Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей


Скачать 285.64 Kb.
НазваниеУрока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > бланк заявлений > Урок
  1   2   3


Конкурс «Патриотическое воспитание»

Номинация – Методические разработки урока истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

УРОКА ИСТОРИИ

В 9 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

ПОДВИГ ЗАЩИТНИКОВ И ЖИТЕЛЕЙ

ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

Автор-

Погорелова Елена Юрьевна,

учитель истории

МБОУ « Лицей № 58»

Советского района

г. Ростова-на-Дону

344103,г. Ростов-на-Дону,

ул. Содружества ,43

т. 8-918-516-31-62.

2017


УРОК ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА

« Подвиг защитников и жителей города воинской славы»
Цели урока:

1.Образовательная. Изучая документы Архива ГУК « ЦД НИРО», Фонда Ростовского областного музея краеведения, музейного уголка лицея № 58, отражающие организацию и проведение защиты города Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, учащиеся знакомятся с многочисленными примерами мужества и отваги граждан, с многообразием форм содействия фронту и тылу, вкладом отрядов народного ополчения, партизанских соединений и групп в успешное проведение военных операций.
2.Воспитательная. На примере: биографических данных приглашенных гостей урока, актива народного ополчения, партизанских отрядов «Трифонова-Югова», «Трамвайщик» и «Мститель», документов Архива о фактах героизма и мужества, проявленных военными и гражданскими лицами - жителями города за годы Великой Отечественной войны, способствовать: формированию у подростов высокого патриотического сознания, идеи достойного служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, любви к российской военной истории, воспитанию чувства верности великим героическим традициям Вооруженных Сил России, осознанному личному стремлению к приумножению российских воинских традиций.
3.Развивающая. Развивать у учащихся умение коллективной работы с историческими документами; развивать у учащихся понимания особенностей российского менталитета, определяющего героическое прошлое различных поколений; развивать у учащихся осознанную преемственность и историческую ответственность за происходящее в обществе и государстве; развивать у учащихся компетентное отношение к военной истории России, умение аргументировано противостоять любой фальсификации этой истории; развитие активной жизненной позиции и сопричастности с судьбой Родины.
Основные понятия урока: патриотизм; духовный подъем; воля; смелость; мужество; консолидация сил; координация военных действий; партизаны; ополченцы; Центральный Штаб партизанского движения; эшелонированная оборона; разведывательно-диверсионная группа.

Тип урока: историческая лаборатория (с ролевым компонентом) с применением информационных и мультимедийных технологий.
Место проведения урока - Музейный уголок лицея № 58 (кабинет №4), созданный учащимися, членами кружка «Поиск», в течение двух лет работающих в Архиве ГУК «ЦД НИРО» (ул. Семашко,55),фондах Ростовского областного музея краеведения над темой « Вклад девочек, девушек и женщин в Великую Победу».
Работа учащихся:

Первая группа учащихся (они выступают в роли журналистов-спецкоров и готовят сообщения СОВИНФОРМБЮРО для СМИ) работает с документами Архива ГУК «ЦД НИРО».

Вторая группа учащихся (в роли телеведущих передачи «Герои живут рядом!») работает с документами Музейного уголка лицея, представляет гостей урока и задает им по одному вопросу.

Третья группа учащихся (выступают в роли поисковиков) работает с документами-экспонатами Ростовского областного музея краеведения и Архива ГУК «ЦД НИРО» называет заслуги партизан области в истории Великой Отечественной войны.

Четвертая группа учащихся работает с семейным архивом (письмами, фотографиями, наградными листами и почетными грамотами).
Гости урока: ветераны Великой Отечественной войны:

труженицы тыла: Алексеева Раиса Ивановна,

Степанчук Галина Николаевна, Машина Елизавета

Степановна.

Оснащение урока:

1.Видеоряд. -Военные карты действий кадровых воинских соединений и армии, отрядов народного ополчения Ростовской области в Великой Отечественной войне 1941-45гг. (на мультимед.доске).

-Военная карта действий партизанского отряда «Мститель» в составе 51 Армии 1942-44 гг. (на мультимед.доске).

-Фотографии актива военных защитников города, бойцов народного ополчения, партизанского отряда «Мститель» (фоторамка №1). 39 документов Архива ГУК «ЦД НИРО» о деятельности партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны (на мультимед.доске).

-Фотографии военных и тыловых будней защитников города

(фоторамка №2).

-Фотографии, письма и наградные документы семейных архивов учащихся (фоторамка №3).

Видеопрезентация на тему: «Девушки и женщины - ростовчанки в Великой Отечественной войне».

Видеопрезентация на тему:«Партизанский отряд «Мститель» в борьбе против фашистских оккупантов».

3 видеофоторамки.
2.Музыкальный ряд. Сборник песен военных лет «Перекличка идет по фронтам». С чего начинается Родина?(муз.В.Баснера.сл.М.Матусовского); В землянке (муз.К.Листова,сл.А.Суркова); Где же вы теперь, друзья-однополчане? (муз.В.Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова); На всю оставшуюся жизнь (муз.В.Баснера, сл.Б.Бахтина и П.Фоменко); День Победы (муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова); Фронтовики, наденьте ордена (муз.О.Фельцмана, сл.В.Сергеева).
3.Цифровой ряд. 22.06.1941 г. (первые оборонительные бои на подступах к Ростову-на-Дону); 29.11.1941 г. (первое освобождение Ростова-на-Дону от фашистских войск); 30.05.1942 г. (второй этап оборонительных боев на подступах к Ростову-на-Дону); 8.02.1943 г. (начало операции по второму освобождению города от фашистских захватчиков); 14.02.1943 г. (второе освобождение Ростова-на-Дону от врага);15.07.1943 г. (полное освобождение Ростовской области от захватчиков).
4.Поэтический ряд. Стихи ростовских поэтов.

Григорий Гридов « Поднимайся, великий народ!» (1941),

Михаил Андриасов «Вперед, чтобы жить» (октябрь,1942),

Светлана Гершанова «Как Вам живется, ветераны?».

Стихи учащихся лицея.

Валерий Грамматин «Первокурсникам Ростовского речного училища посвящается» 2015 (см. в приложении).

Владимир Бонь « Слава ростовчанкам !» 2015 (см. в приложении).
5.Книги учащихся лицея: «Книга Памяти» к 70-летию со дня Великой Победы, «Партизанский отряд «Мститель» в борьбе против фашистских оккупантов», « Вот она какая – почта полевая».
План урока:

1.Вводное слово учителя. Определение цели урока, задач деятельности учащихся. Работа учащихся в группах.

2.Группа №1- спецкоры-журналисты, работают с пакетом документов Архива ГУК «ЦД НИРО», готовят свои выступления в виде радиосводки. Аргументированная точка зрения учащихся.

3.Группа №2- телеведущие передачи «Герои живут рядом!» знакомят участников урока с вкладом гостей-участников Отечественной войны в Великую Победу (они работают со вторым пакетом документов Фонда РОМК). Аргументация учащимися своей точки зрения.

4.Группа № 3- поисковики о работе с пакетом документов и экспонатами Музейного уголка лицея № 58. Аргументации учащихся.

5.Группа № 4 – наследники Победы работают с четвертым пакетом- документами семейных архивов. Ответ учащихся. Аргументы.

6.Выводы. Оценка выполнения заданий. Отметки. Домашнее задание: написать письмо домой от имени юной партизанки.
Время урока- 45 минут
Ход урока:

1.Вводное слово учителя. 5 Мая 2008 года Указом № 556 Президента РФ наш город Ростов-на-Дону был удостоен высокого звания - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ! Великая Отечественная война 1941-45 гг. стала страшным испытанием для каждой советской семьи, но миллионы советских граждан, воспитанные на лучших военно-исторических примерах истинного служения Родине, своим мужеством и героизмом в очередной раз доказали истину слов князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская Земля!». В июне 1941 ростовчане, стар и млад, все, как один, встали на защиту родного города. Отчаянно дрались они за каждый метр земли. Ростовчане достойно вписали свои имена в историю Великой Отечественной войны!

25 тысяч наших земляков награждены орденами и медалями, из них 226 бесстрашных воинов получили высокое звание ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. 270 человек награждены ОРДЕНАМИ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ , 70- стали полными кавалерами ОРДЕНА СЛАВЫ. Приведенные цифры только малая толика в океане СЛАВЫ, которой покрыли себя наши соотечественники: ПАРТИЗАНЫ И ОПОЛЧЕНЦЫ, ЛЕТЧИКИ И ТАНКИСТЫ, ПЕХОТИНЦЫ И АРТИЛЛЕРИСТЫ - В ЕДИНОМ СТРОЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. ОНИ ДОКАЗАЛИ СВОЕ ПРАВО НА НАШУ БЕЗГРАНИЧНУЮ ЛЮБОВЬ, ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ!

Сегодня мы проводим наш урок в Музейном уголке, посвященном подвигу девочек, девушек и женщин в Великой Отечественной войне.

Гости нашего урока сегодня помогут нам вспомнить страницы военной истории. Недавно был снят гриф «Секретно» и «Совершенно секретно» с многих документов военного времени. Нам с Вами сегодня предстоит познакомиться с некоторыми из них.

Наша Цель (урока) - изучить документы, которые раскрывают подлинные образцы мужества и героизма, проявленные ростовчанами, защитниками города. Каким был этот подвиг, удостоенный ВСЕНАРОДНОЙ славы?
2. Первая группа (спецкоры-журналисты готовят радиосводки) работает и знакомит всех с яркими фактами героики и мужества, проявленными в первые месяцы Великой Отечественной войны.

(пока ребята читают фрагменты документов, в классе звучит песня « С чего начинается Родина?»).

Учитель планирует, что учащиеся свое выступление оформят в виде выступления диктора по советскому радио.
1.Выписка из решения Политбюро ЦК от 24 июля 1941 года «О мероприятиях по борьбе с диверсантами и парашютистами врага».

Предполагаемый результат работы учащихся 1-й группы.

Внимание, внимание! Вы слушаете сводку СОВИНФОРМБЮРО! По последним данным (Архива ГУК ЦД НИРО) Ростовская область в - первые дни войны мобилизовала на борьбу с врагом 2,8 млн. человек, из них -987 тысяч –девушки и женщины (идет показ слайдов № 2,3 видеопрезентации «Подвиг девушек-ростовчанок в Великой Отечественной войне»). Как свидетельствуют военные документы, из добровольцев Ростовской области повсеместно создаются истребительные батальоны, которые действуют во всех прифронтовых областях, выполняя репрессивные функции и уничтожая вражеские диверсионные группы. К концу июля 1941 года по стране сформировано 1.755 истребительных батальонов общей численностью свыше 328 тысяч человек. Трудящиеся Дона сформировали 65 истребительных батальонов, численностью около 14 тысяч человек (Фонд 9,Опись 5,Дело 27,Лист121).(Работает фоторамка - представляет участников борьбы с диверсионными группами врага).
2.Выписка из решения Обкома партии от 15 июля 1941 года «О создании из добровольцев Донской казачьей кавалерийской дивизии» (Фонд 7,Опись 5,Дело 37,Лист 86).

Внимание, внимание! 23 июня началась мобилизация военнообязанного населения страны 1905-1918 годов рождения и призывников до 1923 года рождения. Внимание будущим поколениям! За годы войны в ряды Красной Армии будет призван 31 миллион человек сорока возрастов (до 1927 года включительно). Свыше 20 миллионов советских граждан подадут заявления о зачислении в Красную Армию добровольцами, однако по возрасту и по здоровью, не все их просьбы будут удовлетворены; именно из них и будет сформировано героическое ростовское народное, на одну треть-женское, ополчение. Многочисленные группы ополченцев будут созданы на заводе «Красный Аксай», «Красный котельщик», паровозоремонтном имени В.И.Ленина и «Ростсельмаш». Дон выдвинет инициативу «Учреждение - взвод; сельсовет-рота».

Помните, послевоенные поколения! Именно 15-я Донская дивизия, сформированная из добровольцев, будет стоять насмерть, защищая подступы к Ростову совместно с 5-м Донским казачьим кавалерийским корпусом (позднее ставшим Гвардейским Краснознаменным и Будапештским!) и курсантами ростовского речного училища.(Работает фоторамка-представляет героев- добровольцев: В.Г.Кириллов, Н.В.Макеев, К.А.Костин, В.С.Сахатырь, В.З.Юрченко, В.Я.Серобаба, В.С.Калашников и других). Эти части почти три месяца будут сдерживать превосходящий в 5 раз натиск врага на рубеже Кущевка – Самарское! Вы будете гордиться Корпусом, увековечите память о нем, назвав в честь него площадь! Жители города в честь 15 его героев назовут улицы их именами (на экране их фотографии): Алексея Гордеевича Селиванова, Спиридона Ефимовича Белого, Вероники Николаевны Перелыгиной, Павла Андреевича Костенко, Павла Григорьевича Кузнецова, Ольги Яковлевны Кравченко и других! А командующий, Герой Советского Союза - Сергей Ильич Горшков- навсегда войдет в число Почетных граждан города!

Внимание стихи! Посвящение курсантам ростовского речного училища читает ученик (смотри приложение).
3. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР 22 июня 1941 года о проведении эвакуации.

Внимание, внимание! В целях сохранения заводов и фабрик, представляющих важнейшую промышленную ценность военного времени, правительство организует транспорт для их вывоза из районов боевых действий. В течение второго полугодия 1941 года только по железным дорогам было переброшено в тыл (Средняя Азия, Урал, Сибирь) оборудование 2.593 промышленных предприятий. Согласно этого постановления ростовский завод «Ростсельмаш» (директор заводаМ.З.Титаренко - будет удостоен Ордена Ленина!), переоборудованный на выпуск самоходной реактивной установки «Катюша», на 27 железнодорожных составах по 40 вагонов был эвакуирован в город Чирчик (Средняя Азия).
4. Специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» Внимание, внимание! Президиум Верховного Совета определил право руководства предприятий на введение обязательных сверхурочных работ, отмену отпусков и выходных дней (производилась денежная замена), право на привлечение лиц, не достигших 16 лет. 45 тысяч подростков Ростова заняли место ушедших на фронт. Именно на их юные плечи лег груз ответственности за сороковые - грозовые!( фоторамка передает фото военных лет).

Товарищи! Именно в Ростове родилась инициатива- «Поддержим Красную Армию самоотверженным трудом!» и лозунг - «Все для фронта, все для Победы!». Ура, товарищи!
5.Нам есть, кем гордиться (идет видеопрезентация «Подвиг девушек…» слайды №№4-14): нашими зенитчицами и летчицами, снайперами и радистками, сестрами милосердия и разведчицами!
6. Выписки из приказов Южного фронта от 11 октября и 20 ноября 1941 года( Фонд 9,Опись 9б,Дело 995,Лист 141).

Внимание,внимание! Жаль, что в этом полку не было своего фотокорреспондента, а то бы вся страна намного раньше узнала о героизме бойцов 1135 стрелкового полка под командованием майора Кузнецова В.А., входившего в состав 339 Стрелковой дивизии. Это они в районе Балка Туркова (Матвеев Курган-Покровское-Ивановка) остановили 112 танков врага. На полтора месяца раньше легендарных панфиловцев совершили они свой подвиг. Они покрыли себя, посмертно, неувядаемой славой - враг не прошел! Ровно через два для после панфиловцев, 18 ноября в районе поселка Чалтырь, воины 666 полка 317 стрелковой дивизии 56 отдельной армии под командованием Федора Ремизова преградили путь танкам генерала фон Клейста. Улицы нашего города в память о том подвиге носят имена его героев- Сергея Оганова, Сергея Вавилова, Ивана Федорчука и других. Пять раз ростовчане ценою жизни, своим артиллерийским огнем заставляли врага остановиться, пять раз полностью уничтожали силы врага.
  1   2   3

Похожие:

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconУрока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»
Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconКонспект урока по математике в 5 классе на тему «Равенство дробей. Основное свойство дроби»
Цели урока: ввести понятие основного свойства дроби, научить учащихся применять это свойство на практике (сокращать дроби и приводить...

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconУрока: «Горизонты гибридизации» Имя урока
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconУрок технологии в 1 классе, умк «Школа России» Тема урока
Задачи урока: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание...

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconПлан урока теоретического обучения цель урока: Изучить тему «Документооборот»
«Организация работы с документами. Регистрация документов в программе субд access»

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconКонспект урока в мультимедийном классе на тему: «Технология вышивки в технике изонить»
Технические средства обучения: компьютер Pentium 4, проектор, презентация Microsoft Office Power Point 2003 «Технология вышивки в...

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconУрок сбо в 9б классе Учитель Круглова А. Н. Тема урока: Как отправить денежный перевод
Ожидаемый результат: предполагается, что к концу урока дети смогут правильно оформить бланк денежного перевода

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconПлан-конспект урока. Предмет. Иностранный язык (английский)
Цель: обучающиеся смогутнастроиться на эффективную работу, сравнить представленные изображения и на основе полученных выводов сконструировать...

Урока истории в 9 классе на тему: подвиг защитников и жителей iconУрок по информатике в 8 классе (в рамках технологии контекстного...
Цель урока: закрепление навыков создания и форматирования текста при решении практических задач

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск