Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка”


НазваниеСтатья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка”
ТипСтатья
filling-form.ru > Бланки > Статья
Статья

«Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)ОУ на уроках русского языка”

Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека. Вхождение в мир взрослой жизни заставляет выпускников коррекционной школы быть достаточно подготовленными к самостоятельной жизни, в том числе, в умении ориентироваться в деловых бумагах, с которыми придётся сталкиваться в разных сферах жизнедеятельности, что является необходим требованием времени.

Будут ли поступать выпускники в профессиональные учебные заведения или устраиваться на работу, получать или менять паспорт на новый, переводить деньги или отправлять бандероль, заказное письмо и т. п., они вынуждены обращаться к деловым бумагам.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг.

Но многолетний опыт моей работы в коррекционной школе показывает, что без специальной тренировки в их оформлении умственно отсталые учащиеся оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ученик зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т. д.

Тема «Деловое письмо» является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как их возможности излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

К тому же, предусмотренное программой русского языка в коррекционной школе количество часов на изучение делового письма, довольно незначительное, что затрудняет отрабатывать практические навыки в оформлении деловых бумаг. А также нет и специальных учебных пособий для учащихся.

Поэтому в старших классах, особенно в выпускном 9-ом классе, я стала проводить еженедельную работу по деловому письму и учащиеся получают представление о видах деловых бумаг: личные документы официального характера (заявление, автобиография, расписка, доверенность, объяснительная записка, объявление). Общим для них является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. И деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения (заполнение бланков на посылку, денежный перевод, бланки по платежам за коммунальные услуги, телеграмма, поздравительная открытка, письмо).

В свои уроки по данной теме включаю специально разработанные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующие социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся. Так в 9-ом классе все ранее изученные деловые бумаги неоднократно повторяются учащимися, но в разных вариантах заданий, что способствует лучшему усвоению каждой деловой бумаги и уверенности в их самостоятельном оформлении. Это обеспечивает реализацию принципа многократности повторения, присущего коррекционным школам для детей с нарушением интеллекта. С этой целью мною разработана рабочая тетрадь «Деловое письмо» для учащихся 9 класса, в которой представлены виды коррекционных заданий по основным деловым бумагам. На протяжении всего учебного года учащиеся работают с этой тетрадью.

Знакомя с новым видом деловой бумаги или закрепляя написание, обязательно учитывается сфера её применения, выявляются обязательные элементы, специфичные только для данного документа, и верность отбора и использования необходимых языковых средств. На этапе самостоятельного составления документов я и предлагаю вариативность коррекционных заданий различной степени сложности.

Например: тема «Объявление»

Задание. Дополни недостающую информацию в объявлениях, запиши верный вариант.

Объявление

В воскресенье в актовом зале школы состоится праздничный вечер.

Администрация школы

Объявление

Утеряны водительские права. Вознаграждение гарантируется.
Задание. Составь текст объявления о поиске работы.

Тема: «Расписка»

Задание. Прочитай текст расписки. Исправь допущенные неточности. Запиши верный вариант.

Расписка.

Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета биологии.

Сидорова

Для закрепления навыков работы с деловой бумагой и формирования навыков делового общения провожу практические уроки, на которых с учащимися пишем и отправляем письма, поздравительные открытки, составляем телеграммы, заполняем бланки почтовых переводов и других отправлений; составляем расписки, объяснительные, различные заявления и т. п.

А уроки с использованием ролевой игры, прежде всего, связаны с поступлением в учебные заведения профессионального обучения, работой и трудоустройством и другими жизненно необходимыми ситуациями. Так, например, нами разыгрываются «Приём на работу», «В приёмной комиссии», «На почте», «Поздравительная открытка», «Оформляем доверенность» т. д. Работа по развитию деловой речи имеет своё продолжение в системе внеклассной работы: проводятся экскурсии в Центр занятости населения, в профессиональный лицей, на Почту. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни.

Но для учащихся с нарушением интеллекта, как подтверждает практика, необходимы ещё и специально организованные занятия в реальных условиях. С этой целью я стала проводить практические занятия с выходом в места ближайших социальных объектов, моделируя жизненные ситуации. И, прежде всего, используем территорию школы. Например, в школьном отделе кадров, а затем и в ближайшем детском саду, учащиеся «пишут заявление о приёме на работу». В паспортном отделе Администрации посёлка учащиеся заполняют бланки заявлений на замену паспорта или прописку. В кабинете завхоза школы старшеклассники оформляют расписку на получение хозяйственного инвентаря, столярных инструментов и др. А у завуча по воспитательной работе составляют расписку на получение денег для покупки сувениров к празднику, получение музыкальной аппаратуры для проведения классного мероприятия и т. д. Оформляют печатные объявления к предстоящим праздникам или мероприятиям в школе.

Проведение подобных практических занятий позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень, а также даёт возможность учащимся накапливать свой жизненный опыт в сфере обращения с деловыми бумагами и развивает их коммуникативные навыки.

А завершая курс обучения в специальной (коррекционной) школе, учащиеся вместе со свидетельством об окончании школы получают и свою тетрадь по деловому письму, которая является для них своеобразным справочником и в дальнейшем используется в жизни.

Т. О., обучение деловому письму содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.

Выступление

на школьных педчтениях по теме:

«Работа по развитию навыков делового письма

у старшеклассников С(К)ОУ на уроках русского языка”

Докладчик:

С. Ш. Окулова, учитель русского языка

ВСКОШИ

февраль 2014 г.

Похожие:

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” icon“Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка...
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз»

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconВ программу обучения включено освоение грамматики английского языка,...
В нашем постоянно развивающимся мире, как никогда, важны навыки письменного делового общения. А так как мировым языком международных...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconЛекция 10. Теория и методика обучения связной речи
Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconУрок русского языка в 5 классе тема «как писать письма»
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconФормирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся...
На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconМетодическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся...
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,...

Статья Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)оу на уроках русского языка” iconУрок русского языка (развития речи) в 5 классе. Тема : Письмо
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск