ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор школы № 34
Протокол № 7 ____________В.К. Антипин
от 06.04.2015 г. Приказ 68 от 06.04.2015 г.
Приложение к Уставу школы
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) о портфолио обучающегося (далее - Портфолио) является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 34 г. Томска в процессе освоения ими основных образовательных программ (далее - ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Уставом МАОУ СОШ № 34;
основной образовательной программой (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования;
локальными нормативными актами ОУ:
Положение о порядке проведения промежуточной аттестации МАОУ СОШ №34;
Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости обучающихся МАОУ СОШ № 34;
Положением о внутришкольном контроле.
В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:
портфолио обучающегося - комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося в урочной и (или) внеурочной деятельности;
технология портфолио - педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;
индивидуальное образовательное достижение обучающегося - результат освоения обучающимся ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющий личную значимость для обучающегося;
единица Портфолио - элемент Портфолио, подвергающийся учету и накоплению (приложение 1 к Положению);
данные Портфолио - информация, основанная на учете единиц Портфолио;
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования;
ВШК - внутришкольный контроль;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
УУД - универсальные учебные действия.
Целями Портфолио являются:
реализация права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования;
привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам детей, вовлечение в сотрудничество с учителем и учащимися;
организация сбора информации о динамике продвижения обучающегося в урочной и внеурочной деятельности; содействие процессу ВШК;
обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части содержания образования, его влияния на личностное развитие обучающихся;
установление степени соответствия фактически достигнутых обучающимися образовательных результатов планируемым результатам образовательных программ;
оптимизация ВСОКО и развитие информационной открытости 00.
1.5. Ежегодные отчеты классных руководителей (приложение 2 к Положению) в части реализации технологии Портфолио являются одним из средств учета иконтроля качества образовательного процесса вМуниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 34 г. Томска. 2.Организационный порядок Портфолио
Портфолио является неотъемлемой составляющей образовательной системы ОО.
Ведение Портфолио - обязанность обучающихся, закрепляемая ООП.
Учащиеся начальных классов заполняют Портфолио под руководством педагога (классного руководителя) согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении.
Учащиеся 5-11-х классов заполняют Портфолио самостоятельно, согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении.
Портфолио оформляется на срок, равный сроку реализации ООП каждого из уровней общего образования.
Классный руководитель консультирует по мере необходимости учащихся в части оформления Портфолио и его содержимого, а также осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио.
Классный руководитель оказывает возможную посредническую помощь при возникновении у учащегося затруднений в части получения тех или иных подтверждений его индивидуальных образовательных достижений.
Классный руководитель осуществляет необходимое взаимодействие с родителями по вопросам Портфолио: ежегодно в сентябре проводит тематическое родительское собрание; разрабатывает и реализует график индивидуальных консультаций для родителей; систематизирует и учитывает в своей работе индивидуальные возможности и потребности родителей (законных представителей) обучающихся, способствующие оптимизации технологии Портфолио.
2.9. Сводная итоговая ведомость портфолио выпускников основной школы заполняется классным руководителем по материалам, представленным обучающимися с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы на бланке установленного образца (приложение № 3).
2.10.Сводная итоговая ведомость портфолио оформляется по заявленному выпускником профилю (профилям).
2.11.Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора, курирующим профильное обучение.
Классный руководитель и заместитель директора несут ответственность за достоверность сведений, входящих в сводную итоговую ведомость портфолио и определение итогового балла.
Сводная итоговая ведомость портфолио выпускника основной школы заверяется подписью директора школы и печатью общеобразовательного учреждения.
Исправления в бланке сводной итоговой ведомости портфолио не допускаются.
Сводная итоговая ведомость портфолио выдается выпускнику одновременно с аттестатом об основном общем образовании.
Ежегодно, в сроки, определяемые заместителем руководителя по УР, классный руководитель заполняет отчетную форму согласно приложению 2 к Положению. Классный руководитель несет ответственность за достоверность информации, представленной в указанном отчетном документе.
Заместитель руководителя по УР и заместитель руководителя поBP организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио.
Директор школы обеспечивает нормативно-правовую базу технологии Портфолио; устанавливает обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе в технологии Портфолио.
3. Структура Портфолио
3.1. Структура Портфолио обязательна для соблюдения всеми обучающимися.
3.2. Структура Портфолио представлена следующими блоками:
«Личная информация»;
«Олимпиады»;
«Проекты и исследования»;
«Творчество».
Каждый блок имеет самостоятельные разделы (приложение 1). Согласно указанной структуре обучающимися оформляется содержание и осуществляется пополнение Портфолио.
Блок «Личная информация» содержит следующую минимальнуюинформацию об обучающемся: фамилия и имя, год рождения, класс. Обучающийся вправе указывать в блоке «Личная информация» иные сведения о себе.
3.4. Структура Портфолио является механизмом упорядочивания информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся и не может быть изменена в процессе заполнения обучающимися Портфолио.
4. Порядок учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио
Учет индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио осуществляется с использованием балльно-рейтинговой методики, при которой каждая из единиц портфолио имеет свой балл и соответствующий рейтинг (приложение 1).
По результатам анализа Портфолио проводится годовой рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, ОО. Победители поощряются. Соответствующая информация размещается на сайте ОО.
Данные Портфолио по блокам «Проекты и исследования» и «Творчество» выступают одним из средств психолого-педагогической оценки достижения учащимися личностных образовательных результатов освоения ООП в части программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для учащихся начальных классов), программы социализации и воспитания обучающихся (для учащихся 5-11-х классов).
Данные Портфолио по блокам «Олимпиады», «Публикации» и «Проекты и исследования» обобщаются и учитываются при оценке достижения учащимися метапредметных образовательных результатов освоения ООП в части программы формирования и развития УУД учащихся,
Данные Портфолио не подвергаются обязательному переводу в традиционную отметочную шкалу.
В случае если та или иная единица Портфолио отражает образовательные результаты обучающегося, тесно связанные с его учебной деятельностью в рамках учебного плана, педагог вправе поставить обучающемуся традиционную отметку и зафиксировать ее в соответствующем разделе классного журнала.
По письменному заявлению родителей данные портфолио могут быть включены в характеристику обучающегося, выдаваемую ему в случае перехода в другую ОО.
Данные Портфолио являются основанием для психолого-педагогических рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по вопросу выбора направления внеурочной деятельности, а также прочих рекомендаций, способствующих личностному самоопределению обучающегося.
4.9. Спорные ситуации ведения учащимися Портфолио и учета единиц Портфолио решаются комиссией по урегулированию конфликтов и споров ОО в присутствии классного руководителя обучающегося.
5. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников, обучающихся, родителей, администрации ОО.
Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления ОО и указанных в п. 5.1. представительных органов.
Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения органами, указанными в п. 5.1., и утверждаются приказом руководителя ОО.
Внесенные изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом принятия решения о внесении изменений.
Приложение 1
Балльно-рейтинговая система учета данных Портфолио
Характер документирования единицы Портфолио
| Единица Портфолио
| Уровень индивидуального опыта обучающегося
| Рейтинг в баллах
| 1
| 2
| 3
| 4
| Публикации
| Документ, подтверждающий публикацию материалов обучающегося в информационно-аналитических, научно-популярных и прочих изданиях
| Справка-подтверждение и (или) копия изданного (опубликованного) материала
| Школьный
| 1
| Муниципальный
| 3
| Региональный
| 5
| Всероссийский
| 10
| Итого*:
| 19
| Максимальный балл по блоку:
| 50
| Олимпиады
| Документ, подтверждающий, что обучающийся стал призером / победителем Всероссийской олимпиады школьников
| Грамота, диплом, сертификат
| Школьный
| 1/2
| Муниципальный
| 3/5
| Региональный
| 5/7
| Всероссийский
| 9/15
| Международный
| 15/25
| Итого:
| 33/54
| Максимальный балл по блоку:
| 100
| |