Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7


НазваниеУчебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7
страница1/12
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

РОССИИ

___________________________

Учебное пособие

Москва

«Альтаир»

2010

УДК 349.6(470)(075)

ББК 67.407 Я 7

Э 40


Рецензенты:

Негосударственное (частное) образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной аттестации в строительстве и ЖКХ»,

Велиева Д.С., к. ю. н., доцент, зав. кафедрой конституционного права ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина».


Одобрено:

Учебно-методической комиссией юридического факультета ФГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».


Устьянцева О.В.

Э 40 Экологическое право России: учебное пособие.

М.: «Альтаир», 2010. – 180 с.

ISBN 978-5-9999-0521-5

Представленное учебное пособие «Экологическое право России» подготовлено на основе анализа российского экологического законодательства. Учебное пособие включает краткий теоретический обзор основных институтов экологического права, а также контрольные вопросы и тестовые задания.

Издание предназначено для использования в учебном процессе в рамках системы профессионального и высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий и экологических служб, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и экологической безопасности.

УДК 349.6(470)(075)

ББК 67.407 Я 7

ISBN 978-5-9999-0521-5

© Устьянцева О.В.

© Саратовский госуниверситет, 2010.

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации

ВК РФ   Водный кодекс Российской Федерации

ГрадК   Градостроительный кодекс Российской Федерации

ГК РФ   Гражданский кодекс Российской Федерации

ЗК РФ   Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ЛК РФ   Лесной кодекс Российской Федерации

НК РФ   Налоговый кодекс Российской Федерации

ТК РФ   Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ   Уголовный кодекс Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее и будущее человечества неразрывно связано с состоянием окружающей среды. Интенсивное развитие общества привело к усилению проблем в экологической сфере, поэтому вопросы охраны окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности выходят на первый план, и настоятельно требуют новых подходов к их решению.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. В условиях возрастания экологической напряженности правовая защищенность интересов человека и окружающей среды наиболее полно раскрывается в системе экологического права, которое представляет собой динамически развивающуюся отрасль российского права.

В учебном пособии освещены предмет и метод правового регулирования, объекты и система, принципы экологического права, а также организационно-правовой и экономико-правовой механизмы охраны окружающей среды. Правовые вопросы охраны окружающей среды рассмотрены в отношении земель, недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира, лесов. Для закрепления и контроля полученных знаний самостоятельно или с помощью преподавателя в структуру учебного пособия включены контрольные вопросы и тестовые задания. В разделе «Список рекомендуемой литературы» содержится перечень нормативных правовых актов, а также научных статей и теоретических разработок последних лет, что дает возможность анализировать современные проблемы экологического права.

Автор выражает надежду, что предлагаемое учебное пособие будет полезно при решении проблемных вопросов, возникающих в сфере экологического права. Однако следует подчеркнуть, что глубокие теоретические знания и практические навыки нельзя наработать в процессе использования только учебной литературы, для этого необходимо изучение значительного объема нормативных правовых актов, материалов судебной практики, монографической литературы.

1. Экологическое право   комплексная отрасль российского права.

Экологическая функция государства в условиях кризиса.

Прогрессирующая урбанизация, увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду, истощение природной среды обостряют экологические проблемы, которые подготавливают экологический кризис. Экологическая проблема – отражение противоречий, возникающих в системе связей общества с природной средой, на человеке и условиях его жизнедеятельности1. Экологические проблемы оцениваются в разных масштабах: глобальные и локальные. В настоящее время особое внимание уделяется следующим проявлениям экологической проблемы: кислотные осадки; разрушение почв, опустынивание; дефицит чистой питьевой воды; исчезновение многих видов флоры и фауны; изменение климата; повышение уровня воды в морях и океанах; разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы; усложнение получения энергии из традиционных горючих ресурсов вследствие их истощения2. Важным для понимания состояния напряженной экологической ситуации является понятие экологического кризиса   нарушение равновесия в экологических системах и в отношении человеческого общества с природой3. Это напряженное состояние взаимоотношений человека и природы, но обратимое в том случае, если антропогенная нагрузка будет уменьшена. Иначе экологический кризис перейдет в экологическую катастрофу с необратимыми изменениями, способными привести к гибели всего живого на планете.

Концепция современного правового государства предполагает регулируемые взаимоотношения с гражданами, направленные на обеспечение общественных потребностей, включает экологическую программу, где определена ответственность правового государства перед человеком и обществом за обеспечение экологического благополучия жизни и здоровья настоящего и будущих поколений людей. Экологическую функцию государства можно рассматривать как сосредоточение и использование механизмов власти в целях охраны био- и социообеспечивающих факторов жизнедеятельности людей и их общностей, поддержание и развитие экологических отношений общества. Реализуется в интересах экономически и политически господствующих социальных сил, общества в целом4. Это приоритетные направления деятельности государства, включающие в свое содержание обеспечение здоровой окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, укрепление экологического правопорядка, обеспечение экологической безопасности. Данная функция получает развитие в Конституции РФ и современном российском законодательстве.

Государственная экологическая политика – деятельность государства для достижения стратегической цели – сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны5.

Экологическая доктрина РФ является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику РФ, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период. Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Основными направлениями признаются обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды6.

Новая государственная экологическая политика строится с учетом современных моделей цивилизационного развития. Ее разработка продиктована рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро, 1992г. Важной темой данной конференции явилось совершенствование осмысления взаимосвязи международных экономических и экологических проблем. Связующим звеном мирового сообщества и развития цивилизации призвана стать концепция устойчивого развития – система взглядов на глобальное развитие, как всего мирового сообщества, так и отдельных его частей и отдельных государств7. Признание получили следующие принципы устойчивого развития: экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню; экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость; равенство без экономического развития есть нищета для всех; экология без права на действие становится частью системы порабощения; право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению8.

Итоговыми документами международной конференции явились:

  Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Документ провозглашает основные социально-экологические принципы, имеющие определяющее значение для государства и мирового сообщества в целом (о правах человека, роли женщин, молодежи и местных общин в освоении окружающей среды; об устойчивом развитии; о необходимости поддержания мира и мирного решения споров; о политике государств и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов).

  «Повестка дня на XXI век». Документ включает следующие разделы: социальные и экономические аспекты, сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития, укрепление роли основных групп населения, средства их осуществления.

Концепция устойчивого развития развивается в российском законодательстве на основе Указа Президента РФ от 4 февраля 1994г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»9 и Указа Президента РФ от 1 апреля 1996г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»10.

Разрешение национальных экологических проблем современного российского общества неразрывно связано с правовым обеспечением экологической безопасности населения. Закон РФ от 5 марта 1992г. «О безопасности»11 определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Безопасность   состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ст. 13 закрепляет экологическую безопасность в качестве вида безопасности, следовательно, угроза экологической безопасности представляется как угроза национальной безопасности. В 1997г. утверждена Концепция национальной безопасности РФ, где были сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ12. Концепция национальной безопасности РФ   система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В 2009г. утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года в качестве официально признанной системы стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу13.

В ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды»14 формулируется понятие экологической безопасности   состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Указанную категорию можно трактовать в широком понимании как экологическую безопасность человека и других объектов (общество, государство). Это состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан; материальных культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф15.

Для решения экологических проблем необходимо формирование ценностного эколого-юридического мировоззрения. Экологическое мировоззрение – это система взглядов и представлений, исходящая из признания исчерпаемости природных ресурсов, из убеждения в необходимости осуществления таких взаимоотношений общества с природой, которые сохраняли бы жизне- и социообеспечивающие функции последней16. Научной основой могут служить концепция и теория создания ноосферы, разработанные известным ученым В.И. Вернадским. Это учение о переходе человечества на ноосферный путь развития Разума как объективная необходимость его выживания. Автор обосновал, что человеческая деятельность становится основным трансформирующим фактором развития активной оболочки Земли и необходимо совместное изучение общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Это возможно в том случае, когда основные процессы биосферы будут управляться Разумом. Появится возможность: предвидеть последствия жизни на планете Земля от взаимодействия человека и природы; разработать способы предотвращения негативных последствий такого взаимодействия17.

