Скачать 425.07 Kb.
|
Автор: Дегтярева Инна Витальевна, учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы Ульяновского ГСВУ. E-mail: momm2002@gmail.com, контактный телефон: 89093600505. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С) Содержание 1.Введение………………………………………………………………………..3 2. Особенности работы над экзаменационным сочинением……………………………………………………………………...…6 2.1. Понимание исходного текста……………………………………………..…6 2.2. Особенности сочинения-рассуждения……………………………………...7 2.3. Рецензия, отзыв или эссе?...............................................................................8 2.4. Композиция сочинения………………………………………………………8 2.5. Вступление и заключение………………………………………………….11 2.6. Основная проблема исходного текста……………………………………..14 2.7 Комментирование проблемы исходного текста…………………………...15 2.8. Авторская позиция и способы ее выражения…………………………….16 2.9. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация……………………………………………………………………..17 3. Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений…............19 3.1. Обучение работе над сочинением………………………………………….19 3.2. Как понять исходный текст и определить его основную проблему?........24 3.3. Сочинение по исходному тексту из художественного произведения…..28 4. Заключение……………………………………………………………………31 5.Библиографический список…………………………………………………..32 6. Приложение…………………………………………………………………...33 Введение В условиях модернизации школьного образования, когда изменилась форма выпускного экзамена по русскому языку, обучение сочинению-рассуждению имеет немаловажное значение. Как научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С на экзамене? Эти вопросы волнуют многих преподавателей русского языка и литературы. Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время выпускается недостаточно методической литературы, где детально рассматривались бы особенности подготовки и выполнения экзаменационного сочинения-рассуждения. Школьная программа предполагает недостаточное количество часов по русскому языку, чтобы качественно подготовиться к экзамену. Не секрет, что интерес к урокам литературы у учеников в связи с изменением формы экзамена теряется. Они менее добросовестно читают художественные тексты. Как изменить ситуацию? Новизна данной работы в том, что предлагается один из вариантов, когда в качестве исходных текстов можно использовать эпизоды из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных и домашних сочинений на уроках литературы можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. Практическая польза при этом большая. Во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы; во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую традиционную литературную тему); в-третьих, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного варианта и, наконец, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений. Целью методических рекомендаций является определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям русского языка и литературы при подготовке выпускников к написанию части С. Задачи работы. 1) Определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ. 2) Показать эффективность использования «шпаргалок» (схем, памяток и клише) при написании сочинения. 3) Рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов. Структура работы. 1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики:
2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на практике. При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений. Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать также из работы отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве справочного материала для учащихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ. Такие «шпаргалки» помогут справиться с поставленной задачей даже слабому ученику. Особенности работы над экзаменационным сочинением «Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие. Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы. Понимание исходного текста Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста:
4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста). При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни. В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение. Особенности сочинения-рассуждения Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением. «Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.»1 Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся. Рецензия, отзыв или эссе? По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»2 Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа. В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный. Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5. Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе. Композиция сочинения При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ: Композиция сочинения (часть С)
- сообщение по теме (или) - сообщение об авторе (или) - вопросно-ответное единство (или) - риторический вопрос.
(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте). Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать
Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.
Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.
Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.
Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.
- нравственный вывод (или) - призыв (или) - пословица-вывод (или) - афоризм (или) - пожелание на будущее. Однако эта «шпаргалка» будет полезна только тем выпускникам, которые понимают значения терминов, используемых в алгоритме. Для отдельной категории учащихся полезно заглянуть в словарь. «Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать - приводить доказательства, аргументы. Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения). Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте. Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы). Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.). Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»). Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность – вежливость, тактичность, учтивость. Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться0. Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме»3. Вступление и заключение Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушения абзацного членения текста». Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения». Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах. Формы вступлений 1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте. 2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл. 3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать. 4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным. 5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл ( К12). Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью. Формы заключений Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы. 1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему. 2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление. 3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения. 4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату. Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны. |
Цель: эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме егэ по русскому языку | Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство... | ||
Егэ в 11-х классах по математике и русскому языку, в целях подготовки выпускников 11-х классов к проведению егэ, отработки навыков... | В 2010 году в едином государственном экзамене по английскому языку принимало участие 1462 человека | ||
Провести для выпускников XI классов учреждений образования Актанышского муниципального района 23 марта 2012 года пробный единый государственный... | При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего,... | ||
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том... | Система работы со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к егэ | ||
Изменения в структуре и содержании проекта ким егэ 2013 г по иностранным языкам по сравнению с 2012 г отсутствуют | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |