Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык»


НазваниеМетодическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык»
страница1/5
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Благовещенский политехнический колледж»

Методическое пособие

по изучению дисциплины «Русский язык»

для студентов 1-го курса заочного отделения.

Методическое пособие содержит:

Перечень тем для самостоятельного изучения.

Теоретический материал.

Перечень вопросов для самоконтроля.

Задания для выполнения практической работы.

Список рекомендуемой литературы.

Составил преподаватель русского языка и литературы – Чайка А.А.

Благовещенск, 2018.

1. Введение.

Данные методические указания созданы на основе рабочей программы, составленой в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (базового уровня).

Курс «Русский язык» вводится в программу подготовки специалистов нефилологического профиля потому, что в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Основное назначение дисциплины «Русский язык» состоит в формировании у студентов собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения.

В данном курсе предусмотрено повторение и систематизация на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных в средне школе, и на этой основе – формирование функциональных знаний и умений, которые в совокупности обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает такую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

С учетом сказанного выше программа дисциплины «Русский язык», входящей в блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусматривает следующие требования к уровню подготовки студентов:

Студент должен знать:

- различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

- специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.

Студент должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

Программа по дисциплине «Русский язык» включает в себя 5 разделов.

Раздел 1

«Введение. Русский язык » является препозирующим для последующих разделов. Материал раздела раскрывает состояние современного русского языка как знаковой системы. Дает разграничение понятий «язык» и «речь», «культура языка» и «культура речи». Раскрывает сущность аспектов речевой культуры. Содержит сведения о вербальных и невербальных средствах общения и их взаимодействии.

Раздел 2

«Литературный язык и языковая норма» содержит сведения о русском национальном языке в историческом развитии. В рамках раздела студенты знакомятся с понятием «языковая норма», «речевая ошибка». Представлена система норм русского литературного языка.

Раздел 3

«Система языка и ее характеристика» призван познакомить студентов с языковыми единицами. Даются определения понятий фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, словообразования, морфемы, слова, грамматической категории, части речи, синтаксического строя. Рассматриваются языковые нормы и основные виды ошибок.

Раздел 4

«Текст как речевое произведение» содержит сведения о структуре текста, раскрывает понятие «сложное синтаксическое целое», дает характеристику его видов, способов связи предложений в тексте. Данный раздел знакомит с функциональными стилями русского литературного языка, раскрывает понятия «стиль», «жанр», «форма реализации».

Вышеперечисленные разделы предшествуют

разделу 5

«Этический аспект культуры речи», который позволяет познакомить студентов с правилами речевого этикета, с речевыми формулами, с динамикой изменения обращений в русском речевом этикете.

После усвоения содержания разделов студенту предлагается ответить на вопросы для самоконтроля. Самостоятельное изучение данной дисциплины представляет собой определенные трудности, при возникновении их студент может обратиться за консультацией к преподавателю. В процессе изучения дисциплины студент-заочник может работать не только с литературой, указанной в конце программы, но и использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет-источники.

Программой предмета предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, которые помогут обучающимся лучше усвоить теоретический материал. Распределение учебных часов по разделам и темам в данной программе, а также последовательность их изучения, указанные в тематическом плане, являются рекомендательными.

Для успешного выполнения практических заданий необходимо:

  1. Изучить теоретический материал по теме (представленный в пособии и дополнительных источниках).

  2. Ответить письменно на вопросы для самопроверки.

  3. Выполнить практическую часть.

Тема 1. Основные единицы языка

Методические указания.

Обучающийся должен знать, что такое литературный язык, каковы его признаки.

Одной из характерных черт литературного языка является нормированность.

Обучающийся должен знать различные типы норм: нормы произношения и ударения, или орфоэпические нормы, нормы словоупотребления, или лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, нормы правописания.

Необходимо знать, что литературному языку противопоставляются диалекты, жаргоны, профессионализмы.

Обучающемуся надо знать основные единицы языка: фонемы, морфемы, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонема — это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение.

Морфема (от грей, «morphe» — «форма») — это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

Слово  назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них.

Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

Слово является центральной единицей языка. Все связи языка как системы так или иначе сходятся в слове. Слово состоит из фонем и морфем, и само, в свою очередь, служит «строительным материалом» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание  это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова.

Предложение — это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение более сложная и самостоятельная единица языка, при помощи которой можно не только назвать предмет, но и сообщить о нем что-либо. Предложение характеризуется смысловой оформленностью и законченностью.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как вы могли бы доказать, что язык-явление общественное?

  2. Чем язык отличается от других общественных явлений – религии, искусства, политики?

  3. Чем язык отличается от других средств общения?

  4. Что такое литературный язык?

  5. Что такое норма? Какие существуют типы норм?

  6. При каких условиях формируется литературный язык?

  7. Как назывался первый литературный язык славян?

  8. Что такое словари?

Тема 2. Язык и речь.

Методические указания.

Обучающийся должен знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

Признаки, характеризующие язык и речь, хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Язык как система имеет свою функцию — он является средством общения.

Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Речь служит средством выражением мыслей и чувств человека.

Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался веками и менялся с течением времени.

Обучающийся должен знать качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Правильность речи  это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.Правильность речи

Чистота речи — это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т.

Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.

Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.

Точность речи  это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.

Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность. .

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

  2. Чем устная речь отличается от письменной?

  3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».

  4. Назовите сферы использования языка и речи.

  5. Перечислите функции языка и речи.

  6. Чем отличается речь правильная и хорошая?

  7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них

Тема 3. Фонетика и орфоэпия.

Методические указания.

Необходимо знать, что звуки делятся на гласные и согласные. Согласные делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Обучающийся должен знать основные орфоэпические нормы.

Орфоэпия (от грен, orthos — «правильный» и epos — «речь») - совокупность правил произношения слов и их форм в соответствии с нормами литературного языка.

Орфоэпические нормы:

1 Буквенное сочетание ЧН произносится сегодня в соответствии с написанием: про[чн]ый, типи[чн]ый. Только в немногих словах сохраняется старое произношение на месте ЧН звукосочетания ШН: праче[шн]ая, яи[шн]ица.

2. Сочетания согласных СШ, ЗШ произносятся как долгий твердый звук [ш]: например, высший - вы[ш]ий, низший -ни[ш]ий.

3. Сочетания СЖ, ЗЖ произносятся как двойной твердый [ж]: разжалобить — ра[ж]алобить, сжечь — [ж]ечь.

4. Сочетания ЖЖ внутри корня произносятся как долгий мягкий [ж]: дрожжи — дро[ж]и, вожжи — во[ж]и.

5. Сочетания ТЧ, ДЧ произносятся как долгий звук [ч]: лш-| чик — ле[ч]ик, докладчик — докла[ч]и к.

6. Сочетания ДС, ТС на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: городской — горо-

[ц]кой.

Необходимо знать студентам особенности русского ударения и произношения.

Русское ударение комбинированное, свободное и подвижное.

Нормы постановки ударения называются акцентологическими нормами.

В разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются наиболее частые ошибки, встречающиеся в постановке ударения.

1. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании или на основе: весна — веснУ, река — рЕку и рек У.

2. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение на основе или на окончании: шАлость — шАлостей, Отрасль — отраслЕй и Отраслей.

3. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом «в» и «на» имеют ударение на окончании: в грудИ, на печИ; иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным: бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение у прилагательного в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение должно быть на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белА — бЕльш, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в краткой форме во множественном числе возможны колебания в постановке ударения: бЕлы — бе-лЫ, нИзки — низкИ (исключение: легкИ, прАвы).

6. Если в краткой форме женского рода ударение падает на I основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: кра-сИва — красИвее.

7. В глаголах прошедшего времени единственного числа! женского рода правильным будет ударение не на основе слова

а на окончании: бралА, а не брАла.

Обучающиеся должны знать, что существует ударение логическое.

Логическое ударение — это интонационное выделение одного из слов в предложении с целью придания ему большего смыслового значения.

Ознакомьтесь с правилами слогораздела.

Правила слогораздела:

1) Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва;

2) Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, те-сьма, гу-сли;

3) Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий.

4) Сочетание сонорных согласных переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

5) Буква й всегда остается с предшествующим гласным: пой-мал, чай-ка, май-ский.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что вы узнали об особенностях русского ударения? Какие варианты ударения знаете?

  2. Какие правила произношения вы знаете? Что означает фонетика?

  3. Что такое фонема и какова её роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?

  4. Каковы принципы классификации звуков речи в русском языке?

  5. Что такое орфоэпия?

  6. Каковы особенности русского ударения?

  7. Каковы основные тенденции в развитии русского ударения.

Практические задания.

1.Разделите слова на слоги: коробка, подушка, убегать, отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, сладкозвучная, амбразура, терраса, аккордеон.

2. Проверьте акцентологическую грамотность (расставьте ударение):

Процент, склады, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, бармен, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, агрономия, баловать, воспринять, верование, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, одновременно, призыв, принудить, предвосхитить, ремень, симметрия, средства, статуя, столяр, тотчас, украинец, усугубить, упомянуть, ходатайствовать, щавель, эксперт.

3.Определите значение омографов: хло'пок, хлопо'к, му'ка, мука', о'рган, орга' н, а' тлас, атла' с, бе' лок, бело' к, кро' ю, крою' , мо' ю, мою' .

4. Составьте словосочетания с омографами: проя'сниться – проясни'ться, хара'ктерный - характе'рный, вре'менный – временно'й, чу'дный – чудно'й, запа'сный – запасно'й.

5. Проверьте орфоэпическую грамотность (норму произношения). Напишите, что вы произносите на месте букв ЧН [ чн ] или [ шн ].

Например: подсвечник [ шн ].

Булочная, бутылочный, горчичник, кирпичный, гоночный, сливочный, игрушечный, прачечная, сердечный друг, нарочно, Кузьминична, вербовочный, сердечные капли, елочный, горничная, тренировочный, молочный, мелочный, яблочный, троечный, порядочный. яичница, скучно.

6. Проверьте орфоэпическую грамотность (норму произношения). Напишите, что вы произносите на месте буквы Е [ е ] или [ э ].

Например: музей [ е ].

Агрегат, анемия, амбре, антенна, берет, агрессия, адекватный, атеист, бизнес, гипотеза, дебют, декларация, демарш, гантели, генетика, декрет, консервация, индекс, корректировать, конверсия, паштет, интеллект, интервью, интернат, пресса, резерв, эстет, шинель, компьютер, протеже, термин, фанера.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconМетодическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconУчебное пособие для студентов-нефилологов. Одобрено методической...
Учебное пособие предназначено в качестве материала для практических занятий в аудитории по курсу «Русский язык и культура речи»

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» icon«Русский язык» Цикл дисциплин «Общеобразовательный» Специальность
Цель освоения дисциплины «Русский язык» сформировать у студентов знания и умения, указанные в фгос среднего общего образования

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconУчебно-методическое пособие на английском языке Rostov-on-Don 2011...
Учебно-методическое пособие предназначено для взрослых, которые впервые обращаются к изучению английского языка или имеют значительный...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Вещное право» Программа дисциплины «Вещное право»
...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины оуд. 01. Русский язык...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальностей...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ставит своей целью формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста технического...

Методическое пособие по изучению дисциплины «Русский язык» iconПрограмма кружка по русскому языку «Подготовка егэ»
«Русский язык в формате егэ» в 11 классе разработана на основе Программы А. И. Власенкова «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск