Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет) Санкт-Петербургский филиал Финуниверситета Программа учебной практики
ПМ 01, ПМ 05
Рабочая программа для обучающихся по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
по программе базовой подготовки Квалификация выпускника
Бухгалтер
Санкт-Петербург
2015
Рабочая программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базисного учебного плана Организация разработчик: Санкт-Петербургский филиал государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Разработчик: Трибусян Т.Г., преподаватель
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией Экономики и бухгалтерского учета
Протокол № ______ от «____» _____________2015 г.
Председатель цикловой комиссии _____________________ Т.Г. Трибусян
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебная практика студентов организуется в соответствии с учебным планом и Положением об организации и проведении учебной и производственной практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования1 в Финансовом Университете, утвержденное приказом Финуниверситета от 21 января 2015г. № 0040/о.
Задачей учебной практики по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является освоение таких видов профессиональной деятельности как «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», т.е. получение первичных профессиональных умений и навыков; подготовка студентов к осознанному и углублённому изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности; систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности. 2. РУКОВОДСТВО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ 1. Руководство учебной практикой от образовательного учреждения осуществляется преподавателями, назначенными распоряжением директора филиала.
Руководитель практики от учебного заведения:
устанавливает связь с руководителями практики от организации;
разрабатывает тематику индивидуальных заданий для студентов;
проводит консультации со студентами перед направлением их на практику с разъяснением целей, задач и содержания практики;
проводит индивидуальные и групповые консультации в ходе практики;
проверяет ход прохождения практики студентами, выезжая на базы практики;
оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к отчету по практике;
контролирует условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми.
2. Организация, участвующая в проведении практики, предоставляет рабочие места практикантам, назначает руководителя практики от организации.
Руководитель практики от организации, участвующей в проведении практики:
проводит инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации;
обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее программе;
оказывает помощь в правильном составлении всех документов, предусмотренных программой;
проверяет дневники практикантов и выполнение ими правил внутреннего распорядка организации, где студент проходит практику;
осуществляет руководство по составлению студентами отчетов о прохождении практики;
по окончанию практики составляет подробную характеристику на студента, в которой отражает результаты закрепления и углубления знаний и умений, формирования общих и профессиональных компетенций, приобретение им практического опыта по обработке первичных бухгалтерских документов.
3. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
Студенты при прохождении практики обязаны:
- своевременно и в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;
- соблюдать трудовую и служебную дисциплину;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организациях;
- строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
- выполнить программу практики и выполнить индивидуальное задание;
- проявлять высокую организованность;
- вести дневник, кратко занося в него выполненную за день работу;
- четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителей практики от филиала и организации, творчески относиться к выполнению полученных заданий;
- собрать необходимые материалы для написания курсовой работы или дипломной работы, для отчета по практике;
- подготовиться к зачету по практике.
После окончания практики студент обязан в течение 3 дней представить руководителю практики от филиала следующие документы:
направление на практику;
характеристика (см. приложение 2);
аттестационный лист;
календарный план график прохождения практики (см. приложение3);
дневник практики (см. приложение 4);
приложения.
Студент обязан в течение 3 дней после окончания практики сдать зачет по практике (защитить отчет по практике в форме зачета). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Формой отчетности студента по учебной практике является письменный отчет о выполнении работ, свидетельствующий о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, формировании общих и профессиональных компетенций, освоении профессионального модуля.
Отчет по практике состоит из письменного изложения выполненных работ и документов подтверждающих выполнение содержания программы учебной практики. Он должен содержать не менее 15 листов машинописного текста (не включая документы), выполненного через 1,5 интервала 14 шрифтом TNR.
Письменный отчет о выполнении работ включает в себя следующие разделы:
титульный лист (см. приложение 1);
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
Практическая часть отчета по практике включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения выполненных заданий по разделам курса.
Работа над отчетом по учебной практике должна позволить руководителю оценить уровень развития общих, а также профессиональных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля и установленных ФГОС СПО по конкретной специальности, или рабочей программой профессионального модуля.
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Студент в соответствии с графиком защиты практики защищает отчет по практике. При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики, правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы. 5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие общие компетенции (ОК):
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7.
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Студентам в период прохождения учебной практики необходимо ознакомиться с:
организационной структурой организации, организационно-правовой формой предприятий, страховых компаний (организаций), банков или других учреждений (организаций);
особенностями деятельности экономических и финансовых служб, а также должностными инструкциями их персонала;
функциями, предусмотренными квалификацией бухгалтер;
основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия (организации) в отчетном и предыдущем году, их оценкой;
видами деятельности, осуществляемыми субъектом хозяйствования;
содержанием Устава, учредительного договора и нормативными документами по функционированию организации.
Характеристика профессиональной деятельности студента в процессе практики:
место структурного подразделения, в котором проходила практика, в системе управления организации, в т.ч. взаимосвязь с другими подразделениями, основные функции;
нормативно-методическая регламентация работы подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции, система материального поощрения и другие организационно-распорядительные основы);
взаимосвязи между специалистами внутри структурного подразделения, их основные функции;
особенности организации труда (условия труда, нормирование, оплата, система стимулирования);
характеристика рабочего места студента в процессе практики (должность, функции, требования к выполняемым работам, их трудоемкость, уровень технического, программного, информационного, методического оснащения и т.п.);
характеристика основных полученных практических навыков;
разработка предложений по повышению эффективности функционирования структурного подразделения на основе выявленных особенностей, тенденций, резервов его работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной практики
Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:
учебная литература по осваиваемым профильным дисциплинам;
нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику студент;
методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;
устав, учредительный договор и нормативные документы по
функционированию организации;
формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению;
должностные инструкции персонала организации (предприятия).
Дисциплина «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»
Глава 1 Основы бухгалтерского учета имущества организации
Тема 1.1 Организация работы с документами
Требования к знаниям: знать понятие документооборота, основные правила ведения бухгалтерского учета в области документирования всех хозяйственных действий и операций.
Требования к умениям: уметь организовывать документооборот; разбираться в номенклатуре дел.
Тема 1.2 План счетов бухгалтерского учёта
Требования к знаниям: знать сущность и значение бухгалтерских документов; формы и реквизиты документов; прием и регистрация документов.
Требования к умениям: уметь заполнять первичные бухгалтерские документы с применением программы «1С: Бухгалтерия 8».
Учебная дисциплина «Введение кассовых операций»
Глава 1. Проведение операций с денежными средствами и ценными бумагами, оформление документации
Тема 1.1. Осуществление операций с денежными средствами и ценными бумагами, оформление кассовых документов.
Требования к знаниям: знать нормативное регулирование кассовых операций; новый порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами; порядок установления и соблюдения лимита денежных средств в кассе; порядок применения и заполнения первичной учетной документации по учету кассовых операций,
Требования к умениям: уметь рассчитывать и устанавливать предприятию лимиты остатка кассы, оформлять кассовые операции, заполнять первичные документы: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер.
Тема 1. 2. Осуществление операций с денежными средствами, оформление кассовых документов с применением контрольно-кассовых машин
Требования к знаниям: знать порядок приема и выдачи наличных денег.
знать порядок ввода в эксплуатацию и регистрация контрольно-кассовых машин, правила эксплуатации контрольно-кассовых машин.
Требования к умениям: уметь заполнять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
Раздел 2. Ведение кассовой книги на основе приходных и расходных документов, оформление кассовой отчетности и передача денежных средств инкассаторам
Тема 2.1. Порядок оформления кассовой книги, составление кассовой
Требования к знаниям: знать порядок ведения кассовой книги; порядок ведения книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств код 0310005; порядок приема, проверки и обработки кассовых документов.
Требования к умениям: уметь заполнять кассовую книгу, вести регистры синтетического учета по счету 50, составлять акт инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
Тема 2.2. Порядок передачи денежных средств инкассаторам
Требования к знаниям: знать заполнение кассовой книги; методики заполнения регистров синтетического учета по счету 50, Положения ЦБ России от 24.04.2008 г. № 318 – П.
Требования к умениям: уметь заполнять препроводительную ведомость, накладную, копии препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью.
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Санкт-Петербургский филиал Финуниверситета
ОТЧЕТ
по учебной практике
по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (по отрослям) Студента группы____________________ Форма обучения _____________________
(Ф.И.О.) ____________________________________
(Подпись) Руководитель производственной практики (преддипломной) от Финансового Университета (Должность, научная степень) (Ф.И.О.) ____________________________________
(Подпись) Руководитель производственной практики (преддипломной) по месту прохождения практики
(Должность, научная степен ( если есть)
(Ф.И.О.) ____________________________________
(Подпись) (М.П.)
Санкт-Петербург
2015
Приложение2
(на фирменном бланке организации)
Характеристика
Руководителя производственной практики
по месту прохождения практики. Заполняет руководитель ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Руководитель
производственной практики
по месту прохождения практики ______________________________________________
(Должность, научная степень) ______________________________________________
(Ф.И.О.)
_____________________________
(дата, подпись) М.П.)
Приложение3
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (ГРАФИК)
прохождения учебной практики в _________________________________________________________________
(Полное наименование организации)
№
| Этапы и разделы практики
| Управление, отдел
| Выполняемая работа по должности
| Продолжительность в днях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 4
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ Студент __________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Группы _________________
Форма обучения _________________
Направляется для прохождения практики в
_________________________________________________________________
(Полное наименование организации) 1. Календарные сроки практики
По учебному плану
Очная (Заочная) форма _________2015г .- _________2015 г.
Дата прибытия на практику "_____"___________________ 2015 г.
Дата выбытия с места практики "_____"___________________ 2015г.
2. Руководитель практики от Финансового Университета
Должность _______________________________________________________
Научная степень __________________________________________________
Фамилия _________________________________________________________
Имя______________________________________________________________
Отчество _________________________________________________________
3. Руководитель практики по месту прохождения практики
Должность _______________________________________________________
Научная степень __________________________________________________
Фамилия _________________________________________________________
Имя______________________________________________________________
Отчество _________________________________________________________ Подпись_________________________
(М.П.)
Приложение5
Ежедневные записи студента по практике
Дата
| Описание работы, выполненной студентом
| Отметка руководителя
| 1
| 2
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|