Скачать 54.2 Kb.
|
Статья «Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)ОУ на уроках русского языка” Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека. Вхождение в мир взрослой жизни заставляет выпускников коррекционной школы быть достаточно подготовленными к самостоятельной жизни, в том числе, в умении ориентироваться в деловых бумагах, с которыми придётся сталкиваться в разных сферах жизнедеятельности, что является необходим требованием времени. Будут ли поступать выпускники в профессиональные учебные заведения или устраиваться на работу, получать или менять паспорт на новый, переводить деньги или отправлять бандероль, заказное письмо и т. п., они вынуждены обращаться к деловым бумагам. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Но многолетний опыт моей работы в коррекционной школе показывает, что без специальной тренировки в их оформлении умственно отсталые учащиеся оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ученик зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т. д. Тема «Деловое письмо» является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как их возможности излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов. К тому же, предусмотренное программой русского языка в коррекционной школе количество часов на изучение делового письма, довольно незначительное, что затрудняет отрабатывать практические навыки в оформлении деловых бумаг. А также нет и специальных учебных пособий для учащихся. Поэтому в старших классах, особенно в выпускном 9-ом классе, я стала проводить еженедельную работу по деловому письму и учащиеся получают представление о видах деловых бумаг: личные документы официального характера (заявление, автобиография, расписка, доверенность, объяснительная записка, объявление). Общим для них является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. И деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения (заполнение бланков на посылку, денежный перевод, бланки по платежам за коммунальные услуги, телеграмма, поздравительная открытка, письмо). В свои уроки по данной теме включаю специально разработанные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующие социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся. Так в 9-ом классе все ранее изученные деловые бумаги неоднократно повторяются учащимися, но в разных вариантах заданий, что способствует лучшему усвоению каждой деловой бумаги и уверенности в их самостоятельном оформлении. Это обеспечивает реализацию принципа многократности повторения, присущего коррекционным школам для детей с нарушением интеллекта. С этой целью мною разработана рабочая тетрадь «Деловое письмо» для учащихся 9 класса, в которой представлены виды коррекционных заданий по основным деловым бумагам. На протяжении всего учебного года учащиеся работают с этой тетрадью. Знакомя с новым видом деловой бумаги или закрепляя написание, обязательно учитывается сфера её применения, выявляются обязательные элементы, специфичные только для данного документа, и верность отбора и использования необходимых языковых средств. На этапе самостоятельного составления документов я и предлагаю вариативность коррекционных заданий различной степени сложности. Например: тема «Объявление» Задание. Дополни недостающую информацию в объявлениях, запиши верный вариант. Объявление В воскресенье в актовом зале школы состоится праздничный вечер. Администрация школы Объявление Утеряны водительские права. Вознаграждение гарантируется. Задание. Составь текст объявления о поиске работы. Тема: «Расписка» Задание. Прочитай текст расписки. Исправь допущенные неточности. Запиши верный вариант. Расписка. Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета биологии. Сидорова Для закрепления навыков работы с деловой бумагой и формирования навыков делового общения провожу практические уроки, на которых с учащимися пишем и отправляем письма, поздравительные открытки, составляем телеграммы, заполняем бланки почтовых переводов и других отправлений; составляем расписки, объяснительные, различные заявления и т. п. А уроки с использованием ролевой игры, прежде всего, связаны с поступлением в учебные заведения профессионального обучения, работой и трудоустройством и другими жизненно необходимыми ситуациями. Так, например, нами разыгрываются «Приём на работу», «В приёмной комиссии», «На почте», «Поздравительная открытка», «Оформляем доверенность» т. д. Работа по развитию деловой речи имеет своё продолжение в системе внеклассной работы: проводятся экскурсии в Центр занятости населения, в профессиональный лицей, на Почту. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни. Но для учащихся с нарушением интеллекта, как подтверждает практика, необходимы ещё и специально организованные занятия в реальных условиях. С этой целью я стала проводить практические занятия с выходом в места ближайших социальных объектов, моделируя жизненные ситуации. И, прежде всего, используем территорию школы. Например, в школьном отделе кадров, а затем и в ближайшем детском саду, учащиеся «пишут заявление о приёме на работу». В паспортном отделе Администрации посёлка учащиеся заполняют бланки заявлений на замену паспорта или прописку. В кабинете завхоза школы старшеклассники оформляют расписку на получение хозяйственного инвентаря, столярных инструментов и др. А у завуча по воспитательной работе составляют расписку на получение денег для покупки сувениров к празднику, получение музыкальной аппаратуры для проведения классного мероприятия и т. д. Оформляют печатные объявления к предстоящим праздникам или мероприятиям в школе. Проведение подобных практических занятий позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень, а также даёт возможность учащимся накапливать свой жизненный опыт в сфере обращения с деловыми бумагами и развивает их коммуникативные навыки. А завершая курс обучения в специальной (коррекционной) школе, учащиеся вместе со свидетельством об окончании школы получают и свою тетрадь по деловому письму, которая является для них своеобразным справочником и в дальнейшем используется в жизни. Т. О., обучение деловому письму содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности. Выступление на школьных педчтениях по теме: «Работа по развитию навыков делового письма у старшеклассников С(К)ОУ на уроках русского языка” Докладчик: С. Ш. Окулова, учитель русского языка ВСКОШИ февраль 2014 г. |
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз» | Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | ||
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы» | В нашем постоянно развивающимся мире, как никогда, важны навыки письменного делового общения. А так как мировым языком международных... | ||
Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи... | Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,... | ||
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками... | ||
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,... | Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |