Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006


НазваниеЕ. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006
страница1/11
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Е. В. Мигунова
Организация театрализованной

деятельности в детском саду

Великий Новгород

2006

Федеральное агентство по образованию

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Е. В. Мигунова

Организация театрализованной

деятельности в детском саду

Великий Новгород

2006
ББК 74.100.551я73 Печатается по решению

М 57 РИС НовГУ

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Пчелинцева

Мигунова Е.В.

М 57

Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.



Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса «Организация театрализованной деятельности в детском саду», включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология», примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.100.551я73

© Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого, 2006

© Е.В. Мигунова, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как сред­ства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества (Приложение 1).

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста

в театрализованной деятельности

В современной психологии и педагогике отмечается вли­яние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеаль­ного плана сознания, преодоление познавательного эгоцент­ризма, интериоризацию социальных требований, нравствен­ных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру (в определении Д.Б.Эльконина), ко­торая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном от­ношении деятельности, в которой дети допускают руко­водство взрослого, не замечая его, поскольку желание по­играть в сказку огромно, доставляет радость и удив­ление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) (Приложение 2).

Значение и специфика театрального искусства заклю­чаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воз­действии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де­тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго­гики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен­ности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организа­ция которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитыва­ется психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешни­ми, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию ус­пешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Рассмот­рим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по разви­тию дошкольников (И.Г.Вечканова).

Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.За­порожец, Я.3.Неверович). В них, с одной стороны, от­ражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.

Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

В определенный момент эсте­тическое восприятие дает толчок развитию познаватель­ной деятельности ребенка, поскольку художественное про­изведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художе­ственный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев).

Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя актив­ность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.За­порожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.). Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персо­нажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театра­лизованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребен­ком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому за­рождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или сочувствие, содей­ствие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).

Современные тех­нологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моде­лями и т. д. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый). Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей орга­низует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в ко­торых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств.

В педагогической литературе театрализованная игра рас­сматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, ко­торое опирается, прежде всего, на его наглядные представ­ления.

Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимос­тей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отноше­ния к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важ­ных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моде­лирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение види­мого и смыслового поля (Л.С.Выготский). Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира (М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман). Особен­ность игры состоит в том, что она представляет собой во­ображение в наглядно-действенной форме: ребенок, ис­пользуя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним призна­кам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на заме­щение формируется умение применять «опредмечиваю­щий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуа­цию, например, при сочинении сказок (И.Г.Вечканова).

При использовании наглядной модели возможно фор­мирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.

Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагаю­щей обобщенное воспроизведение последовательности дей­ствий, выражающих ее социальную суть.

Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка от­деляется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театра­лизованной игре - кукла или костюм. В этом зак­лючается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышле­нием, оторванным от «реальной ситуации» (Л.С.Выготский).

Реальные отношения — также структурный компонент игры представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрос­лым как возможным организатором и партнером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной зара­нее заданным жестким содержанием. Реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстни­ками (Н.С.Пантина, Л.М.Шипицына). В функции реаль­ных отношений входит планирование сюжета, распределе­ние ролей, игровых предметов, контроль и коррекция вы­полнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение (А.В.Запорожец, С.Н.Карпов). Реальные отно­шения играют существенную роль в развитии коммуника­тивной и социальной компетентности ребенка, в его нрав­ственном развитии. Феномен «заигрывания» является пока­зателем развития ситуационного уровня замещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ре­бенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувство­вать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов (Л.Г.Стрел­кова). Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и кон­фликтных ситуациях, создание условий для усвое­ния в процессе театрализации новых способов взаимодей­ствия со сверстниками в психологически благоприятной ат­мосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).

Развитие у ребенка способности к успешному разреше­нию проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, по­вышает степень социальной и когнитивной компетентно­сти ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности (А.В.Запорожец, О.А.Карабанова). Смысл деятельности, эмоциональ­ность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной кор­рекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.3.Неверович).

По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельнос­ти детей позволяет изучить факторы, способствующие из­менению эмоциональной регуляции ребенка, выявить осо­бенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чув­ство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмо­циональное благополучие воспитанника.

Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пан­томима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выде­лим различие сюжета и содержания игры (Д.Б.Эльконин). Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизво­дится в театрализованной игре. Содер­жание игры то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

Учеными разработаны тесты и критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сфор­мулированы параметры диагностики и развития эмоцио­нальной сферы у детей в процессе специально органи­зованного общения с использованием игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эс­тетическом воспитании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникнове­ние образов (Н.А.Ветлугина, Л.Г.Стрелкова). В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой офор­мляется предметно-игровая среда. Поскольку при постанов­ке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и от­ражает объекты моделируемой реальности (К.С.Станислав­ский). Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации (А.Н.Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова). Установлено, что воспро­изведение и на его основе творческое воображение гораз­до легче проявляется в игре, чем в изобразительной дея­тельности.

Театрализованные игры включаются и в про­цесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается мате­матическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализованная игра используется на за­нятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Менджерицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлуги­на), где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опо­средствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведе­ниями, которые затем можно театрализовать.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Вопросы:

  1. Каково значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника?

  2. Приведите примеры взаимосвязи театрально-игровой деятельности с другими видами деятельности дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:

Составьте каталог методической литературы, статей журнала «Дошкольное воспитание» по данной теме за последние семь лет.

Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.

  2. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

  5. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

  6. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание.-М., 2002.

  7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

  8. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психол. труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1.

  9. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.

  10. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

  12. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

  13. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

  14. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.

  15. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconДеловой коммуникации в профессиональной деятельности Великий Новгород 2008
Учебно-методические комплекс деловой коммуникации в профессиональной деятельности / О. Ю. Машина; Нов гу им. Ярослава Мудрого. Великий...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconЕ. В. Мигунова изучение курса
Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении [Текст]: учеб метод пособие; Новгородский государственный...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconВижен-Софт: Питание в детском саду
Программный продукт «Вижен-Софт: Питание в детском саду» разработан согласно СанПиН 4 3049-13 и соответствует всем требованиям, предъявляемым...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconЯрослава мудрого Великий Новгород 200 9
Текст] : сборник статей / сост. Г. А. Федотова; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород,...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconПамятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду,...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconОрганизация питания и контроль
В детском саду имеется отдельный пищеблок, соответствующий требованиям СанПиН 4 2660 – 10

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»
...

Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2013 г. Удк...
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск