|
|
| МИНФИН РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА (ФНС России)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Неглинная, 23, Москва, 127381
Телефон: 913-00-09; Телефакс: 913-00-05;
www.nalog.ru
|
| Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы»
| 16.07.2013
| №
| АС-4-2/12705@
|
|
|
| На №
|
|
|
|
О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок
| Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия процедур контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), расчетов финансового результата инвестиционного товарищества, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности, а также процедур проведения камеральных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс).
1. Контроль за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и бухгалтерской отчетности.
| 1.1. Понятия налоговой декларации и налоговых расчетов приведены в пункте 1 статьи 80 Кодекса, порядки их представления установлены Кодексом применительно к конкретному налогу.
| Расчет финансового результата инвестиционного товарищества и порядок его представления предусмотрен подпунктом 3 пункта 4 статьи 241 Кодекса. Форма утверждена приказом Минфина России от 13.06.2012 № 77н.
| Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и порядок их представления предусмотрены пунктом 3 статьи 80 Кодекса. Форма утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@
|
| 1.2. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
|
| 1) Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
|
| 2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 или статьей 1451 Кодекса.
| В случае выставления покупателю счета-фактуры (пункт 5 статьи 174 Кодекса) с выделением суммы налога на добавленную стоимость лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога или налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленной форме.
| Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза представляется всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам), независимо от применяемого указанными лицами режима налогообложения.
| Организации и индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные режимы налогообложения, либо использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 145 либо статьей 1451 Кодекса, признаются налоговыми агентами и представляют налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в случае совершения ими операций, перечисленных в статье 161 Кодекса.
| При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего, в соответствии со статьей 1741 Кодекса, возлагается обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость независимо от применяемого указанными лицами режима налогообложения и применения освобождения от обязанностей налогоплательщика связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость предусмотренного статьей 145 либо статьей 1451 Кодекса.
|
| 3) Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.
|
| 1.3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме с электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме с электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи.
| Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
| Условия, при которых налогоплательщики и иные обязанные лица обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, приведены в пункте 3 статьи 80 Кодекса, а также в части второй Кодекса.
| В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) в случаях, не предусмотренных Кодексом, в том числе, когда нарушен установленный способ представления налоговой декларации (расчета), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
| При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
| 1.4. Представление бухгалтерской отчетности за периоды до 01.01.2013.
Налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с законодательством не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Состав бухгалтерской отчетности за периоды до 2013 года определялся нормами Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утратившего силу с 01.01.2013) и изданными на основании данного закона нормативными правовыми актами.
| 1.41. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды после 31.12.2012. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.
Состав бухгалтерской отчетности за периоды с 2013 года определяется нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности частью 1 статьи 30 данного Федерального закона, согласно которой до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных названным Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона.
|
| 1.42. В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды до 2013 года (статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») входит аудиторское заключение в случаях, когда в соответствии с законом проводится обязательный аудит (независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности).
| Перечень организаций, обязанных проводить аудит, приведен в ПРИЛОЖЕНИИ № 1 к настоящему письму.
|
| 1.5. Порядок формирования списка лиц, не представивших отчетность.
| По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении, и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.
| В указанных целях на постоянной основе, исходя из норм Кодекса, приведенных в пунктах 1.1 – 1.42 настоящего письма, в автоматизированной информационной системе налоговых органов формируется перечень налоговых обязательств налогоплательщиков (перечень налоговой и иной отчетности, подлежащей представлению в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в разрезе видов налогов и сборов и вида отчетности), вновь поставленных на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, а также осуществляется их своевременная актуализация в связи с переходом налогоплательщиков с общего режима налогообложения на специальный налоговый режим и обратно, изменениями законодательства о налогах и сборах (установление, введение в действие, отмена и прекращение действия налогов), а также в иных случаях, влекущих возникновение и изменение налоговых обязательств (пункт 4.3.1.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@).
| В указанном порядке отдельно формируются списки лиц, не представивших расчеты финансового результата инвестиционного товарищества; налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников, за предшествующий календарный год (далее – сведения о среднесписочной численности работников); бухгалтерскую (финансовую) отчетность (по состоянию на даты представления названных документов, предусмотренные Кодексом) (в том числе, если данная отчетность представлена не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).
| Указанные списки распечатываются, подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.
|
Принятие обеспечительных мер (пункт 3 статьи 76 Кодекса).
На основании списков лиц, не представивших налоговые декларации, отдел камеральных проверок в течении 5 рабочих дней после получения списков из отдела работы с налогоплательщиками, подготавливает решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в банках, а также переводов электронных денежных средств, которые подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа, курирующим отдел камеральных проверок. Принятие указанных решений до истечения 10-дневного срока со дня, установленного Кодексом для представления конкретных налоговых деклараций, не допускается. С 01.01.2015 принятие указанных решений возможно только в течение трех лет со дня истечения указанного срока1. Данное ограничение не применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), срок представления которых в соответствии с Кодексом установлен до 01.01.2015. Если указанное решение было принято в предусмотренный Кодексом срок, истечение трехлетнего срока не является основанием для отмены приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.
Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238@. Согласно форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, сумма, в пределах которой прекращаются расходные операции, не указывается.
| Указанные решения могут приниматься как в виде отдельных решений по каждой непредставленной налоговой декларации, так и путем принятия одного решения по нескольким непредставленным налоговым декларациям.
| Указанные решения в случае непредставления налоговой декларации принимаются независимо от ранее принятых и действующих решений, предусмотренных статьей 76 Кодекса.
| Указанное решение также принимается по счетам и электронным средствам платежа в банках:
организации;
индивидуальных предпринимателей;
нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов.
| Указанное решение принимается в отношении всех известных налоговому органу счетов, электронных средств платежа налогоплательщика, в том числе открытых (право пользования которыми предоставлено) обособленным подразделениям организаций.
| Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Одновременно копия указанного решения на бумажном носителе передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения. Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (утверждено Банком России 29.12.2010 № 365-П).
| | |