Вопрос № 9. Индивидуальный номер участника 21 стр.1
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
В соответствии со статьей 196 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Товары, указанные в п. 1 ст. 196 ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем до:
помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров или реимпорта;
приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 ТК ТС;
помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств – членом таможенного союза;
обращения в собственность государства – члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
фактического ввода с таможенной территории таможенного союза;
отнесения отходов, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования; признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Согласно статье 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрены основания для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
- таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
- лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом.
- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Из условий вопроса следует, что в феврале 2013 года все необходимые платежи выплачены и два седельных тягача являются выпущенными для свободного обращения.
ООО «Мега-Логистик» обратилось в органы Федеральной таможенной службы РФ за выдачей ПТС на седельные тягачи.
Совместным приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о паспортах транспортных средств).
Вопрос № 9. Индивидуальный номер участника 21 стр.2 Пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств предусмотрены случаи, когда ПТС выдаются таможенными органами, а именно:
- после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;
-при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников;
- в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Статьей 204 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, выдача паспорта транспортного средства является следствием завершения таможенного декларирования транспортного средства и выпуска его в свободное обращение.
В данном конкретном случае, обязанность выдачи ПТС у таможенного органа наступила в феврале 2013 года.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее - Правила взимания утилизационного сбора).
Данное постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 01.09.2012 и обязанность по уплате утилизационного сбора у лиц, возникла с 1 сентября 2012 года.
Пунктом 10 Правил взимания утилизационного сбора предусмотрено, что отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании неуплаты утилизационного сбора) проставляется в бланке паспорта транспортного средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и в паспорте самоходной машины и других видов техники - в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил взимания утилизационного сбора установлено, что для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:
а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам;
б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Правил взимания утилизационного сбора).
Платежные документы об уплате утилизационного сбора ООО «Мега-Логистик» не представлены, в связи с чем, таможенный орган правомерно отказал в выдаче ООО «Мега-Логистик» паспортов транспортного средства на седельные тягачи.
Вопрос № 9. Индивидуальный номер участника 21 стр.3 Кроме того, довод ООО «Мега-Логистик» о том, что Общество не обязано уплачивать утилизационный сбор, так как положения о его уплате начали действовать лишь с 01.09.2012 года не может быть принят как правомерный.
Так, ни выдача паспорта транспортного средства, ни порядок уплаты утилизационного сбора не регулируются нормативными актами в области таможенного дела. Как указывалось выше, выдача ПТС регулируется совместным приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, которым утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, а уплата утилизационного сбора Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 24.1). То есть нельзя применить довод о том, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, ухудшающие положение лиц, не имеют обратной силы, если это прямо не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами. |