных организационно-правовых форм предприятий, признанием частной собственности, принципа свободы договора и потребовали существенного изменения правового регулирования хозяйственной деятельности, пересмотра концепции хозяйственного права. Лаптев В.В. рассматривает хозяйственное право как право предпринимательской деятельности. Недостатком "предпринимательской" и "цивилистической" концепций является упущение фактора масштабного публичного вмешательства в сферу бизнеса и забвение публичного хозяйства, которое не имеет в качестве главной цели извлечение и распределение прибыли. Публичное хозяйство не может быть охвачено частным правом. Предметом хозяйственного права выступает хозяйственная деятельность в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Хозяйственная деятельность характеризуется такими признаками, как системность, постоянство, она направлена на удовлетворение чужих нужд, осуществляется на профессиональной основе.

В 1994 году был издан под редакцией В.С.Мартемьянова курс лекций "Хозяйственное право" в двух томах. Во введении отмечается, что курс исходит из объективного единства хозяйственных отношений, определяемого едиными правилами ведения предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования в защиту интересов государства и общества. Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается ли это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения.

Хозяйство как предмет правового воздействия - чрезвычайно масштабное явление, поэтому мы оставляем попытку дать краткое определение его понятия и попытаемся с необходимой мерой осторожности обозначить существенные бесспорные черты хозяйственного права:

- хозяйственное право охватывает нормы, издаваемые для формирования экономического порядка, для регулирования хозяйственного процесса или прямого управления им;

- основным субъектом хозяйственного права является предприниматель; хозяйственное право регулирует главным образом отношение предпринимателей друг к другу и государству, поэтому для хозяйственного права характерно сочетание механизмов частного и публичного права;

- хозяйственному праву присуща внутренняя экономико-политическая направленность, оно должно выполнять функцию экономической свободы, его предписания содержат многочисленные социально-политические цели, согласуют индивидуальные, групповые и общие цели. Благодаря праву экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой.

Таким образом, при определении понятия хозяйственного права следует опираться на вид главных субъектов права (предпринимателей, коммерсантов), которые преследуют определенные цели, профессионально участвуя в хозяйственном обороте.

В хозяйственном праве можно выделить пять групп правовых норм, а именно нормы:

- регулирующие организационно-хозяйственные отношения (процессы создания, реорганизации, ликвидации субъектов хозяйствования, заключения сложных хозяйственных договоров);

- регулирующие производственно-хозяйственную деятельность на макроуровне и образующие правовые основы единого рынка;

- регулирующие отношения между органами власти и предпринимателями с целью формирования экономического публичного порядка;

- о рассмотрении хозяйственных споров. Положительными моментами, внедренными в последние годы, являются медиация, постоянные третейские суды, приказное производство в хозяйственных судах. Сомнительным с точки зрения конституционности представляется обязательное досудебное урегулирование хозяйственных споров. В то же время в ст. 60 Конституции Республики Беларусь закреплено следующее: "Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки";

- регулирующие международные хозяйственные отношения.

Особое место занимают внутрихозяйственные отношения на микроуровне, складывающиеся между структурными подразделениями отдельных субъектов хозяйствования, которые регулируются их локальными актами.

Нормы хозяйственного права отличаются космополитизмом, поэтому не может быть полностью национального хозяйственного права Республики Беларусь.

Законодательные предписания сами по себе имеют субъективный характер. Степень их объективности зависит от того, насколько законодатель близок к адекватному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов, которые в повседневной жизни предстают как хозяйство. Хозяйство представляет собой определенный вид отношений людей, сферу решений и действий, которые направлены на планомерное удовлетворение потребностей в необходимых материальных благах, работах, услугах, и обеспечивает оптимальное достижение этих целей.

Современная наука рассматривает две альтернативные системы хозяйства. Различия в них обусловливаются тем, каким образом, исходя из каких представлений государство намерено решить проблемы по координации поведения участников экономических отношений.

А. Рыночное хозяйство. Здесь место центрального органа планирования занимают миллионы экономических субъектов, самостоятельно составляющих индивидуальные планы хозяйствования. Их решения ориентируются на установленные в беспрепятственной конкуренции цены, чему способствует налогообложение. Этот спонтанный порядок ориентирован на приумножение, а не на перераспределение, в связи с чем создается бесконечное множество различных товаров. Обмен товаров и услуг осуществляется на принципе господства частной автономии гражданского договорного права, вытекающего из признания частной собственности. Анархия рано или поздно приводит к естественному равновесию. Государство ограничивается установлением правовых рамочных условий хозяйственного процесса, гарантирует правовую свободу и правовую защиту при нарушении субъективных прав через суды. Эта система характеризуется также как основанная на разделении государства и экономики. Государство должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью (Л.Эрхард, А.Мюллер-Армак, В.Ойкен, В.Репке. См., например: Эрхард, Л. Благосостояние для всех / Л.Эрхард. - М., 1991; Ойкен, В. Основные принципы экономической политики / В.Ойкен. - М., 1995).

Б. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство. В этой системе хозяйства уполномоченные государственные органы формируют на определенный период планы, а субъекты хозяйствования имеют исключительно исполнительную функцию. Конструкция этой системы строго иерархична, государственные органы определяют цены, доходы и другие экономические параметры. Средства производства находятся в основном в государственной собственности. Для обеспечения выполнения планов, их соблюдения применяются информационные, контролирующие меры, налагаются санкции. Процесс управления является многоуровневым. Государство в этой системе хозяйствования является не только политическим, но и экономическим центром. Между государством и хозяйством имеется идентичность. Право действует как инструмент управления. Гражданское право существует только в тех пределах, как это допустимо принципом подчинения частных интересов интересам общества и государства.

Однако в чистом виде данные модели хозяйства не встречаются. Речь идет о смешанной экономике, в которой сильнее выражены элементы рыночной системы хозяйствования, или наоборот.

С учетом изложенного хозяйственное право - это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов общества и государства. Основополагающее значение для хозяйственного права имеют такие факторы, как сочетание публичного хозяйства и частного предпринимательства, повышение роли частноправового регулирования при сохранении публично-правового.

Сегодня нет достаточных оснований говорить о хозяйственном праве как отрасли права. Не может оно рассматриваться и как подотрасль гражданского права в силу обширной сферы публично-правового императивного воздействия. Хозяйственное право представляет собой нормативную форму гармонизации частных и публичных интересов в процессе организации и осуществления профессиональной экономической деятельности посредством регулирования отношений, возникающих между предпринимателями, а также между ними и другими субъектами в сфере хозяйствования.

Хозяйственное законодательство устанавливает в соответствии с конституцией правовые основы хозяйственной деятельности, которая осуществляется разнообразными субъектами с целью обеспечения роста деловой активности, развития предпринимательства, социальной направленности экономики, утверждения хозяйственного порядка, гармонизированного с международными экономическими процессами.

Экономический прогресс влечет существенное повышение роли хозяйственного права, которое объективно является неотъемлемым элементом инфраструктуры современного хозяйства наравне с трудовыми ресурсами, энергообеспечением, сетью коммуникаций. Хозяйство не может функционировать вне права. Обмен товаров де-факто является обменом правомочий по распоряжению ими. Для этого права должны быть полностью определены, четко закреплены, пригодны для использования и защищены главным образом работающей системой правосудия.

В советский период преподавание хозяйственного права было начато в 1921 году на факультете советского права МГУ. В 1925 году для подготовки юрисконсультов для предприятий было создано хозяйственно-правовое отделение, на котором преподавали И.С.Перетерский, А.Г.Гойхбарг, И.Б.Новицкий. М.М.Агарков в учебных материалах указывал на необходимость исследования реального взаимодействия экономики и права. Г.К.Гинс отмечал, что в отличие от гражданского права, которое основано на сознании личной свободы, хозяйственное право опирается на сознательную солидарность, необходимость соглашения и соподчинения. Ряд учебных пособий по хозяйственному праву было подготовлено А.В.Карассом: "Правовые формы организации государственной промышленности в условиях новой экономической политики" (1923 год), "Советское промышленное право" (1925 год) и другие. Ф.И.Вольфсон выпустил "Методические разработки по хозяйственному праву" (1925 год).

После возобновления преподавания хозяйственного права на юридических факультетах был подготовлен под руководством В.В.Лаптева учебник "Хозяйственное право" (1967 год).

В Беларуси "Хозяйственное право" в советский период преподавалось как спецкурс. С 1990-х годов данный предмет в юридических вузах преподается в качестве самостоятельной основной учебной дисциплины. Курс хозяйственного права вследствие характера предмета изучения является наиболее масштабным, разнообразным, прикладным и занимательным. Обширный опыт взаимодействия с хозяйственным правом каждому гражданину передается генетически от поколения к поколению. Поэтому знание хозяйственного права в определенной мере предопределено самой социальной сущностью человека. В свою очередь, состояние национальной экономики выступает наиболее объективным критерием оценки понимания проблематики хозяйственного права в стране.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   97

Похожие:

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconПроблемные ит в судопроизводстве и построение системы «электронного...
Магистранта кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconКафедра административного и финансового права
Составитель: доцент кафедры административного и финансового права юридического института рудн, к ю н. Иванский В. П

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconКафедра административного и финансового права
Составитель: доцент кафедры административного и финансового права юридического института рудн, к ю н. Иванский В. П

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconУчебное пособие Одесса ао бахва 1999
Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Одесской государственной юридической...

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconПрограмма производственной практики студентов специальности 5В030100 «Юриспруденция»
Составитель методических указаний доцент кафедры Правового регулирования экономических отношений Пономарева В. П

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconАктуальные вопросы менеджмента современной организации
«Экономика и управление»; Т. П. Лагунова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент»; Е. С. Чухланцев, кандидат...

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconПротиводействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным...
Прошунин М. М., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Российской академии правосудия

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconЮжный Федеральный Университет Саратовский центр по исследованию проблем...
Разогреева А. М., к ю н., доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии юфу

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconРабочая программа учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины: обучение студентов системному пониманию основ правового регулирования природопользования и охраны окружающей...

Доцент кафедры финансового права и правового регулирования iconРабочая программа учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины: обучение студентов системному пониманию основ правового регулирования природопользования и охраны окружающей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск