Скачать 447.26 Kb.
|
Раздел 4 «Экономика автомобильного транспорта» НОУ СПО «Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза РА» Тема лекции: «Формирование объемов деятельности предприятий автомобильного транспорта» Составила преподаватель Уланкова Н.А. Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Тема 4.1. Формирование объемов деятельности предприятий автомобильного транспорта.
1. Значение и задачи развития автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике страны. Преимущества автомобильного транспорта выражаются:
Организации потребительской кооперации используют наемный транспорт различных организаций, но значительная часть грузов перевозится собственным автомобильным транспортом. Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок постоянно увеличивается. Это способствует организации бесперебойной доставки товаров в предприятия торговли, позволяет обеспечить обслуживание население в отдаленных населенных пунктах, расширить круг услуг, оказываемых населению (доставка товаров на дом, вывоз продукции из личных подсобных хозяйств на городские рынки и др.). Основными задачами и направлениями развития автомобильного транспорта являются: - увеличение автомобильного парка предприятия; - качественное изменение состава парка автомобилей (разные по грузоподъемности, специализированные автомобили и др.); - снижение порожных пробегов; - повышение коэффициента использования грузоподъемности; - механизация погрузочно-разгрузочных работ; - повышение коэффициента технической готовности парка. 2. Показатели производственной базы и технико-эксплуатационные показатели автомобильного транспорта. Важнейшими показателями производственной базы и эффективности её использования, технико-экономическими показателями являются: 1. Показатели мощности производственной базы: - Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве: АДХ = А1 × Д + Аn × - Ав × Ав Где: АДХ – автомобиле – дни в хозяйстве. А1 – число автомобилей на начало отчетного периода. Аn, Ав – число автомобилей поступивших в течение года и выбывших. Д, Дn, Дв – число дней в году, число дней со дня поступления и выбытия. - Автомобиле – дни в ремонте. АДрем. = А × Дремонта. Где: А – число автомобилей. Д – число дней в ремонте. - Автомобиле – дни в работе. АДраб. = А × Драб. Где: Драб. – число дней работы автомобилей. - Среднесписочное число автомобилей Асс = Где: Асс – среднесписочное число автомобилей. Д – число дней в периоде. - Автомобиле – тонно - дни в хозяйстве. АТДХ = АДХ Т Где: АДХ – автомобиль – дни в хозяйстве. Т – грузоподъемность автомобиля. - Общая грузоподъемность автомобилей. Т = - Коэффициент психнической готовности, характеризует техническое состояние подвижного состава, или показывает долю автомобилей технически исправных. Кт.г. = - Коэффициент использование парка, характеризует долю автомобилей используемых в работе. Ки.п. = 2. Технико-эксплуатационные показатели использования парка: - Средняя продолжительность работы автомобилей на лини. Где: t в наряде – Время пребывания автомобилей в наряде. - Среднее расстояние перевозки грузов. L = Общий пробег с грузом или L = Грузооборот в тонно-километрах Число ездок с грузом Объем перевозок грузов в тоннах - Средняя техническая скорость Vт = Общий пробег t в движении Где: t в движении – время в движении. - Средняя коммерческая (эксплуатационная) скорость Vэ = Общий пробег t в наряде - Среднее время на погрузочно-разгрузочные работы на одну ездку. tпр. = t в наряде – t раб. Число ездок с грузом Где: t раб. – время в работе - Коэффициент использования пробега, показывает долю пробега с грузом в общем пробеге. Кисп.проб.= Пробег с грузом Общий пробег - Коэффициент использование рабочего времени, показывает долю времени в движении в общем времени в наряде. Кисп.врем. = - Коэффициент использования грузоподъемности. Кисп.грузоп. = Перевезено грузов в тоннах = Грузооборот в тонно-киллометрах Средняя номинальная х Число ездок Средняя номинальная х Общий пробег грузоподъемность грузом грузоподъемность с грузом Показывает долю перевозимых грузов в номинальной грузоподъемности автомобиля. - Выработкам (производительность) на одну автотонну А) Выработка в тоннах груза Перевезено грузов в тоннах Общая грузоподъемность Б) Выработка в тонно-километрах Грузооборот в т/км Общая грузоподъемность 3. Статистическая отчетность по автомобильному транспорту. Все юридические лица осуществляющие грузовые перевозки на коммерческой основе ежегодно составляют отчет Ф № 3 – автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта». В первом разделе «Использование грузового эксплуатационного автомобильного транспорта, находящегося в распоряжении предприятия (собственного и арендованного)» показывается: 1. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве, в том числе в работе, в простое и ремонте, и в простое в технически исправном состоянии. 2. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве. 3. Время пребывания автомобилей в наряде. 4. Пробег автомобилей всего, в том числе с грузом. Данные для заполнения этого раздела берут из «Карточек учета работы грузового автомобиля», заполняемых на основе путевых листов. Раздел III «Эксплуатационный подвижной состав». В этом разделе отражается «Поступление, выбытие и наличие эксплуатационного подвижного состава». Данные о поступлении, выбытии и наличии автомобилей показываются по типам автомобилей (грузовые, автобусы, легковые) и по маркам автомобилей. Данные для заполнения берут по счету 01, журнал-ордер 13. В этом же разделе отражается группировка автомобилей по конструкции кузова и грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны и др.) по времени нахождения в эксплуатации на конец года (до 2 лет, от 2 до 5 лет и т.д.). Группировка составляется на основе журнала-ордера № 13 и технических паспортов на автомобили. Раздел IV «Труд». В этом разделе данные отражают в целом по автотранспортному предприятию с выделением водителей. В разделе отражают: 1. Среднесписочная численность работников – заполняют расчетным путем на основе табеля учета выхода работников на работу. 2. Фонд заработной платы работников списочного состава. Данные для заполнения берут по счету 23 или 20/6, счету 26 книг аналитического учета К-39 и К-25. 3. Выплаты социального характера. Данные берут по счету 84 «Нераспределенная прибыль» или по счету 70 «Расчетно-платежной ведомости». Все автотранспортные предприятия составляют ежеквартально отчет формы № 65 – автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта». В разделе I «Грузовые эксплуатационные автомобили» в целом по предприятию и в том числе по видам сообщений (внутригородское и пригородное, международное) отражают:
В разделе V «Доходы и расходы по видам услуг» показывают в целом и в том числе по перевозке грузов и оказанию прочих услуг доходы и расходы транспорта. В разделе VII «Среднегодовая стоимость транспортных средств», данные отражаются только за год. Среднегодовая стоимость рассчитывается с учетом автомобилей на начало года, прибытия и выбытия на основе журнала ордера 13 по счету 01. Все автотранспортные предприятия заполняют ежемесячно соответствующие показатели и в отчетности Ф № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».
Основными показателями объемов производственной программы являются: объем перевозки грузов в тоннах, грузооборот в тонно-километрах, общий пробег в километрах и том числе с грузом. При планировании сначала рассчитывают дневную производительность по маркам автомобилей. Прежде всего, рассчитывают на планируемый год показатели производственной базы. Пример: В автохозяйстве на начало года имелось 86 автомобилей грузоподъемностью 3 т. В планируемом году предполагается поступление с 1.05 – 4 автомобилей. По разработанной смете техобслуживания и ремонта среднее время простоя в ремонте составит 31,1 дня, простои автомобилей с учетом выходных, праздничных дней и др. 118 дней в год на 1 автомобиль. Рассчитаем:
АДХ = 86 365 + 4 245 = 32370 авт-дней.
Асс = автом.
АТДХ = 32370 3 = 97110 авт-тон-дней
т или 88,7 3 = 266,1 т
т
А) Автомобиле – дни простоя в ремонте 88,7 31,1 = 2759 авт – дн. Б) Ктехнич. готов.=
А) Автомобиле – дни в работе 32370-2759-(11888,7) = 19144 авт.-дней Б) Кисп.парка= После расчета производственной базы планирую технико-эксплуатационные показатели, как правило, опытно-статистическим методом исходя из задачи по повышению эффективности использования транспорта. Пример 2. По данным за отчетный год коэффициент использования пробега составил 0,685 в планируемом году возрастет на 0,015. Коэффициент использования грузоподъемности составил 0,850 с учетом мероприятий по наращиванию бортов и использования автомобилей различной грузоподъемности возрастет в планируемом на 0,050. Средняя техническая скорость автомобиля с учетом улучшения состояния дорог и повышения квалификации водителей возрастет с 22 км до 24 км в час. Средняя продолжительность нахождения автомобилей в наряде составит 8 часов в день. Среднее время простоя под погрузкой – разгрузкой составляло 45,7 минут за счет механизации сократится простой в среднем на 2 минуты. Среднее расстояние перевозки грузов не изменится и составит 27 км. Исходя из этого на планируемый год показатели составят:
После этого производится расчет дневной производительности автомобиля в следующей последовательности:
Среднее расстояние ездки с грузом Коэффициент использование пробега 27 км : 0,700 = 38,6 км
60 минут Средняя техническая скорость 60 мин : 24 = 2,5 мин
Время на пробег 1 км Среднее расстояние полной ездки 2,5 мин 38,6 км = 96,5 мин
Время в движении + Время простоя под погрузкой разгрузкой 96,5 мин. + 43,7 мин. = 140,2 мин.
Время работы на линии = 480 = 3,4 ездки Время в наряде 140,2
Средняя номинальная грузоподъемность К ИСПОЛЬЗ.ГРУЗОПОДЪЕМ. 3 т 0,900 = 2,7 т
Средняя грузоподъемность с учетом Кисп. грузоподъемКоличество ездок с грузом 2,7 т 3,4 = 9,18 т
Объем перевозок в тоннах Среднее расстояние ездки с грузом 9,1827 = 247,86 т.км.
Среднее расстояние полной ездки Количество ездок 38,6 км 3,4 = 131,24 км в том числе с грузом Среднее расстояние ездки с грузом Количество ездок 27 км 3,4 = 91,8 км После этого рассчитываем производственную программу на планируемый период (месяц, квартал, год) путем умножения Дневная производственная Среднесписочное число Число днейКоэффициент испо- программа автомобилей в периоде льзования парка Данные берем из соответствующих плановых показателей. Расчет годовой производственной программы автомобилей на планируемый год
5. Планирование материально-технического снабжения. Основой планирования расхода топлива для автомобилей является производственная программа по эксплуатации (общий пробег и грузооборот), а также установленные нормы расхода топлива для каждого типа и марки автомобиля. Нормы расхода топлива устанавливаются на 100 км пробега автомобиля, а также на 100 т-км транспортной работы (учитывается дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом). Кроме этого, устанавливается процент повышения нормы расхода топлива при работе в зимний период времени, в горных районных и др. Планируется также дополнительный расход топлива на маневрирование в пунктах погрузки-разгрузки и на внутригаражные нужды. Потребность в материальных ресурсах рассчитывается в натуральном и стоимостном выражении. Расчет производится в следующем порядке: Потребность в топливе в = Общий пробег автомобиляНорму расхода топлива натуральном выражении на пробег 100 Потребность в топливе = Грузооборот в т.км. Норму расхода топлива на выполнение грузооборота 100 Так как в зимний период устанавливаются повышенные нормы расхода топлива, то расчет лучше вести отдельно на зимний и летний периоды, разделив производственную программу по опыту работы за предыдущие годы. Затем планируется дополнительные расходы топлива Общая потребность топлива % дополнительного расхода топлива на выполнение работ 100 Например. План общего пробега составляет 2511136 км, грузооборота 4742534 т.км. В зимний период времени будет выполнено 40 % работ. Норма расхода топлива в летний период 23 л на 100 км пробега и 2,5 л на 100 т.км. Дополнительный расход топлива на внутригаражные нужды предусмотрен в размере 5 % от основного топлива. На зимний период нормы повышаются на 10 %. Цена за 1 л топлива – 23 руб. Расчет потребности топлива по автохозяйству.
План расхода смазочных материалов рассчитывают исходя из плана расхода топлива и установленных норм расхода смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива. Установленные нормы снижаются на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет и повышаются на 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Потребность в смазочных материалах = План расхода топливаНорма расхода смазочных 100 Если необходимо смазочные материалы и топливо пересчитать из литров в килограммы (тонны) используют переводные коэффициенты (удельные вес). Потребность в кг = Потребность в литрах Удельный вес План расхода обтирочных материалов рассчитывают исходя из среднесписочного числа автомобилей и норм расхода обтирочных материалов на 1 автомобиль. Потребность обтирочных материалов = Среднесписочное Норма расхода обтирочных число автомобилей материалов Например. План расхода бензина установлен 1472169 л. Норма расхода масла для двигателей установлено 3,5 л на 100 л бензина удельный вес масла – 0,9. Среднесписочное число автомобилей 88,7, норма расхода обтирочных материалов 36 кг на 1 автомобиль. Цена за 1 кг масла для двигателей – 26 руб., обтирочные материалы 80 руб. Расчет потребности в смазочных и других эксплуатационных материалов
Вопросы для самоконтроля.
НОУ СПО «Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза РА» |
Сборник лекций составлен из различных источников (сеть Интернет, периодические издания, методические рекомендации, практические руководства).... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический расчет часов по дисциплине «Правовое регулирование таможенных платежей» | |||
... | Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | ||
На основании этих документов банк и пр-е заключают кредитный договор, в кот и оговариваются все условия расчетов между предприятие... | Современные условия экономического развития страны обуславливают необходимость изучения бухгалтерского учета, который является основным... | ||
Радиационный теплообмен связан с двойным преобразованием энергии и происходит в три этапа | Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем – 108 часов, в том числе: лекции – 36, самостоятельная работа... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |