Скачать 172.92 Kb.
|
«Кассовая» комната. Как защититься при проверке, и что можно из того, о чем говорят, что нельзя?» Памятка для предпринимателей г. Чебоксары 2007 г. Данная памятка подготовлена Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики совместно со специалистами ООО «Юридическая фирма «КВЕСТ» на основе анализа материалов проверок соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, проведенных налоговыми органами в отношении хозяйствующих субъектов Чувашской Республики. Разрабатывая настоящую памятку, мы сосредоточили свое внимание на проблеме оборудования, так называемых, кассовых комнат. Вместе с тем, общие положения памятки могут быть применимы и к другим видам «неналоговых» проверок, проводимых налоговыми органами. Цель разработки настоящей памятки – предложить хозяйствующим субъектам – организациям и индивидуальным предпринимателям – универсальный алгоритм действий, позволяющих, по меньшей мере, снизить, а в идеале – исключить риски наложения санкций, связанных с ведением кассовых операций. Надеемся, что выводы и рекомендации, приведенные в памятке окажутся полезным методическим материалом для тех предпринимателей, кто стремится знать цивилизованно защищать свои права в отношениях с контролерами. Авторы будут благодарны за любые вопросы и отзывы, присланные по e-mail euggr@rambler.ru Визит контролеров для каждого предпринимателя - мероприятие не из приятных. Безусловно, это всегда, стрессовая ситуация, даже если, по мнению самого предпринимателя, незаконные методы хозяйствования для него неприемлемы, и он исправно платит налоги. Практика показывает, что в большинстве случаев, любая проверка, проводимая контрольными органами, влечет не самые благоприятные для предпринимателя последствия. И в этом случае, хозяйствующие субъекты делятся на две категории – одни, следуя принципу «себе дороже», предпочитают молча соглашаться и платить; другие – напротив, отстаивают свои права, даже, казалось бы, в мелочах. Мы не будет рассуждать, о том, чья позиция более правильна. Но всегда ли правы проверяющие? Есть ли возможность оспорить их действия? Практика рассмотрения судами подобных конфликтов весьма неоднозначна. Вместе с тем нередко понятие законности подменяется проверяющими понятием экономической целесообразности… В большинстве случаев это базируется на несовершенном законодательстве и формальном толковании закона, отрицающем объективно существующую реальность. Яркий тому пример – рейдовые проверки, проводимые налоговыми органами по вопросам соблюдения порядка ведений кассовых операций, и в частности по вопросу оборудования специальных кассовых комнат. При таких обстоятельствах цивилизованные подходы к урегулированию споров с налоговой инспекцией могут существенно поспособствовать формированию правоприменительной практики, соотносящейся с реалиями современной деловой жизни. Сколько стоит «ненадежная» дверь ? Основной аргумент, с которым связывают налоговики привлечение предпринимателей к ответственности – это отсутствие специально оборудованного, изолированного помещения кассы, так называемой кассовой комнаты. Пример: (извлечение из реального постановления по делу об административном правонарушении) «… двери в кассе не обиты железом с 2-х сторон, нет окошка для приема и выдачи денег, сейф для временного хранения наличных денежных средств не прикреплен к полу и стене стальными ершами… » По мнению налоговых органов, описанных в приведенном примере обстоятельств достаточно для привлечения к административной ответственности на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) в виде штрафа в следующих размерах:
Порядок ведения кассовых операций утвержден Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40. В п. 29 этого документа сказано, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу – изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Безусловно, данная норма далеко не в «духе времени», поскольку большинство предпринимателей попросту не имеют возможности оборудовать кассовую комнату, но формально она продолжает действовать и активно используется налоговиками для выполнения «плана по проверкам». Кто вправе проверять? Контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций осуществляют:
Кто же из них вправе прийти с проверкой? И кто вправе оштрафовать Вас в случае выявления фактов нарушения установленного порядка? Как законодательство, так и правоприменительная практика однозначный ответ дают только лишь на второй вопрос – привлечь предпринимателя или организацию к ответственности по статье 15.1 – исключительная компетенция налоговых органов. А вот единое мнение относительно того, кто же вправе проводить саму проверку, отсутствует. К примеру, некоторые суды пришли к выводу, что осуществлять проверку кассовых операций вправе только банки:
Однако есть, и противоположные решения, принятые в пользу налоговиков:
По нашему мнению, налоговые органы не вправе проверять порядок ведения кассовых операций, поскольку основными документами, регламентирующими деятельность налоговых органов являются:
Данные нормативные акты не содержат прямого указания на полномочие налоговых органов проверять порядок ведения кассовых операций (исключение составляют вопросы применения ККТ). Ваши права при проведении проверок При проведении проверок Вы, действуя от имени юридического лица, или от своего собственного имени, в качестве индивидуального предпринимателя, вправе:
Реализуя свои права, важно помнить, что хозяйствующие субъекты, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, не должны никаким образом препятствовать проведению проверки, поскольку это может быть расценено проверяющими как самостоятельный состав правонарушения. Ваши действия при проверке
Как оформляются результаты проверок В случае выявления в ходе проверки нарушений, инспекторы составляют протокол об административном правонарушении, в котором отражаются выявленные проверкой факты и в течение суток со дня его составления направляют его своему руководителю для принятия решения по делу об административном правонарушении. В течение 15 дней руководитель налогового органа должен рассмотреть дело. Ваши права в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении
По результатам рассмотрения материалов проверки, руководитель инспекции принимает одно из следующих решений:
Копию постановления о назначении штрафа Вам должны вручить под расписку либо выслать по почте в течение трех дней. Важно иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В этот срок Вы вправе его обжаловать в вышестоящий орган (Управление ФНС России по Чувашской Республике), либо в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган не исключает одновременной подачи соответствующего заявления в суд. Как обжаловать результаты проверки Важно иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вручения предпринимателю. В этот срок Вы вправе его обжаловать в вышестоящий орган (Управление ФНС России по Чувашской Республике), либо в суд. Особенности подачи заявления в суд
Требования к оформлению заявления при обращении в суд
1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение; 2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; 3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением; 4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
!!! Дела, относящиеся к данной категории подлежат рассмотрению арбитражным судом в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в суд заявления. Основания для отмены постановления судом
!!! Суд также вправе по Вашему ходатайству освободить Вас от административной ответственности при малозначительности правонарушения, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Решение арбитражного суда вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Какие аргументы можно привести в свою защиту в суде
Помните! В арбитражном суде важны только факты, правовая аргументация и цифры. Эмоции, голословные суждения не имеют для суда никакого значения. При оформлении Вашего заявления рекомендуется исходить из данного посыла. Кроме того, рекомендуется учитывать, что данная категория дел рассматривается в пределах 10-дневного срока, а это значит, что подавая заявление, Вы должны максимально подробно обосновать свою позицию, поскольку другой возможности сделать это Вам может и не представиться. Приложение № 1 Объяснение по делу об административном правонарушении (образец) Руководителю Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Базарная, д. 40 Руководителя ООО «Ромашка» Васильева В.В. ИНН 0000000000 КПП 0000000000 Адрес: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 00, офис 000 тел. (факс) 00-00-00 О Б Ъ Я С Н Е Н И Е 01 августа 2007 года старшим госналогинспектором Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Ивановым И.И проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в отношении ООО «Ромашка». По результатам проверки составлен акт № 00000, из которого следует, что в офисе ООО «Ромашка», расположенном по адресу г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 00, офис 000, выявлен факт нарушения пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. № 40, выразившегося в хранении денежной наличности в условиях отсутствия изолированного помещения кассы; двери в кассе не обиты железом с 2-х сторон, нет окошка для приема и выдачи денег; имеющийся сейф для временного хранения наличных денежных средств, не прикреплен к полу и стене стальными ершами. По мнению госналогинспектора Иванова И.И., описанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО «Ромашка» с выводами инспектора не согласно в виду следующего: _________ _____________________________________________________________________________ (подробно описать все свои доводы) Учитывая изложенное, полагаю, что факт совершения правонарушения не доказан материалами дела, прошу прекратить производство по делу в отношении ООО «Ромашка» Руководитель ООО «Ромашка» В.В. Васильев Приложение № 2 Заявление о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении (образец) Арбитражный суд Чувашской Республики Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 4 Заявитель: ООО «Ромашка» Васильева В.В. Адрес: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 00, офис 000 тел. (факс) 00-00-00 Заинтересованное лицо: Инспекция ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Базарная, д. 40 З А Я В Л Е Н И Е о признании незаконным постановления Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. № 000000 01 августа 2007 года старшим госналогинспектором Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Ивановым И.И проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в отношении ООО «Ромашка» (далее также – «Общество», «Заявитель»). По результатам проверки составлен акт № 00000, из которого следует, что в офисе ООО «Ромашка», расположенном по адресу г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 00, офис 000, выявлен факт нарушения пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. № 40, выразившегося в хранении денежной наличности в условиях отсутствия изолированного помещения кассы; двери в кассе не обиты железом с 2-х сторон, нет окошка для приема и выдачи денег; имеющийся сейф для временного хранения наличных денежных средств, не прикреплен к полу и стене стальными ершами. Руководитель Инспекции ФНС России по г. Чебоксары (далее также – «Инспекция»), рассмотрев материалы дела, вынес постановление о привлечении ООО «Ромашка» к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. ООО «Ромашка» полагает, что решение Инспекции незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям: 1) указанное решение принято налоговым органом с нарушением норм законодательства, регламентирующих порядок производства по делу об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности, тем самым нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и подлежит отмене по следующим основаниям; 2) инспекцией не доказан факт наличия у заявителя свободных денежных средств и их размер, факт их хранения Обществом с нарушением порядка ведения кассовых операций. Так, в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Статьей 28.5 КоАП РФ предусмотрены сроки составления протокола об административном правонарушении. Согласно пункту 1 названной статьи протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Более продолжительные сроки для составления протокола предусмотрены в случаях, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, или в случае необходимости проведения административного расследования. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного суда России № 5 от 24 марта 2005 г., административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП. В отношении правонарушений в сфере ведения кассовых операций не предусмотрена возможность проведения административного расследования. Полагаем, что при наличии всех необходимых сведений о проверяемом юридическом лице и отсутствии оснований для проведения административного расследования, протокол об административном правонарушении должен был быть составлен должностным лицом налогового органа немедленно после выявления события правонарушения. В ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ромашка» протокол об административном правонарушении был составлен 18 августа 2007 г., в нарушение положений части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, спустя 8 дней после проведения проверки. Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. № 13894/03 протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 1.6 гарантирует принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения, реализующийся в назначении административного наказания не иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Таким образом, действиями налоговой инспекции в ходе производства по делу об административном правонарушении, совершение которого вменяется в вину Заявителю, нарушен установленный действующим законодательством порядок привлечения к ответственности. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
Наличие или отсутствие указанных обстоятельств устанавливается на основании доказательств. Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено требование о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона. Актом проверки от 01 августа 2007 г. № 000000 зафиксирован факт отсутствия кассовой комнаты, вместе с тем, ни сам акт проверки, ни впоследствии составленный протокол не содержат однозначных и достаточных данных, указывающих на наличие факта у заявителя свободных денежных средств и их размер, факт их хранения с нарушением установленного порядка. Кроме того, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение от ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного правонарушения. Полагаем, что правонарушение, вменяемое в вину ООО «Ромашка», не влечет существенной угрозы жизни, здоровью и имущественным интересам потребителей, не причиняет существенного вреда иным охраняемым законом отношениям. Таким образом, полагаем, что Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» привлечено к административной ответственности неправомерно, решение налогового органа основано на доказательствах, полученных с нарушением закона, постановление о назначении административного штрафа вынесено без учета всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 1.6, 2.1, 2.4, 2.10, 26.1, 26.2, 28.1, 28.5, 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 208-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» П Р О С И Т: Признать незаконным Постановление Инспекции ФНС России по г. Чебоксары № 00000000 от 22 августа 2007 г. Приложение: Копия Постановления Инспекции ФНС России по г. Чебоксары № 00000000 от 22 августа 2007 г. Копия Акта проверки № 00000000 от 01 августа 2007 г. Копия протокола об административном правонарушении № 000000 от 18 августа 2007 г. Директор ООО «Ромашка» В.В. Васильев «___»____________2007 г. |
Предлагаем его предпринимательским структурам Чувашской Республики в качестве дополнения к Журналу учёта мероприятий по контролю... | Казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» (кп чр «аэропорт Чебоксары») в период исполнения служебных обязанностей... | ||
Казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» (кп чр «аэропорт Чебоксары») в период исполнения служебных обязанностей... | Загс администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, о чем (дата) года составлена запись акта о заключении брака №. Мы проживали... | ||
Уставом муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского... | Уставом муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского... | ||
Уставом муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского... | Рабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников подготовлена специалистами Управления образования Администрации... | ||
Рабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников подготовлена специалистами Управления образования Администрации... | Учебный центр Торгово-промышленной палаты Нижегородской области приглашает Вас принять участие в вебинаре (интернет-семинар) проводимом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |