Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения»


Скачать 278.58 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения»
страница1/2
ТипИсследовательская работа
filling-form.ru > бланк заявлений > Исследовательская работа
  1   2
Исследовательская работа на тему



«Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения»

работу выполнил:

студент ГБПОУ РО РКРИПТ

группа ЭК-31п

Ковжогин Максим

руководитель:

Корчагина О.В.

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Роль малого бизнеса в экономике России 5

  2. Виды и порядок налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации 9

    1. Сущность налогов. 9

    2. Общая система налогообложения 14

    3. УСН 16

    4. ЕНВД 18

  3. Особенности ведения учёта 19

  4. Сравнительный анализ режимов налогообложения 20

Заключение 24

Список использованных источников 25

ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица сравнения общей системы налогообложения и специальных режимов налогообложения 26

ВВЕДЕНИЕ

Малое предпринимательство (малый и средний бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Численность работников такого субъекта хозяйствования должна быть от 15 до 100 человек, а выручка от 60 млн. рублей до 400 млн. рублей.

Малый бизнес занимает значительное место в экономике любого государства, так как он является одним из основных источников налоговых поступлений и создаёт новые рабочие места, способствует развитию инновационных технологий, устойчив к внешним изменениям и занимает большую долю в ВВП страны.

В 2016 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. №1083-р утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

На прошедшем 30-31 мая 2016 года в Сочи «II Российско-китайском деловом форуме малого и среднего бизнеса 2016» обсуждались вопросы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России и Китае, особенности нормативно-правовой базы, региональной политики.

«Россия намерена в разы увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны», - сообщил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев в рамках форума. Минэкономразвития разработало стратегию развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Её результатом станет «кратное» увеличение доли таких предприятий в ВВП России. Благодаря программе ведомства вырастет производительность труда, увеличится доля обрабатывающей промышленности в обороте малых и средних компаний, вырастет число занятых в этом секторе, подчеркнул Фомичев. По его словам, правительство намерено превратить малые и средние предприятия в одну из основных движущих сил экономики, увеличить долю России в международной торговле и оптимизировать структуру российского экспорта за счет поставок именно малых компаний.


  1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

По данным Минэкономразвития РФ за 2016 год, в малом бизнесе в России только официально занято более 17 млн. человек, из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн. человек (69,4 %).

Государству важно оказывать поддержку субъектам малого предпринимательства. Уже с 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Средства на реализацию мероприятий на конкурсной основе распределяются между регионами, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход стимулирует регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» в 2015 году создана Корпорация «МСП» (АО) - государственный институт развития малого и среднего предпринимательства.

В рамках деятельности АО «Корпорация «МСП» обеспечивается решение следующих задач:

  • оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

  • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

  • организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение совершенствования мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другая государственная программа в поддержку МБ реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

Россия – аграрная страна. Минсельхоз России целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на  поддержку малых форм хозяйствования на селе (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717). При этом порядок предоставления средств фермерам определяется субъектом Российской Федерации.

Но, несмотря на все проводимые Правительством России мероприятия, положение малых предпринимателей за последний год не улучшается, а скорее ухудшается. Годовой прирост малых предприятий в 2015 году составил 116%, но уже в 2016 снизился до 19%.

c:\users\максимильянус\desktop\мб.jpg

При этом за последнее время были приняты нормативно-правовые акты, направленные на увеличение фискальной и нефискальной нагрузки на малый бизнес, вводятся новые административные барьеры. Это только усугубляет положение малого бизнеса, особенно в условиях кризиса.

В январе госпрограмма поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016 год была сокращена на 40 процентов до 11 миллиардов рублей.

На фоне снижения государственной помощи Министерство экономического развития РФ надеется на увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России до 40 процентов к 2020 году. В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса составляет около 20 процентов. В то время как в других государствах этот показатель больше в 2,5 раза и более.


c:\users\максимильянус\desktop\snimok_ekrana_2014-06-16_v_11.32.30.png

Эксперты предлагают Банку России смягчить политику в отношении программ кредитования малого и среднего бизнеса, ипотеки и крупных инфраструктурных проектов.

Одним из важнейших рычагов государственного воздействия на развитие малого бизнеса являются налоги.
2. ВИДЫ И ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги - экономическая основа государства. Сущность, внутреннее содержание и роль налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие основные функции налогов:

  • фискальную;

  • регулирующую;

  • социальную:

  • контрольную.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/2415/3704179590.jpg

1) Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики.

Снижение налогового бремени на малые предприятия будет способствовать увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
2) Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. 

Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;

  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

  • возврат ранее уплаченного налога или его части;

  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

  • зачет ранее уплаченного налога;

  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

3) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

4) Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Таким образом, государство имеет достаточно механизмов, позволяющих оказать поддержку малому бизнесу посредством налогов и сборов.

2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Для субъектов малого предпринимательства в России доступны следующие налоговые режимы:

  • общий режим налогообложения (ОСНО);

  • упрощенная система налогообложения (УСН);

  • система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

  • патентная система налогообложения (ПСН) и др.


Общая система налогообложения для малого бизнеса (ОСНО) – это режим, который устанавливается автоматически для каждого предпринимателя, если в течение отведенного после регистрации времени он не подаст заявление о переходе на какую-либо специальную систему (УСН, ЕНВД, ПСН).

Считается, что ОСНО – система для уже состоявшихся и успешных, постоянно действующих и окупаемых себя предприятий и ИП, так как она предполагает достаточно сложную и серьезную схему отчетности, а также длинный перечень налогов, подлежащих уплате. Немногие предприятия малого бизнеса на общей системе налогообложения находятся с самого начала, но могут переходить на ОСНО, уже «встав на ноги». Так, данная система предусматривает, что предприниматель обязан отдельно перечислять в казну следующие налоги:

  1. НДФЛ (налог на доходы физических лиц),

  2. НДС (налог на добавленную стоимость),

  3. налог на имущество организации,

  4. страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Сложность ОСНО для предпринимателей заключается не только в большом количестве налогов, которые нужно платить по отдельности (в отличие от специальных режимов), но и в том, что по каждому из них необходимо вести отдельную отчетность (декларации по НДФЛ, НДС, журналы и т.п.). За всем этим очень сложно уследить индивидуальному предпринимателю самостоятельно, кроме того, как правило, требуется специальное образование, чтобы не делать ошибок и не выплачивать штрафы. Таким образом, ведя деятельность на ОСНО, приходится набирать штат бухгалтеров или обращаться в специальные службы за профессиональной помощью.

2.3 УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощённая система налогообложения для МСБ (УСН) — особый вид налоговой системы, который сориентирован на уменьшение налогового давления на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей (ИП) в частности, а также на упрощение ведения бухгалтерского учёта.

УСН для малого бизнеса – один из наиболее эффективных налоговых режимов, который действует в настоящее время. При правильном выборе вида деятельности предприниматель на упрощенной системе может сэкономить не только время, но и средства. Главное преимущество, которое может дать «упрощенка» – она позволяет максимально снизить налоговое давление на бизнес. Налоги малые предприятия при УСН могут уплачивать вполне доступных размеров, что особенно важно для начинающих предпринимателей. Упрощенная система налогообложения, согласно, положений части 2, главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), предусматривает освобождение предпринимателей, которые на ней работают, от уплаты ряда налогов.

ИП не платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Правда, освобождение от уплаты касается только доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности, а организации - налог на прибыль организации (НПО). Предприниматель также не платит налог на имущество физлиц (организации) по объектам, используемым в деятельности, облагаемой УСН. Однако данное правило предполагает исключения. С 2015 года внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми ИП является плательщиком налога на имущество физлиц в отношении недвижимости, попавшей в перечень п.7 ст.378.2 (с учетом положений п.10 ст.378.2 НК РФ), а для организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В частности, в указанный перечень попали административно-деловые и торговые центры, а также, по перечню, утверждаемому на уровне субъектов РФ: офисные, торговые либо используемые для размещения объектов питания и бытового обслуживания помещения. Необходимо отметить, что налог на имущество по данным объектам придется платить только если субъектом РФ определена их кадастровая стоимость.

Индивидуальный предприниматель и организации на УСН не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС). Исключением может быть лишь НДС, который необходимо уплачивать при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, который уплачивается согласно статье 174.1 НК РФ.

УСН позволяет сохранять действующий порядок ведения кассовых операций, кроме этого, предприниматели на ней выполняют обязанности налоговых агентов, которые предусмотрены НК РФ.

ИП на упрощенной системе, доход которых в течение года не превысит 300 тысяч рублей, платят фиксированные взносы в бюджет на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Предприниматели имеют право уменьшить сумму единого налога при УСН в пределах 50-ти % на сумму страховых взносов и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Таким образом, режим налогообложения удобен и интересен представителям малого бизнеса.

2.4 ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система ЕНВД применима для отдельных видов деятельности. ЕНВД также заменяет уплату нескольких налогов. Систему ЕНВД можно совмещать с ОСНО, УСН и другими режимами. Уплата ЕНВД производится раз в квартал до 25 числа, которое будет в первом месяце очередного квартала. Рассчитать его можно, используя правила НК РФ. Но многие органы на местах издают специальные рекомендации.

Для МСБ ЕНВД рассчитывается согласно формуле. Необходимо умножить базовую доходность на два коэффициента и физический показатель.

Каждая из вышеуказанных величин имеет свое значение. Так, базовую доходность устанавливают местные власти, опираясь на требования НК РФ. Исключительной прерогативой властей выступает определение коэффициентов К2 и К1. А вот физический показатель будет отличаться в зависимости от вида деятельности, площадей, используемых для деятельности, количества рабочих и др. Его устанавливают отдельно за каждый месяц, так что при расчете ЕНВД нужно учитывать все три показателя. От полученной суммы нужно высчитать 15%, которые и составят необходимую величину.

3. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЁТА

В статье 6 закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт, но индивидуальный предприниматель, применяющий систему ЕНВД, может его не вести.

Однако освобождение от ведения бухгалтерского учета не означает отмену требований:
  1   2

Похожие:

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему бизнес-модель познавательных каналов вгтрк и холдинга discovery. Сравнительный анализ

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconВыпускная квалификационная работа на тему
Сравнительный анализ уровня удовлетворенности студентов миэф и других учебных институтов качеством образовательных услуг

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconАналитические материалы к семинару на тему: Ведение хозяйственной...
Краткие сведения об упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: «Отношения органов государственной власти и фанатского движения в Англии, Италии и России: сравнительный анализ»

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconДипломная работа по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...
Пути повышения ликвидности Западно-Уральского банка Сбербанка России

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconИсследовательская работа на тему: Магические квадраты
Результаты проделанной работы. Заключение

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconНаучно-исследовательская работа Москва | 2015 Оглавление Аналитическая...
Обзор индикаторов налоговой нагрузки, применяемых в России, за рубежом и предлагаемых в теоретических научно-исследовательских работах...

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconПермский филиал Факультет бизнес-информатики Кафедра информационных...
Приложение А. Модель бизнес-процесса «Ведение базы данных судк на основе исторических и оперативных данных» «as is» 70

Исследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему Апелляция в гражданском процессе Российской Федерации и странах Таможенного Союза: сравнительный анализ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск