Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание


Скачать 425.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Автор: Дегтярева Инна Витальевна, учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы Ульяновского ГСВУ.

E-mail: momm2002@gmail.com, контактный телефон: 89093600505.


Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2. Особенности работы над экзаменационным сочинением……………………………………………………………………...…6

2.1. Понимание исходного текста……………………………………………..…6

2.2. Особенности сочинения-рассуждения……………………………………...7

2.3. Рецензия, отзыв или эссе?...............................................................................8

2.4. Композиция сочинения………………………………………………………8

2.5. Вступление и заключение………………………………………………….11

2.6. Основная проблема исходного текста……………………………………..14

2.7 Комментирование проблемы исходного текста…………………………...15

2.8. Авторская позиция и способы ее выражения…………………………….16

2.9. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация……………………………………………………………………..17

3. Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений…............19

3.1. Обучение работе над сочинением………………………………………….19

3.2. Как понять исходный текст и определить его основную проблему?........24

3.3. Сочинение по исходному тексту из художественного произведения…..28

4. Заключение……………………………………………………………………31

5.Библиографический список…………………………………………………..32

6. Приложение…………………………………………………………………...33
Введение
В условиях модернизации школьного образования, когда изменилась форма выпускного экзамена по русскому языку, обучение сочинению-рассуждению имеет немаловажное значение. Как научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С на экзамене? Эти вопросы волнуют многих преподавателей русского языка и литературы.

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время выпускается недостаточно методической литературы, где детально рассматривались бы особенности подготовки и выполнения экзаменационного сочинения-рассуждения.

Школьная программа предполагает недостаточное количество часов по русскому языку, чтобы качественно подготовиться к экзамену. Не секрет, что интерес к урокам литературы у учеников в связи с изменением формы экзамена теряется. Они менее добросовестно читают художественные тексты. Как изменить ситуацию?

Новизна данной работы в том, что предлагается один из вариантов, когда в качестве исходных текстов можно использовать эпизоды из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных и домашних сочинений на уроках литературы можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. Практическая польза при этом большая. Во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы; во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую традиционную литературную тему); в-третьих, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного варианта и, наконец, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений.

Целью методических рекомендаций является определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям русского языка и литературы при подготовке выпускников к написанию части С.

Задачи работы.

1) Определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ.

2) Показать эффективность использования «шпаргалок» (схем, памяток и клише) при написании сочинения.

3) Рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов.

Структура работы.

1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики:

  • понимание исходного текста,

  • особенности сочинения-рассуждения,

  • определение жанрового своеобразия,

  • рассмотрение композиционных частей сочинения и способов их раскрытия.

2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на практике.

При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать также из работы отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве справочного материала для учащихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ. Такие «шпаргалки» помогут справиться с поставленной задачей даже слабому ученику.

Особенности работы над экзаменационным сочинением

«Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.

Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы.
Понимание исходного текста

Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста:

  1. О чем говорится в тексте? (Тема текста).

  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста).

  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста).

4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста).

При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни.

В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.
Особенности сочинения-рассуждения

Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением.

«Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.»1

Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся.

Рецензия, отзыв или эссе?

По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»2

Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа.

В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный.

Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5.

Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.
Композиция сочинения

При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ:

Композиция сочинения (часть С)

  1. Вступление:

- сообщение по теме (или)

- сообщение об авторе (или)

- вопросно-ответное единство (или)

- риторический вопрос.

  1. Формулирование основной проблемы исходного текста.

(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).

Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать

  1. Комментарий проблемы.

Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.

  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.

  1. Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел.

Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.

  1. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.

Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.

  1. Заключение:

- нравственный вывод (или)

- призыв (или)

- пословица-вывод (или)

- афоризм (или)

- пожелание на будущее.

Однако эта «шпаргалка» будет полезна только тем выпускникам, которые понимают значения терминов, используемых в алгоритме. Для отдельной категории учащихся полезно заглянуть в словарь.

«Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С

Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать - приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).

Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).

Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте.

Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться0.

Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме»3.
Вступление и заключение

Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушения абзацного членения текста».

Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».

Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.

Формы вступлений

1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.

2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.

3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.

4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.

5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл ( К12).

Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью.
Формы заключений

Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы.

1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему.

2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление.

3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения.

4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату.

Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconПлан подготовки обучающихся 11 класса к сдаче егэ по русскому языку на 2017 – 2018 учебный год
Цель: эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме егэ по русскому языку

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного...
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconСправка по итогам результатов пробного егэ в 11-х классах по математике и русскому языку
Егэ в 11-х классах по математике и русскому языку, в целях подготовки выпускников 11-х классов к проведению егэ, отработки навыков...

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к егэ по английскому языку
В 2010 году в едином государственном экзамене по английскому языку принимало участие 1462 человека

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconО проведении пробного егэ по русскому языку для учащихся XI классов
Провести для выпускников XI классов учреждений образования Актанышского муниципального района 23 марта 2012 года пробный единый государственный...

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconИнформационная памятка по подготовке и проведению гиа для учащихся...
При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего,...

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconСистема работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconПамятка для выпускника
Система работы со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к егэ

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к егэ по английскому...
Изменения в структуре и содержании проекта ким егэ 2013 г по иностранным языкам по сравнению с 2012 г отсутствуют

Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск