«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих»


Скачать 359.37 Kb.
Название«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих»
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3
Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

Байкальский государственный университет экономики и права

Читинский институт (филиал)


672000, г.Чита, ул. Анохина, 56

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих»


Выполнила: Куклина Юлия Олеговна, 20 лет,

ст. 4-ого курса очного отделения, юридический факультет.

672038, г. Чита, ул.Новобульварная 56/18

+7-914-481-85-55
Научный руководитель: Канд. юр. наук, доцент кафедры

ГПП ЧИ БГУЭП Ушкин Григорий Николаевич

Чита, 2011

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..2

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего........................................................................................................4

Процедура назначения арбитражного управляющего…………………….11

Процедура отстранения арбитражного управляющего…………………...17

Заключение……………………………………………………………………...26Введение
Стремительное развитие законодательства о банкротстве обусловлено как необходимостью структурных изменений правовых связей между основными участниками, так и необходимостью преодоления последствий мирового финансового (экономического) кризиса.

Со дня возрождения института несостоятельности (банкротства) в России принят уже третий по счету Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Наверное, это абсолютный мировой рекорд «скорострельности» в этой весьма сложной сфере правового регулирования, не терпящей суеты и непродуманных решений1.

К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены, в том числе, и законоположения о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения, отстранения.

Большой интерес к сфере несостоятельности в целом и деятельности арбитражного управляющего в частности вызван тем, что реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства, эффективность которого напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего.

Усиленное внимание со стороны законодателей к проблемам банкротства является ответом на тенденции последнего времени – экономический кризис и учащение случаев невыполнения обязательств. Увеличение количества судебных дел о неисполнении договоров и взыскании задолженности приводит к росту числа дел о банкротстве и заключению сомнительных сделок, связанных с выводом активов до начала банкротства.

Арбитражный управляющий играет существенную роль в реализации процедуры банкротства. По мнению В.В. Витрянского, это ключевая фигура всего дела о банкротстве1.

В настоящей статье я попытаюсь рассмотреть некоторые вопросы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), касающиеся назначения и отстранения арбитражных управляющих.

Целью исследования является комплексное рассмотрение вопросов назначения и отстранения арбитражного управляющего на основе анализа истории развития института банкротства в современном российском праве, а также выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере правоотношений.

Для достижения цели определены конкретные задачи:

1) проанализировать исторические основы института арбитражного управления, выявить закономерности его развития и влияние на состояние современного законодательства о несостоятельности;

2) выявить недостатки в законодательном регулировании вопросов назначения на должность арбитражного управляющего, предъявляемых к нему требований и привлечения его к ответственности;

3) сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, а также частно-научные методы (исторический, логический, технико-юридический, сравнительно-правовой) анализа действующего законодательства и практики его применения.


Требования, предъявляемые к кандидатуре

арбитражного управляющего
Институт арбитражных управляющих изначально предусматривался начиная с Закона «О банкротстве предприятий» N 3929-1 от 19.11.1992. Правовое положение арбитражного управляющего было закреплено и в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» N 6-ФЗ от 8.01.1998. Однако понятие арбитражного управляющего, содержащееся в указанных Законах, существенно отличается от того, как оно определено в Федеральном законе N 127-ФЗ от 26.10.2002. В соответствии со ст. 2 данного Закона арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. По Закону N 6-ФЗ арбитражным управляющим могло быть лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве. Разница в указанных определениях заключается в том, что по новому Закону арбитражным управляющим может быть не любое физическое лицо, а только гражданин Российской Федерации. Арбитражный управляющий теперь утверждается, а не назначается арбитражным судом, а также должен являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Данное лицо должно беспристрастно осуществлять процедуры банкротства в интересах как должника, так и кредиторов. Такое положение обеспечивается путем закрепления на законодательном уровне ряда требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего Законом о банкротстве N 127-ФЗ и иными нормативными актами, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2003 N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации», постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.2003 N 414 «Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего» (с изменениями и дополнениями) и др1.

Арбитражным управляющим по законодательству Российской Федерации может выступать только физическое лицо, утверждаемое арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (статья 2 Закона о банкротстве N 127-ФЗ).

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, условно можно разделить на две группы: требования, наличие которых необходимо для утверждения лица в качестве арбитражного управляющего, и требования, которые препятствуют утверждению данного лица в качестве арбитражного управляющего. В научной литературе принято делить указанные требования на «позитивные» и «негативные»2.

К числу позитивных требований следует отнести: гражданство Российской Федерации, высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем год, наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев.

Новеллой действующего Закона о банкротстве N 127-ФЗ является требование о принадлежности арбитражного управляющего к гражданству Российской Федерации.

На основании новой редакции пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 296-ФЗ от арбитражного управляющего не требуется обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. На сегодняшний день деятельность арбитражных управляющих характеризуется как профессиональная и осуществляемая в порядке частной практики.

Регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя предусматривалась положениями Закона о банкротстве N 6-ФЗ. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего признавалась индивидуальной предпринимательской деятельностью и в предыдущих редакциях ныне действующего Закона о банкротстве N 127-ФЗ.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 6-ФЗ устанавливал, что арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению1.

Также Закон N 6-ФЗ предусматривал обязанность лица, получившего лицензию арбитражного управляющего, зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

Закон о банкротстве N 127-ФЗ не содержит требования об обязательной регистрации арбитражного управляющего в одном из арбитражных судов.

Кроме того, в настоящее время не требуется получения лицензии для ведения деятельности арбитражного управляющего. Следует заметить, что ранее лицензирование осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 N 1544. С момента вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в качестве арбитражного управляющего не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 03.12.2008 г. N 127-ФЗ регламентировал статус арбитражного управляющего в рамках статьи 20. В новой редакции статья 20 подверглась значительным изменениям, закон дополнен новыми статьями 20.1-20.7, существенно детализировавшими регламентацию статуса арбитражного управляющего.

Новеллой российского Закона о банкротстве N 127-ФЗ является положение, согласно которому конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе предусмотреть дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего (пункт 3 статьи 20.2 Закона о банкротстве в новой редакции):

- наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника);

- наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики;

- наличие определенного количества проведенных процедур.

Исходя из специфики правового статуса отдельных категорий должников, на законодательном уровне также предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего1.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2003 N 586 установлен Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. К числу таких требований относятся:

- наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы);

- участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве (за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника) при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего;

- наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Дополнительные требования установлены также в отношении арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. Помимо общих положений арбитражный управляющий должен соответствовать квалификационным требованиям, изложенным в Положении Центрального Банка Российской Федерации от 06.09.2001 N 2929 «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций». Это, в частности, следующие требования: отсутствие в Банке России информации о нарушении данным лицом банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), наличие специальных знаний, приобретенных в образовательном учреждении, аккредитованном Банком России по программам подготовки руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и т.д.

Негативными для кандидатуры арбитражного управляющего являются следующие обстоятельства:

- заинтересованность в отношении должника или кредиторов;

- процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя (арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель сам может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством);

- неполное возмещение убытков, причиненных лицом при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

- дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц);

- судимость за совершение умышленного преступления (в прежней редакции: за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления);

- отсутствие договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Критерии заинтересованности установлены статьей 19 Закона о банкротстве N 127-ФЗ. Заинтересованными лицами по отношению к должнику, в частности, признаются:

- юридическое лицо, являющееся основным или дочерним;

- руководитель должника;

- члены совета директоров (наблюдательного совета) должника;

- члены коллегиального исполнительного органа должника;

- главный бухгалтер;

- бухгалтер;

- лица, находящиеся с указанными выше категориями в родственных отношениях (супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга).

Закон о банкротстве N 127-ФЗ устанавливает, что обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем один год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем 3 млн. руб. в год.

Таким образом, при осуществлении всех процедур банкротства одним из главных действующих лиц является временный, административный, внешний и конкурсный управляющие, которые объединяются понятием арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий - это особый субъект, от деятельности которого зависит, в конечном итоге, судьба должника и эффективность процедуры банкротства.

Единственными законодательными условиями признания лица арбитражным управляющим являются наличие у него гражданства Российской Федерации и членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Некоторые из ранее действовавших требований к арбитражному управляющему отнесены теперь к условиям членства в соответствующей самоуправляющейся организации.

Одним из наиболее важных новшеств стало закрепление принципиально иного, нежели ранее, подхода к определению правовой природы деятельности арбитражного управляющего.

Ранее действовавшая редакция Федерального закона предусматривала в качестве обязательного признака арбитражного управляющего его регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Главным отличием от прежнего подхода стало то, что данная деятельность теперь не признается предпринимательской, то есть не должна иметь своей целью извлечение прибыли. Впрочем, закон не запрещает арбитражному управляющему заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов1.

Членство лица в самоуправляющейся организации арбитражных управляющих обусловлено необходимостью соблюдения ряда условий. Перечень условий членства по сравнению с действовавшими ранее требованиями к арбитражному управляющему имеет ряд важных отличий.
  1   2   3

Похожие:

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconСоюзе «арбитражных управляющих «правосознание» Общие положения
Настоящее Положение об аккредитации при союзе «арбитражных управляющих «правосознание» разработано на основе и в соответствии с фз...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconПравила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (2-я редакция)
Нп «Союз менеджеров и антикризисных управляющих» (далее – Правила) разработаны в нп «Союз менеджеров и антикризисных управляющих»...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconРешением Совета нп "Урсо ау"
Комиссии Некоммерческого Партнерства "уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих"

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconКонкурсный управляющий ООО «Управляющая компания «Лентранс»
Нп пау цфо некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа"

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconРешением Совета Некоммерческого
О правилах проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего Некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconРешением Совета Некоммерческого
О правилах проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего Некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconРоссийская федерация федеральный закон об урегулировании
Севастополя на указанную дату (далее хозяйственный суд), а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconВопросы привлечения арбитражных управляющих к ответственности вводная часть
Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2013 г. №786. Пособие содержит примеры, которые в практическом плане применяются...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconАлесина Светлана Геннадьевна инн: 231512072389 снилс
Центральное агентство арбитражных управляющих, инн/кпп: 7731024000/770601001; огрн: 1107799028523. Адрес Ассоциации: 119017, г. Москва,...

«Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих» iconСведения об информационной сессии по вопросам применения законодательства...
В информационной сессии приняли участие: судьи Арбитражного суда Свердловской области, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск