В помощь бухгалтеру


Скачать 105.66 Kb.
НазваниеВ помощь бухгалтеру
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы

В помощь бухгалтеру



Положение о расчетах с подотчётными лицами
Инструкции, утверждённые Приказами Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», от 16.12.2010 №174н «Об утверждении Плана счетов бухгал­терского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», от 23.12.2010 №183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и Инструкции по его применению», содержат достаточно ин­формации для того, чтобы учёт расчётов с подотчетными лицами в учреждении соответствовал методологии бухгалтерского учёта, установленной перечисленными инструкциями.

Тем не менее, как по­казывает практика, определенные вопросы при выдаче денежных средств в подотчёт и при отражении в учёте расходов по выданным по­дотчётным суммам возникают. Чтобы свести к минимуму затруднения при отражении таких операций, учреждение в приложении к учетной политике прописывает правила расчётов с подотчётными лицами, ко­торые будут применяться. Предлагаем один из мно­гочисленных вариантов положения о расчётах с подотчётными лицами.

Утверждено Приказом руководителя

Учреждения от __________ № ____

Положение о расчетах с подотчётными лицами

Настоящее Положение вводится в целях урегулирования вопросов, возникающих при расчётах с подотчетными лицами (кроме расчётов по ко­мандировочным расходам) и отражении этих операций на счетах бухгал­терского учёта.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия отражения операций расчётов с подотчетными лицами, являются:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон о бухгалтерском учёте);

  • Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государствен­ных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

  • Приказ Минфина РФ от 21.12.2010 № 173н «Об утверждении форм пер­вичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применя­емых органами государственной власти (государственными органами) государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»;

  • Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждения Инструк­ции по применению плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных уч­реждений»;

  • Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и мо­нетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 №373-П (далее-Положение №373-11).

Общие положения

Наличные денежные средства под отчёт выдаются на расходы, связан­ные с осуществлением деятельности учреждения.

Выдача денег под отчёт производится на основании письменного заявле­ния их получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается.

Заявление на выдачу подотчетных сумм подписывается подотчётным лицом, главным бухгалтером и руководителем учреждения. Руководитель учреждения на заявлении ставит разрешительную надпись на совершение платежа.

Лица, получившие наличные деньги под отчёт, вне зависимости от осно­вания их получения (трудовой контракт (приказ), иное основание, преду­смотренное законодательством (договоры гражданско-правового харак­тера с физическими лицами, участвующими в деятельности учреждения и не состоящими в штате)), обязаны не позднее трех рабочих дней по ис­течении срока, на который деньги выданы, предъявить в бухгалтерию уч­реждения авансовый отчет (ф. 0504049) с приложением документов, под­тверждающих произведенные расходы.

Выдача денежных средств подотчетному лицу, при наличии у этого лица задолженности по полученным ранее суммам, не допускается.

Учёт выданных подотчётному лицу денежных средств в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчёт.

Сумма превышения принятых к учёту расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) выдается из кассы учреждения подотчетному лицу в день отработки авансового отчёта (ф. 0504049), а в случае отсутствия необходимой для погашения за­долженности перед подотчётным лицом суммы - в день поступления в кас­су денежных средств.

Из кассы учреждения в подотчёт на хозяйственные нужды вправе полу­чать денежные средства сотрудники отдела материального обеспечения. С этими лицами заключаются договоры о полной индивидуальной матери­альной ответственности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (Постановление от 14.11.2002 №823 «О порядке утверждения переч­ней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работника­ми, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материаль­ной ответственности, а также типовых форм договоров о полной мате­риальной ответственности»).

Документальное оформление списания подотчетных сумм

Подотчётное лицо по истечении трех рабочих дней с момента выдачи ра­ботнику подотчётных сумм составляет и представляет в бухгалтерию уч­реждения авансовый отчёт (ф. 0504049).

На лицевой стороне авансового отчёта (ф. 0504049) подотчётные лица указывают сведения о себе, а на оборотной стороне - сведения о фактиче­ски израсходованных суммах и прилагают документы, подтверждающие произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчётным лицом в порядке их указания в отчёте.

В бухгалтерии учреждения авансовый отчёт проверяется на предмет правильности оформления и наличия документов, подтверждающих про­изведенные расходы, обоснованности расходования средств. На оборот­ной стороне отчета заполняются графы 7 - 10, содержащие сведения о рас­ходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учёту. Проверенные авансовые отчёты утверждаются руководителем учреждения.

Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются как в ино­странной валюте, так и в рублевом эквиваленте (в рублях по курсу ЦБ РФ). Погашение суммы задолженности в иностранной валюте подотчётными лицами и отражение этой суммы в авансовом отчёте в рублевом эквива­ленте производится по курсу ЦБ РФ на дату утверждения отчёта руководи­телем учреждения.

Суммы денежных средств, полученных подотчётным лицом авансом, приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих анали­тических счетов бухгалтерского учёта.

При получении авансового отчета проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произ­веденные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а так­же на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учёту, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).

Реквизиты, относящиеся к иностранной валюте, заполняются только в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной ва­люте в соответствии с установленным порядком и согласно действующему законодательству РФ.

На основании утвержденного авансового отчёта бухгалтерия списывает подотчётные денежные суммы в установленном порядке со счетов бухгал­терского учёта.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются пер­вичные учётные документы, фиксирующие факт совершения хозяйствен­ной операции, которые должны содержать следующие реквизиты: наиме­нование документа (формы), код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в нату­ральном и денежном выражении) и т. д. Поэтому для отражения операции по списанию выданных сумм с подотчётного лица должен быть в наличии первичный учётный документ, подтверждающий совершение расходов.

Если оформленные документы не позволяют проверить достоверность произведенной хозяйственной операции, то есть в них не указаны данные продавца, то суммы денежных средств, выданные работнику на приобре­тение товаров, работ, услуг, к расходам не принимаются.

Бухгалтер при проверке авансового отчёта должен обращать внимание на следующее:

1. Количество документов должно соответствовать числу записей на обо­роте. Количество листов, как правило, превышает количество документов.

  1. Необходимо наличие подписей бухгалтера, подтверждающего целе­вое назначение и правомерность принятия к учёту израсходованных сумм, а также главного бухгалтера, разрешающего выдачу наличных денежных средств в погашение перерасхода или прием остатка ранее выданных де­нежных средств.

  2. Должно быть указано состояние расчётов с подотчетным лицом по ра­нее выданным авансам. Выдача аванса при наличии ранее не погашенной подотчётной суммы является нарушением.

4. Отсутствие подписи руководителя организации, утверждающего
авансовый отчёт, а также суммы в указанной строке делает документ не­
действительным, и суммы наличных денежных средств расцениваются как излишек или недостача (в зависимости от того, осуществлялся приём остатка или выплата перерасхода).

Выдача наличных денежных средств под отчёт

При выдаче наличных денежных средств под отчёт должны соблюдаться общие требования, установленные Положением №373-П.

Выдача наличных денежных средств в подотчёт из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам (ф. 0310002). Они подписы­ваются руководителем учреждения, главным бухгалтером, а в случае от­сутствия данных лиц - лицами, исполняющими обязанности руководите­ля и главного бухгалтера.

Составление и регистрация расходного кассового ордера в журнале реги­страции приходных и расходных кассовых ордеров производится бухгал­тером-кассиром. При выдаче денежных средств по расходному кассовому ордеру кассир требует предъявления документа (паспорта или другого до­кумента), удостоверяющего личность получателя, записывает наименова­ние и номер документа, кем и когда он выдан. Требование об обязательном представлении документа, удостоверяющего личность, может показаться в некоторых случаях излишним, например, если личность получателя за­ведомо известна кассиру. Однако данный реквизит расходного кассового ордера обязателен к заполнению (если получатель является единствен­ным), а при отсутствии указанного документа заполнить ордер не пред­ставляется возможным. Расписка в получении денежных средств может быть сделана получателем только собственноручно шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денежных средств по платежной (расчетно-платежной) ве­домости сумма прописью не приводится.

Кассир производит выдачу денежных средств только лицу, указанно­му в расходном кассовом ордере. Если выдача денежных средств произво­дится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денежных средств бухгалтер указывает фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получение денежных средств. Если выдача денежных средств производит­ся по ведомости, кассир делает перед распиской в получении денег над­пись «По доверенности». Лицо, получающее денежные средства «по дове­ренности», обязано представить документ, удостоверяющий личность.

В расходных кассовых ордерах должно быть указано основание их со­ставления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Приём и выдача денежных средств по расходным и приходным кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

При получении приходных и расходных кассовых ордеров кассир обязан проверить:

  • наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, разрешительной надписи (подписи) руководителя учреждения или лиц, временно исполняющих их обязанности;

  • правильность оформления документов;

  • наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения одного из этих условий кассир возвращает до­кументы и денежные средства в подотчёт не выдаются. Приходные и рас­ходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денежных средств подписываются касси­ром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надпи­сью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Затраты, произведенные работником, которому денежные средства под отчёт не выдавались в связи с покупкой материалов, возмещаются пу­тём выдачи из кассы организации наличных денежных средств с оформ­лением расходного кассового ордера, основаниями для выписки которого служат представленные работником документы (товарный чек, чек ККМ с указанием наименования товара и др.). В этом случае расчеты с подот­четным лицом отражаются с использованием счета 0 302 00 000 «Расчёты по принятым обязательствам».

В отношении выдачи наличных денежных средств под отчёт действуют следующие основные ограничения:

  • запрещается выдавать подотчётные суммы лицам, не являющимся ра­ботниками организации;

  • запрещается выдавать подотчётные суммы при наличии непогашен­ной задолженности по ранее выданным подотчётным суммам;

  • запрещается выдавать денежные средства лицам, с которыми не за­ключён договор о полной материальной ответственности. Данные ограни­чения не распространяются на случаи выдачи подотчётных сумм коман­дированным работникам.

Возврат подотчетных сумм

При неполном израсходовании подотчётной суммы работник сдаёт неис­пользованный остаток в кассу учреждения (либо даёт согласие на удержа­ние этой суммы из заработной платы).

Приём наличных денежных средств в кассу учреждения производит­ся по приходным кассовым ордерам (ф. 0310001), подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряже­нием руководителя учреждения. Бухгалтер-кассир не должен требовать каких-либо дополнительных документальных подтверждений правомер­ности внесения денежных средств в кассу помимо приходного кассового ордера, подписанного главным бухгалтером, поскольку без подписи глав­ного бухгалтера денежные документы (а также расчётные документы, фи­нансовые и кредитные обязательства) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Предоставление права подписи денежных документов другим лицам может впоследствии создать опреде­ленные проблемы в случае, если какие-либо требования действующего за­конодательства будут нарушены.

При приеме денежных средств выдается квитанция к приходному кассо­вому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномо­ченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

В обязанности кассира при приёме наличных денежных средств входит:

  • проверка правильности заполнения приходного кассового ордера (ф. 031001) в части заполнения всех реквизитов и наличия подписи глав­ного бухгалтера;

  • проверка платежеспособности сдаваемых банкнот.

При проверке правильности заполнения приходного кассового ордера (ф. 031001) бухгалтеру нужно учитывать следующие основные требова­ния, предъявляемые к заполнению этого документа:

  • приходный кассовый ордер выписывается всегда при приеме налич­ных денежных средств от подотчетного лица;

  • приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре касси­ром и подписывается главным бухгалтером, руководителем учреждения;

  • квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером. Квитанция регистрируется в журнале регистрации приход­ных и расходных кассовых документов и выдается на руки лицу, сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

Похожие:

В помощь бухгалтеру iconИсх. №233 от 02. 05. 2017г. Руководителю Главному бухгалтеру Профессиональному бухгалтеру

В помощь бухгалтеру iconИсх. №86 от 16. 02. 2017г. Руководителю Главному бухгалтеру Профессиональному бухгалтеру

В помощь бухгалтеру iconИсх. №72 от 06. 02. 2017г. Руководителю Главному бухгалтеру Профессиональному...

В помощь бухгалтеру iconУчет операций по возврату товара
Как производственные, так и торговые организации нередко сталкиваются с ситуацией покупатель возвращает купленный товар. Как в таком...

В помощь бухгалтеру iconМатериальная помощь
Заявления на материальную помощь принимаются в каб. 224 первого корпуса по адресу: ул. Володарского, 38 до 10 числа каждого месяца.,...

В помощь бухгалтеру iconКак получить материальную помощь?
Пример: материальная помощь связанная с затратами на похороны близкого родственника, затраты на организацию свадьбы, при рождении...

В помощь бухгалтеру iconОбразец для написания заявления на материальную помощь
Прошу выделить мне материальную помощь в связи с трудным материальным положением (указать причину)

В помощь бухгалтеру iconОбразец оформления заявления на материальную помощь
Прошу оказать мне материальную помощь в связи с тяжелым финансовым положением. Дается подробная информация о тяжелом материальном...

В помощь бухгалтеру iconОбразец заявления
Прошу выделить мне материальную помощь на компенсацию разницы оплаты за проживание в общежитии в связи с тем, что я являюсь студентом,...

В помощь бухгалтеру iconБухгалтеру
Кому готовиться к «зарплатным» комиссиям по ндфл и страховым взносам: фнс выпустила новый регламент

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск