Скачать 168.9 Kb.
|
К читателю. Коллеги, не судите строго. Структура этого документа не слишком чёткая, а стиль, мягко говоря, далёк от литературного. Что более серьёзно, здесь могут быть и наверняка есть неточности и ошибки. Они имеют по крайней мере 3 источника: мою невнимательность, ограниченность моих знаний моим личным опытом и изменение положения дел со временем. По мере обнаружения, все они будут исправляться. Некоторые термины и определения ВАК – Высшая Аттестационная Комиссия. Учреждение, куда после защиты направляются документы и которое (формально) принимает решение о присвоении Вам учёной степени и выдаёт соответствующий диплом. Совет – Диссертационный совет, в котором защищается диссертация. В нашем случае – Диссертационный совет Д 212.154.22. Председатель Совета – проф. Андрей Николаевич Мансуров, учёный секретарь Совета – проф. Вадим Алексеевич Ильин. Диссертационный Совет не следует путать с Учёным советом факультета (председатель – декан факультета Дмитрий Аркадьевич Исаев, учёный секретарь – Наталья Константиновна Рябчун), который также имеет отношение к некоторым документам соискателя, и с Учёным советом университета, который к делам соискателя отношения не имеет. Учёный секретарь Диссертационных советов МПГУ – промежуточное звено между Диссертационным советом и ВАК. В нашем случае – кандидат филологических наук, доцент Людмила Васильева Трегубова. Именно она отвечает за правильность оформления всех бумаг перед ВАК. Поэтому большая часть общения по поводу этих последних соискателю предстоит с ней. Формальный мир – воображаемый мир, в котором всё происходит так, как предполагается документами. Реконструкция событий, которую получит читатель документов соискателя, по определению соответствует тому, что происходило в формальном мире. Поскольку мы будем говорить в основном об оформлении документов, термин оказывается оправдан. Этапы прохождения диссертации в Диссертационном совете (памятка для соискателя ученой степени) Документами, регламентирующими процедуру защиты диссертационной работы, являются «Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций» и «Положение о порядке присуждения ученых степеней и ученых званий», с которыми можно ознакомиться в разделе «Нормативные документы» на сайте ВАК РФ по адресу: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/ До приема диссертации (1) Проходит обсуждение диссертации в организации, где выполнялась работа или к которой был прикреплен соискатель. Дается заключение с рекомендацией защиты диссертационной работы в Диссертационном совете. Представление диссертации на кафедре – это первое её появление на публике. В формальном мире диссертация к этому моменту уже полностью написана. За некоторое время до заседания, кафедрой в рабочем порядке назначаются два рецензента из числа сотрудников кафедры, которые читают диссертацию и составляют о ней своё мнение. Никаких официальных бумаг они, к счастью, не пишут. Представление диссертации на кафедре состоит из 1) пятиминутного выступления соискателя; 2) вопросов соискателю и его ответов на них; 3) выступлений рецензентов; 4) выступления научного руководителя; 5) дискуссии – несколько человек высказываются по поводу работы. Результатом представления является документ, называемый «Заключение о диссертации по месту выполнения, заверенное гербовой печатью» (в просторечии и везде далее– заключение кафедры). Заключение кафедры состоит из двух частей. Первая часть («слушали») - это стенограмма представления на кафедре (события 1)-5)). Вторая часть («постановили») – это в собственном смысле слова заключение кафедры о диссертации, в котором отражаются 1. Сведения об утверждении темы диссертационной работы 2. Конкретное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации 3. Степень достоверности результатов проведенного диссертационного исследования 4. Научная новизна результатов проведенного диссертационного исследования 5. Практическая значимость результатов проведенного диссертационного исследования 6. Изложение материалов диссертации в работах, опубликованных автором 7. Соответствие диссертации специальности. Тут есть два момента. П.1 - сведения об утверждении темы диссертационной работы – содержит отсылку на два предшествовавших и довольно-таки давних события в формальном мире. Это первое утверждение темы диссертации на Учёном совете факультета (первый совет после поступления соискателя в аспирантуру; тему найдите в своём аспирантском плане первого года или на удой конец придумайте) и уточнение названия диссертации к окончательному виду на Учёном совете факультета (стандартно – первый совет после окончания соискателем аспирантуры). Тем самым есть два документа – выписки из этих заседаний Учёного совета факультета (о них ниже). За номерами заседаний и протоколов обращайтесь к Н.К. Рябчун (вас потребуется сообщить ей приблизительные сроки, в которые эти заседания происходили). П. 6 содержит перечисление опубликованных работ соискателя. Все указанные в этом п. работы должны действительно быть опубликованы к моменту заседания кафедры, всякие «to be published» и «принято к публикации» не годятся. Названия журналов следует писать полностью без всяких сокращений. Названия работ также следует приводить. Работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК, выделяются жирным шрифтом. Страницы указываются с-по (придумаете последнюю, если что). Прочие детали оформления – на Ваше усмотрение. Можете следовать приложенному образцу, хотя это, вообще говоря, не гарантирует отсутствия замечаний со стороны Л.В. Трегубовой. В реальности представление может происходить несколько иначе. Основное отличие – это, как правило, отсутствие дописанной диссертации. Число рецензентов может быть менее двух (в моем случае было 0, а в вашем, скорее всего, будет всё-таки 1, т.к. А.Н. Мансуров стал за этим следить). Дискуссии может не состоятся. Председателем на заседании кафедры будет, скорее всего, Г.Н. Гольцман, в то время как в формальном мире он не может быть одновременно председателем на заседании и научным руководителем соискателя, и председателем, в случае совпадения, будет заместитель зав. кафедры Галина Меркурьевна Чулкова. Тем не менее, рекомендуется сделать аудиозапись представления, чтобы потом меньше пришлось придумывать. (2) Проходит рецензирование диссертационной работы комиссией Диссертационного совета. Это событие, в случае нашего Совета, имеет место только в формальном мире. На заседании Совета назначается комиссия из членов Совета в составе двух человек, которые читают диссертацию и выносят заключение о её соответствии специальности и, тем самым, профилю Совета. Комиссия должна быть создана не менее чем за две (а может быть, и три) недели до заседания Совета, на котором будет представление диссертации к защите. Это событие отражают следующие документы:
Прием диссертации
Большая часть документов, которые нужно оформить на этом этапе, перечислена в т.н. Форме А. Вот перечень документов из Формы А
гербовой печатью.
основной работы.
Образы документов прилагаются. Вот некоторые комментарии о том, сколько их на самом деле и как их делать. Сначала общие положения. - Всё, кроме заявления соискателя, делается в двух экземплярах. - Подо всем, что уже не имеет печати, кроме заявления соискателя и самой Формы А, ставится печать в канцелярии (правильное название – Управление делами; к.123, налево). Печать работает в понедельник, среду и четверг, 10.00-12.00, 14.00-16.00, 17.00-18.00; в пятницу 10.00-12.00, 14.00-16.00. - Наличие подписей ответственных лиц при демонстрации документов Л.В. Трегубовой – обязательно, наличие печатей – очень желательно (тот аргумент, что, скорее всего, Л.В. внесёт правки и придётся переделывать документ и ставить печати и подписи заново, имеет силу для Вас, но не для Л.В.) - С А.Н. Мансуровым будут обсуждаться все документы, под которым будет его подпись. С В.А. Ильиным вряд ли будет обсуждаться хотя бы один из документов, под которым будет его подпись. - Правила могут меняться без предупреждения, пусть это не будет для Вас неожиданным. Теперь о каждой бумаге по порядку. 1. Выписка из протокола заседания Совета (и связанные с ней бумаги). В формальном мире происходят два до-защитных заседания Совета, на которых фигурируют соискатель и диссертация. На первом заседании принимается решение о создании комиссии в составе двух членов Совета, которые будут читать диссертацию. На втором заседании 1) заслушивается доклад одного из членов этой комиссии, в котором говорится о соответствии диссертации профилю Совета и т.п. 2) диссертация принимается к защите и назначается дата защиты. Поэтому образуется три документа. 1. Выписка из протокола первого заседания (о создании комиссии). 2. Заключение комиссии о диссертации 3. Выписка из протокола второго заседания – о принятии диссертации к защите. Также образуются два явочных листа этих двух заседаний. Обратите внимание, кворум – 14 человек. Фигурирующие в этих бумагах номера протоколов и даты заседаний Вам скажет А.Н. Мансуров. В формальном мире, к представлению выписка из протокола первого заседания и заключение комиссии должны быть полностью готовы (подписаны и заверены). В реальности же первого заседания обычно не происходит, поэтому разумно заверять всё уже после представления. На само заседание Совета, на котором будет представление, следует принести явочные листы для обоих заседаний (каждый в 2-х экз.), а также предварительно обсуждённое с А.Н. Мансуровым заключение комиссии о диссертации, чтобы отловить членов комиссии и получить их подписи под их заключение. Иначе потом придётся искать членов Совета (и комиссии) специально, а это может оказаться трудно. 2. Заявление соискателя пишется от руки (написание занимает порядка получаса). Зато, в отличие от всех остальных документов, только в одном экземпляре. В формальном мире, заявление является основанием для запуска всей процедуры рассмотрения диссертации в Совете. Вместе с диссертацией, заявление передаётся комиссии из числа членов Совета. В реальном мире, А.Н. напишет на уголочке заявления ФИО членов комиссии в дательном падеже и поставит соответствующую дату. А читать диссертацию будет сам А.Н. Потом заявление проверит Л.В. Трегубова и, скорее всего, заставит переделать. 3. Заключение о диссертации по месту выполнения, заверенное гербовой печатью. Это в нашем случае – заключение кафедры, о содержании и структуре которого написано выше. С точки зрения оформления, это единственный документ из формы А, который подписывается проректором (располагается в ректорате; на 12 июля 2011 г. и.о. проректора МПГУ по научной работе – к. ист. н., доц. Маландин Владимир Владимирович). Проректор, с которой пришлось общаться мне, Т.И. Березина, обычно подписывала документы буквально на следующий день или через день. Как будет у Вас – предсказать трудно, но точно не быстрее и весьма вероятно – много дольше. Узнать, подписано ли заключение, можно по телефону приёмной проректора (499) 246-60-16. Перед тем как быть отданным на подпись проектора, заключение должно получить визу Л.В. Трегубовой. Л.В. проверит заключение на предмет соответствия формальным требованиям и сделает замечания, которые придётся исправить. Под заключением должны быть подписи зав. кафедрой и секретаря кафедры; однако, если зав. кафедрой – это Ваш научный руководитель, должна стоять подпись заместителя зав. кафедрой Галины Меркурьевны Чулковой (при этом виза зав. кафедрой, на мой взгляд, тоже не повредит). С заключением кафедры логически (это, конечно, сильно сказано) связаны две выписки из протоколов заседания Учёного Совета факультета: об утверждение темы диссертации (первый совет после поступления соискателя в аспирантуру; тему найдите в своём аспирантском плане первого года или на худой конец придумайте) и об уточнении названия диссертации к окончательному виду (стандартно – первый совет после окончания соискателем аспирантуры). Обратите внимание, что до 2006 г. наш факультет назывался физическим, а до 2005 г. деканом был профессор Юрий Николаевич Пашин (и Вам потребуется его подпись). Номера протоколов и даты заседаний выясните у Н.К. Рябчун. (Красным даты выделены потому, что я в них не очень уверен. Уточните у Н.К.) 4. Личный листок по учету кадров, заверенный по месту работы или учебы. Это бумага, содержащая сведения о трудовой деятельности и некоторые другие. Заполняется на специальном бланке (можно взять у меня) от руки в двух экземплярах, что требует порядка часа времени. Сведения переписываются из трудовой книжки. Если Ваше основное место работы – это КОЭФ, придётся заказать трудовую книжку заранее (по-моему, за 2-3 дня) в отделе кадров у Ирины Михайловны Черняевой (к. 124, тел. (499) 246-88-59). После заполнения Вами личного листка, И.М. проверит правильность заполнения и поставит свою визу. Затем личный листок заверяется в Управлении кадров у Елены Константиновны Копыловой (к. 5, часы приёма: пн., чт. 10.00-12.00, вт., пт. 14.00-16.00). Если же основное место Вашей работы – это не КОЭФ, то на этот случай у меня, к сожалению, нет сведений. Возможно, в случае «Сконтела» будет проще. 5. Характеристика за подписью руководителя организации, заверенная гербовой печатью. Тут нет больших особенностей. Разве что в действительности руководитель организации теперь (на конец 2010 г.) не подписывает этой бумаги, а подписывают только Г.Н. Гольцман и декан. 6. Отзыв научного руководителя (консультанта), заверенный по месту его основной работы. Всё тривиально. Однако имейте в виду, что Ваш научный руководитель, скорее всего, никогда не назначался Вам никаким приказом. Потому как руководитель, который формально назначался Вам при поступлении в аспирантуру – это, скорее всего, другой человек. Не стоит обращать на это внимание Л.В. 7. Копия диплома об окончании вуза, заверенная нотариусом. Два экземпляра диплома и вкладыша заверяются в любой нотариальной конторе. 8. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов. Делает его отдел аспирантуры в двух экземплярах. Срок изготовления – 2-3 недели. Можно заказать по телефону ((499) 246-32-61). 9. Список опубликованных работ. Названия журналов указываются полностью. Выходные данные обязательны. Количество печатных листов в публикации можно оценить из расчёта 1 п.л.=16 стр. А4 12 шрифтом. Сначала перечисляются публикации в журналах из списка ВАК, а затем все остальные. Внутри каждого из этих разделов рекомендуется сначала указывать русскоязычные публикации, а затем остальные. Список отечественных ВАКовских журналов есть на сайте ВАК; из зарубежных, ВАКовскими считаются все, включённые хотя бы в одну из баз цитирования Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef. Для подтверждении ВАКовости зарубежных публикаций, Вам придётся принести что-нибудь Л.В., например, распечатку с сайта одной из этих баз данных с упоминанием Ваших журналов. Я брал с сайта Scopus. 10. Два автореферата с ложными листами Это стоит несколько особняком, поскольку, по всей видимости, Л,В. Трегубова не будет смотреть автореферат до того, как состоится представление. Тем не менее, на представлении автореферат потребуется. Авторефераты имеются в виду не сброшуированные, а просто напечатанные (1 страница на лисе формата A4, Times New Roman 14 размера, одинарный междустрочный интервал). Рекомендуемый размер – 16 страниц для автореферата кандидатской диссертации. Печать автореферата будет осуществляться с этого бумажного исходника в типографии МПГУ. То, что называется ложными листами – это первые страницы автореферата с подписями ответственных лиц. После представления диссертации к защите, автореферат должен быть разослан и размещён на сайте МПГУ. Поэтому потребуются также 1) список рассылки, 2) письмо о направлении автореферата для размещения на сайте и 3) «Сведения о предстоящей защите диссертации». Электронный вариант автореферата (без ложных листов, а вот всё остальное должно один в один совпадать с бумажной версией), письма о направлении автореферата для размещения на сайте и «Сведения о предстоящей защите диссертации» записываются на CD и отдаются Трегубовой, но это уже после представления. Вот сводная таблица со сведениями о документах, которые должны быть оформлены к представлению
Ориентировочная последовательность Ваших действий
После этого начинается следующий этап процесса, продолжение о котором следует. |
Заявление соискателя по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к «Положению о совете по защите диссертаций на соискание ученой... | Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а... | ||
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а... | Заявление соискателя на имя председателя диссертационного совета (написанное от руки) | ||
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное... | |||
Диссертационный совет принимает к предварительному рассмотрению диссертацию, отвечающую требованиям, предусмотренным в Положении... | Председателю совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук | ||
Алгоритм подготовки секретарем диссертационного совета аттестационного дела на присуждение ученой степени в егисм предусматривает... | Положение определяет порядок формирования и организации работы совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |