Руководство для прохождения Пропедевтической практики по фармацевтической технологии Пропедевтическая практика по фармацевтической технологии является одной из ступеней в подготовке провизора. Знания и умения, приобретаемые студентами на практике, создают необходимый фундамент для изучения этой профильной дисциплины, определяющей содержание практической деятельности провизора-технолога.
Во время прохождения пропедевтической практики в течение 1 недели, студенты должны ознакомиться с работой аптечных учреждений, приобрести некоторые практические навыки, связанные с операциями по изготовлению лекарственных препаратов по рецептам. При выполнении всех видов работ, предусмотренных программой, студент использует знания, полученные при изучении дисциплин 1, 2 и 3-го курсов (физики, латинского языка, аналитической и органической химии, фармакогнозии и др.).
Учебно-методическое и организационное руководство пропедевтической практикой студентов осуществляется преподавателем кафедры, ответственным за проведение практики. Студенты, окончившие фармацевтическое училище или фармацевтическое отделение медицинских училищ, а также имеющие удостоверение младшего фармацевта, освобождаются от работы в аптеках.
Иностранные студенты отрабатывают пропедевтическую практику в полном объеме на общих основаниях. После прохождения практики студент должен уметь:
выполнять требования приказа по созданию необходимого санитарного режима аптеки (приказ №309);
проводить влажную уборку производственных помещений аптеки;
обрабатывать (мыть, сушить, стерилизовать) аптечную посуду;
дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов, по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями;
упаковывать и оформлять к отпуску лекарственные препараты;
рассчитывать допустимые отклонения в массе и объеме лекарственных препаратов;
проводить фармацевтическую экспертизу прописи рецепта (выбор формы рецептурного бланка, правильность его заполнения, проверка норм единовременного отпуска, разовых и суточных доз) с использованием НД.
После прохождения практики студент должен знать:
санитарные требования, предъявляемые к производственным помещениям, оборудованию и их обработке; личной гигиене сотрудников; режиму дезинфекции и стерилизации; обработке аптечной посуды, резиновых и полиэтиленовых пробок, алюминиевых колпачков;
правила по технике безопасности при санитарной обработке производственных помещений и аптечной посуды; проведении фасовочных работ; работе с веществами сп. А и Б.
правила дозирования лекарственных веществ и препаратов по массе, объему и каплями;
правила упаковки и оформления препаратов к отпуску;
требования к организации работ по изготовлению лекарственных препаратов в ассистентской комнате;
санитарные требования к получению, сбору, хранению и подаче воды очищенной на рабочие места;
санитарные требования при изготовлении лекарственных препаратов в условиях асептики;
структуру Государственной фармакопеи, общих и частных статей;
порядок выписывания рецептов на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков; важнейшие рецептурные сокращения;
предельно допустимые для выписывания количества лекарственных средств на рецепт;
порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях;
правила хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств (ядовитых, сильнодействующих, наркотических, пахучих, красящих, огне- и взрывоопасных и т.д.).
Основные виды работ, которые студент должен выполнить для достижения цели практики и примерное распределение времени (в днях) на выполнение каждого вида работ приводится ниже. Кроме того, в помощь студенту сформулированы основные цели и задачи практики.
Таблица 1
План-график распределения рабочего времени студентов в аптеке
Наименование работ
| Рабочие дни
| Знакомство с аптекой и организацией производственного процесса в ней, инструктаж по технике безопасности. Изучение приказов №305, 309, 214, 110, 308
| 1
| Реализация требований санитарного режима по обработке производственных помещений и аптечной посуды (мойка, сушка, стерилизация аптечной посуды, укупорочных и вспомогательных материалов)
| 1
| Дозирование лекарственных веществ и препаратов по массе (порошки, мази, вязкие жидкости). Упаковка и оформление их к отпуску.
| 1
| Дозирование лекарственных препаратов по объёму. Упаковка и оформление их к отпуску.
| 1
| Оформление отчетной документации и утверждение её в аптеке (подписать у руководителя от аптеки дневник по пропедевтической практике и проставить печать на титульном листе дневника и путевке)
| 1
|
Основные виды работ Общее знакомство с аптекой. Знакомство с аппаратурой. Обработка, мойка, сушка и стерилизация посуды. Знакомство с устройством весов и разновесами. Освоение техники взвешивания. Развеска и упаковка порошков. Фасовка порошков внутриаптечной заготовки.
Отмеривание жидких препаратов, процеживание, фильтрование, укупорка и оформление жидких лекарств. Фасовка жидких лекарств внутриаптечной заготовки с помощью дозаторов.
Знакомство с асептическими условиями приготовления глазных и инъекционных лекарств (в случае наличия асептического блока в аптеке), с аппаратурой для фильтрования и стерилизации. Фасовка глазных капель, их укупорка и оформление.
Оформление необходимой документации и сдача зачета. Выполняя определенные виды работ пропедевтической практики, перечисленные выше, студенту необходимо руководствоваться следующими задачами и краткими рекомендациями к их выполнению, а именно:
Ознакомится с техникой безопасности в аптечном учреждении.
Ознакомиться с помещениями аптеки и их назначением, уделив внимание, в первую очередь, рецептурно-производственному отделу (ассистентской, дефектарской, материальной и другим комнатам). В ассистентской комнате необходимо обратить внимание на оформление штангласов с препаратами различных групп (списка «А» и «Б»), их хранение, расположение на вертушках, на организацию работ по изготовлению фасовки, контролю качества лекарственных препаратов. В дневнике сделать краткий конспект по данному пункту;
Ознакомиться со штатом аптеки, обратив внимание на наименование должностей, основные функции работников;
Ознакомиться с путями продвижения рецептов в аптеке от их поступления до выдачи приготовленного препарата, обратив внимание на формы бланков, правильность оформления рецептов в соответствии с приказом №110;
Научиться обрабатывать, мыть, сушить, стерилизовать посуду, укупорочный и вспомогательный материал. Перед выполнением этих видов работ необходимо ознакомиться с инструкциями, методическими указаниями и приказами (№214, 309). В дневнике следует описать методику обработки посуды, применяемую в данной аптеке, указать емкость флаконов, штангласов, которые используются в аптеке, их окраску, перечислить укупорочный материал, привести перечень аппаратов и приспособлений, применяемых для мойки, сушки, стерилизации (с указанием наименований и типов аппаратов);
Ознакомиться с аппаратами для получения воды очищенной и воды для инъекций, условиями их получения, сбора, хранения, организацией подачи воды очищенной на рабочие места. В дневнике указать типы аппаратов и зарисовать схему устройства одного из дистилляторов;
Ознакомиться с устройством приборов, применяемых для дозирования веществ по массе и отметить это в дневнике;
Научиться взвешивать на ручных и других видах весов сухие, жидкие, густые и вязкопластичные вещества. При выполнении этого раздела необходимо главное внимание уделить развеске порошков, правильному подбору упаковки и маркировки. Следует обратить внимание на то, что вязкие жидкости (жирные, минеральные масла, глицерин и др.) отвешивают с помощью рецептурных весов в предварительно стерилизованные широкогорлые склянки, а вязкопластичные массы (густые экстракты, вазелин, ланолин и др.) на бумажные капсулы (из фильтровальной, парафинированной или пергаментной бумаги). В дневнике следует кратко описать выполненные вами действия;
Научиться формовать суппозитории из приготовленных фармацевтом масс (в случае если в аптеке изготавливают суппозитории). При этом следует научиться выкатывать из массы суппозиторный брусок, разделять его на дозы, сформовать из каждой дозы свечи. При возможности необходимо ознакомиться с приготовлением суппозиториев путем выливания в формы, а на заключительных стадиях принять участие в этой работе. Необходимо научиться завертывать свечи в бумагу, упаковывать их в бумажные коробочки. В дневнике следует кратко описать выполненные вами действия;
Научиться отмеривать жидкие лекарственные средства и вспомогательные вещества с помощью аптечной бюретки, аптечной пипетки, мерных цилиндров и других измерительных приспособлений. При этом следует ознакомиться с устройством аптечных бюреток (с двухходовым краном, с диафрагменным краном), бюреточной установки, аптечной пипетки. Следует также принять участие в фасовке жидких лекарственных средств с помощью дозаторов жидкости. При этом необходимо ознакомиться с типами дозаторов, имеющимися в аптеке, принципами их работы. В дневнике следует дать перечень всех типов дозаторов и зарисовать схемы аптечной бюретки (одного типа), аптечной пипетки и дозатора жидкости (одного типа);
Научиться правильно осуществлять выбор флаконов по объему и цвету в соответствии с объемом лекарственного средства и свойствами лекарственных веществ, подбирать пробки, оформлять флаконы к отпуску, укупоривать металлическими колпачками под обкатку (в случае изготовления лекарственных препаратов в асептических условиях);
Ознакомиться с организацией асептических условий, в которых изготавливаются глазные, инъекционные препараты и препараты с антибиотиками. Необходимо обратить внимание на то, в каких помещениях изготавливаются эти лекарства, какой санитарный режим, способы обеззараживания воздуха, посуды, вспомогательных материалов, на личную гигиену персонала, работающего в данных условиях. В дневнике следует перечислить те аппараты и приборы, которые применяются в аптеке для стерилизации, фильтрации, контроля качества лекарственных препаратов, изготовляемых в асептических условиях;
Принять личное участие в фасовке, укупорке глазных капель и других лекарственных средств внутриаптечной заготовки, научиться их правильно оформлять в зависимости от их назначения основными этикетками («Наружное», «Внутреннее», «Глазные капли» и др.) и дополнительными (с учетом свойств лекарственных веществ, агрегатного состояния и т.п.).
В дневнике следует приклеить все образцы используемых в аптеке этикеток.
Обязанности студента в период прохождения пропедевтической практики
Для прохождения практики в аптечных учреждениях студент должен иметь медицинскую книжку.
Получить на кафедре у преподавателя путевку для прохождения практики, первая половин путевки остается в аптеке, вторая возвращается на кафедру с указанием сроков нахождения студентов в аптеке и его характеристикой.
В первый день практики явиться к руководителю аптеки (заведующему или его заместителю), сдать путевку, показать медицинскую книжку и приступить к работе, имея при себе шапочку, халат и сменную обувь.
Работать по расписанию смен. Продолжительность рабочего дня 5 часов при шестидневной и 6 часов при пятидневной неделе. Из этого времени один час отводится на оформление дневника. Время прихода и ухода студента фиксируется в дневнике.
Выполнять указания фармацевта и провизора, связанные с производительной деятельностью, соблюдать технику безопасности.
Правильно использовать и содержать в надлежащем порядке и чистоте весо-измерительные приборы, фасовочные приспособления, оборудование аптеки. Студент несет ответственность за санитарное состояние рабочего места.
Оформлять дневник ежедневно по окончании рабочего дня, отражая в нем выполненную работу, подписывать его у руководителя от аптеки и оставлять в аптеке в специально отведенном месте.
Правила ведения дневника Дневник является официальным отчетным документом студента. Титульный лист дневника представлен в приложении (1).
Приложение 1
(Титульный лист дневника)
дневник
По пропедевтической практике по курсу фармацевтической технологии в аптечном учреждении
(Фамилия, имя, отчество) , студента медицинского факультета ……………..группы « » специальность «Фармация»
Место проведения практики (наименование аптеки)
.
Время прохождения практики с « »по « » 200 г.
После титульного листа в дневнике должен быть приведен график работы, который ведется ежедневно по схеме:
Дата
| Время работы
| Вид работы
| Подпись руководителя практики от аптеки и/или преподавателя кафедры
|
|
|
|
|
На следующих страницах дневника в произвольной форме записываются все виды выполненных работ за смену, правила техники безопасности, рецепты, рисунки, схемы и т.д. (смотри задачи и краткие рекомендации к их выполнению представленные выше): Все записи должны быть четкими, аккуратными и отражать работу, выполненную студентом лично.
При выполнении фасовочных работ правильно записывать состав лекарственного средства на латинском языке с указанием доз. Следует кратко описать выполненную лично операцию в технологическом процессе приготовления лекарственного препарата, форму упаковки, оформление лекарственного средства к отпуску (все виды этикеток приклеить в дневнике). В отношении использованных в работе приборов и аппаратов следует руководствоваться указаниями раздела «задачи практики и краткие рекомендации к их выполнению». Схемы приборов и аппаратов должны быть выполнены четко. На рисунках следует обозначить основные детали (части) приборов и аппаратов. Дневник подписывается студентом и преподавателем, ведущим практику. Отчетность по пропедевтической практике
Сразу же по окончании практики студент должен представить на кафедру следующую документацию:
Отзыв-характеристику (путевку) и дневник, заверенный подписью руководителя аптеки и печатью.
После сдачи документации, собеседования с преподавателем кафедры, написанием теста на положительную оценку в зачетную книжку студента проставляется «зачтено».
|