Экологическое право как отрасль права.

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой и ее отдельными компонентами. В данном определении указывается на то, что экологическое право, являясь крупным подразделением системы права:

  • носит комплексный характер. Это объясняется тем, что данная отрасль включает в себя ряд самостоятельных отраслей права (земельное, водное, лесное, горное, фаунистическое и воздухоохранительное); использует как собственно экологические нормы, так и экологизированнные, т.е. включенные в другие отрасли российского права, как фундаментальные, так и производные. С.С. Алексеев в качестве комплексных выделяет «только такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и, не разрушая основную структуру права, существуют в виде вторичных правовых образований»18;

  • является самостоятельной отраслью права, которая обусловлена наличием собственного предмета правового регулирования (отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой и ее отдельными компонентами); отсутствием единого метода правового регулирования (имеет место комбинация методов); своеобразием объектов регулирования (окружающая среда в целом, отдельные ее компоненты); наличием собственных источников (экологическое законодательство) и специфических задач (сохранение окружающей среды, укрепление экологического правопорядка).

Предмет и методы правового регулирования.

Для разграничения норм права на отрасли применяются два критерия. Главным материальным критерием выступает предмет правового регулирования, под которым понимается круг общественных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Вопрос о предмете экологического права является одним из дискуссионных в юридической науке. Выделим две основные позиции. Сторонники первой рассматривают экологическое право в узком значении и относят к его предмету общественные отношения исключительно по охране окружающей природной среды. Представители второй   рассматривают экологическое право в широком значении и относят к его предмету общественные отношения по охране окружающей природной среды, использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов (общество, государство)19. Данная точка зрения представляется правильной, т. к. усиление экологической сферы в различных областях жизнедеятельности общества настоятельно требует правового регулирования.

В качестве формально-юридического (дополнительного) критерия используется метод правового регулирования, под которым понимается совокупность закрепленных в юридических нормах приемов и средств, способов воздействия на регулируемые отношения. Среди основных методов правового регулирования выделяют:

  • административно-правовой, предполагающий отношения власти и подчинения между субъектами, устанавливающий обязательные предписания, дозволения и запреты (например, обязательность государственной экологической экспертизы, применение мер юридической ответственности);

  • гражданско-правовой, базируется на основах гражданского законодательства, позволяет участникам экологических правоотношений выступать как равноправные субъекты и обладать свободой волеизъявления (например, инициатива организации общественного экологического контроля, отношения по распоряжению принадлежащим собственнику природным ресурсом).

В настоящее время используются оба метода правового регулирования, с преобладанием административно-правового в связи с тем, что охрана окружающей среды является составляющей государственной политики, а государство в лице специально уполномоченных органов обладает широким набором средств по ее обеспечению. Наряду с общеправовыми методами экологическое право применяет собственные методы. Так, по мнению Б.В. Ерофеева, в экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются и особенности данного объекта20.

Экологическое право имеет четкую внутреннюю организацию, состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Система экологического права представляется следующей: Общая часть, Особенная часть и Специальная часть.

Общая часть включает концептуальные положения, имеющие значение для экологического права в целом (предмет, методы правового регулирования; источники права; право собственности на природные ресурсы; государственное управление охраной окружающей среды; механизм охраны окружающей среды; юридическая ответственность за экологические правонарушения).

В Особенную часть входят нормы, институты и подотрасли, устанавливающие правовой режим объектов экологического права (правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий; правовое регулирование обращения с опасными веществами). Данный перечень не является исчерпывающим, т. к. в Особенную часть могут быть включены новейшие проблемы правовой охраны окружающей среды.

Специальная часть посвящена международно-правовым основам экологического права.

Принципы экологического права.

Принципы экологического права – это выраженные в нормах права, регулирующих экологические отношения основополагающие начала, ключевые идеи, определяющие и выражающие содержание отрасли.

Выделяются общеправовые принципы (законность, равенство перед законом, ответственность за вину, гласность) и отраслевые принципы. Исходные принципы экологического права базируются на конституционных нормах, в силу этого представляют собой предписания, обладающие наивысшей юридической силой (ст. ст. 1, 2, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 4, ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 15, 19, 36, 42, ч. 1 ст. 46, 58 Конституции РФ21).

В ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды» в ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды» сформулированы принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду. К ним относятся:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Указанные принципы являются основополагающими для всей системы экологического права.

Объекты экологического права.

Экологическое право как комплексная отрасль российского права характеризуется многообразием объектов.

К первой группе объектов относится окружающая среда. ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 1 широко трактует данный термин   совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом:

компоненты природной среды   земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект   естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект   природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект   объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 4 закреплено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Вторую группу объектов составляют природные ресурсы – живые и неживые ресурсы, находящиеся в земле (почве), на земле, в недрах, в воде и других природных объектах. Различают водные, земельные, лесные ресурсы, природные лечебные ресурсы, растительные ресурсы, ресурсы животного мира, ресурсы недр (минеральные ресурсы)22.

Земля – поверхность, охватывающая плодородный и иной прилежащий к поверхности слой почвы. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов. Понятие и состав земель регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001г23.

Недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовое регулирование охраны недр осуществляется Законом РФ от 21 февраля 1992г. «О недрах»24.

Воды – природный ресурс, находящийся в водных объектах. В соответствии с Водным кодексом РФ от 3 июня 2006г.25 под водными ресурсами понимаются поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Леса – природный ресурс, используемый и охраняемый в РФ как основа жизни и деятельности человека. Имеет важное экологическое, социальное и экономическое значение. Основным нормативным правовым актом в этой области является Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006г.26

Животный мир   является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995г. животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации27.

Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Правовые основы его охраны установлены ФЗ от 4 мая 1999г. «Об охране атмосферного воздуха»28.

В третью группу объектов входит экологическая деятельность, под которой понимается: 1) неотъемлемая часть процесса развития; 2) система действий в сфере «общество-природа», осуществляемых с определенной целью и в определенных формах29.

Вопросы для самоконтроля.

  • Охарактеризуйте экологическую функцию государства на современном этапе.

  • Дайте определение экологической безопасности.

  • Принцип устойчивого развития: понятие и реализация в РФ.

  • Расскажите об Экологической доктрине РФ.

  • Дайте определение экологического права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

  • Что является предметом экологического права?

  • Изложите методы правового регулирования.

  • Охарактеризуйте систему экологического права.

  • Раскройте содержание основных принципов экологического права, их соотношение с принципами охраны окружающей среды.

  • Перечислите объекты экологического права.


2. Источники экологического права.

Основные формы источников экологического права.

В качестве системообразующих признаков экологического права как самостоятельной комплексной отрасли права наряду с иными признаками общая теория права признает наличие экологического законодательства, систему его источников. Под источником права понимаются формы внешнего выражения правовых норм. Выделим основные формы источников экологического права: 1) нормативный правовой акт, 2) договор с нормативным содержанием, 3) правовой обычай.

1) нормативные правовые акты, являясь основной формой права в РФ, широко представлены в экологическом праве. Отличительными чертами является объективно выраженная, строго документальная форма, особый порядок издания, официальное опубликование. По юридической силе их можно подразделить на законы (на уровне РФ, ее субъектов) и подзаконные нормативные акты. Состав экологического законодательства имеет свои особенности.

Экологическое законодательство различают в двух значениях. В узком значении – отрасль российского законодательства, система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды. В широком значении – комплексная отрасль законодательства, система нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие экологические общественные отношения30.

Экологическое законодательство РФ составляют:

  природоохранительное законодательство – нормативные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды. К ним относятся ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды», ФЗ от 23 ноября 1995г. «Об экологической экспертизе»31, ФЗ от 9 января 1996г. «О радиационной безопасности населения»32, ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления»33 и др.

  природоресурсное законодательство – нормативные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов. К ним относятся Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г., Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г., Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006г., Закон РФ от 21 февраля 1992г. «О недрах» и др.

  нормативные правовые акты, содержащие экологизированные нормы права (нормы Гражданского кодекса РФ34, Уголовного кодекса РФ35, Кодекса РФ об административных правонарушениях36 и др.).

2) договор с нормативным содержанием – нормативное соглашение между несколькими субъектами права относительно установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей. Следует выделить международные договоры РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В международных документах закрепляются правовые основы обеспечения мирового экологического правопорядка. В данную группу входят источники международного права общего и специального характера, регулирующие экологические отношения (Всеобщая декларация прав человека 1948г.37, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г.38, Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992г.39).

Кроме того, данную группу составляют внутригосударственные договоры, заключаемые субъектами РФ в сфере охраны окружающей среды.

3) правовой обычай – исторически сложившееся и применяемое правило поведения, реализация которого обеспечивается силой государственного принуждения. Обычай признается вспомогательным источником права. Как непосредственный регулятор общественных отношений обычай в РФ используется редко, однако наиболее ярко раскрывается в системе экологического права. Так, ФЗ от 7 мая 2001г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»40 под обычаями малочисленных народов понимает традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни; устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. ФЗ от 20 декабря 2004г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»41 устанавливает в числе принципов учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов. Согласно ему им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения.

Судебный прецедент в регулировании общественных отношений.

Судебный прецедент – решение, вынесенное судом по конкретному делу, являющееся обязательным при разбирательстве аналогичных дел. Вопрос о признании данной формы в качества источника права является одним из дискуссионных в российской правовой доктрине. По мнению В.В. Петрова, решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений42.

Иную позицию выражает М.М. Бринчук. Он утверждает, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти дает основания для существования иной позиции. Ее суть – в признании судебной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти43. Приведенная точка зрения представляется более убедительной. Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Ст. 127 Конституции РФ установлено, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные судебные органы не наделены правотворческой функцией, их постановления источником права не являются. Руководящие постановления высших судебных органов издаются в целях единообразного понимания и применения норм права, служат для судей дополнительными ориентирами в вопросах применения норм права (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»44; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007г. № 4707/0745). Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ. Постановления Конституционного Суда РФ обладают юридической силой, в случае признания неконституционными они утрачивают силу либо перерабатываются (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004г. «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»46, Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»47). Таким образом, Постановления Конституционного Суда РФ можно отнести к источникам права.

Нормативные правовые акты.

Особое положение в системе федеральных юридических источников занимает Конституция РФ, предусматривающая ряд основополагающих положений в данной сфере.

Статья 9 Конституции РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма устанавливает требование по обеспечению рационального использования земли и других природных ресурсов и их охраны; и закрепляет многообразие форм собственности. Ст. 36 Конституции РФ определено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Устанавливая свободу собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего им имущества, введены ограничения   если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч. 3 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это конституционное положение имеет значение при информировании населения о наступлении экологически опасных ситуаций. Впервые на конституционном уровне закреплены экологические права человека. Ст. 42 Конституции РФ   каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Конституция РФ определила предметы исключительного ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) по вопросам в сфере охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»);

федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»);

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография (п. «р»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

разграничение государственной собственности (п. «г»);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д»);

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п «м»).

В соответствии со ст. 114 Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Конституционные положения получают более детальное развитие в законах и подзаконных нормативных актах.

В законах закреплены основы государственной экологической политики, они обладают крупной общественной значимостью, наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.

Особое место занимает ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Данный Закон заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.48

Структура ФЗ «Об охране окружающей среды».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие часть III москва Аквариус «ВитаПолиграф» 2010 удк 69 ббк 38. 2

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие издание второе, исправленное и дополненное москва...
Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч ред к пед...

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconУчебное пособие Москва Издательство Московского государственного...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100...

Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7 iconА. М. Шестерина Психология журналистики Учебное пособие Воронеж 2010 удк ббк
Шестерина А. М. Писихология журналистики / А. М. Шестерина. Воронеж: Изд-во Воронеж гос ун-та, 2010. … с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск