Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания


Скачать 352.04 Kb.
НазваниеСегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Документы
  1   2

ВВЕДЕНИЕ



Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания.

Постоянные изменения и редактирование налогового законодательства РФ связано с совершенствованием деятельности налоговых органов, а также непосредственно и с их информационной деятельностью.

Качество взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками будет более высоким, когда вся информация по налоговым обязательствам каждого налогоплательщика будет доступна самому налогоплательщику.

Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков ведет к увеличению поступлений доходов в бюджет РФ. Информационно – разъяснительная работа позволяет сформировать у налогоплательщиков положительное отношение и избежать негативного поведения.

Целью учебной практики является теоретическое изучение информационно – разъяснительной работы, о ее роли в работе налоговых органов и о необходимости формирования налоговой грамотности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть формирование налоговой грамотности с помощью информационного воздействия;

- изучить основы информационно – разъяснительной работы;

- рассмотреть роль электронного взаимодействия в информационной работе.


ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

1.1 Налоговая грамотность в Российской Федерации как основа увеличения поступлений доходов в бюджет РФ.

В настоящее время большое количество налоговых правонарушений совершается по причине незнания закона или умышленного уклонения от уплаты налогов. Негативное отношение к существующей системе налогообложения объясняется низким уровнем налоговой грамотности населения.

Поэтому в настоящее время возникает необходимость проведения широкомасштабных мероприятий по повышению уровня налоговой грамотности населения. На первом плане должна быть информация, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой грамотности, дисциплины. Налоговая грамотность – это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.

Социально-экономическое развитие российского общества невозможна без постоянного совершенствования государственных институтов, накопляющих и распределяющих денежные потоки в России. Поскольку большая часть поступлений доходов в бюджетную систему РФ обеспечивается за счет налогов и сборов, постольку налогообложение и его развитие в условиях меняющейся современной экономики остается одним из наиболее важных сегментов современной налоговой системы.

Налогообложение в современных условиях в значительной мере зависит от уровня налоговой грамотности налогоплательщиков, которая во многом обуславливает налоговое поведение всех его налогоплательщиков. Налоговое поведение населения однозначно предопределённо ценностными ориентациями, а именно, правовыми нормами, мотивациями, традициями, оказывающими непосредственное влияние на формирование налоговой грамотности. Налоговая грамотность представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений. Это некая модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Каждый субъект налоговых отношений самостоятельно определяет для себя уровень его налоговой грамотности, отличающийся нормами, правилами и ценностями. Состояние налоговой грамотности определяется надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, которые формируют основную часть бюджетов всех уровней. Требуются дополнительные исследования по вопросам содержания организационного-финансового механизма налоговой грамотности, его функционирования, построения в России налоговой грамотности и выявления направлений для ее повышения. Налоговая грамотность складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Налогоплательщик должен осознавать, что налоговые поступления в бюджет нужны для выполнения государством своих функций (содержание армии, обеспечение получения достойного образования, оказание услуг в сфере здравоохранения и т. д.) В современном российском обществе налоговой грамотности практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов. Важнейшим элементом налоговой грамотности является налоговая дисциплина, представляющая собой систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами с учетом различных ситуаций взаимодействия налоговых инспекций по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств. Таким образом, налоговая грамотность населения охватывает как деятельность налогоплательщиков, так и деятельность налоговых органов. При этом эту деятельность следует рассматривать во взаимосвязи. Способы осуществления своей деятельности налоговыми инспекциями оказывает принципиальное влияние на налогоплательщика, но и со стороны налогоплательщика наблюдается определенное давление на налоговые инспекции. Выход такого давления за рамки общей культуры приводит к конфликтным ситуациям между налогоплательщиком и налоговым инспектором. Конфликтная ситуация в налоговой инспекции влечет за собой отсрочку уплаты налогов налогоплательщиками. Механизм формирования налоговой грамотности структурно включает в себя три взаимосвязанные подсистемы, составляющие его внутреннее содержание: механизм формирования налоговой грамотности налогоплательщика, обеспечивающий формирование системы потребностей налогоплательщика, ценностных ориентации и ожиданий, являющийся важнейшим элементом институционализации, механизм формирования налоговой грамотности налоговых органов, способствующий мобилизации налогов и сборов в бюджеты РФ, механизм формирования налоговой грамотности других субъектов, участвующих в налоговом процессе, обеспечивающий полное и своевременное поступление сумм налогов и сборов в бюджет. Одновременно механизм формирования налоговой культуры представляет собой деятельность финансовых институтов по организации функционирования составляющих его структурных элементов (подсистем), то есть по организации налогового процесса в строгом соответствии с нормами налогового права. Налогообложение является элементом экономической культуры, присущей всем государственным системам как крыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. При этом, налоговая культура - это относительно целостная подсистема экономической и общей культуры человека, связанная с ней едиными категориями: культурой мышления, поведения, общения и деятельности и раскрывающая частный аспект бытия человека в налоговой сфере. Поэтому научные исследования взаимосвязи налогообложения и культуры не только целесообразны, но и необходимы для формирования цивилизованного общества. Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. В современном мире возникает вопрос о необходимости совершенствования системы налогообложения и рассмотрения ее с позиции социальных проблем. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения. Наблюдается достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований. Процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблем. Среди них нами выделены следующие:

- нестабильное налоговое законодательство РФ;

- недостаточная система информирования, консультирования граждан;

- низкий уровень качества исполнения налоговых процедур;

- недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам;

- проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений;

- непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;

- процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого — постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Нестабильность налогового законодательства страны выступает одним из самых глобальных проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового информирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается. Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой грамотности являются:

- принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров;

- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;

- внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур;

- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является. Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует:

- высококвалифицированного профессионального обеспечения;

- хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов;

- высокого уровня законопослушания.

Между тем физические лица во всех странах мира — самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментом в отношении налоговой культуры. Повышение налоговой культуры и укрепление налоговой дисциплины зависит не только от контингента налогоплательщиков и законодательной базой, но и от качества работы представительных органов государства. В настоящий момент Федеральная налоговая служба проводит определенную работу с налогоплательщиками по поводу их налоговой культуры. Помимо этого проводится значительная работа в СМИ, издаются учебники по налогообложению, корректируется Налоговый кодекс, проводятся тематические семинары и конференции. По сути, теперь ФНС не фискальный орган, а служба, готовая помочь каждому налогоплательщику предупредить возможные налоговые правонарушения, что приводит к положительной тенденции развития налоговой системы в целом. Возрастающее значение повышения налоговой культуры населения требует все более новых и современных подходов. Информационно- разъяснительная работа является одним из направлений налоговых органов в обеспечении необходимой информацией налогоплательщиков и предоставлении ответов на вопросы, которые периодически возникают у налогоплательщика, когда поднимается тема налогов. И, прежде всего, им необходима информация о важности своевременной и полной уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. Достижение необходимого уровня налоговой культуры и налоговой дисциплины возможно только в случае обратной связи между государством и налогоплательщиком. Несмотря на то, что во всех источниках и в НК РФ указывается, что налоги носят безвозмездный характер, налогоплательщик рассчитывает на предоставление услуг государством. Для увеличения уровня налоговой культуры необходимо разработать различные программы, улучшающие положения налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав. Небольшие поощрения добросовестным налогоплательщикам увеличили бы налоговые поступления в бюджет. Развитие системы льгот субъектам малого и среднего бизнеса способствуют увеличению налогового потенциала как субъектов, так и государства в целом. Различные оптимизационные схемы являются стимулирующим фактором для налогоплательщиков, что приведет к увеличению сумм поступающих в бюджет платежей и в дальнейшем развитию налоговой культуры и налоговой дисциплины. Меры, принимаемые налоговыми органами, обеспечивают доступ граждан России к предоставлению государственных услуг в электронном виде, повышают налоговую культуру населения и мотивацию налогоплательщиков к уплате налогов и сборов, тем самым способствуют повышению их собираемости. Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть обеспечено взаимодействие и координация средств массовой информации и различных государственных органов: Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы. По нашему мнению, надо приступить к созданию устойчивой и справедливой налоговой системы, в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение. Во-первых, следует квалифицированно совершенствовать налоговое законодательство, проводить реформирование налогов и сборов. Основными задачами налогового реформирования являются создание в стране «прозрачной» и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в экономике государства. Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные суды. В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам. Научные исследования налоговой культуры не только целесообразны, но и необходимы для формирования цивилизованного общества. Таким образом, для формирования налоговой культуры в современных экономических условиях необходимо создание целостного представления о сущности, структуре и функциях налоговой культуры, динамике ее формирования в единстве всех ее компонентов; воспитание граждан с высокой налоговой культурой.

1.2 Информационно- разъяснительная работа налоговых органов

Эффективное налогообложение государства напрямую зависит от развитой системы информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Предоставление информации является обязанностью, исполнение которой гарантирует повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков, которые, в свою очередь, в случае получения достаточной информации в полной мере исполняют основную конституционную обязанность по своевременной и полной уплате налогов и сборов.

В качестве базовой характеристики информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками следует учесть бесплатный характер информирования1.

Налоговые органы осуществляют информирование населения об изменениях в налоговом законодательстве, публикуют отчетную информацию о текущей налоговой работе, проводят образовательно-воспитательную работу, выдают памятки и листовки, организовывают семинары. Работники налоговых органов должны квалифицированно налаживать отношения с плательщиком, консультировать и следить за своевременностью уплаты налогов.

Для повышения уровня налоговой культуры населения требуется развитие сферы информационных услуг. Информационная деятельность налоговых органов в значительной степени должна выражаться в передаче одной стороной информации, приспособленной для восприятия другой стороной. В зависимости от степени охвата аудитории, характера взаимодействия (бесконтактный и контактный) налоговых органов и налогоплательщиков, уровня налоговой грамотности и платежеспособности налогоплательщика и ряда иных признаков информирование налоговыми органами осуществляется через средства массовой информации, а также на групповой основе или в индивидуальной форме.

Все многообразие существующих способов информирования налогоплательщиков представлено на рис. 1

Групповое информирование

Виды информирования налогоплательщиков

Массовое

информирование

Индивидуальное информирование

- размещение необходимой информации, в том числе видео- и аудиороликов на сайтах ФНС РФ и ее территориальных управлений;

- выступления ведущих специалистов налоговых органов на центральных и региональных телевизионных каналах и радиостанциях;

- размещение материалов в центральных, региональных и местных печатных изданиях;

- использование информационно-справочных систем;

- изготовление наружной рекламы (перетяжки, рекламные щиты).
- проведение пресс-конференций и «круглых столов»;

- организация семинаров для плательщиков;

- оформление информационных стендов в налоговых органах;

- опубликование и распространение ведомственной печатной продукции (газеты, буклеты, листовки).

- консультирование по электронной почте через сеть Интернет;

- письменное консультирование, в том числе через информационно-справочную систему Консультант-Плюс;

- телефонное консультирование;

- личное консультирование.

Рис. 1 Способы информирования налогоплательщиков

На сегодняшний день налоговыми органами широко используются массовые способы распространения информации: от печатных изданий до сети Интернет. Тесное сотрудничество с информационными агентствами и редакциями газет обеспечивает наиболее выигрышный охват аудитории при незначительных затратах на публикацию материалов. Отдел по связям с общественностью и СМИ. Управления ФНС РФ по Республике Бурятия тесно сотрудничает со всеми республиканскими СМИ, региональными информационными центрами и агентствами распространения информации. Журналисты регулярно приглашаются на все мероприятия Управления ФНС РФ по РБ (коллегии по итогам работы за определенный период, совещания по реструктуризации задолженности, пресс-конференции по актуальным вопросам).

Постоянное информирование журналистов газет о происходящих событиях в сфере налогообложения, подача материала на актуальные темы от пресс-центра УФНС РФ по РБ во многом способствует повышению налоговой грамотности плательщиков. В газетах и на интернет- сайтах проводится разъяснительная работа по вопросам соблюдения налогового законодательства и возможных последствий для его нарушителей на основе реальных ситуаций. В рамках этой работы публикуются предупреждения и напоминания различным категориям налогоплательщиков о необходимости к определенному сроку получить лицензии, сдать декларации, зарегистрироваться, отчитаться и т.п.

Для дальнейшего улучшения информационно- разъяснительной работы необходимо не только сохранить со СМИ постоянное сотрудничество, но и развивать, прибегая к новым взаимовыгодным способам. Основа сотрудничества должна состоять из открытости, объективности, оперативности и краткости - то есть то, что редакциями больше всего ценится. Благодаря этому СМИ будут доверять налоговым органам, что во многом облегчит и упростит сотрудничество. Необходимо также вовремя отвечать на все запросы СМИ, реагировать на их критические и проблемные материалы, и естественно своевременно доводить необходимую информацию. 

Особая активация информационно-разъяснительной деятельности для налоговых органов наступает при вводе в действие нового закона или инструкции. На сайтах ФНС России и территориальных налоговых органов размещаются необходимые для плательщика сведения, включая формы налоговой отчетности и разъяснения налоговых норм. Это дает возможность налогоплательщикам через телекоммуникационные каналы связи осуществлять сверку состояния расчетов по налогам, а также выяснение размера начисленных налогов.

Выступление по радио, по телевидению налоговая служба использует крайне редко. Этот вид коммуникаций считается дорогостоящим, и к нему прибегают в основном при значительных изменениях в системе налогообложения. В то же время для информирования налогоплательщиков на постоянной основе используются информационно-справочные системы. Большой популярностью у налогоплательщиков пользуется справочная правовая система «Консультант-Плюс».

Групповое информирование встречается тогда, когда обобщенная информация предназначена для определенной совокупности налогоплательщиков и может носить совещательный характер. Большинство налогоплательщиков не в состоянии оценить информацию, которую они получают в виде разъяснений норм налогового законодательства через средства массовой информации. Обсуждаемые практические вопросы, с одной стороны, бывают общими, зачастую касающимися административно-процессуальных проблем, а с другой – касаются довольно узкоконкретных проблем налогообложения отдельного налогоплательщика.

С целью наиболее адекватного отражения изменений налогового законодательства, теоретического и методического характера в учебных программах и литературе ежегодно проводятся общероссийские и международные конференции и «круглые столы». В собраниях профессионального сообщества принимают участие как представители научной деятельности, так и практические работники: аудиторы, экономисты, бухгалтера, налоговые инспекторы.

Наиболее эффективной формой групповой информационно-разъяснительной работы является проведение семинаров сотрудниками налоговых органов. Основной задачей, стоящей перед налоговой службой признано повышение налоговой грамотности подрастающего поколения налогоплательщиков. В рамках Недели налоговых знаний в школах, средних специальных и высших учебных заведениях проводятся специальные курсы по теории и практике налогообложения. Они предоставляют возможность слушателям обсудить с налоговыми инспекторами вопросы, недостаточно четко изложенные в законодательных актах и вызывающие сомнения. Также для удобства налогоплательщиков во всех инспекциях оформлены стенды, на которых размещается наиболее актуальная информация, образцы заполнения налоговых деклараций, а также меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Информационно-разъяснительная работа налоговых органов должна проводиться в направлении, как упущенных выгод, так и неотвратимости выявления схем уклонения от налогообложения и привлечения нарушителя к налоговой ответственности в виде уплаты налоговых санкций в двойном размере. Например, применительно к незаконному возмещению НДС необходимо объяснить, что использование таких схем влечет за собой определенные издержки для организации в виде оплаты стоимости услуг фирм-однодневок. К тому же, списывая значительную часть добавленной стоимости на фирмы-однодневки, организации, которые заинтересованы в долгосрочном развитии, лишаются возможности раскрывать свои истинные обороты. Они вынуждены декларировать значительно заниженные доходы либо завышенные расходы, что затрудняет привлечение внешних инвестиций, усложняет поиск партнеров на рынке.

В Республике Бурятия ежегодно для школьников и студентов проводится Неделя налоговых знаний. Для будущих налогоплательщиков проводятся разъяснительные работы для формирования налоговой культуры со школьной скамьи. Инспекторы рассказывают о современной налоговой системе России, о роли налогов в жизни общества, о новых технологиях в обслуживании налогоплательщиков. Необходимость проведения таких мероприятий подтверждает неподдельный интерес молодого поколения, проявляемый в ходе семинаров.

Индивидуальное информирование имеет место в случае взаимоотношений отдельно взятого налогоплательщика и налогового органа для решения каких-то индивидуально-конкретных вопросов на деловой основе. В налоговых органах на постоянной основе действуют телефоны горячей линии, которые подключены к обслуживанию Единым Контакт-центром ФНС России2. Телефонное информирование осуществляет бесперебойную работу по предоставлению услуги с помощью отдельного телефонного номера.

Кроме того, налогоплательщики получают информацию и в открытых на период декларационных кампаний консультационных пунктах, создаваемых не только при инспекциях, но и при сельских администрациях.

Освещая деятельность налоговых органов, средства массовой информации должны внедрять в сознание читателей и телезрителей убеждение, что налоговые органы приветствуют любое стремление к сотрудничеству со стороны законопослушных добросовестных налогоплательщиков. При этом необходимо формировать образ налогового инспектора, выступающего помощником налогоплательщика и считающего своим долгом помочь ему в правильном определении размера его налоговых обязательств. Работа Управления должна быть направлена на создание положительного имиджа налоговой службы и укреплению ее репутации.

Основными направлениями налогового информирования в целях повышение его эффективности должна быть идеология взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налогоплательщики не должны остро реагировать на исполнение налоговых органов своих прав и обязанностей. При неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей налоговые органы должны применить предписанные законом меры для обеспечения исполнения этих обязанностей, включая принудительное взыскание налогов, либо иначе выступать в защиту интересов государства. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. Все документы и сведения, связанные с исчисление и уплатой налогов, должны быть доступны налоговым органам, включая и сведения, составляющие коммерческую тайну. Крайняя мера по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками - это заблокированные счета в банках и арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ. В свою очередь налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

Вместе с тем необходимы соответствующие условия и механизмы взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России для соблюдения баланса прав и обязанностей. Развитие налоговой культуры поможет большинству налогоплательщиков осознать необходимость уплаты налогов. Воздействие на сознание и поведение вовлекает налогоплательщиков в правовое поле налоговых отношений.

По мнению налогоплательщиков, к снижению уровня коррупции ведет такой общеизвестный прием, как сведение к минимуму личных контактов работников налоговых органов с налогоплательщиками. Информированность налогоплательщиков играет важную роль в сокращении числа правонарушений и преступлений.

Повышение эффективности работы налоговых органов в рамках информационно- разъяснительной работы для налогоплательщиков способствует увеличению налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

1.3 Роль электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в информационно – разъяснительной работе

В течение последних лет одной из приоритетных задач ФНС России является совершенствование условий и повышение качества обслуживания налогоплательщиков, оказание им информационных услуг.

Эффективная работа налоговых органов возможна только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в налоговых органах создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для реализации функций всех уровней налоговых органов по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Объём информации с каждым отчетным периодом становится больше, поэтому возможности налоговых органов по обработке информации и своевременному доступу к ней требуют постоянного совершенствования. Средства электронной связи открывают все новые и новые возможности для взаимодействия государственных органов с физическими лицами и организациями в электронном виде.

В связи с этим уделяется большое внимание развитию информационных технологий. Налоговые органы заинтересованы предоставлением информационных услуг налогоплательщикам электронном виде в сети Интернет, с целью расширения объёма бесплатных услуг и качества обслуживания налогоплательщиков.

Так, по словам Президента Российской Федерации, «не нужно преуменьшать готовность населения к использованию электронных услуг. Раз десятки миллионов граждан регулярно пользуются Интернетом, значит, они готовы к получению электронных услуг»3.

В отделе учета и работы с налогоплательщиками в 2017 г. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи задействовано и участвует более 70 % от всех налогоплательщиков, которые предоставляют налоговые декларации и отчётность4.

Огромную роль в развитии электронных информационных услуг и сервисов для налогоплательщиков сыграло разработка официального сайта ФНС России с 2005 г. Все материалы Интернет-сайта за исключением информации предоставляемой через Интернет - сервисы, могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных носителях без ограничений по объему и срокам публикации без предварительного изменения и на условиях ее свободного (бесплатного) использования.

Интернет-сайт ФНС России в январе-сентябре 2016 года посетило более 81,6 млн. человек. В настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано 47 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов.

Очень много полезной информации о деятельности ИФНС России, вкладки, которые способствуют перемещению по сайту и предоставлению определенной информации. Прежде чем использовать данные вкладки, необходимо в верхней части главной страницы сайта указать свой регион. После чего, вся информация на сайте обновится и будет принадлежать только заданному региону.

Для каждой группы налогоплательщиков имеется свой личный кабинет с определенным набором возможностей. Информация, которая представлена на этом сайте, востребована всеми участниками налоговых правоотношений.

С помощью личного кабинета стало возможным самостоятельное формирование платежных документов без посещения налогового органа. Так, можно ознакомиться с начислениями в разрезе налогов с просмотром сводного налогового уведомления, погасить задолженность либо получить квитанцию на погашение задолженности. Также данный сервис позволяет налогоплательщику:

- получать информацию обо всех объектах налогообложения;

- получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;

- оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки партнеры налоговой службы с которыми заключены соглашения (ПАО Сбербанк, Россельхозбанк, Росбанк, ВТБ- 24);

- осуществлять электронный документооборот с налоговой службой;

- подавать налоговые декларации и отслеживать статус проверки;

- обращаться в налоговые органы по иным вопросам с получением официальных ответов.

К числу наиболее востребованных следует отнести также следующие онлайн-сервисы:

- сервис «Контакты и обращения» позволяет определить инспекцию ФНС России (её номер, адрес и телефон), соответствующую заданному адресу места проживания налогоплательщика;

- сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» предоставляет возможность бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ / ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в виде выписки из соответствующего реестра / справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью;

- сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» создан в целях информирования в выборе контрагентов (поставщиков, подрядчиков) о изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица о государственной регистрации. Указанная информация может быть использована для пресечения неправомерных действий дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке. Информация обновляется ежечасно и позволяет в режиме реального времени отслеживать несанкционированные изменения сведений Единого государственного реестра юридических лиц.

Документы, поданные пользователями через Личный кабинет с помощью неквалифицированной электронной подписи






декларации 3-НДФЛ










заявления на зачет/возврат




переплаты










заявления на предоставление




налоговой льготы










запросы на получение справки о




состоянии расчетов с бюджетом










прочие документы5


Однако следует обратить внимание на то, что корректировка данных на сайте может произойти по прошествии некоторого времени, так как разноска поступивших платежей в лицевых счетах налогоплательщиков - многостадийный процесс, в котором помимо налоговых органов задействованы органы федерального казначейства и кредитная организация, их информационные и транспортные системы. Также, оплачивая налоги через личный кабинет в режиме онлайн, отображение уплаты налога занимает до 10 рабочих дней.

Из-за стремительного роста числа пользователей сети интернет (в России на начало 2018 года среди населения старше 16 лет составило 87 млн человек. Это на 3 млн больше, чем год назад и составил 73% от всего населения страны6) необходимо развитие электронных сервисов налоговых органов. Еще в 2002 г. на 3 года была разработана программа «Развитие налоговых органов» целью которой было решение об устранении недостаточного количества технических средств, отвечающих современным требованиям, отсутствие единообразия и функциональности программного обеспечения7.

Значительное влияние на повышение эффективности работы оказывает система поступления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)8. При использовании этого электронного метода, датой сдачи отчетности в налоговый орган считается дата ее отправки. ТКС можно назвать средство передачи данных на большие расстояния, через операторов электронного документооборота. Сдача отчетности по ТКС имеет свои положительные и отрицательные отличительные черты.

Положительные черты сдачи отчетности по ТКС:

1) экономия времени, поскольку нет необходимости посещения налогоплательщиками налоговых органов, вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из точки доступа Интернет;

2) не требует дублирования документов на бумажных носителях;

3) возможность избежать ошибки путем формирования информации для отчетов в специализированных программах;

4) конфиденциальность: при сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы применяются средства криптографической защиты информации (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающие защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством;

5) обновление форматов представления информации в электронном виде;

6) возможность отслеживать отправленную отчетность и подтверждение доставки отчетности;

7) повышение оперативности обработки информации, отчетность, проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

Минус же заключается в том, что отчетность нельзя сдать как приложение файлов с декларациями к письму, отправляемому по электронной почте. При представлении электронной отчетности нельзя связываться с налоговым органом напрямую: по закону это можно сделать только через «посредника» – специализированного оператора связи, оказывающие услуги налогоплательщикам на коммерческой основе.

Налогоплательщики – организации, только вставшие на учет, при реорганизации или крупные организации, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек, обязаны подавать налоговые декларации только в электронном виде9. Организации, в которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях – за месяц создания или реорганизации) не превышает 100 человек, могут передавать налоговую отчетность по ТКС только по своей инициативе. Требовать от таких организаций передачи деклараций (налоговых расчетов) по телекоммуникационным каналам связи налоговые органы не вправе. В настоящее время все большее число руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей положительно оценивают преимущества безбумажной технологии. Однако, введение новой формы подачи документов, как и любые изменения, имеют неоднозначную оценку.

Налогоплательщику или его представителю необходимо быть зарегистрированным в качестве участника электронного документооборота. Информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика через оператора ЭДО осуществляется в зашифрованном виде, за исключением направления подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке. Документы, направляемые в налоговые органы, подписываются электронной подписью налогоплательщика или его представителя и оператора ЭДО, чьи полномочия установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания электронных подписей в Системе10.

Переход на предоставление отчетности в электронном виде с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) гарантирует достоверность, безошибочность, целостность переданных данных в ФНС России. Существует несколько видов ЭЦП, которые различаются надежностью электронных ключей.


Электронно-Цифровая Подпись




Усиленная

Простая


Квалифицированная

Неквалифицированная


Рис. 1 - Виды электронно-цифровой подписи

Простая электронная подпись является заменой рукописной подписи, оформляется в основном физическими лицами. Она позволяет лишь определить автора документа и имеет низкую степень защиты, тем самым не защищает документ от подделки. Получение подписи несложная процедура, занимающая минимальное количество времени. Однако использование простой электронной подписи допускается только для получения государственной или муниципальной услуги и состоит в предоставлении справочной информации, если не установлен запрет на обращение.

Неквалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи. По мнению Минфина, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Возникает вероятность возникновения споров с государственными органами.

Квалифицированная электронная подпись соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и также дополнительными признаками:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом.

Документ, подписанный, квалифицированной электронной подписью аналогичен бумажному варианту с собственноручной подписью. Использование квалифицированной подписи физическими и юридическими лицами дает право на предоставление любых услуг, которые не запрещены законодательством РФ11.

Получение ЭЦП напрямую зависит от категории налогоплательщиков. Для физического лица получить возможность отправлять в налоговые органы налоговые документы (декларации), сведения, подписанные усиленной неквалифицированной электронной можно абсолютно бесплатно через «Личный кабинет» в разделе «Профиль». ФНС России предлагает два варианта хранения подписи: ключ к ней хранится либо на компьютере пользователя, либо в защищенном налоговой службой хранилище. Сертификат ключа проверки электронной подписи действует в течение одного года.

При получении ЭЦП юридическому лицу необходимо сделать ряд действий. В первую очередь нужно предоставить пакет нотариально заверенных копии документов должностного лица, на которое оформляется ключ ЭЦП. Реквизиты организации, юридический и фактический адрес, банковские реквизиты, телефон, электронная почта.

После этого необходимо выбрать удостоверяющий центр, где вы будете получать ЭЦП. В г. Улан- Удэ 6 организаций, осуществляющих выдачу ЭЦП. Разница между ними заключается не только в стоимости услуг и месторасположении, но и в видах оформляемых электронных ключей.

Следующий и завершающий этап заключается в проверке подлинности данных и подписании договора для получения ключа ЭЦП.

Информационная система приема и отправки документов с помощью ЭЦП способна полностью заменить бумажный документооборот, так как каждый налогоплательщик может проставлять на любых документах также электронную подпись с помощью которой документ имеет юридическую силу. Проверка подлинности электронной подписи сейчас ведется в разных программах, и их использование осуществляется по договоренности между отправителем и получателем документов.

Благодаря созданию Федерального казенного учреждения «Налог-сервис», предметом деятельности которого является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России, ее территориальных органов, реализовано:

- централизованный ввод сведений о налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а также по каналам связи;

- централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе;

- централизованный ввод документов переменной структуры (счета-фактуры, книги покупок и продаж, выписки банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;

- централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том числе в электронном виде по ТКС;

- администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы (АИС «Налог») ФНС России;

- оказание услуг контакт-центра, включающих анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения его работы;

- централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;

- формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, научно-технической обработки документов, образующихся в результате деятельности налоговых органов;

- обеспечение мероприятий по защите информации;

- обеспечение мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем и средств связи и автоматизации, вычислительной и копировально-множительной техники, оргтехники, эксплуатируемых в налоговых органах.

«Налог-сервис» осуществляет взаимодействие с налогоплательщиками, органами государственной власти и государственного управления, с регистрирующими органами, финансово-кредитными и другими организациями всех уровней. Перечень этих организаций достаточно широк: около 50 ведомств и их представительств на местах.

Информационный обмен с внешними организациями и ведомствами организуется по каналам связи и (или) на электронных или бумажных носителях в соответствии с соглашениями, регламентами и протоколами по обмену информацией и с учетом готовности этих органов к обмену с применением современных средств вычислительной техники. 

В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, пользователей сайта ФНС России, проводится опрос на тему, насколько удобно пользоваться официальным сайтом Налоговой службы. Все посетители сайта www.nalog.ru смогут оценить информативность, доступность изложения и удобство навигации Интернет-ресурса ФНС России, а также высказать конкретные предложения и пожелания по совершенствованию сайта. ФНС России призывает всех пользователей сайта заполнить анкету, для улучшения информирования на сайте и удобства в использовании.

  1   2

Похожие:

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconМетодические рекомендации по организации электронного документооборота...
Электронного документооборота при обмене информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщика)...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconК Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми...
Настоящие Правила определяют порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее Заявление) по форме Приложения...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconИспользование информационных технологий в налоговой системе республики беларусь
Перспективы внедрения автоматизированных информационных систем в налоговоую систему в контексте их использования налоговыми органами...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconПресс-релиз
Введение с 2015 года обязанности для налогоплательщиков по обеспечению электронного взаимодействия с налоговыми органами и дополнительных...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconУправление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан отдел...
Налоговыми органами с 09. 01. 2017 по 02. 05. 2017 проводится Декларационная кампания. Отдельные категории граждан обязаны самостоятельно...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconЗемельные участки все чаще становятся предметом имущественных споров...
Такие юридические конфликты подтверждение повышения интереса к этому виду недвижимости, считает замруководителя Управления Федерального...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconМесто и дата совершения доверенности
Общества в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) по всем вопросам,...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconФедеральная налоговая служба Письмо 25 июня 2009 № мн-22-6/511@ о...
О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30. 12. 2008 n 312-фз

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания iconРегламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками...
Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное...

Сегодня между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают конфликты и непонимания icon1. Настоящий порядок ведения личного кабинета налогоплательщика,...
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3824; 2015, n 24, ст. 3377) в целях реализации налогоплательщиками...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск