Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
| РАССМОТРЕНО на муниципальном экспертном совете управления образования администрации Старооскольского городского округа
Протокол от «27» июня 2013 г.
| ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методические рекомендации)
-
Составители:
| Устюгова И.А., директор МБОУ «ЦПМСС»
Григорович М.В., заместитель директора МБОУ «ЦПМСС»
| Рецензенты:
| Палашева И.И., заместитель директора по УВР СОФ ГАОУ НИУ «БелГУ»,
кандидат педагогических наук;
Сухогузова И.Г., заместитель директора МБОУ «ЦПМСС»
|
Старый Оскол
2013
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………………….3 Раздел 1. Формы учета деятельности и отчетности социальных
педагогов образовательных учреждений ……………………………………………5 Раздел 2. взаимодействие общеобразовательного учреждения
с различными структурами Старооскольского городского округа……………… 16
Раздел 3. Социально - педагогическое сопровождение неблагополучной семьи …………………………………………………….………27 Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение
проблемной семьи ……………………………………………………………………39 Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении...46 Раздел 6. Социально-педагогическое сопровождение детей,
находящихся под опекой и попечительством……………………………………… 54 Раздел 7. Социально-педагогическое сопровождение
детей-инвалидов ……………………………………………………………………...64 Раздел 8. Социально-педагогическое сопровождение подростков,
вступивших в конфликт с законом…………………………………………………. 71
Пояснительная записка
(Рассмотрены на заседании муниципального методического объединения социальных педагогов общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа, протокол № 3 от 30 января 2013 г.)
Организация комплексного социально-педагогического сопровождения обучающихся в контексте внедрения ФГОС второго поколения в образовательных учреждениях является необходимым условием, обеспечивающим достижение обучающимися личностных результатов развития на начальной, основной и старшей ступени обучения.
Целью социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении является создание оптимальных условий для позитивной социализации ребенка.
Цель данных методических рекомендаций – методическое обеспечение деятельности специалистов по организации социально-педагогического сопровождения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также их семей.
Нормативно-правовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении являются
Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую заботу и помощь.
Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) определяющая основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении 1. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
Реализация мероприятий, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
Профилактика жестокого обращения с детьми, преодоление семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание реабилитационной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
2. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей. Задачи:
Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.
Развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Проведение мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.
3. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Задачи:
Обеспечение гарантии прав ребенка на получение социальной и психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.
Раздел 1. Формы учета деятельности и отчетности социальных педагогов образовательных учреждений
Основой организационно-методической, отчетной и рабочей документации социального педагога образовательного учреждения являются имеющиеся в настоящее время нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.
Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.1992г. "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996г. №12- ФЗ).
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.1998г. Одобрен Советом Федерации 09.07.1998г.
Приказ от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009г. №593. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.03.2010г. № 209 (зарегистрирован Минюст России от 26.04.2010г. №16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановление государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 .
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р 2О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
Социальный педагог образовательного учреждения организовывает и ведет учет проводимой работы по следующим формам:
I. Организационно-методическая документация:
Положение о социально-психологической службе (разрабатывается образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней).
Должностная инструкция социального педагога (разрабатывается образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней).
График работы социального педагога (Приложение 1.1).
Циклограмма рабочего времени социального педагога (Приложение 2.1).
II. Рабочая и отчетная документация:
План работы социального педагога образовательного учреждения (Приложение 3.1).
Статистический отчет и проблемно-ориентированный анализ деятельности социального педагога за учебный год (Приложения 4.1, 5.1); (предоставляется в срок не позднее 25 мая в МБОУ «ЦПМСС»).
Журнал учета групповых форм работы (Приложение 6.1).
Журнал консультаций социального педагога (Приложение 7.1).
Карты социально-педагогического сопровождения.
Карты социально-педагогического сопровождения включают в себя информацию по следующим категориям:
неблагополучные семьи (раздел 3);
проблемные семьи (раздел 4);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (раздел 5);
дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды и обучающиеся на дому) (раздел 6);
дети, лишенные родительского попечения (раздел 7);
подростки, вступившие в конфликт с законом (раздел 8).
Приложение 1.1 «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № _______
_____________________ Ф.И.О.
«….»__________________ 20___г. ГРАФИК РАБОТЫ
социального педагога МБОУ СОШ № ___
на 20__ - 20__ учебный год ______________
День недели/ общее время работы
| Часы
консультативного приема
обучающихся, родителей и педагогов
| Часы
организационно-методической работы
| Понедельник
|
|
| Вторник
|
|
| Среда
|
|
| Четверг
|
|
| Пятница
|
|
|
Социальный педагог _____________________Ф.И.О. Примечание. Рабочее время социального педагога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю (рекомендуемое распределение рабочего времени: 24 часа практических + 12 часов организационно методических).
Приложение 2.1
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № _______
_____________________ Ф.И.О.
«….»__________________ 20___г. ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ
социального педагога МБОУ СОШ № ___
на 20__ - 20__ учебный год ______________
-
День
недели
| Работа с участниками образовательного процесса
| Методическая работа
| Общее кол-во в день
| Время
работы по видам д-сти
| Виды (направления) деятельности
| Кол-во
часов
| Время работы по видам д-сти
| Виды (направления) деятельности
| Кол-во
часов
| Понедель-ник
|
|
|
|
|
|
|
| Вторник
|
|
|
|
|
|
|
| Среда
|
|
|
|
|
|
|
| Четверг
|
|
|
|
|
|
|
| Пятница
|
|
|
|
|
|
|
| Суббота
|
|
|
|
|
|
|
| Итого количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса
|
| Итого количество часов методической работы
|
| Кол-во в неделю
|
Приложение 3.1
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № ___
________________ Ф.И.О.
«….»______________ 20___г.
План работы
социального педагога _______________________________
( Ф.И.О.)
на 20___ - 20 ___ учебный год
Цель работы:
Задачи:
Приоритетные направления работы:
Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей.
Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей.
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-педагогическое сопровождение детей, лишенных родительского попечения.
Социально-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом.
Просвещение и профилактика.
Взаимодействие с различными структурами Старооскольского городского округа.
Методическая работа.
Направление деятельности
| Мероприятия
| Срок исполнения
| 1 . Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей
| 1.1. Выявление неблагополучных семей
Корректировка списков неблагополучных семей, вовлечение детей из неблагополучных семей в систему дополнительного образования
| Сентябрь
| 1.2. Обследование жилищно-бытовых условий жизни неблагополучных семей предоставление актов обследование ЖБУ в УО
| Октябрь
Март
| 1.3. Индивидуальная работа с неблагополучными родителями по результатам обследования ЖБУ
| Ноябрь
| 1.4. Организация занятости детей из неблагополучных семей в период зимних каникул
| Декабрь
| 1.5.Педагогический рейд по неблагополучным семьям
| Январь
| 1.6. Заседание СПШ «Работа с неблагополучными семьями»
| Февраль
| 1.7. Организация летнего отдыха детям из неблагополучных семей
| Апрель
| 1.8.Совещание при директоре по результатам работы с неблагополучными семьями
| Ноябрь
Май
|
Социальный педагог____________________
Приложение 4.1 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № __» Статистический отчет
по итогам работы социального педагога МБОУ СОШ № _____ (Ф. И. О.)
в 20___ - 20___ учебном году.
№ п/п
| Наименование деятельности
| Количество детей из категории
| ВШК
| ОДН
| Неблагоп.
| Проблем.
| Опекаем.
| Инвал.
| 1.
| Проведение обследования
(кол-во детей / посещений)
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Оказание соц. помощи:
- государственные учреждения (УСЗН);
|
|
|
|
|
|
| -общественные организации (ОКК);
|
|
|
|
|
|
| - -льготное питание в школе;
|
|
|
|
|
|
| бесплатный проезд детей;
|
|
|
|
|
|
| бесплатные путевки в санатории;
|
|
|
|
|
|
| бесплатные путевки в школьный оздоровительный лагерь;
|
|
|
|
|
|
| благотворительные школьные акции.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| У Устройство подростков для дальнейшего обучения:
- в ПТУ;
- в ОСОШ.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Трудоустройство подростков в летний период
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Занятость во внеурочной деятельности (кружки, секции)
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Участие в школьных, городских мероприятиях
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Предоставление материалов на КДН:
- по инициативе школы;
- по запросу КДН.
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Оформление документации:
- по лишению родительских прав;
- по ограничению родительских прав;
- по оформлению опеки.
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Результаты социально-педагогического сопровождения за год:
- поставлено на учет;
- снято с учета;
- изменилась ситуация в семье (положительная динамика);
- снизились пропуски занятий без уважительной причины.
|
|
|
|
|
|
|
10. Проведение пед.рейдов:
По семьям (кол-во пед.рейдов) ____________________________________________________
Выявлено неблагополучных семей ________________, проблемных семей________________
В места скопления подростков (кол-во пед.рейдов) ___________________________________
Выявлено (количество асоциальных случаев / число подростков): драки - ________________, употребление спиртных напитков - __________, курение в общественных местах - ______.
По учреждениям культуры и отдыха (кол-во пед.рейдов) ______________________________
Выявлено (количество асоциальных случаев / число подростков): драки - ________________, употребление спиртных напитков - ________, курение в общественных местах - ________. 11. Количество преступлений за учебный год __________________________________________
кол-во лиц, совершивших преступления ____________________________________________
Количество правонарушений за учебный год _______________________________________
кол-во лиц, совершивших правонарушения __________________________________________ 12. Количество выступлений на (указать кол-во и темы):
общешкольных родительских собраниях
1. ____________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
классных родительских собраниях ____________________________________________________
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
пед.советах 1._________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
совещаниях при директоре 1._________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
МО классных руководителей 1._________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
классных часах 1.________________________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
13. Проведение индивидуальных бесед, консультаций
Объект беседы
|
Проблематика бесед, консультаций
|
| Проблемы с учебой
| Проблемы с воспитанием
| Посещаемость занятий
| Конфликтная ситуация
| Профилактика правонарушений
| Профилактика вредных привычек
| Профессиональное и жизненное самоопределение
| Охрана и защита прав детей
| Другое
| ИТОГО:
| Учащиеся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Родители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Групповая работа проводимая соц.педагогом по утвержденной программе _________ групп, в них детей _____________ название программы (с указанием направленности) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Всего за год: кол-во семей, с которыми велась работа __________, кол-во детей __________, из них первичных приемов __________ семей __________ детей
Социальный педагог (______________________)
Приложение 5.1
Аналитический отчет
о деятельности социального педагога МБОУ СОШ № __
в 20__-20__ учебном году
Достигнутые цели и задачи деятельности социального педагога за отчетный период.
2. Приоритетные направления работы.
3. Тема самообразования.
4. Выявленные проблемы социально-педагогической деятельности.
5. Пути решения выявленных проблем.
6. Участие (выступление) в конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.
№ п/п
| Уровень и название (тема) мероприятия
| Тема выступления
| Дата мероприятия,
место проведения
|
|
|
|
|
7. Публикации.
№ п/п
| Название публикации
| В каком сборнике опубликована /название СМИ
| Дата публикации (в т.ч. планируемая дата в федеральных СМИ)
|
|
|
|
|
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д., результативность.
9. Результативное участие обучающихся в конкурсах под руководством социального педагога
10. Педагогическая активность социального педагога (руководство м/о, творческая группа, совет общественности, член комиссии и т.д.)
11. Запрос социального педагога на оказание методической помощи в следующем учебном году. Социальный педагог (Ф.И.О.)
Дата _____
Приложение 6.1
Журнал учета групповых форм работы
социального педагога общеобразовательного учреждения
Содержание:
Групповая просветительско-профилактическая работа с обучающимися.
Групповая просветительско-профилактическая работа с родителями.
Групповая просветительско-профилактическая работа с педагогами.
Групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися (при условии реализации).
Групповая просветительско-профилактическая работа с обучающимися.
№
п/п
| Дата, время
| Класс
| Мероприятие
| Форма и тема выступления
| Кол-во
участников
| Примечание
| 1
| 01.10.13
9.00-9.45
| 5 «А»
| Классный час по теме «__»
| Дискуссия по теме «__»
| 25
| Занятие №1 программы «_»
|
Групповая просветительско-профилактическая работа с родителями.
№п/п
| Дата, время
| Мероприятие
| Форма и тема выступления
| Кол-во
участников
| Примечание
| 1
| 18.09.13.
18.00-20.00
| Общешкольное родительское собрание по теме «__»
| Выступление по теме «__»
| 120
| Текст выступления в папке «__»
|
Групповая просветительско-профилактическая работа с педагогами.
№п/п
| Дата, время
| Мероприятие
| Форма и тема выступления
| Кол-во
участников
| Примечание
| 1
| 31.08.13
9.00-12.00
| Педагогический совет по теме «__»
| Выступление по теме «__»
| 48
| Текст выступления в папке «__»
|
Групповые коррекционно-развивающие занятия
Класс_______
№п/п
| Список класса/группы
| Дата, отметка о присутствии
| Дата
время
| № Занятия, программа, тема
| Примечания
| 1
|
| 09.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7.1 Журнал консультаций социального педагога
№
п/п
| Ха-рак-тер
к-и
| Дата, время
| Ф.И.О. родителя/
педагога
| Ф.И.О.
ученика
| Класс
| Категория
| Повод обращения
| Выявлен-ные
проблемы
| Рекомендации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания. 1. Данную форму журнала необходимо располагать в альбомной ориентации листа так, чтобы графы «Выявленные проблемы» и «Рекомендации» находились на правой стороне от корешка журнала.
2. В графе «Характер консультации» необходимо указать первичная консультация или повторная. Если повторная консультация, то возможно указания номера консультаций с данным клиентом.
3. В графе «Категория» необходимо указать категорию учащегося, если таковая имеется. Возможны следующие категории: ребенок-инвалид (И), ребенок с ОВЗ (ОВЗ), ребенок «группы риска» (ГР), дети, лишенные родительского попечения (ДЛРП), ребенок из социально-неблагополучной семьи (СНС), одаренный ребенок (ОР) или другие.
4. В графе «Повод обращения» возможно указание следующих проблемы: связанные с обучением (О), связанные с воспитанием (В), связанные с поведением (П), эмоциональные проблемы (Э), детско-родительские отношения (ДРО) или другие.
Раздел 2. Взаимодействие общеобразовательного учреждения с различными структурами Старооскольского городского округа
|